Сказка «Как Коза избушку построила»
Елена Беляева
Сказка «Как Коза избушку построила»
Как коза избушку построила
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт — и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать.
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали. Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла козак лесной яблоньке и говорит:
— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда-нибудь.
Пошла коза к ёлке:
— Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает ёлка. — Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Пошла коза с козлятами дальше.Увидела высокий дуб и говорит ему:
— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает дуб. — По осени жёлуди с меня упадут —твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине:
— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка всеми ветками,всеми листьями:
— Мои листики и днём и ночью шумят — твоим козляткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше.
Пришла к шиповнику:
— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
— Что ты, что ты, коза! Или не видишь?
Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к берёзе:
— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной твою избушку!
Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами
Фотоотчет тематического развлечения по пожарной безопасности «Как помогали Бабе Яге вернуть избушку» В настоящее время в дошкольных учреждениях стало актуальным проводить различные мероприятия по пожарной безопасности. В нашем детском саду.
Конспект занятия по развитию речи «Коза с козлятами» для детей младшей группы Тема: «Коза с козлятами» Задачи: продолжать знакомить с внешними признаками козы, козлят; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным.
Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.
Мастер-класс изготовления по мотивам народной куклы «Печальная коза Марфуша» Рада всем, кто заглянул ко мне на страничку в этот час! Спешу вновь вас рассмешить и порадовать! Как-то под вечер коза загрустила, Голову.
Мастер-класс «Коза из гофротрубочек» Сегодня хочу представить Вашему вниманию поделку Козы из гофротрубочек. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочки,.
Оформление выставки детских работ «Сказка, сказка, сказка…» В нашем замечательном дошкольном учреждении прошла тематическая неделя по сказкам. В каждой возрастной группе воспитатели, учителя-дефектологи,.
Рождественская обрядовая кукла «Коза» (мастер-класс) Рождественская обрядовая кукла «Коза» (мастер – класс) Дорогие друзья, доброе время суток. Сегодня я хочу вас познакомить с рождественской.
Сценарий праздника к Дню Мамы «Коза и семеро козлят» на новый лад Сценарий праздника к Дню Мамы «Коза и семеро козлят». Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами сценарием к Дню Мамы. Считаю,.
Зимняя подвижная игра «Коза рогатая» для детей младшего дошкольного возраста Цель: учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения. Материал: эмблемы с мордочкой козы для детей. Ход игры Воспитатель.
Презентация на тему kak koza izbushku postroila
Слайды и текст этой презентации
«Как коза избушку построила»
Выполнила: Даникова Н.В.
дидактические:
развитие речевых навыков
развитие навыка чтения
развивающие:
развивать навык анализа текста
развивать умение объяснять поступки героев
развивать умение сравнивать объекты, поступки
развивать коммуникативные навыки
воспитательные:
воспитывать понимание того, что в любой ситуации есть выход
развивать понимание того, что если ищешь помощи, то всегда ее найдешь
формировать понимание того, что человек вправе отказать
учить видеть за поступками мотивы, причины и их вероятный характер
учебник З.И. Романовской «Литературное чтение 1 класс
использование ПК и интерактивной доски
мяч
зеленые кружки для каждого ученика
Что значит «ложь» в пословице?
Ложь- значит вымысел, а это не плохо
«Как коза избушку построила»
«Как коза избушку построила»
«Как коза избушку построила»
«Как коза избушку построила»
«Как коза избушку построила»
Как вы думаете, где живет коза?
Что вы о ней знаете?
Как вы думаете, как живется козе?
Хотите узнать, правы вы или нет?
Чтение 1 части
Как же жилось козе?
Что бы вы посоветовали козе?
Хотите узнать, как поступила коза?
Чтение 2 части
Как вы думаете, в каком месте лучше строить избушку – на ровном лугу, или там, где деревья? Почему?
А хотите узнать, какое место захотела выбрать коза?
Чтение 3 части
Коза захотела построить избушку под деревом. Почему?
Как вы думаете яблонька разрешила?
Чтение 4 части (самостоятельно)
Как вы думаете, почему яблонька не разрешила?
Как бы вы ответили, если бы ваш друг попросил сесть с вами рядом, а стул оказался сломан?
Что ответила яблонька?
На самом деле, может быть, яблонька не хотела помочь козе?
А может она хотела, но боялась за козлят?
Как тогда она могла сказать?
