Реферат на тему: «Как учились в Древнем Новгороде»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
РЕФЕРАТ
на тему: «Как учились в Древнем Новгороде»
2. Основная часть. 3
2. 2. Когда начинали учиться. 4
2.3. Школьные принадлежности. 5
2. 4. Как учили писать. 6
2. 5. Как учили считать. 6
2.6. Онфим отдыхает. 7
4. Список литературы. 9
1. Введение.
В этом году я пошёл в школу. У меня каждый день четыре урока, кружки. А наша учительница однажды рассказала, что мы теперь все учимся бесплатно, а были времена, когда учиться могли не все, образование было платным. Дома я спросил об этом маму. Она рассказала, что я буду учиться 11 лет, а она училась 10 лет. Моя прабабушка закончила семилетку и очень этим гордилась, ведь мать моей прабабушки вообще была безграмотной и не могла даже подписываться. Во времена мамы моей прабабушки учеба была платной, детей крестьян не учили.
А потом мы пошли в музей и нам рассказали, что наш город Великий Новгород особенный. В средние века, в отличие от других городов и даже Европы, у нас было грамотное население. В нашем городе ведутся раскопки. Археологи нашли берестяные грамоты. Несколько грамот были написаны мальчиком Онфимом. Это списывание текста, диктанты, записка к другу. Значит он их написал, когда учился в школе. Тогда я решил узнать, как же учился мальчик Онфим.
Цель: узнать, как учился мальчик Онфим.
1. Узнать, как учились читать и писать.
2. Познакомиться со школьными принадлежностями Онфима.
3. Рассказать своим одноклассникам как проходил учебный день Онфима.
Новгородцы были грамотнее русских людей из других областей Руси, поэтому в Новгороде обилие берестяных грамот. Берестяные грамоты были найдены ещё в 10 русских городах. Но в Новгороде их нашли больше всего! Берестяные грамоты прямо свидетельствуют о том, что в Новгороде Великом читать и писать умело все население – ремесленники, купцы, бояре, крестьяне, князья, дружина. И в былинах написано о том, что образование в древнем Новгороде было обычным явлением. Владели грамотой и Садко, и Василий Буслаев, и дружинники обоих героев, и горожане, и крестьяне.
В 1030 году Ярослав Мудрый велел собрать 300 детей от старост и попов, чтобы «учить их книгам». Так появилась в Новгороде первая школа. В ней учили грамматику, риторику и диалектику, как в Западной Европе того времени.
Через 300 лет Новгород являлся центром образования, ведь именно сюда был отправлен в 1341 г. малолетний тверской князь Михаил Александрович «грамоте учиться». В Древней Руси следили за обучением матери. Это была их обязанность.
2.2. Когда начинали учиться.
Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Школа называлась училищем. Коллектив учеников назывался “дружиной”.
Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей.
За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!
Содержать училища могли только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении.
Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью.
Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине.
2.3. Школьные принадлежности.
Для урока у меня есть учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, даже компьютер. А что носил с собой в школу Онфим?
В Древней Руси не было бумаги. Люди использовали для записей кости, глину, пергамент и бересту. В Новгороде чаще всего использовали бересту.
Береста – это кора берёзы. Её вымачивали и процарапывали буквы острой палочкой.
В Новгороде, была найдена деревянная азбука — дощечка с нацарапанными на одной ее стороне 36 буквами древнерусского алфавита. Такие азбуки изготовлялись ремесленниками и продавались по доступной цене. У Онфима была такая азбука, чтобы учить буквы. Азбуку отец Онфима мог купить, а мог сделать сам, если был хорошим мастером.
Для учения у Онфима была своя укладка: «вся железом изузорена, ключ в замке повернёшь – звон пойдёт, и крышка сама собою подымается. Подарил её Онфиму тятенька береста держать – и чистые, и с уроками». Там и азбука лежала, и цера.
2.4 Как учили писать.
