Причины обращения писателя к жанру сказки политические общекультурные личные

Сказки

Зачем Пушкин обращается к народным сказкам

Любовь Пушкина к русскому фольклору явилась следствием глубокой потребности поэта в познании души народа.

Поэт понимал, что крестьянская культура – основа национального бытия. Именно крестьянство хранит образ русской веры, мудрость, отражённую в пословицах и поговорках, поэзию, заключённую в сказках.

Сказки были для Пушкина богатым источником народно-поэтической образности, формой и способом переосмысления важнейших вопросов жизни.

В письме к брату Льву поэт писал из Болдино: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

«Недостатки проклятого своего воспитания» — отсутствие в жизни Пушкина и многих других молодых дворян его времени погружённости в национальную культуру, невостребованность, «немодность» этой темы в просвещённом обществе.

Между тем, для поэта русские народные сказки стали находкой. Известно 12 текстов, собственноручно записанных Пушкиным со слов Арины Родионовны и других крестьян.

Часть зафиксированных им сюжетов нашла воплощение в сказках, созданных в 1830-1834 годах:

Время работы Пушкина над самыми знаменитыми из его сказок совпало с расцветом интереса к этому фольклорному жанру в русских образованных кругах.

В 1820 году, когда Пушкиным создавалась поэма «Руслан и Людмила», фольклорный материал входил в литературу как экзотика.

А в 30-е годы 19 века осмысление народного творчества уже вершилось полным ходом.

Между Пушкиным и Жуковским состоялся творческий поединок, в результате которого последний создал «Спящую красавицу» и «Сказку о Берендее».

Годом позже Н. В. Гоголь выпустил сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В. И. Даль подготовил издание литературно обработанных русских народных сказок. П. Ершов представил на суд публики сказку «Конёк-горбунок».

В отличие от большинства современников, Пушкин старался максимально точно сохранить фольклорный сюжет, осовременивая его звучание за счёт психологической прорисовки деталей.

Он понимал, что каждая строка первоисточника – свидетельство общеславянского прошлого – являет собой осколок древнего знания.

Например, лукоморский «дуб зелёный» или «ель перед дворцом» на острове Буяне – это образы Мирового Древа, которое в народной традиции представляет собой центр мира, пуп земли.

А кот учёный и грызущая орешки белочка – волшебные охранники священных границ между этим и тем миром. Они охраняют вход на небо, в Иное царство, отсюда их причастность к Слову (кот) и постижению тайн мироздания (разгрызание золотых (!) орешков).

Пушкин был подобен опытному реставратору, бережно и трепетно восстанавливающему первообраз, запечатлённый на древней иконе.

Читать сказки Пушкина нужно внимательно. В них несколько слоёв смысла. Поэт относился к сказке чрезвычайно серьёзно, на собственном опыте зная величайшую воспитательную и эстетическую силу выношенного в душе и памяти народа сказочного слова.

Источник

Причины обращения писателя к жанру сказки политические общекультурные личные

Часть 2. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА А.С.Пушкина И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

2.1. Авторская сказка.

Поскольку одной из задач работы является сравнение сказки фольклорной и литературной, определим, что такое литературная сказка и в чем ее особенности.

Литературная сказка возникла из сказки фольклорной, своими корнями она уходит в устное народное творчество, но и одновременно является произведением авторским, что определяет ряд жанровых особенностей литературной сказки.

В современном литературоведении нет определения литературной сказки. Словари литературоведческих терминов рассматривают сказку литературную как разновидность сказки фольклорной, отмечая, что авторская сказка имеет свои особенности.

«Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетом, мотивом, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей в жанровых приемах, в трактовке чудес. Возникновение авторских сказок ознаменовало высокий подъем профессиональной литературы и ее движение на пути народности к национальной самобытности.

Поэтика и стиль авторских сказок очень разнообразны: это сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-пьесы, сказки-притчи, сказки-басни, сказки-стихотворения и другие». 3

Жизнь наших российских современников была так или иначе пронизана с детства поэзией, стихами Пушкина. Мы их с удовольствием или по школьной обязанности заучивали, запоминали, но мало задумывались об их

истинном содержании. До сих пор мы в лучшем случае были очарованны звуками пушкинской поэзии, не очень осознавая и умом и сердцем, что именно для этих звуков дивных он «жизни не щадил».

