Причины лицемерия полковника в рассказе после бала

Сказки

Сочинение Полковник в рассказе После бала Толстого (образ и характеристика)

Львом Николаевичем Толстым был выбран такой жанр, при котором он старался в достаточно коротком стиле провести повествование. При помощи того, что композиционная часть картины была выбрана реалистичной, можно сказать то, что она лучше помогает разобраться в деталях происходящего. В сюжете данного замечательного произведения лежит повествовательная история, которая рассказывает о том, что видел главный персонаж. Полковник в произведении показан со слов Ивана Васильевича, и читателю представляется его образ посредством описания рассказчика. При помощи антитезы, черты характера героя раскрываются более глубоко и ярко. Противопоставление черт героя говорит о том, что его характер поменялся после некоторых событий, которые отразились на его существовании достаточно ярко.

Полковника Петра Анисимовича можно назвать достаточно сложным и противоречивым персонажем, который не всегда отвечал за свои поступки и слова. Также, можно добавить и то, что действия героя приводили его к тому, что окружающие люди меняли о нем свое мнение. Несмотря на то, что у него была некоторая манерность, и он умел обходиться с дамами, стоит сказать, что у него были некоторые трудности. Также, он очень любил свою дочь, и всяческим образом хотел это показывать. Герой ограничивал себя во всем, и старался тратить все средства на свою любимую дочурку. Для него очень важным был тот факт, чтобы она была счастливой и ухоженной. Также, стоит отметить, что его поведение во второй части произведения сильно меняется.

После бала, стоит сказать, что герой буквально становится другим человеком. Когда он снимает свою парадную форму, и приступает к обязанностям, становится понятным то, что он становится злым и неприступным человеком, который не живет по принципам гуманности, понимания и человечности. Все люди, которые не подчиняются прямым его приказам, становятся наказанными. Перед читателями предстает совершенно иной человек, который когда-то нежно обнимал свою дочь. Тем не менее, стоит сказать, что тем самым писатель хотел показать, насколько многогранным порой может быть человек, и что его ждет, если он будет вести «двойную жизнь». Ведь полковник, который был показан в первой части произведения совершенно не сочетается с образом человека, которого автор отобразил во второй его части. Это делает произведение по-настоящему уникальным, ярким и поучительным. С его помощью, читатель познает образ героя, и начинает относиться к нему совершенно иным образом.

Сочинение 2

Первая часть произведения рассказывает о губернском бале и знакомстве главного героя с отцом любимой девушки. Иван Васильевич влюблён в очаровательную Вареньку и с удовольствием весь вечер танцует с ней. В конце бала появляется в гостиной отец девушки – Пётр Владиславич. Так происходит первая встреча Ивана Васильевича с полковником, который производит на него очень приятное впечатление. Это немолодой, высокий, статный, красивый человек в военной форме, с орденами на груди. Он прекрасно воспитан, со всеми вежлив и учтив. Доброжелательность полковника к людям подчёркивает ласковая улыбка на его лице. Все окружающие с почтением относятся к нему. Хозяйка дома просит полковника исполнить мазурку с Варенькой, и он с удовольствием соглашается. Все присутствующие с восхищением наблюдают за их красивым и грациозным танцем, трогательным и нежным отношением отца к дочери. Иван Васильевич обращает внимание на немодные сапоги полковника и делает вывод, что он экономит на себе ради любимой им Вареньки, чтобы у неё было всё самое лучшее.

Молодой человек возвращается домой под утро в восторге от Вареньки, её отца и чудесного вечера. Приятные воспоминания мешают ему заснуть, будоражат его воображение. Иван Васильевич одевается и выходит погулять на улицу. Он слышит звуки тревожной, непонятной музыки и идёт на них. Перед Иваном Васильевичем предстаёт ужасная картина жестокой расправы над беглым солдатом. Руководит истязаниями высокий военный, в котором Иван Васильевич узнаёт отца Вареньки. Только предстаёт он перед ним совершенно в другом образе. Теперь это не милый благодушный весельчак, а жестокий, злобный и властный деспот, которого не трогают просьбы несчастного татарина о помиловании. Наоборот, когда полковник замечает, что один из солдат недостаточно сильно ударил жертву, бьёт его наотмашь по лицу и просит подать свежих шпицрутенов. Меж тем, спина наказываемого человека превратилась уже в сплошное кровавое месиво. Встретившись взглядом с Иваном Васильевичем, полковник поспешно отворачивается от него.

