Презентация твардовский рассказ танкиста 5 класс бесплатно

Сказки

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Домашнее задание Прочитать Симонова стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» и ответить на вопрос: что есть общее между этими разными стихотворениями?

Александр Трифонович Твардовский 1910-1971

Твардовский был, прежде всего, журналистом. Поэтому с 1939 по 1946 гг. он принимал участие во всех боевых действиях в качестве военного корреспондента. Это наложило отпечаток на все творчество поэта. Его художественные произведения напоминают публицистические очерки.

В 1942 г. Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанный на реальной истории из жизни. Главный герой остался неизвестным, он стал олицетворениям множества подобных военных историй.

От чьего имени ведется рассказ в стихотворении? Почему танкист рассказывает нам эту историю? Автор и рассказчик – одно лицо? Зачем поэт написал это стихотворение?

Был трудный бой. …Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Что и почему не может себе простить рассказчик-танкист?

Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют… Как рассказчик характеризует своего героя? С какой целью автор использует разговорную лексику?

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир! Почему танкистам понадобилась помощь?

Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Докажите, что мальчик смелый и находчивый.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Как вы думаете, почему описанию самого боя рассказчик отводит так мало слов?

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал… Какими словами поэт описывает ощущения бойца после боя? Он гордится? Он ощущает, что он герой? Что он Совершил подвиг?

В центре стихотворения – подвиг мальчика, которого автор сравнивает с тысячами таких же ребят, детство которых было искалечено войной. Эти дети всеми силами приближали победу, многие из них уже в самом раннем возрасте имели свой личный счет к врагу.

Домашнее задание Прочитать Симонова стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» и ответить на вопрос: что есть общее между этими разными стихотворениями?

Номер материала: ДБ-1315380

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку литературы 5 класс «А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учебное занятие по литературе в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года»

Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?» Речевая разминка

Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951)

Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968)

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971)

Тема: «Поэты и писатели о Великой Отечественной войне. Александр Трифонович Твардовский «Рассказ танкиста».

1910 1925 1939 1942 1945 1971 Александр Трифонович Твардовский

Баллада – лиро-эпическое произведение. В основе данного произведения лежат исторические события. Простой сюжет передаётся в стихотворной форме.

Читайте также:  Рассказ про искусство на белорусском языке

Вижу, Представляю Слышу Чувствую В о й н а

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

Что я могу сделать для своей Родины? Что я сделаю сегодня? Что я чувствую, когда читаю произведения о войне? Патриотизм

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫУЧИТЬ БАЛЛАДУ «РАССКАЗ ТАНКИСТА» НАИЗУСТЬ

Номер материала: ДБ-1114746

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по литературе «Твардовский. Рассказ танкиста»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Александр Трифонович Твардовский
«Рассказ танкиста»
(тему написать в тетрадь)

Цели и задачи
Цель:
познакомиться с произведением А. Твардовского «Рассказ танкиста», жизнью и творчеством поэта.
Задачи:
дать представление о понятиях баллада, композиция художественного произведения;
углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения.

Александр Трифонович Твардовский – писатель, поэт, журналист
Он был военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны. Вместе с героями своих очерков он шёл в атаку и отступал, спал вместе с ними в сырых окопах, ел из одного котелка. Ему не надо было ничего придумывать. Каждый день он видел, как совершается подвиг, каждый день он был рядом с героями, с людьми, которых оторвали от мирного труда вражеские захватчики, и которые ни на минуту не сомневались в победе, в нашей победе.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали все: мужчины и женщины, старики и дети. Каждый вносил свой посильный вклад в будущую победу. В тылу дети заменяли на производстве ушедших на фронт родителей. На территории временно оккупированной врагом юные патриоты уходили в партизанские отряды. Почти каждый мальчишка мечтал тогда попасть на фронт.

Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков. Они бесстрашно боролись с врагами Родины и совершали героические поступки, проявляя лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.

Об одном из таких героев войны – произведение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», которое было создано в 1942 году. Оно основано на истории, услышанной поэтом от участника боевого танкового сражения.

Сюжет стихотворения
В стихотворении два лирических образа – танкист и мальчик. Рассказ ведётся от имени танкиста, который вместе со своими товарищами пытается освободить городок. Но танкисты не могут одолеть фашистов, потому что не знают, где стоит вражеская пушка.
Стихотворение начинается с сожаления о том, что танкист не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого называют «бедовыми». Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники солдат.
Один такой сорванец и подошёл к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём», – именно так описывает поэт героя своего произведения.
Танкист вспоминает, что благодаря юному герою зашли в тыл и «эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём», и это спасло многие жизни.
Бойцы поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали хлопцу руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чём участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – отмечает танкист, которому этот паренёк спас жизнь.

