Презентация по литературе на тему «Творчество А.П.Чехова. Рассказ «Хамелеон»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нравы – обычаи, уклад общественной жизни.
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
Завязка рассказа Что является завязкой рассказа? Кто является виновником столь душераздирающих криков? Кто же «пострадавший»? Что вам кажется смешным в описании Хрюкина?
Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, на желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать. Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы соврать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!
— Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. — Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? — Как он уже относится к укусу собаки? — Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? — А от чего зависит ее участь? «…белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса». «Она наверное бешеная». «…а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида, подлость одна только». «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… цуцык этакий…». «Собака – нежная тварь».
Работа в группах I Группа Что такое художественная деталь? Какие художественные детали вы нашли в рассказе ”Хамелеон”? Охарактеризуйте эти детали. Как они помогают раскрыть характер героев? II группа Какие ассоциации вызывают у вас фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин )? Как называется такой приём в литературе? III группа Что такое композиция? Назовите элементы композиции. В чём особенности композиции рассказа “Хамелеон”? IV группа Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе Чехова “Хамелеон”? Какие приёмы создания комического использует автор?
Запомни! Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
“Говорящие” фамилии Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый… Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий… Хрюкин – хрюкать, некультурный, глупый…
Запомни! Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова «Хамелеон» с точки зрения композиции? Композиция – построение произведения. Элементы композиции: Пролог Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог
Приемы создания комического в рассказе Художественные детали. 2) «Говорящие» фамилии. 3) Речевая характеристика персонажей. 4) Особенности композиции.
Домашнее задание Подготовиться к тесту по рассказу «Хамелеон». 2.Рассказ “Злоумышленник” (читать, пересказывать)
Номер материала: ДБ-287083
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
Цели урока для учителя:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Место урока в учебной программе: второй урок из трех запланированных (Урок № 1. Тема: А.П.Чехов “Хамелеон”. Картина нравов в рассказе. Урок № 2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”. Урок № 3. Тема: Рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” (Внеклассное чтение).).
Форма проведения урока: классно-урочная.
Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Приемы технологии, используемые на уроке:
Методы (по классификации методов М.М. Поташника).
Метод организации учебной деятельности.
а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);
б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);
в) практические (работа с текстом, задания в группах);
Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.
а) дедуктивные;
б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.
Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.
Методы контроля учебной деятельности:
Средства обучения: учебник-хрестоматия “В мире литературы. 7 класс” под редакцией А.Г. Кутузова; рассказ А.П. Чехова “Хамелеон”, мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе “Хамелеон”. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.
Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.
II. Актуализация знаний.
1. Литературная разминка (Презентация. Слайд 1, 2. Кроссворд “Угадайте фамилии чеховских героев”).
Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова “Хамелеон”.)
Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”. Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что “только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.
Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.)
Личное целеполагание
А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока.)
2. Объяснение нового материала.
(Учитель объясняет материал, составляя кластер “Комические средства создания характера” на доске, а учащиеся – у себя в тетрадях.)
V. Самостоятельная работа учащихся в группах.
VI. Этап закрепления новых знаний.
1. Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение.
1-я группа. Композиционное средство “Повторение ситуаций”. Ситуация выяснения “Чья собака?” создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой.
2-я группа. Синтаксическое средство “Косноязычие речи”. Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость – к низшим, а лесть – к высшим по рангу.
3-я группа. “Художественная деталь”. Это “узелок” в руках Очумелова и “решето” в руках городового Елдырина. Они свидетельствуют о их “деятельности” – собрали “дань”. “Шинель” Очумелова – символ власти, с одной стороны, и чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. “Окровавленный палец” Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость.
4-я группа. “Говорящие фамилии”. Очумелов – “очуметь, одуреть, потерять соображение”. Хрюкин – ассенизатор, “грязная” душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе.
5-я группа. “Закулисные персонажи” не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и “братец” генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид:
Слово учителя. Молодцы! Вы провели в совместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем.
Прием “Толстые и тонкие вопросы”.
2. Фронтальная беседа.
Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд 4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…)
Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд 4. Очумелов, Хрюкин, толпа.)
И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим.
Что же обличает А.П.Чехов в рассказе “Хамелеон”? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.)
Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни.)
Прием “Оставьте за мной последнее слово”.
1. Фронтальная беседа.
Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство.)
Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…).
Над чем заставил вас задуматься наш урок?
С творчеством А.П.Чехова мы будем продолжать знакомиться в других классах. Его мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: “В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли”.
Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.
Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления.
Презентация к уроку по рассказу А. Чехова «Хамелеон» (7) класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Разоблачение беспринципности, корыстолюбия в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» Урок – исследование в 7 классе. Учитель: Демидец И.Н.