С этого времени тяжелые воспоминания о казни не дают покоя молодому человеку, и он больше не может относиться к дочери полковника с таким же восхищением, как прежде. Постепенно их отношения прекращаются. Иван Васильевич не смог простить отцу любимой девушки двуличия и лицемерия.

Толстой учит быть честным с самим собой и со своей совестью.

Полковник в рассказе После бала

Популярные сочинения

Джон Рональд Руэл Толкин говорил: «Любой может изменить свое будущее, если захочет», которое является полностью правдивой. Каждый человек сам выбирает свое будущее, подтверждая его своими действиями.

Рассказ «Матрёнин двор», первоначально названный А.И. Солженицыным «Не стоит село без праведника», увидел свет в 1963 г. на страницах журнала «Новый мир». Он создан на автобиографическом материале.

Источник

Сочинение на тему Полковник на балу и после бала (8 класс)

Все мы знакомы с произведением известного писателя Л.Н. Толстого «После бала», которое увидел мир в 1911 году. Писатель выбрал для него жанр небольшого рассказа, основой сюжета которого послужила история из жизни, которую рассказывает нам, зрителям, очевидец – Иван Васильевич. А конкретно, восприятие им полковника в разных событиях. С помощью антитезы Толстой великолепно делит рассказ на две части.

Первая часть представляется нам на праздничном торжестве, где Иван Васильевич знакомится с довольно сложной личностью, отцом Вареньки. Пётр Владиславович в парадном офицерском мундире, статный и высокий, галантен и учтив с дамами. Его тёплые и нежные отношения с дочерью вызывают уважение у Ивана Васильевича. Все на балу заметили, как отец любит свою дочь, гордится ею и делает всё необходимое для её счастья и достатка. Можно заметить и сказать, что полковник – положительный персонаж, хороший отец и порядочный джентельмен. Но это, к сожалению, только на первый взгляд.

Во второй части нам представляется совершенно другой человек. Сняв своё праздничный наряд и приступив к своим военным обязанностям, меняется полностью человек. Больше он не знал чувств сострадания или милосердия. Он шёл твёрдой походкой и руководил наказанием беглого татарина. В его глазах уже были не любовь и радость, а гнев и ярость. Он стоял и безжалостно смотрел на то, как жестоко избивают его солдаты несчастного и слабого человека. Мало того, полковник наказывал тех солдат, которые недостаточно сильно избивали татарина. В порыве гнева он оскорблял и распускал руки на своих подчинённых. Увидев возлюбленного своей дочери, Пётр Владиславович злобно отвернулся. В такой кошмар не мог поверить неискушённый жизнью молодой человек. Ему трудно было признать факт того, что всего несколько часов назад этот беспощадный офицер танцевал с дочерью и смеялся с друзьями на балу. Он настолько разочаровался в военных, что больше не изъявлял желания служить.

Читайте также:  Рассказ описание игрушки 4 класс русский язык

Но не совсем правильно винить в этом именно отца Вареньки. Так как он не знал, что поступает неправильно, ибо так делали окружающие его люди. Тогдашняя эпоха Николая 1 была достаточно жестока и позволяла офицерам так поступать, уничтожая на своём пути различные моральные нормы и нравственные ценности.

Кратко о рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

В произведении рассказывается о том, как молодой человек, по приглашению понравившейся девушки, знакомится с ее отцом, военнослужащим в чине полковника.

Герой наблюдает за ним весь вечер, делая определенные выводы о порядочности мужчины. Отмечает, что отец Вареньки обладает множеством положительных качеств.

Но, когда бал завершается, и гости расходятся, молодой человек по имени Илья Васильевич становится свидетелем определенной сцены, которая его не радует. Причем участником этой сцены является как раз заботливый отец Вареньки. Проблема заключается в том, что он ведет себя совсем иначе.

Рассказ построен на контрасте созданного образа. Поведение полковника до и после бала анализируется рассказчиком, заставляет сделать определенные выводы.

Противопоставление хорошо раскрывает сущность одного из главных героев, показывая двойственность натуры.

Популярные сочинения

Образ полковника на балу

Впервые персонажи встречаются на балу, и автор отмечает, что немолодой мужчина (полковник и отец Вареньки) выглядит отлично.

Знакомство героев приятное, по описанию, хозяин дома сдержан, гостеприимен, дружелюбен.