Очень опасно, если яблоко упадет?
На самом деле, хотела ли яблонька помочь козе?
Чтение 5 части
Как вы думаете, что ответила елка?
Чтение 6 части
Может, она не хотела помочь козе?
Как тогда она могла сказать?
Как вы думаете, как поступит коза?
Чтение 7 части
Как вы думаете, что ответит дуб?
Чтение 8 части
Почему дуб не разрешил строить избушку?
Опасны ли для козлят маленькие желуди?
На самом деле хотел ли дуб помочь козе?
Как тогда он должен был сказать?
Как вы думаете, как поступит коза?
Чтение 9 части
Как вы думаете, что ответит осинка?
Чтение 10 части
Мешает ли спать шелест листвы?
Тогда почему осинка отказала?
Как она могла отказать?
Как поступит коза?
Чтение 11 части
Как вы думаете, что ответит шиповник?
Чтение 12 части
Почему шиповник отказал?
Действительно ли он беспокоился за козлят?
Что он мог предложить козе?
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»
Сказка «Как коза избушку построила»
Русская народная сказка «Как коза избушку построила» повествует о заботливой маме-козе и ее козлятах, уставших жить в доме старухи-говорухи. Светлая сказка учит ребенка исправлять дискомфортные условия жизни, не бояться перемен, не терять надежду и знать, что после многих «нет», наступает долгожданное «да». Сюжет закручен на целеустремленной козе, которая искала подходящее дерево, под которым можно построить домик. Равнодушные деревья долго не откликались, посылая козу к другому растению. Как вдруг, милосердная березка приютила семейство козлят.
Как коза избушку построила
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт — и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать.
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали. Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда-нибудь.
Пошла коза к ёлке:
— Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает ёлка. — Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:
— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает дуб. — По осени жёлуди с меня упадут —твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине:
— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка всеми ветками, всеми листьями:
— Мои листики и днём и ночью шумят — твоим козляткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше.
Пришла к шиповнику:
— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:
— Что ты, что ты, коза! Или не видишь?
Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к берёзе:
— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной твою избушку!
Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами
Занятие на тему «Как коза избушку строила»
специалист в области арт-терапии
Тема занятия: рассказываем сказку «Как коза избушку построила»
Воспитательные — продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох.
Развивающие — развивать слуховую и зрительную память детей.
вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза;
изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26);
изображения деревьев (см. рис. 39);
индивидуальные зеркала для каждого ребенка;
картинка «Деревья и листочки» (см. рис. 41 );
карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «коза», «козленок», «яблоня», «дуб», «осина», «шиповник», «береза»;
Организационный момент. Предложите детям отправиться в путешествие по лесу на лошадках. Попросите детей-лошадок ехать галопом, цокая копытцами. Останавливайтесь около деревьев, встречающихся на пути. Предложите детям их называть. Спросите: «В какой сказке вам уже встречались эти деревья?» («Как коза избушку построила».)
^ Рассказывание сказки. Предложите детям всем вместе рассказать сказку. Скажите, что вы начнете рассказывать сказку, а ребенок, на которого вы укажете рукой, продолжит рассказ.
Если детям трудно продолжить рассказ без наглядности, предложите сопровождать рассказ, выставляя на фланелеграф изображения соответствующих персонажей и деревьев по мере их появления.
Поставьте на пол вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза.
Если у детей возникает затруднение, то можно предложить повторить текст вместе с вами (сопряженно) или задайте наводящий вопрос, который поможет ребенку продолжить рассказ.
^ Запомни и повтори. Предложите одному из детей стать «козой», наденьте ему шапочку козы и посадите на пенек. Предложите детям назвать все деревья, которые коза с козлятами встретили на своем пути. Расскажите правила игры: «Я буду называть два дерева, а вы внимательно слушайте и запоминайте их названия. Потом назовите их козе.» Игру можно усложнить, предложив детям запомнить и повторить название трех деревьев, повстречавшихся козе в лесу.
^ Артикуляционная и мимическая гимнастика. Попросите детей вспомнить о характере старухи-говорухи (сердитая, всем недовольная старуха). Предложите детям взять индивидуальные зеркала и изобразить сердитую старуху-говоруху — сдвинуть брови, насупиться, выражение глаз суровое. Предложите по очереди показать всем, какая у него получилась старуха.