Читайте также:  Рассказ брат и сестра и другие

Тема стихотворения – героический поступок 12-летнего мальчишки. Поэт показывает, что для смелого человека возраст – не преграда. Твардовский учит нас ценить лучшие человеческие качества: силу духа, отвагу, мужество, любовь к родине.

Жанр стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада.
Баллада (от франц. ballade – танцевальная песня) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.
Характерные черты баллады:
• относительно небольшой объём;
• выраженная сюжетность;
• особая напевность;
• музыкальность.

Письменно ответить на вопрос №2 (Совершенствуем свою речь) стр. 159 (ответ прислать мне в личные сообщения до следующего урока литературы).

Источник

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (презентация к уроку в 5 классе)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дети и война. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» Составил: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Лорино» Камышева Светлана Ильинична

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! Александр Трифонович Твардовский

Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Юлия Друнина (1924 – 1991)

Ольга Берггольц Наши матери, наши дети Превратились в эти холмы… Больше всех, Больше всех на свете Мы фашизм ненавидим. Мы! (1910 – 1975)

Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать… Константин Симонов

22 июня 1941 года вероломным нападением гитлеровских сил началась Великая Отечественная война

Какой названа в песне война? Эта песня была очень популярна в годы Великой Отечественной войны. Она вдохновляла русских воинов на подвиги, она заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа.

Люди уходили на фронт… Первые дни, недели, месяцы были самые тяжелые, самые суровые.

Фашисты прошли всю Европу, покорив ее. У них были тысячи пушек, самолетов и танков. Они расстреливали, вешали, убивали стариков и женщин, детей и раненых.

Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу. О юных героях написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен.

Ю.М.Непринцев. Картина «Отдых после боя»

В центре картины рассказчик. Все смеются, а задорное слово на войне – самое дорогое угощение – оно бодрит, отвлекает от горя, вселяет веру в победу над врагами. Приглядевшись, мы замечаем: зима, снег, солдаты на снегу, видимо, бой был трудный, они буквально валятся с ног, но взоры почти всех направлены на одно лицо. Что же рассказывает этот солдат? Может быть, даже стихи?! Чтение баллады «Рассказ танкиста»

На привале. «Найди половинку!» 1 группа Солдату солдат – и друг и брат. Родина – мать, умей за нее постоять. В бою будь смелым и ловким, умей применяться к обстановке. Кто много болтает, тот врагу помогает. 2 группа Умей распознать врага, храни родные берега. Зорки и бдительны Родины хранители. Где разиня и разгильдяй, там проходит фашист-негодяй. Будь душою чист, чтоб тебя не выследил фашист.

На привале. «Найди половинку!» 3 группа На посту заснешь – Родину подведешь. Тому пуля – кто уснет в карауле. В карауле закон прост: зорко охранять пост. Держи ушки на макушке, а глаза на мушке. 4 группа Будь душою чист, чтоб тебя не выследил фашист. Дойдут наши ноги до фашистской берлоги. В нашем взводе плохие стрелки не в моде. Кто на войне глазами хлопает, того враг слопает.

Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение, какие слова указывают на это? О каком событии идет речь в стихотворении? Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить? В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему? Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому? БЕСЕДА

Чтение отрывка из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года» (учебник, с. 158, задание 2) Приморская государственная картинная галерея, Владивосток Ю.М.Непринцев. «Вот солдаты идут». Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут. ».

Читайте также:  Сказки о красноярском крае кратко

Вспомните определение баллады (с. 292 учебника). Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада. В основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря- современный рыцарь- мальчик-герой.

Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения «Рассказ танкиста» В. 2 к разделу «Совершенствуем вою речь» на с. 159 Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о К.Симонове.

Номер материала: ДБ-312653

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к конкурсному уроку по литературе в 5 классе. Тема: Поэты и писатели о Великой Отечественной Войне. А.Т. Твардовский «рассказ танкиста»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?» Речевая разминка

Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?» Речевая разминка

Вели́кая Оте́чественная война́ (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года)

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971)

Тема Поэты и писатели о Великой Отечественной Войне. Александр Трифонович Твардовский «Рассказ танкиста».

1910 1925 1939 1942 1945 1971 Александр Трифонович Твардовский

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют… Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

Вижу, Представляю Слышу Чувствую Война

Что я могу сделать для своей Родины? Что я сделаю сегодня? Что я чувствую, когда читаю произведения о войне? Патриотизм

Ставрополье помнит войну

https://www.mentimeter.com/app результат 13 82 24

Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968)

Номер материала: ДБ-667318

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное