Презентация сказки никита кожемяка в старшей группе

Сказки

Технологическая карта НОД по литературному образованию старших дошкольников с использованием интерактивной доски. Чтение и пересказ русской народной сказки «Никита Кожемяка» с помощью схемы

специалист в области арт-терапии

Художественная литература и фольклор

Занятие по изучению нового материала усвоения новых знаний.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Никита Кожемяка» с помощью схемы

Цель и задачи занятия

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».

1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя.

3.Учить объяснять значение слов; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Активизировать словарь детей прилагательными (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).

3. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

4. Помочь понять содержание сказки.

1. Развивать умение действовать согласованно.

2. Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание.

3. Развивать общие двигательные умения.

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Игровой, словесно-логический, проблемный, самостоятельный, наглядный.

Художественное слово, пояснения, поощрение, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, физминутка.

2. Чтение отрывков о былинных богатырях.

Знать произведение «Никита Кожемяка»

Уметь называть автора произведения.

Анализировать свою деятельность, и деятельность воспитателя.

Изучение произведение и его пересказ.

Универсальные учебные действия

Формировать интерес к художественной литературе.

Формировать знания о творчестве Народа.

Формировать представление о Русских Богатырях. О их отваге.

осуществление регулятивных действий, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на занятии художественной литературы.

адекватно оценивать свои возможности и достижения познавательной цели.

формулирование собственного мнения и позиции

использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей;

умеет поддерживать беседу,

умение производить рефлексию своей деятельности

Уд, межа, соха, дары, название произведения, обработчик произведения.

Воспитатель настраивает детей эмоционально на дальнейшую деятельность.

Дети настраиваются на работу во время занятия.

Построение логических рассуждений

Слушают друг друга

Прогнозирование о теме занятия.

Понимают значение данного вида деятельности для человека и принимают его.

Работа по ранее изученным темам. Читает загадки

Фронтальный опрос. Отгадывают загадки

Актуализация ранее полученных знаний

Слушают и понимают речь

других; уметь с достаточной полнотой

и точностью выражать свои

Осознают свои возможности в учении

Самоопределение к деятельности

Постановка проблемного вопроса. Создает условия для осознания обучающимися проблемы, подводит к самостоятельной постановке учебной задачи

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Выделение и формулирование познавательной цели, по средству наводящих вопросов.

Обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи

Выделение значимости поэтических произведений.

Обобщение и систематизация знаний

Задает вопросы, подводит к самостоятельному выделению и формулированию отдельного задания.

Показывает как можно запомнить сказку с помощью схемы. Разбор схемы

Фронтальный опрос, отвечают на вопросы воспитателя.

Слушание сказки, разбора схемы.

Рассказ стихотворение с помощью схемы. Используют полученную ранее информацию для выполнения задания

Читайте также:  Рассказ о тунгусском метеорите 5 класс

Слушают друг друга

Оценивают правильность выполнения действий

Понимают причины успешного выполнения задания

Проведение Пальчиковой гимнастики «Любимые сказки» »

Повторение движений за воспитателем

Слушать и понимать речь

Уметь применять правила охраны своего здоровья

Понимают значение, выполнения данного вида деятельности.

Обобщение и систематизация знаний

Воспитатель с детьми разбираю сказку, задает вопросы по сказке, разбирают новые слова.

Заучивание сказки с помощью схемы

Отвечают на вопросы. Разбирают сказку совместно с воспитателем.

По очереди встают, и пересказывают сказку, опираясь на таблицу

Анализируют, систематизируют, обобщают свои знания по данному разделу

Показывают умению слушать других детей, и запоминать их рассказ.

Осознание необходимости полученных ранее знаний

Формируют мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. Развитие рефлексивных умений

Подводит итоги занятия. Организация рефлексии каждого ребенка.

Анализируют результаты своей деятельности, занятия. Что узнали нового

Учатся осуществлять актуализацию обобщенных и систематизированных знаний

Стараются с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Осуществляют самоконтроль; дают оценку деятельности на занятии совместно с воспитателем и другими детьми группы; выделяют и осознают то, что уже усвоено, на что обратить внимание

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом

Формирование положительного настроя у детей. Создает положительный эмоциональный настрой

Воспитатель обращает внимание детей на клубок (что это, откуда, где можно встретить, услышать про него). Хотите, чтобы клубок провел нас в сказку.

Настраиваются к занятию. Слушают воспитателя.

Целеполагание и мотивация

Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по дорогам сказок. Вас ждут задания, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше. В конце сказочного пути вас ждёт сюрприз.

А поможет нам отправиться в путешествие волшебный клубок. Воспитатель держит клубок, дети отматывают

Готовы! В путь! закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «Раз, два, три в сказку мы попасть хотим!».

