Презентация по кубановедению. Казачьи сказки.(4 класс)
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ к уроку.docx
Казаки всегда любили песню, она сопровождала их в труде и в военном походе. В 1811 год был создан Войсковой певческий хор , который украшал своим пением казачьи праздники и церковные богослужения. Современный Кубанский казачий хор радует земляков и жителей зарубежных стран не только звонкими песнями, но и лихими плясками.
Просветитель Кубани протоирей Черноморского казачьего войска
К. Россинский обратился в канцелярию атамана Ф. Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора «для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви». В 1861 г. хор переименовывается из Черноморского в Кубанский. Войсковой певческий хор и с этого времени, кроме участия в церковных богослужениях, дает светские концерты по области, исполняя наряду с духовными, классические произведения и народные песни.
Искусство танцоров выше всяких сравнений.
Заметки из мировых газет…
(«WAZ», Германия). Они способны на чудеса. Сильные голоса певцов
завораживают самых искушенных ценителей»
(«Вечерний Киев»).Не могут не вызвать восхищения гармоничное звучание хора, блестящие танцевальные номера. И песни, и танцы гостей из Краснодара щедро пересыпаны блестками подлинно народного юмора…»
Много лет назад пришёл в коллектив талантливый танцор Валентин Захаров
(«Ницца Матэн», Франция).Париж трудно удивить… Но концерты Кубан-ского казачьего хора ошеломили новым ощущением русского духа. Хор отличается от других русских хоров особой яркостью темперамента, граничащий с дерзостью. Это грандиозное зрелище! Казаки вновь завоевали Париж»
Я был на концерте хора и чуть было не разрыдался, – писал известный русский писатель Василий Белов. – Я понял: пока есть такие таланты, такие мужественные люди, Россия жива. Я очарован Кубанью и кубанцами».
Выбранный для просмотра документ казачьи сказки.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. (Вадим Шафран)
Фольклор Фольклор – народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов
Фольклор кубанского народа – это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отра-зилась жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, пред-ставления о добре и зле.
Пословицы, поговорки Я был очень рад твоему подарку. как сонная муха на седьмом небе от счастья
Пословицы, поговорки Я был очень рад твоему подарку. как сонная муха на седьмом небе от счастья
Пословицы, поговорки Ты живешь очень хорошо. как с Луны свалился як мыша в крупах
Пословицы, поговорки Ты живешь очень хорошо. как с Луны свалился як мыша в крупах
Пословицы, поговорки Ты вмешиваешься не в свои дела. як в кажну дирку затычка. хоть с хаты тикай
Пословицы, поговорки Ты вмешиваешься не в свои дела. хоть с хаты тикай як в кажну дирку затычка.
Пословицы, поговорки Что упало – то пропало. Що с возу упало, щетай пропало.
Пословицы, поговорки если заняты руки. а телегу зимой. а ум короток.
Песни «Роспрягайте, хлопци, коней» народная строевая казачья песня
Песни Кубанский казачий хор Руководитель Виктор Гаврилович Захарченко
В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко
Просветитель Кубани протоирей Черноморского казачьего войска К. Россинский обратился в канцелярию атамана Ф. Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора «для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви».
И в 1936 году был создан Кубанский казачий хор. В 1861 г. хор переименовывается из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор и с этого времени, кроме участия в церковных богослужениях, дает светские концерты по области, исполняя наряду с духовными, классические произведения и народные песни.
В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах.
«Искусство танцоров выше всяких сравнений. Они способны на чудеса. Сильные голоса певцов завораживают самых искушенных ценителей» («WAZ», Германия).
«Не могут не вызвать восхищения гармоничное звучание хора, блестящие танцевальные номера. И песни, и танцы гостей из Краснодара щедро пересыпаны блестками подлинно народного юмора…» («Вечерний Киев»).
Много лет назад пришёл в коллектив талантливый танцор Валентин Захаров.
Париж трудно удивить… Но концерты Кубанского казачьего хора ошеломили новым ощущением русского духа. Хор отличается от других русских хоров особой яркостью темперамента, граничащий с дерзостью. Это грандиозное зрелище! Казаки вновь завоевали Париж» («Ницца Матэн», Франция).
«Я был на концерте хора и чуть было не разрыдался, – писал известный русский писатель Василий Белов. – Я понял: пока есть такие таланты, такие мужественные люди, Россия жива. Я очарован Кубанью и кубанцами».
А в 2011 году коллектив Кубанского казачьего хора встретил своё 200-летие.
Загадки Новая посудына, а уся в дырах. Жовтый шар сыпэ жар. Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. Сталы хлопцы в ряд, проходыть нэ велять. Золотой Демид весь день на солнышко глядит.
В 1938 году в нем появилась танцевальная группа, и коллектив был переименован в «Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков»
А в 2011 году коллектив Кубанского казачьего хора встретит своё 200-летие.
А теперь давайте поговорим о сказках.. Что такое сказка?
Сказка- это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. Каждый народ создает свои сказки, есть они и у нашего народа. С многими из них мы уже знакомы.