Археологи нашли грамоты Онфима, где он учился писать. Всего почерком Онфима написано 12 грамот. Буквы в исполнении Онфима выглядят достаточно чётко, не похоже, что он осваивает их впервые. Наверное, это упражнения для закрепления при переходе с церы на бересту, писание на которой требовало специальных навыков.
Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Известно, что в старину обучение носило в основном церковный характер. Чтению учились по псалтыри и часослову.
2.5 Как учили считать.
Учиться считать начинали со счета на пальцах, затем учились писать числа. Для счета использовали абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например, вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д.
Грамота № 206 содержит попытку записи даты (SЧСА), скорее всего, это неудачно списанное SѰОА (6771 год, то есть 1263 от Рождества Христова).
В отличие от букв, цифрами Онфим, по-видимому, ещё не владел. Наверное поэтому, он рисовал разное количество пальцев на руках у изображаемых им человечков Мы числа пишем специальными знаками цифрами, а славяне писали цифры так же как буквы, только со специальным значком.
В минуту отдыха от занятий Онфим обращается к рисункам. На неумелых, но по-своему выразительных картинках мы видим лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага.
« Грамота № 000 почти целиком заполнена рисунком маленького художника. Маленький художник мечтал о доблести и о подвигах. Он изобразил некое подобие лошади и всадника на ней, который копьем поражает брошенного под копыта лошади врага. Около фигуры всадника помещена пояснительная надпись: «Онфиме». Мальчик Онфим нарисовал свой «героизированный автопортрет». Таким он будет, когда вырастет: мужественным победителем врагов Новгорода, смелым всадником, лучше всех владеющим победоносным копьем. Что же, Онфим родился в героический век новгородской истории, в век Ледового побоища и Раковорской битвы, в эпоху великих побед Александра Невского. И на его долю наверняка с лихвой досталось схваток и подвигов, свиста стрел и стука мечей. Но, помечтав о будущем, он вспомнил настоящее и на свободном клочке бересты рядом с «автопортретом» написал: «абвгдежзиiк»»2.
А я в тетрадях не рисую. Но у нас есть в классе ученики, которые в тетрадях делают рисунки ручкой. Мама сказала, что они очень быстро считают, а потом им скучно ждать остальных. Я тоже скоро научусь считать быстро.
«Что это? Шифр? Или бессмысленный набор букв? Не то и не другое. Напишите эти две строки одну под другой, как они написаны в грамоте:
ЕЕ ЯИАЕУААА ХОЕИ А.
Работая над этой темой, я узнал много нового и интересного об истории Новгорода и как учились славяне. Я выяснил, что первая школа была открыта в Новгороде в 1030 году князем Ярославом Мудрым.
Я узнал, что учились писать сначала на церах, а потом на бересте. Наша учительница тоже нас сначала учила писать карандашом, чтобы можно было стирать ошибки, а потом уже разрешила писать ручкой.
Я узнал, что школы назывались – училища – от слова «учить». Там учили только мальчиков из бедных семей. Мальчики из богатых семей учились дома. Меня удивило, что девочек не учили в школах. Интересно почему? Об этом мне еще предстоит узнать.
А еще я понял, что мальчик Онфим из 12 века очень похож на моих одноклассников: учится писать, считать, от скуки рисует. Но ему было труднее учиться, чем нам. Три года учиться читать? Это ужасно скучно!
Я – житель Великого Новгорода и я постараюсь не подводить своих предков и быть таким же усердным в учении, как и мальчик Онфим из далекого прошлого.
1. Воспитание и обучение в Древней Руси http://bibliofond. ru
3. Муниципальное учреждение культуры «Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» http://www. younglib. novgorod. ru
4. Онфим http://ru. wikipedia. org
6. «Берестяная почта столетий». — М.: Педагогика, 1979. — 128 с.: ил. — (Библиотечка детской энциклопедии «Учёные — школьнику»).