«Пушкин в сути своего народа, страны, ее уклада жизни, привычек и дел, темных и светлых, всегда хотел разобраться, а, поняв, оставил нам пророческое видение не только тогдашней, но и теперешней жизни.

Форма сказки привлекательнее, понятнее и сильнее, нежели, хотя и точное, но скучное описание реальной жизни. Сказка дает простор для явных обобщений, предсказаний и советов. К ней и прибегнул поэт.

У Пушкина сказка – жанр поэтического разговора с читателем, часто скрывающий наиболее опасные в политическом и социальном смысле слова и мысли. Мысли глубокие и, как правило, выражающие национальный характер русского человека.

Сказки Пушкина последних лет его жизни – это своеобразная образная модель поведения русского человека в соседстве ведомых ему и совсем неведомых сил». 4

Известно, что Пушкин писал сказки в период с 1830 по 1834 год, то есть в годы своей поэтической зрелости. Писал для взрослых, а не для детей. Сегодня исследователи рассматривают сказки как один из циклов в творчестве А.С. Пушкина, наряду с «Маленькими трагедиями» и «Повестями Белкина». Связывают эти циклы «грозные вопросы морали».

2.2. Понимание народности в сказках А.С. Пушкина

В произведениях Пушкина национальное содержание обозначилось

очень рано. В 1828 году молодой ученый И.В. Киреевский первым определил, что развитие творчества Пушкина состоит в стремлении «отражать в себе жизнь своего народа». 5 На протяжении XIX века об этом много было сказано писателями и литературоведами.

Понимание народности литературы самим Пушкиным многогранно. Поэта волновали такие ее проявления, как популярность и всечеловечность (он отмечал это у Шекспира, Кальдерона, Расина и других европейских писателей). Важнейшим признаком народности Пушкин считал национальное своеобразие и демократизм. Поэт связывал народность не только с языком, историей и бытом, но главное – с внутренним миром, духовной сущностью народа. Он отмечал: «Один из наших критиков, кажется, полагает, что народность состоит в выборе предметов из отечественной истории, другие видят народность в словах, то есть радуются тем, что, изъясняясь по-русски, употребляют русские выражения. Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу». И советовал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка». 6

Читайте также:  Рассказы про детей 4 класс слушать

В русской сказке Пушкин ценил многие черты, связанные с самовыражением народа, своеобразием его художественного мышления: «живописный способ выражаться» и «веселое лукавство ума», «здравомыслие» и «русское раздолье языка».

«Поэт тонко чувствовал стилевое отличие устной сказки от сказок лубочных – красочно иллюстрированных изданий на грубой бумаге (первоначальный материал – липовый луб), предназначенных для народного чтения. И не случайно, развивая эпические возможности отечественной

литературы, Пушкин выделил в русском фольклоре, прежде всего сказку». 7

2.3. Социальная тема в сказках А.С. Пушкина

В фольклоре социальная тема прежде всего развита в сатирической сказке. Ученый Азадовский верно заметил о Пушкине: «Его влекла не только сказочная фантастика, но он остро чувствовал и социальную природу сказки и ее связь с реальной жизнью». 8 Социальная проблематика ярко проявилась в первой и последней сказках Пушкина. Конфигурация повествовательных схем обеих однотипна, она соответствует очень распространенному типу сюжета: договор, заключенный между двумя неравноправными сторонами (у Пушкина между попом и работником, между царем Дадоном и волшебником), и стремление одной из сторон к невыполнению невыгодной для себя части этого договора («поп хочет лоб от расправы избавить и Балду-то без расплаты отправить»).

«Сатирические сказки о попах, и среди них сюжет о попе и наемном батраке, в том виде, в каком они существовали в XIX веке, выражали народную оценку наиболее поздних общественных отношений, порожденных крепостнической эпохой. Их критический смысл был самым актуальным во всей системе фольклора, а именно эту сторону Пушкин заострил в своей литературной сказке. Исследователи подчеркивали, что в первой сказке Пушкина народность содержания и формы приходят в едва ли не максимально возможное для сказки в стихах гармоническое соответствие,

однако позиция поэта в этой сказке не исполнительская (фольклорная), а авторская». 9

Отмечая литературные признаки, нельзя забывать, что Пушкин в основном использовал в своих сказках уже готовые фольклорные сюжеты. Сказки-поэмы вместе с содержанием впитали и фольклорные особенности эпической формы.

2.4. Сказки А.С. Пушкина выражение национального характера.

Самым трудным для поэта, видимо, было понять самому и донести до нас мысль о том, каким образом люди, одни из которых исповедуют больше зла, нежели добра, могут соединяться, взаймодействовать и проживать совместно с теми, кто, наоборот, несёт собой в мир только добро и никакого зла?

Из пушкинских сказок следует, что в характере каждого человека, а российского особенно, заложены три фундамента, сдвинуть, изменить или преобразовать которые не представляется возможности.

В пушкинских сказках, как нигде в его произведениях, с наибольшей полнотой и яркостью выраженвы именно эти и производные от них свойства русского характера, русской души.

Эти качества с поэтической выразительностью и изаществом поэт раскрыл пред нами в своей >.

Вся нежнлсть, надёжность и широта русского характера здесь предстала в обликах королевича Елисея и семи богатырей. Эти же мужество и настойчивость в достижении собственной цели видели мы и в поведении молодого князя Гвидона. Доброжелательность и трудолюбие в нелёгком труде моряков показал поэт через своих корабельщиков, плавающих и торгующих по морю-Окияну. Со знанием, достоинством делают они своё дело, знакомясь с жизнью заморских стран и предлагая там свои изделия, дорогие русские товары.

Трудолюбивым и находчивым, умным и лукавым одновременно, заботливым и непритязательным в быту показан Пушкиным его знаменитый работник Балда.

А рыбак из сказкт о рыбаке и рыбке? Человек добрый, незловредный, покорный в своей нужде, трудолюбивый и отзывчивый, с мудрой ясностью в голове и в серце.

И вот из этих-то повествований и лепились образы живые и трепетные в головах и душах русских людей. >.

Таким образом, особенностями пушкинских сказок являются:

— выражение национального характера;

— социальная природа сказки и её связь с реальной жизнью;

Изображение развёрнутых картин быта, жизненной обстановки, которые наполняются глубоким художественным значением;

— отбор сюжетов, в центре которых стоит тема любви и семейного счастья;

— фольклорная типизация в изображении героев;

— понимание национального характера героя;

— композиция произведений, восходящая к композиции поэмы;

Источник

Эстетические мотивы обращения Пушкина к жанру художественной сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:27, доклад

Краткое описание

Пушкин в детстве любил слушать сказки, искусно повествуемые ему няней, Ариной Родионовной. Но у него не исчезает интерес к сказкам и в ту пору, когда Александр Сергеевич становится взрослым человеком. Народная стихия притягивала и манила всегда поэта, так как для него фольклор был не просто собранием высокохудожественных эстетических ценностей, а представлял народную этику, философию, мораль и нравственность.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Эстетические мотивы обращения Пушкина к жанру художественной сказки.docx

Эстетические мотивы обращения Пушкина к жанру художественной сказки

Пушкин в детстве любил слушать сказки, искусно повествуемые ему няней, Ариной Родионовной. Но у него не исчезает интерес к сказкам и в ту пору, когда Александр Сергеевич становится взрослым человеком. Народная стихия притягивала и манила всегда поэта, так как для него фольклор был не просто собранием высокохудожественных эстетических ценностей, а представлял народную этику, философию, мораль и нравственность. Ранний Пушкин находил в фольклоре, в первую очередь, волшебный и красочный мир, в котором обитают сказочные герои, где «лес и дол видений полны», откуда, как из волшебного и бездонного колодца, можно постоянно черпать чудесные образы и необыкновенные сюжеты.

