Презентация к уроку литературы. Уроки доброты (по рассказу Л. Н. Толстого «Бедные люди»)
Данная презентация создана к уроку литературы в 6 классе по творчеству Л. Н. Толстого (автор учебника Г. С. Меркин). Урок соответствует ФГОС, применяется технология смыслового чтения. Желательно, чтобы учащиеся познакомились с этим произведением в классе.
Просмотр содержимого презентации
«Толстой Бедные люди. Уроки доброты»
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Ге́нри Дэ́вид Торо)
Как вы понимаете это высказывание американского писателя 19 века Г.Торо? Согласны ли вы с автором высказывания?
Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Гюго
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Ральф Уолдо Эмерсон
Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания ?
Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».
Взаимопонимание, милосердие, сострадание, помощь, добросердечность, добропорядочность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души
Тема урока: Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает
Цель урока: Поиск ответа на вопрос ,
как может проявиться …
1. Высказать собственные мнения
о доброте и добрых поступках.
интонацию, паузы) прочитать
5. Понять авторскую позицию.
6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.
Викто́р Мари́ Гюго
Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.
Рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа предположить, о чём этот рассказ.
Чтение текста до слов «… говорит она и крестится»
Чтение текста до слов «…подумала она и толкнула дверь»
Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко».
Как вы думаете, что сделает Жанна?
Чтение до слов «И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати».
Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?
(Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).
Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки»
Чтение рассказа до конца.
— Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?
— Какое впечатление произвел на вас рассказ?
— Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?
— О чем этот рассказ?
— Какова главная мысль этого рассказа?
(Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание)
(В первую очередь они проявили милосердие).
(Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).
(Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.
(умершая соседка – Симон)
(Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).
Как выражена авторская позиция в рассказе?
Можно ли отнести произведение Л.Н.Толстого «Бедные люди» к жанру стихотворений в прозе?
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ:
* лирическое произведение в прозаической форме;
* метрических признаков стиха нет;
* установка на выражение субъективного переживания;
* обычно бессюжетная композиция.
Рассказ называется «Бедные люди». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Почему?
1. Высказать собственные мнения
о доброте и добрых поступках.
интонацию, паузы) прочитать
5. Понять авторскую позицию.
6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.
2.Творческое задание на выбор:
* Мини-сочинение на тему: «Какие мысли и чувства вызывает у меня рассказ Л.Н. Толстого? « Бедные люди».
* Проект: сборник «Доброта» (афоризмы, пословицы, стихи, вступительная статья)
Презентация на тему Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Слайды и текст этой презентации
Мастерская творческого письма
Подготовка к сочинению-воспоминанию «Спешите делать добрые дела!».
Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;
Формирование коммуникативных навыков, умения выделять главное в сообщении учи-
теля и учащихся, составлять устные выска- зывания на заданную тему.
Развитие нравственно-эстетических пред-ставлений учащихся в ходе выявления лек-сического значения слов добро, доброта, работы со словарями, составления устных высказываний.
умение организовать учебное сотрудничество и со-вместную деятельность с учителем и сверстниками;
Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласо-вания позиций и учета интересов;
Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Воспитание квалифицированного читателя со сфор-мированным эстетическим вкусом, способного аргу-ментировать своё мнение и оформить его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров.
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них временных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Умение понимать и формулировать тему, идею, нравст-венный пафос литературного произведения.
Собственная интерпретация изученных литературных произведений.
Написание творческих работ.
Понимание роли изобразительно-выразительных языко-вых средств в создании художественных образов лите-ратурных произведений.
Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма.
Самопожертвование во имя добра и любви.
Л.Н. Толстой «Что такое искусство?»
Викто́р Мари́ Гюго
1802-1885
И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива» (1842)
А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю
в гавань Сен-Валери в Ко (Франция)» (1859)
Сравните описание событий в рассказе
и на репродукциях картин
И.К.Айвазовский «В бурю». 1872 г.
И.К.Айвазовский «Буря». 1886 г.
Сравните описание событий в рассказе
и на репродукциях картин
Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания.
Расскажите об отношении Жанны к мужу. Какие слова вы выберете для характеристики?
Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа.
Есть ли глубинная, внутренняя связь между автобиографической повестью Л.Н. Толстого «Детство» и рассказом «Бедные люди»? Дайте развернутый ответ.
Вопросы для работы в группах
Сравните описание деталей быта в рас-сказе и на репродукциях картин
Л. Галле. Семья рыбака (1848)
И.Е. Репин. Нищая (Вель)
(Девочка рыбачка) (1874)
Сравните описание деталей быта в рас-сказе и на репродукциях картин
В.М. Максимов. Бедный ужин (1879).
• Как вы оцениваете решение Жанны и ее мужа?
Жанна и ее муж любят и понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно — любить людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро, ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.
• Можно ли отнести это прозаическое переложение стихотворе-ния В. Гюго к жанру стихотворений в прозе? Аргументируйте свой ответ.
Это небольшое прозаическое произведение напоминает по своему характеру лирическое стихотворение, но лишено сти-хотворной организации речи. Помимо этого, можно выделить ряд типических признаков, присущих стихотворению в прозе: краткость, изображение характера в отдельном его проявле-нии, а не в относительно законченном кругу событий, повы-шенная выразительность повествовательного строя речи, ритмичность речи.
Подготовка к сочинению «Спешите делать добрые дела!». Работа в группах.
Добро, добродетель, добродушный, доброжелатель, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, добрый, добряк.
