Презентация сказки салтыкова щедрина синтез его творчества

Сказки

Презентация о творчестве Салтыкова-Щедрина

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826—1889)

Политическая реакция В 80-е гг. сила сугубо критического искусства Салтыкова достигла вершины в обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своём сарказме «Современная идиллия» (1877—81), «Письма к тётеньке» (1881—82), «Пошехонские рассказы» (1883—84). В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок».

«Сказки для детей изрядного возраста». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, С. создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882—86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886—87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России — «Пошехонскую старину» (1887—1889).

Первые повести «Противоречия» (1847) «Запутанное дело» (1848) исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе «натуральной школы» вызвали недовольство властей.

Время высших творческих достижений 70—80-е гг. — время высших творческих достижений Салтыкова. Он пишет : «Историю одного города» (1869—70) — горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному самосознанию «трагическую истину русской жизни». Органчик («История одного города»). Илл. Кукрыниксов. 1937.

Книга, подготовленная циклами очерков Книга, подготовленная циклами очерков о «Глупове» и «глуповцах» (1861—62) и «Помпадурами и помпадуршами» (1863—74). «Господа ташкентцы» (1869—72) «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), «Господство хищничества» период российского грюндерства; «Благонамеренные речи» (1872—76) «Убежище Монрепо» (1878—79) «Господа Головлёвы» (1875—80) «Господа Молчалины», 1874—80),

Творчество Салтыкова Творчество С проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма и открытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело важное значение для русского общества, способствовало воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности.

«Щедринские» образы К щедринским образам часто обращался в своей публицистике В. И. Ленин. Традиции С. нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы «пёстрых людей» и «мелочей жизни») и М. Горького (ранние фельетоны, «Сказки», «Жизнь Клима Самгина»). Некоторые произведения С. инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм «Иудушка Головлёв», 1934). 9 СЛАЙД

Источник

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

М. Е. Салтыков-Щедрин Создатель сказок

Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”). Однако есть тема, которая, присутствует во многих сказках — это тема угнетенного народа. (“Как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”) Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, большинство из них – в 80-е годы 19 века. В сказках автор широко использовал гротеск, гиперболу, иронию и антитезу. Также ему было немаловажно иносказание- «эзопов язык». Он старался скрыть от цензуры истинный смысл написанного под выдуманными историями, чтобы рассказать о пороках современной жизни.

Пустоплясы поражались несокрушимости Коняги: «Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет!». Либерал видел причину несокрушимости Коняги в следовании либеральным правилам: «в нем от постоянной работы здравого смысла много накопилось. Понял он понял, что уши выше лба не растут, что плетью обуха не перешибешь». Славянофил объяснял безмерную выносливость Коняги тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни носит». Народник видел в Коняге осуществление идеала «настоящего труда»: «Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личной совестью, и с совестью масс, и наделяет его устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!». Четвертый пустопляс думал, что «кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает» и что единственным верным средством, обеспечивающим неистощимость труда Коняги, является взбадриванье кнутом. И пустоплясы, независимо от своих идеологических оттенков, понукали Конягу, все вместе приходили в восторг от картины его непосильного, надрывного труда. Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое.

В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Салтыкова-Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.

Источник

Презентация по литературе к уроку «Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина» (10 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 3» г. Хабаровска Шестакова Лариса Николаевна

Цель: Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить особенности тематики и изобразительных средств сказок.

Задачи: Познакомиться с новыми фактами биографии писателя; Вспомнить основные понятия темы «Художественные особенности русской народной и авторской сказок»; Определить основные проблемы сказок Салтыкова-Щедрина; Найти приемы сатирического изображения действительности; Составить характеристику героев произведения.

Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе Н. Некрасов

А.И.Куприн «Исполин» Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю. «Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и… Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…»

Читайте также:  Сказки о почтении родителей

Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина? правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

Проблематика сказки (объект сатиры) Реалии времени Сатирические приемы

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.

Особенности образов сказки: Образы-символы; Своеобразие животных; Близость к народным сказкам; Сатирические приемы, использованные автором; Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер; Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика Художественные особенности самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»); отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»); положение народа («Коняга», «Кисель»); подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»); трусость обывателя («Премудрый пискарь»); правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); гротеск (переплетение фантастики и реальности)» «эзопов язык» (иносказание и метафоричность); социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); гиперболизация

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить.