Читайте также:  Рассказа человек на часах лесков читать

Первый фольклорный опыт не принёс поэту удовлетворения, и Пушкин начал поиск новых путей освоения народного поэтического творчества, стремясь к постижению не только его яркой образности, но и раскрытию его глубинной сути, называемой правдой народною.

Но интерес к сказке именно как к литературному жанру у Пушкина появился лишь в конце его поэтической деятельности, а именно в тридцатые годы. Обращение известного всей России поэта, который обладал энциклопедическими знаниями, являлся выпускником лучшего учебного заведения России, Царскосельского лицея, было неслучайным, так как Пушкин ставил довольно серьёзно вопрос о простонародных сказках.

Таковы были эстетические мотивы, толкнувшие Пушкина обратиться к жанру художественной сказки.

Пушкин, оказавшись в ссылке в Михайловском, уходит с головой в стихию народного творчества. Александр Сергеевич знакомится близко с крестьянами, изучая с огромным неподдельным интересом народные обычаи, нравы и поверья. Няня ему рассказывала, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин восхищался поэтичностью народного творчества. А в деревне он слышал множество чудесных народных песен: похоронных и свадебных, веселых и грустных, колыбельных и хороводных, «божественных» и богатырских. В крестьянской среде звучало множество интереснейших сказок, слышались постоянно пословицы, поэтические загадки, поговорки. Все это сочиняли народные поэты, не знающие грамоты, не записывающие своих стихов, сказок и песен, а рассказывающие и певшие их, передавая с голоса друг другу. Пушкин всё время к себе приглашал простолюдинов, которые знали много сказок и песен, записывая то, что от них слышал. На праздники отправлялся в соседний Святогорский монастырь, желая там послушать пение слепых нищих, запоминая их песни.

Великий поэт в Михайловском сам начинает учиться сочинять сказки и песни в народном вкусе.

Цикл этих сказок в творчестве великого Пушкина занимает особое и исключительное место, так как с ним связываются представления о значительном и важном переломе в его творчестве.

Пушкин, создавая сказки, шел тем же путем, каким вёл его во всей своей литературной деятельности, стремясь овладеть всем богатством мировой литературы. Книжные и устные источники, фольклор западноевропейский и русский для него стояли в одном ряду. Пушкин понял одним из первых международное значение и характер фольклора. Поэтому с особенным интересом поэт останавливается на сюжетах, ему известных и по западным, и по русским источникам: «Мертвая царевна», « Салтан». Задача же Александра Сергеевича состояла в стремлении передать чуждые сюжеты так, чтобы они превратились в подлинно-национальные. Пушкин, выбирая занимательный сказочный сюжет и передавая его свободно по вкусу народных сказок, стремился отразить уклад жизни, обычаи и нравы русского народа, и вместе с тем показать общечеловеческие проблемы, пороки и недостатки.

В художественном открытии Пушкина – открытии темы активности народа- «Сказки» сыграли особую роль.

И ничего удивительного нет в том, что произведения, объединённые под заголовком «Сказки», появились в 30-е годы. Ибо российскую реальность того времени, где произвол, продажность, поправие человеческих идеалов становится нормой, нужно было отобразить в фантастике.

Сказки А.С.Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.

«…Дети. К которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка и «Царевну»,ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской»,- писал К.И. Чуковский.

Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. (4; 5-7)

Сказки А.С.Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. И впервые напечатана в 1832г. в третьей части «Стихотворений А.С.Пушкина».

У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.

«Что ты, баба, белены объелась?»

«Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличии от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей « темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводит ее в конце концов к смерти:».Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.

Враждебное отношение А.С.Пушкина к самодержавно – крепостнической власти ярко проявлялось в том, что положительные герои всех его сказок- люди из народа: работник Балда ( «Сказка о попе и его работнике Балде» ;труженик- старик»Сказка о рыбаке и рыбке»

Читайте также:  Презентация отгадай сказку по картинкам

Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нрава различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне – столица князя Гвидона:

…Город новый златоглавый…

…Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей

…В колымагах золотых

Пышный двор встречает их…

Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря. Белка – чудесница.