• Задание 2 группе. Найдите в словаре толкования слова добро, доброта. Прочитайте их в классе.
Подготовка к сочинению «Спешите делать добрые дела!». Работа в группах.
• Задание 2 группе. Прочитайте высказывания Л.Н. Толс-того, объясните их значение.
«Делая добро, будь благодарен за это».
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».
Написать сочинение-воспоминание о добрых делах.
Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Какие мысли и чувства вызывает у меня рассказ Л.Н. Толстого?». Подобрать к своему сочинению эпиграф.
Индивидуальное задание
Подготовить экскурсию в Литературно-мемориальный музей
В. Г. Короленко
Групповые задания
1 группа. Вспомните о тех добрых делах, которые вы совершили в своей жизни. Поделитесь с товарищами воспоминаниями. Расскажите о наиболее интересном случае в классе.
2 группа. Вспомните о тех добрых делах, которые для вас совер-шили ваши родственники, друзья, знакомые. Поделитесь с то-варищами воспоминаниями. Расскажите о наиболее интересном случае в классе.
Выступление с сообщениями о наиболее интересных случаях.
Презентация к уроку в 6 классе. Тема Л. Н. Толстой «Бедные люди. Уроки доброты»
Презентация к уроку в 6 классе по теме: «Л.Н.Толстой. Уроки доброты в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди»»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 6 классе. Тема Л. Н. Толстой «Бедные люди. Уроки доброты»»
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Ге́нри Дэ́вид Торо)
Как вы понимаете это высказывание американского писателя 19 века Г.Торо? Согласны ли вы с автором высказывания?
Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Гюго
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Ральф Уолдо Эмерсон
Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания ?
Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».
Взаимопонимание, милосердие, сострадание, помощь, добросердечность, добропорядочность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души
Тема урока: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Цель урока: Поиск ответа на вопрос ,
как может проявиться …
1. Высказать собственные мнения
о доброте и добрых поступках.
интонацию, паузы) прочитать
5. Понять авторскую позицию.
6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.
Викто́р Мари́ Гюго
Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.
Рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа предположить, о чём этот рассказ.
Чтение текста до слов «… говорит она и крестится»
Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает».
Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко».
Как вы думаете, что сделает Жанна?
Чтение до слов « Жанна вздрогнула и приподнялась со стула».
Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?
(Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).
Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки»
Чтение рассказа до конца.
— Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?
— Какое впечатление произвел на вас рассказ?
— Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?
— О чем этот рассказ?
— Какова главная мысль этого рассказа?
(Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание)
(В первую очередь они проявили милосердие).
(Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).
(Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.
(умершая соседка – Симон)
(Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).
Рассказ называется «Бедные люди». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Почему?
1. Высказать собственные мнения
о доброте и добрых поступках.
интонацию, паузы) прочитать
5. Понять авторскую позицию.
6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.
Творческое задание на выбор:
— написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);
— развернутый ответ на вопрос: «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?
— развернутый ответ на вопрос: «Почему доброта так важна в нашем обществе?»
Презентация к уроку литературы. Уроки доброты (по рассказу Л. Н. Толстого «Бедные люди»)
Данная презентация создана к уроку литературы в 6 классе по творчеству Л. Н. Толстого (автор учебника Г. С. Меркин). Урок соответствует ФГОС, применяется технология смыслового чтения. Желательно, чтобы учащиеся познакомились с этим произведением в классе.
Просмотр содержимого презентации
«Толстой Бедные люди. Уроки доброты»
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Ге́нри Дэ́вид Торо)
Как вы понимаете это высказывание американского писателя 19 века Г.Торо? Согласны ли вы с автором высказывания?
Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Гюго
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Ральф Уолдо Эмерсон
Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания ?
Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».
Взаимопонимание, милосердие, сострадание, помощь, добросердечность, добропорядочность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души
Тема урока: Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает
Цель урока: Поиск ответа на вопрос ,
как может проявиться …
1. Высказать собственные мнения
о доброте и добрых поступках.
интонацию, паузы) прочитать
5. Понять авторскую позицию.
6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.
Викто́р Мари́ Гюго
Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.
Рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа предположить, о чём этот рассказ.
Чтение текста до слов «… говорит она и крестится»
Чтение текста до слов «…подумала она и толкнула дверь»
Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко».
Как вы думаете, что сделает Жанна?
Чтение до слов «И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати».
Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?
(Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).
Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки»
Чтение рассказа до конца.
— Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?
— Какое впечатление произвел на вас рассказ?
— Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?
— О чем этот рассказ?
— Какова главная мысль этого рассказа?
(Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание)
(В первую очередь они проявили милосердие).
(Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).
(Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.
(умершая соседка – Симон)
(Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).
Как выражена авторская позиция в рассказе?
Можно ли отнести произведение Л.Н.Толстого «Бедные люди» к жанру стихотворений в прозе?
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ:
* лирическое произведение в прозаической форме;
* метрических признаков стиха нет;
* установка на выражение субъективного переживания;
* обычно бессюжетная композиция.
Рассказ называется «Бедные люди». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Почему?
1. Высказать собственные мнения
о доброте и добрых поступках.
интонацию, паузы) прочитать
5. Понять авторскую позицию.
6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.
2.Творческое задание на выбор:
* Мини-сочинение на тему: «Какие мысли и чувства вызывает у меня рассказ Л.Н. Толстого? « Бедные люди».
* Проект: сборник «Доброта» (афоризмы, пословицы, стихи, вступительная статья)