Вспомните с детьми, какая была коза (грустная). Предложите взять зеркало и изобразить грустную козу — вытянуть губы «трубочкой», тихо и длительно произносить звук [у-у-у].
Вспомните вместе с детьми, какие были козлята (веселые козлята). Попросите детей взять индивидуальные зеркала и изобразить веселого козленка — на губах улыбочка, глаза веселые.
Предложите детям сесть у большого зеркала и вместе со взрослым выполнить пантомиму по 2 раза. Попросите детей загибать по одному пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.
^ 5. Развитие зрительного внимания. Положите перед детьми картинку «Деревья и листочки» (см. рис. 41). Предложите назвать все изображенные на картинке
деревья. Рассмотрите листочки, упавшие с деревьев. Предложите детям вернуть листочки потерявшим их деревьям (березовый лист, дубовый, еловая ветка, лист яблони) — провести карандашом дорожку от листочка к дереву, которое этот листочек потеряло.
Для детей с более низким речевым развитием задание можно упростить. Предложите им найти «такой же» листочек на деревьях.
Покажите на картинке лист березы. Предложите всем детям найти на картинке лист березы. Спросите: «Какое дерево потеряло этот лист?» (Береза.) Предложите найти на картинке березу и подарить лист дереву — соединить карандашом дерево с листочком. Предложите детям выполнить остальные задания самостоятельно.
Если задание вызывает у ребенка затруднение, предложите провести по контуру листочка указательным пальцем, затем повторить движение с листочком, висящим на дереве.
^ Глобальное чтение. Проведите работу так же, как в занятии 1, только увеличьте количество карточек.
Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите детей.
^ Тема занятия: показываем сказку «Как коза избушку построила»
Предварительная работа: подготовьте мнемокарту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку.
Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).
Развивающие — продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.
поднос, 2 яблока, 2 шишки, 2 желудя (большие и маленькие);
карты «Какого дерева нет?» (см. рис. 42);
мнемокарта (см. рис. 43).
^ 1. Организационный момент. Предложите детям встать в круг. Прочтите рифмовку:
Встанем дружно мы в кружок,
Встанем мы тихонько.
Ждем, кто в гости к нам придет,
Кто подарки принесет?
Попросите детей пройти на носочках на ковер и тихонько сесть.
^ 2. Развитие тактильных ощущений. Вспомните вместе с детьми, какие деревья росли в лесу, через который шла коза с козлятками. Предложите вспомнить и рассказать о том, что эти деревья дарят людям и животным (яблоки, шишки, ягоды, желуди).
Предложите поиграть в игру «Чудесный мешочек». Поставьте на стол поднос с яблоками (большим и маленьким), шишками (большой и маленькой), желудями (большим и маленьким). Предложите детям назвать каждый предмет на подносе, определить и назвать его величину. Например: большое яблоко, маленькая шишка. Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал имя существительное и прилагательным в роде.
Предложите каждому ребенку взять по одному предмету с подноса, назвать его величину и спрятать в «чудесный мешочек». Потрясите мешочек, приговаривая.
Предложите каждому ребенку по очереди опустить руку в мешочек. Попросите взять предмет, ощупать его и назвать. Затем — вынуть из мешочка и проверить правильность своего ответа.
Если ребенок ошибся, предложите ему ощупать предмет, называя его форму и тактильные особенности вместе с вами.
^ 3. Что изменилось? Положите перед каждым ребенком карту «Какого дерева нет?» (см. рис. 4 2) стороной с тремя деревьями вверх. Предложите рассмотреть деревья, назвать их. Расскажите, что в лесу часто работают лесорубы. Они рубят деревья.
Предложите детям перевернуть картинку. Попросите рассмотреть изображенные на ней деревья и назвать то, которое срубил лесоруб. Например, первая сторона — елка, береза, дуб; вторая сторона — береза, дуб. Попросите ребенка назвать дерево, которого на картинке нет (елки).
Аналогично проведите игру со второй картой (яблоня, шиповник, осина — яблоня, шиповник).
^ 4. Рассказывание сказки по мнемокарте. Положите перед каждым ребенком мнемокарту (см. рис. 43).
Предложите детям рассмотреть ее. Попросите назвать символы, изображенные на ней.
Предложите детям рассказать сказку с помощью мнемокарты. Попросите вести по карте указательным пальцем (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.
^ 5. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите детей.
Рис. 40. Образец выкладывания елки, елочки, еловой ветки
Рис. 41. Деревья и листочки
Рис. 42. Какого дерева нет?