Для сказок Пушкина характерны чудесные превращения: старухи- крестьянки в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием за ее самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.

Великолепные сказки А.С.Пушкина всего ближе и приятнее с самого детства; прочитав их несколько раз, знаешь их на память Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве. Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были люди, которые жалели, что А.С.Пушкин спускается с высот своих поэм в область простонародной сказки.

А между тем в «Царе Салтане», в «Мертвой царевне», и в «Золотом петушке» Александр Сергеевич – тот же, что и в поэмах. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи. В сказках художественные средства, которыми пользуется поэт, еще лаконичнее и строже. ( 7: 124 )

Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое слово. В сказках Пушкин реже пользуется поэтическими фигурами, чем в поэмах. Он создает живой, зримый образ, почти не прибегая к изысканным сравнениям и метафорам. Один и тот же стихотворный размер передает у него и полет шмеля или комара, и пушечную пальбу, и раскаты грома. Воспитывать это чуткое внимание надо с малых лет. Дети почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но еще больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Ритм в его строчках – лучший толкователь содержания и верный ключ к характеристике действующих лиц сказки.

«Салтан», «Мертвая царевна» и «Золотой петушок» написаны легким и беглым четырехстопным хореем. Этим же размером пользовалось в своих сказках множество стихотворцев от Пушкина и до наших дней. Стихотворный ритм в сказках А.С.Пушкина служит могучим подспорьем точному и меткому слову. Свободный, причудливый, он живо отзывается на юмор и на пафос каждой строки и строфы. Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но всегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль. Где, в каких словах сказки находит выражение ее основная идея? На этот вопрос подчас не так то легко ответить, потому что мораль пронизывает всю сказку от начала до конца, а не плавает на поверхности.

С Болдинской осени 30-го года Александр Сергеевич почти каждый год пишет по сказке. Он создает государство в государстве, страну величавой простоты и детской ясности, страну, где добро беспримесно отмежевано от зла и всегда торжествует,- обетованную землю, русскую Утопию древних поверий и легенд – остров Буян. В этой стране свои цари и свои законы природы. Ее небо ясно и безгневно; под ним есть место всем. Ее море – грозная, но разумная стихия. Ее суша – и ее главная твердыня – семья.

Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формирует активное отношение к героям. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания детей.

Пушкин не писал для детей, возможно, не видя проку: сам воспитывался на серьезной, «высокой» литературе, читав в детстве Плутарха, Горация, Расина ( по-французски!). Возможно, потому, что низко ценил ( а может объективно? ) уровень «современной» литературы этого рода. И все же сумел в потоке детских книжек заметить «Историю России в рассказах для детей» А.О. Ишимовой, заметить и высоко оценить.

В книге В.С.Непомнящего «Поэзия и судьба» можно найти интересное объяснение феномена «детского» у Пушкина. «Ведь гений есть детская модель мира» ( Б. Пастернак).Поэт как и ребенок, всегда устремлен к совершенному порядку, к гармонии, свободе и простоте. Все это можно найти в сказке. Сказка объединяет гения и ребенка.

Художественный мир пушкинских сказок целостен и нерушим, благодаря высоким ценностям, положенным в его основу. Мы осмысляем его – а он остается неразъято прекрасным и вечным. Расстилаются просторы земли, пахнет лесом и морем, и видно далеко во все концы света, и на одном крае вечно сидит царь Салтан в своем золотом венце и грустит, а на другом – Гвидон в княжьей шапке, и тоже грустит; и где то Балда с попом объегоривают друг друга, а царевна, подбираясь, поднимается на крыльцо, и Елисей все скачет и скачет по горам и долам, и вопрошает Солнце и Месяц, и Ветер. В тесном ущелье, в вечной тишине, лежат на кровавой мураве два брата, и бродят вокруг них одинокие кони. А к морю и от моря вечно ходит старый рыбак – ходит и ходит, туда-сюда, туда-сюда…

Сказки А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.

Источник

Познавательное и интересное