Открыт и готов к общению – ведет себя, как и подобает члену высшего общества.

Иван Васильевич отмечает, что отец Вареньки прекрасно себя держит, у него безупречные манеры в общении, полковник крайне приятен.

Характеристика однозначно положительная, у отца Вареньки нет недостатков. Мужчина любит дочь и готов сделать для него все, что в силах. Складывается впечатление, что военная служба не изменила мужчину, к своим подопечным он относится, как отец. Но так ли это?

Впечатление может быть обманчивым, но у Ивана Васильевича не возникает сомнений в порядочности военнослужащего, несмотря на то, что знаком с ним не так уж и близко.

Поведение героя после бала

Во второй части повествования праздничное настроение исчезает. С наступлением рассвета начинается новый день. Изменяются краски и чувства. Другим становится и наш герой. В рассказе «После бала» характеристика полковника многогранна. Писатель умело показывает неприглядную сторону личности полковника. Сняв парадный мундир и приступив к своим непосредственным обязанностям, Пётр Владиславович меняется не только внешне, но и внутренне. В его душе нет больше места человеческим чувствам. Он не способен сострадать, проявлять милосердие. Глазами неискушённого в жизни молодого человека мы видим, как полковник «шёл твёрдой, подрагивающей походкой» и руководил избиением провинившегося татарина. Это был тот же самый человек, что и на балу «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

Но мучения и боль несчастного теперь не трогают душу начальника. Более того, он готов жестоко расправиться с теми, кто, нарушив приказ, недостаточно сильно опускает палку на спину беглого солдата. «Я тебе помажу», – услыхал его гневный голос рассказчик. Полковник кричит на подчинённых, унижает и даже распускает руки в порыве гнева. Лицо героя превращается в бесчувственную маску. Раздражение, досада, злость отражаются на ней при виде жениха своей дочери. Он, «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Перед нами совершенно иной незнакомый человек. Трудно представить, что несколько часов назад он радовался жизни, с нежностью обнимал дочь, шутил и мирно беседовал с друзьями.

Описание полковника после бала

Жанр рассказа подразумевает повествование, герой рассказывает не только о том, что было на балу, но и о том, что случилось после торжества. В произведении так хорошо подчёркнута воспитанность и манерность полковника, его сдержанность и гостеприимство.

Но, когда мужчина оказывается в «кругу своих», то есть среди солдат, он ведет себя иначе. Рассказчик, как случайный свидетель, наблюдает за тем, как заботливый и любящий отец Вареньки приказывает наказать солдата за дезертирство.

Он отдает приказ привязать виновного к двум ружьям, а сослуживцы должны бить его палкой по спине. Когда один из солдат не выполняет приказа, мужчина не сдерживает эмоций и избивает его перчатками по лицу.

В окружении солдат отец Вареньки не добрый, он жестокий, беспощадный и злой. Классический солдафон, который обременен воинскими обязанностями.

Жестокость, поведение, беспринципность, само наказание, в процессе которого избивают человека — всё это производит на рассказчика неизгладимое впечатление. Его симпатия к Вареньке угасает и виной всему поведение ее отца.

Герой не испытывает неприязни к дочери полковника, но её отец вызывает в нем негативные эмоции.

Жанр, композиция, действующие герои рассказа

Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа. Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить в реальность происходящих событий, лучше разобраться в характере действующих персонажей. В основе сюжета жизненная история, рассказанная очевидцем. Характеристика полковника из рассказа «После бала» Толстого осуществляется через восприятие его Иваном Васильевичем. Мы видим Петра Владиславовича именно таким, каким представлял его себе рассказчик. Приём антитезы помогает читателям лучше разобраться в содержании, акцентирует внимание на главных чертах характера героя. Вечерние и утренние события в сюжете повествования противопоставлены друг другу и делят рассказ на две части.

Кто виноват

Внезапно произошедшая метаморфоза непонятна читателю. Иван Васильевич также испытывает смятение. Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? Что заставило добродушного любящего отца стать чудовищем. В рассказе «После бала» полковник – жертва объективной реальности. Пётр Владиславович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных. Виноват не отдельный человек, а закон, позволяющий офицеру унижать достоинство и поднимать руку на подчинённого. Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I. Часто окружающая среда, общественное мнение формирует характер человека, руководит его действиями. Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники. Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.