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н.Некрасов

Домашнее задание: Анализ сказки (по группам) Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального

Источник

Презентация к лекции по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города», « Сказки»( 10 класс).

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) Презентация к лекции по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города», « Сказки»( 10 класс). Болотниковой Т.Н., учителя русского языка и литературы гимназии №2 города Чехова

Образы и картины России (Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого) были реальностью. Они существовали и сосуществовали. Вместе с ними возникла и мрачная, трагическая Россия Щедрина, встающая со страниц большинства его произведений, особенно в «Истории одного города» (1870).

Краски этой великой сатиры суровы и жестки, смех, по отзыву Тургенева, «горек и резок». В нем есть «что-то страшное», да и смех ли это? Перед читателем возникает образ страны страдающего, но пассивного народа, бессильного общества и жестокой деспотической власти. Это Россия под гнетом темных и злых сил ее истории.

Произведение «История одного города» написано от имени летописцев города Глупова в форме исторической хроники, воспроизводящей «дела и дни» местных градоначальников, описывающей годы их управления, как это делает летописное повествование.

Рукопись «глуповского летописца» нашел в архиве некий Издатель, который и предает ее огласке, периодически комментируя в своих «примечаниях» текст объемистой тетради. Основное повествование, таким образом, принадлежит летописцу и издателю, за которыми стоит автор. При этом первые два рассказчика – маски, которые необходимы автору для решения сатирических задач.

«Странен, причудлив образ города Глупова. В одном месте мы узнаем, что племена головотяпов основали его на болоте, а в другом утверждается, что «родной наш город Глупов имеет три реки и, в согласность Древнему Риму, на семи горах построен, на коих в гололедицу великое множество экипажей ломается». Ясно, что этот город вбирает в себя признаки двух русских столиц – Петербурга и Москвы.

* Парадоксальны и его социальные характеристики. То он является перед читателями в образе уездного городишки, то примет облик губернского и даже столичного, а то вдруг обернется захудалым русским селом или деревенькой, имеющей свой выгон для скота. Но при этом окажется, что границы глуповского выгона соседствуют с границами Византийской империи», – пишет Ю.В. Лебедев.

Летопись глуповцев охватывает период времени с 1731 по 1826 год. В произведении встречаются имена и факты, относящиеся к XVIII веку. Щедрин саркастически замечает, что «градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина – распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского – неизвестным происхождением и рыцарскою отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтобы обыватели во всем положились на их отвагу».

В описании сменяющих друг друга градоначальниц можно увидеть пародийное отражение реальных событий русской истории XVIII века, когда гвардия возводила на трон Елизавету Петровну и Екатерину II. Некоторые градоначальники невольно вызывают ассоциации с российскими самодержцами и высшими сановниками (Грустилов – Александр I, Беневоленский – Сперанский, Угрюм-Бурчеев – Аракчеев и пр.).

Читайте также:  Сказки чему учат 2 класс

* М.Е. Салтыков-Щедрин пояснял, что обращение к прошлому, «историческая» сатира была лишь формой, весьма удобной, но отнюдь не целью повествования. 1. Это было средством введения цензуры в заблуждение. 2. Способом размышления о настоящем при помощи прошлого («те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII в., существуют и теперь»: самодержавие с его пороками, бюрократия, остатки крепостничества).

* В первой части книги дается общий очерк глуповской истории, а во второй – главы, посвященные описанию жизни «выдающихся» градоначальников. Именно так строили свои труды официальные историки: время правления одного царя сменялось следующим периодом. Пародия Салтыкова-Щедрина имеет драматический подтекст: вся история города Глупова сводится к смене властей, народ остается покорным

* Все 22 градоначальника помещены в «Опись» (как неодушевленные предметы). Каждый наделен запоминающейся внешностью и отмечен своими «деяниями». При этом, как показывает Салтыков-Щедрин, ни один не способен управлять городом (а значит, страной); никому нет дела до блага народа, все невежественны и примитивны. Так, Перехват-Залихватский «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки», а Богдан Пфейфер, «ничего не свершив, … сменен за невежество».