Тема: «Как коза избушку построила». Русская народная сказка
Тема: «Как коза избушку построила». Русская народная сказка
— Звенит звонок- начинается урок.
— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. (представляю)
Восточная мудрость гласит: «Гость в дом – радость в дом». Я надеюсь, что урок у нас будет радостным и интересным.
— Сегодня мы будем знакомится с новым литературным произведением.
Ребята, какие литературные произведения вы знаете? (стихи, сказки, рассказы)
А какие из этих произведений вы больше любите? (сказки)
— Лучше всего ответ передаст пословица::
— Ложь- это плохо. Что же, выходит, я люблю плохое?
— Что значит «ложь» в пословице? (Ложь- значит вымысел, а это не плохо)
— Я знаю, что вы любите сказки, поэтому мы прочитаем интересную сказку и очень поучительную.
— А вас я попрошу подумать и попытаться сказать, какой намек в этой сказке?
Слайд 2: старуха, коза с козлятами, яблоня, дуб, осина, шиповник, береза.
— Это главные герои сказки. Назовите их.
— Видите, здесь персонажи: и люди, и животные, и растения. Как вы думаете, кто написал эту сказку? (русский народ)
— А кто еще может писать сказки? (писатель)
— Сказки бывают народные и авторские.
— Молодцы, вы угадали, это действительно народная сказка.
Слайд 3: «Как коза избушку построила»( русская народная сказка)
— Открываем книгу на странице 86.
— Как вы думаете, где живет коза? (в хлеву)
— Что вы о ней знаете? (домашнее животное, дает молоко, ест траву и кусты, у нее есть козлята)
— Как вы думаете, как живется козе? (хорошо)
— Хотите узнать, правы вы или нет?
Чтение с остановками
— Как же жилось козе? (плохо)
— Что бы вы посоветовали козе? (…)
— А хотите узнать, как поступила коза?
— Как вы думаете, в каком месте лучше строить избушку – на ровном лугу, или там, где деревья? Почему?
— А хотите узнать, какое место захотела выбрать коза?
— Коза захотела построить избушку под деревом. (Тень, зелень, красиво, можно от дождя укрыться)
— Как вы думаете яблонька разрешила?
— Как вы думаете, почему яблонька не разрешила?
— Как бы вы ответили, если бы ваш друг попросил сесть с вами рядом, а стул оказался сломан?
— А яблонька что ответила?
— На самом деле, может быть, яблонька не хотела помочь козе?
— А может она хотела, но боялась за козлят?
— Как тогда она могла сказать?
— Очень опасно, если яблоко упадет? (возможно, будет шишка, но зато всегда есть еда)
— На самом деле, хотела ли яблонька помочь козе? (Мы не знаем правильный ответ)
— Вот и в жизни бывает трудно понять, хочет человек по-настоящему помочь или нет?
— Как вы думаете, как поступит коза? (попросит еще кого-нибудь)
Оно соку сладкого полно!
Руку протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.
— Как вы думаете, что ответила елка?
— Может, она не хотела помочь козе?
— Как тогда она могла сказать?
— Как вы думаете, как поступит коза? (обратится еще к кому-нибудь)
— Как вы думаете, что ответит дуб?
— Почему дуб не разрешил строить избушку?
— Опасны ли для козлят маленькие желуди?
— На самом деле хотел ли дуб помочь козе?
— Как тогда он должен был сказать?
— Как вы думаете, как поступит коза? (снова будет искать)
— Как вы думаете, что ответит осинка?
— Мешает ли спать шелест листвы?
— Тогда почему осинка отказала?
— Как она могла отказать?
— Как вы думаете, что ответит шиповник?
— Почему шиповник отказал?
— Действительно ли он беспокоился за козлят?
— Что он мог предложить козе? (построить избушку немного в стороне)
Дует ветер нам в лицо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
— Ребята, можно ли осудить растения за отказ?
— Имеют ли они право отказать, если не хотят помочь?
— Представьте себе ситуацию: вы торопитесь домой, там мама ждет, волнуется. А друг попросил попускать кораблики в луже. Как вы поступите?
— Ребята, если бы вам раз отказали, другой, третий, четвертый, какие чувства вы испытывали?
— Как бы вы поступили, отказались бы искать помощника или продолжили поиск?
— Как вы думаете, а коза как поступила?