Рассмотрев иллюстрации к рассказу «Хамелеон», расскажите кратко сюжет произведения.
Установите диагноз «болезни» с помощью технологии «Фишбоун» Проблемный вопрос : «Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? » Главный вопрос – чья собака? Это голова «рыбы» Мнения толпы – это верхние косточки Мнение Очумелова – это нижние косточки Хвост – это вывод, решение проблемной ситуации
«Диагноз болезни» героев в рассказе «Хамелеон» Понятие «хамелеонство» давно вошло в русский язык. Хамелеоном называют человека, который в угоду обстоятельствам готов менять свои взгляды на абсолютно противоположные
Крылатое высказывание А.П.Чехова: «Нужно выдавливать из себя раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
Домашнее задание 1. Всем: прочитать в электронном варианте или взять в библиотеке рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» 2. На «4»: Ответить письменно на вопрос «Случаи «хамелеонства» в нашей жизни. 3. На «5»: Ответить письменно на вопрос «Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему?»
Номер материала: ДБ-941115
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация на тему: «А.П.Чехов «Хамелеон».
Задачи урока:
обучающие: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова; дать понятие юмористического и сатирического рассказа; повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, художественная деталь; организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; помочь учащимся увидеть особенности языка Чехова;
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «А.П.Чехов «Хамелеон».»
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конфисковать — здесь: отобрать, отнять.
Обыватель — это человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами
Косноязычный — человек с плохо развитой речью.
Юмор – художественный приём в произведениях литературы или
искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.
Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.
Учимся понимать текст
— О каком событии повествует рассказ?
— С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?
(Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)
Учимся понимать текст
Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные.
— Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?
Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый… Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий… Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…
Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.
Грязнуля, кричащй отрывисто
Сварливый, корыстный человек
Полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.
Городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи.
Хамелеон –1) это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;
2) (переносное значение) беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.
Учимся понимать текст
— Почему рассказ назван «Хамелеон»?
(Очумелов в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа.)
-Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду хамелеонов?
(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина)
Речь Очумелова косноязычна и груба, в ней иногда проскальзывают фразы из циркуляров и постановлений. Полицейский надзиратель привык к тому, чтобы ему подчинялись, поэтому он произносит фразы в повелительном тоне.
Учимся понимать текст
-Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
/Я ему покажу кузькину мать/
Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.
Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.
/Грубая речь с простыми людьми.
О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.
Очумелов выслушивает пострадавшего Хрюкина и демонстрирует свою власть. Очумелов — страж порядка
«Я этого так не оставлю! Я покажу ним как собак распускать. »
Толпа высказывает предположение, что собака генеральская. Очумелов берет под защиту собаку, обвиняет Хрюкина
Городовой опровергает предположение о том, что собака принадлежит генералу. Очумелов возвращается к своей исходной «расцветке», опять проявляет свою власть по отношению к собаке
«Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что. »
«Нужно проучить. Пора!»
Городовой высказывает сомнение. Из толпы вновь подтверждают, что собака генеральская. Очумелов заискивает перед собакой, он обрушивается на «виновника»
«Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить». «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. »
Прохор отрицает принадлежность собаки генералу. Очумелов вновь начальник и страж порядка
«Она бродячая. Нечего тут долго разговаривать. Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая. Истребить, вот и все»
Прохор утверждает, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов заискивает и перед собакой, и перед генералом, и перед его братом.
«Собачонка ничего себе. »
«Я еще доберусь до тебя» (в адрес Хрюкина)
Хрюкин ощущает свою безнаказанность, дразнит собаку, бьет ее, заставляет ее защищаться
«Тыкал цыгаркой ей в харю для смеха», «собака бежит, прыгая на трех ногах», «дрожит всем телом», в глазах ее «выражение тоски и ужаса», «а она, не будь дура, и тяпни».
Хрюкин чувствует себя обиженным.
«Ужо я сорву с тебя, шельма».
Почувствовав поддержку, Хрюкин униженно «кашляет в кулак» и извиняется перед «их благородием», уверенно отстаивает свои права.
«Я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну».
Перемена ситуации заставляет его изменить окраску: он заискивает перед Очумеловым
«Их благородие умный человек и понимает, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. Пущай мировой рассудит. У него в законе сказано. Нынче все равны»
Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед человеком (генералом), который выше его по социальному положению.
Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.
Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.
Деталь художественная – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .
Открытые двери лавок,
Юмор – художественный приём в произведениях литературы или
искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.
Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.
Деталь художественная ( от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .
Открытые двери лавок,
В. Герасимов. Иллюстрация к рассказу Чехова «Хамелеон
Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»