* Показательно, что именно голова оказывается слабым местом глуповского начальства. Это многозначный символ. 1. Салтыков-Щедрин подчеркивает таким образом вековую российскую беду – фантастическую глупость местных властей. 2. Салтыков-Щедрин дает понять, что именно с головы, от руководства, чаще всего идет зло, которое в итоге обрушивается на простых, не облеченных властью людей. 3. Чудовищные, невозможные в реальности уродства глуповских градоначальников – отражение общего безумия, царящего в человеческой истории.

* Жизнеописание глуповских градоначальников открывает Брудастый. В голове этого администратора вместо мозга действует нечто вроде шарманки («органчика»), наигрывающей два слова-окрика: «разорю!» и «не потерплю!».

* Рассказывается о том, как однажды сломался механизм в голове Брудастого, как он исчез с глаз обывателей, удалившись в свой кабинет. Письмоводитель, вошедший утром с докладом, «увидел в кабинете такое зрелище: градоначальниково тело, облеченное в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье пустая градоначальникова голова»

* Пока местный мастер пытался починить сломавшийся «органчик», в Глупове начался «бунт», первопричиной которого стало неистребимое начальстволюбие. Толпа сбежалась к дому помощника градоначальника с истошным криком: «Куда ты девал нашего батюшку?!» К Брудастому примыкает другой градоначальник с искусственной головой – Прыщ. У Прыща голова фаршированная, поэтому он совершенно не способен администрировать, его девиз – «отдохнуть-с».

* В «Истории одного города» дается беспримерная сатирическая картина наиболее слабых сторон народного миросозерцания. Щедрин показывает, что народная масса в основе своей политически наивна, что ей свойственно неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство, в верховную власть». «Мы люди привышные! – говорят глуповцы. – Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим!»

* «История одного города» завершается гибелью Угрюм-Бурчеева. Она наступает в тот момент, когда под руководством этого деспота глуповцы разрушили старый город и построили новый (с говорящим названием – Непреклонск). Наконец, утомленный градоначальник повалился на землю и захрапел, забыв на сей раз назначить шпионов. «Изнуренные, обруганные и уничтоженные глуповцы, после долгого перерыва, в первый раз вздохнули свободно. Они взглянули друг на друга – и вдруг устыдились».

* Оптимизм писателя заключался в том, что восторжествовать самодурство все-таки не может: об этом свидетельствовала попытка Угрюм-Бурчеева обуздать реку. У него ничего не получилось. Ни мир природы, ни исторический процесс насильственно не может изменить ни один владыка, возможны только временные победы, а потом естественный ход истории побеждает.

* «Когда вышла в свет «История одного города», либеральная критика стала упрекать Салтыкова-Щедрина в искажении жизни, в отступлении от реализма. Но эти упреки были несостоятельными. Сатирические гротеск и фантастика у Щедрина не искажают действительности, они лишь доводят до парадокса те качества, которые таит в себе бюрократический режим. Художественное преувеличение действует подобно увеличительному стеклу: оно делает тайное явным, обнажает скрытую от невооруженного глаза суть вещей, укрупняет реально существующее зло» (Ю.В. Лебедев).

Сказки Первые сказки для взрослых появились в 1869 г., остальные печатались на протяжении 1880-1886 гг. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, используются гротеск и гипербола. Сказки – своеобразный итог, синтез идейных исканий М.Е. Салтыкова-Щедрина.

* Многие сказки похожи на басни: они поучительны и содержат ясную мораль. Например, «здравомысленный» заяц (главный герой одноименной сказки) постоянно хвалил устройство мира, видел справедливость в том, что сильные едят слабых, и почти подружился с лисицей…, но после игр с нею от него остались «только клочки шкуры да здравомыслие». Мораль: не старайся приспособиться к дурным порядкам – сам от них пострадаешь.

* Неоднократно в сказках Салтыков-Щедрин обращается к понятиям ум и глупость. Ум – одно из почитаемых человеческих достоинств, но в это понятие люди склонны вносить самое разнообразное, часто взаимоисключающее содержание. И Салтыков-Щедрин – писатель-просветитель – выносит в заголовок одной из своих сказок говорящий эпитет: «Премудрый пискарь».