— Можно ли сказать, что козе повезло? (она искала, трудилась, поэтому нашла.)
Слайд 4: «Без труда не выловишь рыбку из пруда».
— Ребята, в начале урока мы говорили, что нам надо узнать из этой сказки намек, мораль. Чему же она учит?
— У вас иногда не получается, например, когда нужно было искать помощи не один раз, и, наконец, нашли того, кто вам помог? Расскажите.
— Ребята, я предлагаю продолжить фразу тому, кому я брошу мяч. (игра)
— Если в жизни у меня не будет чего-то получаться, то я …(попрошу кого-нибудь помочь)
— Я имею право отказать в помощи, если я …(не могу, не хочу)
— Отказывая в помощи, я постараюсь…(не обидеть, объяснить)
— Ребята, поступки каких героев вам нравятся, и другом кого вы хотели бы быть?
Положите зеленые кружки в карманчики под картинками. (на доске)
Цель задания: увидеть социальную ценность поступков героев сказки
Нарисуйте картинки к сказке, чтобы получился картинный план. Можно собраться группами, где каждый нарисует свой рисунок. А потом на уроке попробуем пересказать с опорой на ваш рисунок.
— Звенит звонок- начинается урок.
— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. (представляю)
Восточная мудрость гласит: «Гость в дом – радость в дом». Я надеюсь, что урок у нас будет радостным и интересным.
— Сегодня мы будем знакомится с новым литературным произведением.
Ребята, какие литературные произведения вы знаете? (стихи, сказки, рассказы)
А какие из этих произведений вы больше любите? (сказки)
— Лучше всего ответ передаст пословица::
— Ложь- это плохо. Что же, выходит, я люблю плохое?
— Что значит «ложь» в пословице? (Ложь- значит вымысел, а это не плохо)
— Я знаю, что вы любите сказки, поэтому мы прочитаем интересную сказку и очень поучительную.
— А вас я попрошу подумать и попытаться сказать, какой намек в этой сказке?
Слайд 2: старуха, коза с козлятами, яблоня, дуб, осина, шиповник, береза.
— Это главные герои сказки. Назовите их.
— Видите, здесь персонажи: и люди, и животные, и растения. Как вы думаете, кто написал эту сказку? (русский народ)
— А кто еще может писать сказки? (писатель)
— Сказки бывают народные и авторские.
— Молодцы, вы угадали, это действительно народная сказка.
Слайд 3: «Как коза избушку построила»( русская народная сказка)
— Открываем книгу на странице 86.
— Как вы думаете, где живет коза? (в хлеву)
— Что вы о ней знаете? (домашнее животное, дает молоко, ест траву и кусты, у нее есть козлята)
— Как вы думаете, как живется козе? (хорошо)
— Хотите узнать, правы вы или нет?
Чтение с остановками
— Как же жилось козе? (плохо)
— Что бы вы посоветовали козе? (…)
— А хотите узнать, как поступила коза?
— Как вы думаете, в каком месте лучше строить избушку – на ровном лугу, или там, где деревья? Почему?
— А хотите узнать, какое место захотела выбрать коза?
— Коза захотела построить избушку под деревом. (Тень, зелень, красиво, можно от дождя укрыться)
— Как вы думаете яблонька разрешила?
— Как вы думаете, почему яблонька не разрешила?
— Как бы вы ответили, если бы ваш друг попросил сесть с вами рядом, а стул оказался сломан?
— А яблонька что ответила?
— На самом деле, может быть, яблонька не хотела помочь козе?
— А может она хотела, но боялась за козлят?
— Как тогда она могла сказать?
— Очень опасно, если яблоко упадет? (возможно, будет шишка, но зато всегда есть еда)
— На самом деле, хотела ли яблонька помочь козе? (Мы не знаем правильный ответ)
— Вот и в жизни бывает трудно понять, хочет человек по-настоящему помочь или нет?
— Как вы думаете, как поступит коза? (попросит еще кого-нибудь)
Оно соку сладкого полно!
Руку протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.
— Как вы думаете, что ответила елка?
— Может, она не хотела помочь козе?
— Как тогда она могла сказать?
— Как вы думаете, как поступит коза? (обратится еще к кому-нибудь)
— Как вы думаете, что ответит дуб?
— Почему дуб не разрешил строить избушку?
— Опасны ли для козлят маленькие желуди?
— На самом деле хотел ли дуб помочь козе?
— Как тогда он должен был сказать?