Читайте также:  Почему мужики в сказке салтыкова щедрина дикий помещик предстают в виде роя

Тест по произведению

На балу и после бала (таблица) ЗДЕСЬ

Посмотрите эти сочинения

Вариант 3

Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым. В нем рассказывается история из жизни самого писателя, которая очень сильно его впечатлила. Написать он о ней решил спустя несколько десятков лет.

Рассказ ведется от лица главного героя, – Ивана Васильевича – который влюблен в девушку Вареньку Б. Эта девушка была самой прекрасной на балу, даже сам Толстой не может описать ее красоту. У нее всегда было много поклонников. Эта любовь главного героя была самой сильной за всю его жизнь. Танцуя, молодые люди никак не могли налюбоваться друг другом. Первая часть этой истории показывает бал, где люди отдыхают, танцуют, общаются. На этом балу Иван Васильевич знакомится с отцом Вареньки – Петром Владиславовичем Б.

Петр Владиславович – дворянин, полковник. У него есть семья: жена и восемнадцатилетняя дочь Варенька. Живут они в Казани. Полковник красивый, статный мужчина в летах. На лице у него были бакенбарды и усы. Большую часть своих денег тратит на свою дочь, ограничивая себя даже в новых сапогах. Петр Владиславович ловко и умело танцует. Ему нравится танцевать со своей дочерью. Обращается с ней ласково и нежно. Взгляд у него добрый и ласковый, как у нее. Полковник со всеми на балу обращался вежливо и галантно, что говорит о его хороших манерах. Все, кто с ним общался, были очарованы им с первого взгляда, чувствовали уважение. То же самое чувствовал и главный герой. К тому же Иван Васильевич очень хотел стать офицером. А полковник рассказывал ему про службу: как она много для него значит, и как он любит своих солдат.

После бала он отправился домой. Но после таких приятных впечатлений, не смог уснуть. Молодой человек был на столько воодушевлен, что собрался и отправился к дому Вареньки. Там он увидел странное движение и услышал крики: полковник, который недавно был на балу, танцевал с дочерью и тепло отзывался о своих солдатах, в гневе бил одного из них (наказывали сбежавшего татарина). Спина этого татарина не была похожа на спину, скорее, на кровавое мясо. Он умолял полковника о пощаде, но тот злился еще больше. Тот мужчина, который нежно обнимал свою дочь, бил по лицу и другого солдата.

Этот случай очень впечатлил Ивана Васильевича. Он больше не мог любить Вареньку (с ней молодой человек все время вспоминал ту историю) и позже любовь его прошла совсем. Мысли о военной службе Иван Васильевич тоже оставил, потому что не видел больше в этом ничего благородного.

Другие сочинения: ← Образ Андрея Болконского↑ Толстой Л. Н.Характеристика Ивана Васильевича из рассказа После бала →

Источник

Анализ рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Мастерство Льва Николаевича Толстого нельзя не оценить по достоинству. Он прославился на весь мир своими произведениями. Самыми культовыми и цитируемыми до сих пор остаются «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство» и т.д. Но рассказ «После бала» — не менее интересный пример изложения авторской мудрости и художественного слова Льва Николаевича Толстого. Главное об этом произведении написал Многомудрый Литрекон в своем разборе.

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Читайте также:  Предложения из сказок пушкина с подлежащим

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры. В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Критика

Произведение Льва Толстого «После бала» было воспринято положительно. Большинство критиков высказали свое восхищение мастерством Толстого. Характеристика рассказа позволяет установить, как современники поняли замысел автора.

Литературный критик Дьёрдь Лукач сказал, что если судить только лишь с формально-художественной стороны, то «После бала» — это самый «формально законченный» рассказ, который не встретишь в литературе на Западе. Он назвал Толстого «величайшим» и «несравненным» художником своего времени.

Рецензент Н.К. Гудзий выразил основную мысль произведения, проведя литературные параллели с другими книгами писателя:

Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

Он писал также, что особенности поздней прозы Толстого заключались в резкой критической направленности книг и лаконичности писателя. Автор начал сочинять короткие, но весьма хлесткие и острые произведения на злобу дня, чтобы выразить свое отношение к политике, дворянству, войне и другим актуальным (а, впрочем, вечным) темам.

Авторы «Литературной энциклопедии» 1939 года так же написали хвалебный отзыв о рассказе Толстого, признавая его талантливым писателем, умеющим обличать истинную натуру:

Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала». (Попов П., Юнович М.)

Источник

Познавательное и интересное