* В словаре В.И. Даля слово «премудрость» имеет такие значения: «соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства». Поначалу кажется, что писатель ориентируется на приведенное определение: в начале сказки «Премудрый пискарь» сказано, что отец и мать пискаря отличались умом, «и у него ума палата была

* Но когда читатель знакомится с умозаключениями пискаря и его образом жизни, для него становится очевидной ирония автора. На что направлен ум пискаря? Лишь на то, чтобы беречь свою «распостылую жизнь».

* И сатирик заставляет своего героя перед смертью понять бессмысленность прожитой жизни. Финал сказки звучит трагически. Перед смертью пискарь задает себе вопросы, ответы на которые он уже предвидит: «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил. Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никого, никто». Расплата за эгоистичную жизнь – позднее, бесплодное прозрение, осознание перед лицом смерти, что жизнь прожита зря.

Читайте также:  Рассказ про электрика для детей 2 класса

* Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» содержит в себе два объекта осмеяния. Первый – генералы, которые служили «всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали». И вот они оказались на необитаемом острове, в ночных рубашках, «а на шеях у них висит по ордену».

* И вот генералы увидели для себя выход из этого затруднительного положения – надо найти мужика, который «и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы» и который «везде есть, стоит только поискать его», «он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

* И только две детали показывают, что писатель не готов идеализировать и этого героя. Во-первых, мужик «нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». А ведь этого самоуничижения от него никто не требовал. Во-вторых, мужик сам сплел веревку, которой его и привязали к дереву, чтобы он не убежал. Слишком терпелив, слишком привык подчиняться русский мужик – таково мнение автора. Следовательно, мужик – второй объект осмеяния, хотя к нему автор относится с гораздо большей симпатией.

* Финал сказки ожидаем. Мужик сумел даже переплыть «океан-море» и доставить генералов домой, на Подьяческую. Произошедшее с генералами ничему их не научило: «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать». Они не видят в мужике своего спасителя: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

* Фольклорные элементы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: 1)традиционные зачины («Жили да были»; «В некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был газетчик, и жил-был читатель»); 2)числительные с нечисловым значением («тридевятое царство», «из-за тридевять земель»); 3)присказки («ни пером описать, ни в сказке сказать», «по щучьему велению», «скоро сказка сказывается», «долго ли, коротко ли»);

* Салтыков-Щедрин опирался на разные жанры народного творчества: сказки о животных, волшебные, сатирические, народный кукольный театр, лубочную картину, пословицы и поговорки. Одновременно писатель продолжает пушкинскую традицию – «Сказка о попе и о работнике его Балде» и др.

* Однако важнее понять, что сказки Салтыкова-Щедрина написаны не ради увлекательного сюжета, это развернутые аллегории. Писатель говорит о социальных и нравственных проблемах, облекая свои раздумья в форму полушутливого повествования со скрытым назиданием.

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТимофей Заказчиков

Похожие презентации

Презентация на тему: » Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина 10 класс. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина Творчество Салтыкова- Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы,» — Транскрипт:

1 Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина 10 класс

2 Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина Творчество Салтыкова- Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки. Творчество Салтыкова- Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки. Форму литературной сказки использовали до Салтыкова- Щедрина многие. Вспомним сказки А.С. Пушкина Форму литературной сказки использовали до Салтыкова- Щедрина многие. Вспомним сказки А.С. Пушкина ( названия). Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются. Его сказки современные литературоведы называют малой энциклопедией его сатиры. ( названия). Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются. Его сказки современные литературоведы называют малой энциклопедией его сатиры.

4 Историческая справка, выводы Сказка «Премудрый пескарь» После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II ( ) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается изменой Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется строгим наблюдением друг за другом. Доносчики нарекаются борцами с изменой. После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II ( ) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается изменой Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется строгим наблюдением друг за другом. Доносчики нарекаются борцами с изменой. Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой Премудрый пескарь напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой. Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой Премудрый пескарь напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой. Вывод. В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская премудрость умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле. Вывод. В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская премудрость умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле. Сказка «Дикий помещик» Вывод: главная идея сказки – гротескный, сказочно- сатирический намек очевиден: мужиком живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет помещичью дебелость. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание. Вывод: главная идея сказки – гротескный, сказочно- сатирический намек очевиден: мужиком живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет помещичью дебелость. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.

5 Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

6 Обобщение Писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом. Писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения.

Источник

Познавательное и интересное