— Как вы думаете, как поступит коза? (снова будет искать)
— Как вы думаете, что ответит осинка?
— Мешает ли спать шелест листвы?
— Тогда почему осинка отказала?
— Как она могла отказать?
— Как вы думаете, что ответит шиповник?
— Почему шиповник отказал?
— Действительно ли он беспокоился за козлят?
— Что он мог предложить козе? (построить избушку немного в стороне)
Дует ветер нам в лицо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
— Ребята, можно ли осудить растения за отказ?
— Имеют ли они право отказать, если не хотят помочь?
— Представьте себе ситуацию: вы торопитесь домой, там мама ждет, волнуется. А друг попросил попускать кораблики в луже. Как вы поступите?
— Ребята, если бы вам раз отказали, другой, третий, четвертый, какие чувства вы испытывали?
— Как бы вы поступили, отказались бы искать помощника или продолжили поиск?
— Как вы думаете, а коза как поступила?
— Можно ли сказать, что козе повезло? (она искала, трудилась, поэтому нашла.)
Слайд 4: «Без труда не выловишь рыбку из пруда».
— Ребята, в начале урока мы говорили, что нам надо узнать из этой сказки намек, мораль. Чему же она учит?
— У вас иногда не получается, например, когда нужно было искать помощи не один раз, и, наконец, нашли того, кто вам помог? Расскажите.
— Ребята, я предлагаю продолжить фразу тому, кому я брошу мяч. (игра)
— Если в жизни у меня не будет чего-то получаться, то я …(попрошу кого-нибудь помочь)
— Я имею право отказать в помощи, если я …(не могу, не хочу)
— Отказывая в помощи, я постараюсь…(не обидеть, объяснить)
— Ребята, поступки каких героев вам нравятся, и другом кого вы хотели бы быть?
Положите зеленые кружки в карманчики под картинками. (на доске)
Цель задания: увидеть социальную ценность поступков героев сказки
Нарисуйте картинки к сказке, чтобы получился картинный план. Можно собраться группами, где каждый нарисует свой рисунок. А потом на уроке попробуем пересказать с опорой на ваш рисунок.
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Русская народная сказка « Как коза избушку построила»
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Урок усвоения новых знаний (по П. И. Третьякову)
Этапы урока
формы
методы
Содержание деятельности
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Репродуктивная деятельность
Конструктивная деятельность
Творческая деятельность
1.Оргмомент
Здоровается, эмоционально настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку
Проверяют готовность к уроку
Подготовить учеников к работе
2. Актуализация опорного материала
Предлагает вспомнить, какие виды произведений читали, кто автор этих произведений. Предлагает предположить, что будут читать и к какому жанру относится произведение
Вспоминают и называют известные жанры: сказка, рассказ, стихотворение, называют виды сказок (авторские, народные)
Эмоционально настроить на чтение сказки и выявление ее основной идеи, сформировать потребность в чтении сказки.
Повторить основные жанры литературных произведений и виды сказок по авторству
3. Восприятие, осмысление, первичное запоминание
«Чтение с остановками» (Вопросы Блума)
Основа – проблемный метод
Организует чтение текста сказки по частям, задает вопросы к тексту.
Выдвигают гипотезы, проверяют свои предположения, анализируют поступки героев сказки, сравнивают с ситуациями из собственной жизни
Побудить детей читать текст сказки осмысленно, анализировать поступки героев сказки, развивать навык выразительного чтения, умения связно высказывать свою мысль
4.Проверка усвоения, закрепление.
Задает вопросы причинно-следственного характера, направленные на осмысление основной идеи сказки
Высказывают свое мнение о поступках героев сказки, проецируют ситуацию сказки на реальные жизненные ситуации,
Формировать коммуникативные умения, учить анализировать поступки героев сказки, понимать причины поступков героев, анализировать эти поступки
5. Анализ, рефлексия
Проектируют собственное поведение в подобных ситуациях, дают оценку поступкам героев сказки
Учить планировать и анализировать собственные поступки, находить выход из различных сложных ситуаций, видеть различные способы решения проблем, развивать навыки связного высказывания.
6.Домашнее задание
Индивидуальная по желанию
По желанию, нарисовать рисунки к тексту в группах или индивидуально для составления картинного плана.
Побудить детей еще раз прочитать сказку, развивать фантазию учащихся. Умение «видеть» детали сказки
Автор: Даникова Наталья Викторовна