Слушаю внимательно воспитателя, проговаривают слова, которые отправят их в «Сказочную страну»

Целеполагание и мотивация

Создает проблемную ситуацию (просит выдвинуть предположения о теме занятия и спланировать деятельность на занятии)

О чем мы будем говорить?

Выдвигают предположения о теме занятия, планируют свои действия на занятии. Отвечают на вопросы

Обобщение и систематизация знаний

Воспитатель задает вопросы, проверяет остаточные знания.

— Как обычно начинается сказка? С каких слов? (жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и т.д.)
— А какими словами заканчивается сказка? (стали они жить-поживать, вот и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.)
— Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях). Сказки всегда поучительные.
Воспитатель . А как можно сказать о сказке, какая она?

Читайте также:  Почему рассказ назван муму 5 класс ответ кратко

Дети отвечают на поставленные вопросы. Слушаю воспитателя. Систематизируют свои здания.

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Предлагает размять язык.

И вот мы с вами в гостях у сказки, а для того чтобы хорошо слушать и рассказывать сказки нужно поразмять наш веселый языок.

Артикуляционная гимнастика (стоя)

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Слушают речь воспитателя, произносят по образцу. Выполняю движения.

Обобщение и систематизация знаний

Предлагает выполнить 1-ё задание из пункта.

Читает загадки – какая сказка, и кто главный герой.

Снегурочка, По-щучьему велению, Гуси-лебеди, Царевна Лягушка, Репка, колобок, Волк и семеро козлят.

Воспитатель . Все загадки отгадали и героев всех назвали.

При отгадывании загадки, воспитатель прикасается к интерактивной доске, и на загадку вылетает картинка с правильным ответом.

Отгадывают сказки и их главных героев.

Стараются с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Активизируют ранее полученные знания.

Предлагает выполнить пальчиковую зарядку

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики.На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Выполняют упражнения. Повторяют за воспитателем.

Понимают значение, выполнения данного вида деятельности.

Обобщение и систематизация знаний

Задает вопрос почему сказки называют народными.

Чтение русской-народной сказки «Никита Кожемяка»

Презентация схемы пересказа сказки.

Просмотр портрета человека, который обработал сказку А. Афанасий

Выделение новых непонятных слов, разбор этих слов. Вопросы по сказке, разбор сказки.

Воспитатель демонтирует как можно рассказать сказку, по схеме с иллюстрациями.

Проверка пересказа сказки детьми.

Послушайте 2-ое задание: Я буду читать русскую народную сказку, и на доске выставлять схемы по сказке, чтобы мы после прочтения, вы смогли пересказать сказку. (схемы.). В сказке будут непонятные для вас слова, например такие, как вы их понимаете: «поборы», «допытываться», «сыщите», «авось», «размечу», «беду неминучую».

— А теперь послушайте русскую народную сказку «Никита Кожемяка». Эта сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик А.Афанасьев. (чтение сказки).
— Ребята как называется сказка?
— Кто главные герои в сказке?
— Кем был главный герой?
— В каком городе появился змей?
— Почему змея боялись?
— Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
— Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
— Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

Читайте также:  Рассказ на тему нет лучшего дружка чем родная матушка для 2 класса написать в тетрадь

– Кто победил в битве?

— Что предложил змей Никите Кожемяке?

— Чем закончилась сказка?

«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

— Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?

— Есть ли в сказке непонятные для вас слова?

— В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
— Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).
— А как ласково называла царевна своих родителей? Батюшка, матушка.

-Какие слова можно подобрать к слову «сила»? сильный, силач, силище, сильнее, сильней.

Дети совместно с воспитателем читают произведение по схеме, и пересказываю. Рассказывают по одному человеку, вставая с места.

Просматривают портрет А. Афанасьева. Отвечают на поставленные вопросы. Подбирают синонимы к словам.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила ( наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодать. ( указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Проговаривают слова в слух, повторяют движения за воспитателем. Понимают значение, выполнения физкультминутки.

Предлагает всем вместе пересказать сказку по схеме(хором)

Дети невставшая с места, все хором, пересказывают сказку.

Молодцы вы знаете много сказок, их героев. На этом наше путешествие подошло к концу закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
— Ребята, где мы с вами побывали?
— Чем занимались?
— Что больше всего понравилось?
— Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Пусть ваши дружные пальчики возьмут медальки, на них нарисованы улыбки (веселая и грустная) выберите улыбку соответствующую вашему настроению после сегодняшнего путешествия по сказкам.

Оценивают результаты достижений на занятии, своё эмоциональное состояние. Говорят что они сами лично сделали на этом занятии, и что им больше всего запомнилось

Источник

Познавательное и интересное