Кубанские сказки Сказки бывают Бытовые Волшебные О животных
Казаки, как и другие народы создавали свои пословицы, поговорки, сказки и легенды. Неоценимую помощь в изучении устного народного творчества оказывают старожилы, сохранившие светлый ум, прекрасную память и редкий дар сказительства.
Общность мотивов со сказками других народов в том, что Кубань заселялась народами других уголков России. Во всех сказках добро побеждает зло.
Итог урока. Сегодня на уроке мы говорили об устном народном творчестве кубанцев. Вспомнили кубанские пословицы, загадки, послушали кубанские песни, познакомились с новой сказкой. Во всех этих произведениях была отражена душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов.
Выбранный для просмотра документ конспект.docx
Урок кубановедения «Казачий фольклор» (устная история родного народа)
Цель: познакомить с составляющими казачьего фольклора.
пополнить словарный запас учащихся словами кубанского говора;
развить интерес к изучению культуры родного края;
способствовать сохранению казачьего фольклора;
воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине;
Оборудование:. компьютер, проектор; презентация; раздаточный материал; выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
— Что такое традиции?
— Кем создавались традиции?
3. Объявление темы урока.
Всё это и песни и танцы и традиции народного быта можно назвать одним словом – ФОЛЬКЛОР.
Слово фольклор ввёл в науку английский учёный. В переводе с английского оно означает народная мудрость.
А сегодня в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово фольклор имеет такое значение « Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий. Бывает музыкальный фольклор, танцевальный фольклор и словесный фольклор».
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, кубанским казачьим фольклором.
На что похожа схема жанров фольклора. (На цветок.)
На нераспустившийся цветок, на бутон. И чтобы этот бутон раскрылся ему необходимо добавить лепестков. Давайте это попробуем сделать.
4. Работа над новым материалом.
1. Берём первый лепесток.
-Что на нём написано? ( Пословицы и поговорки.)
Посмотрим на эти слова с точки зрения русского языка.
— Какие в них корни? (слов-, и говор-)
— Смысл слова заключён в корне. Эти выражения несут в себе мудрые слова, придают колоритность разговорной речи. Давайте посмотрим, как это происходит.
Я был очень рад твоему подарку.
— Замените это предложение поговоркой, которая сделала бы его ярче, колоритнее, чтобы вам сразу стало ясно насколько человеку приятен подарок. ( На седьмом небе от счастья.)
Ты живёшь очень хорошо.
— А здесь, какую поговорку уместно вставить? (Як мыша в крупах.)
— Обратите внимание на эту поговорку. В её написании нет ошибок. И прочитали вы её правильно.
-Какие слова вам непривычно слышать? (Як мыша.)
— Попробуйте её произнести «привычным для нас языком». (Как мышь в крупах).
— Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, говоре. Этот говор появился от смешения двух языков русского и украинского. И он стал понятен и украинцам и русским, которые приехали жить на Кубань. Учёные сейчас говорят, что наши предки «балакали».
— Кубанский говор прослеживается и в следующей поговорке.
Ты всегда вмешиваешься не в свои дела. – Як в кажну дирку затычка.
— Перед вами словарь кубанского говора. Из него вы можете узнать значения непонятных вам слов и научиться их правильно произносить.
— Понаблюдаем за особенностями кубанского говора в нашей следующей работе с пословицами.
— А вот как она звучит на кубанском говоре: Що с возу упало, щетай пропало.
— Поработайте над пословицами сами: у первого ряда начало пословицы, у второго – конец, у третьего кубанский вариант пословицы.
Не будет скуки, если заняты руки. – Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы.
— Итак, ребята, что написано на лепестке? (Пословицы и поговорки.)
— К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Словесной.)
2. Второй лепесток «Песни».
— Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.
— Когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)
— Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем несколько отрывков из кубанских казачьих песен.
Звучат записи песен.
— Кто знает, в чьём исполнении прозвучали песни? (В исполнении Кубанского казачьего хора.)
— Верно. Неслучайно здесь фотография Кубанского казачьего хора.
— Кто является руководителем хора? (Виктор Гаврилович Захарченко)
Кубанский казачий хор знают и любят не только в России, но и за рубежом. В Америке невозможно достать билеты на гастрольные концерты этого хора. Мы должны гордиться тем, что живём в одном крае, в одном городе с руководителем хора, с его артистами – людьми, которые несут традиции кубанского казачества далеко за пределы нашей Родины.
— Итак, это у нас лепесток с песнями. К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Музыкальной.)
3. У меня в руках следующий лепесток. Но какой-то он необычный.
— Посмотрите, здесь задания.
Выходит ученик и читает: Зелёный полосатый, а середине сладкий. (Это арбуз.)
Читает следующий ученик: Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы.)
— Вот какой загадочный лепесток.
— Какой жанр за ним спрятался? (Загадка)
— Как вы определили, что это загадка? (Надо отгадать предмет по его описанию.)
— Отгадайте ещё несколько кубанских загадок.
Новая посудына, а уся в дырах. (Дуршлаг)
Жовтый шар сыпэ жар.(Солнце.)
Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. (Гриб.)
Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. (Забор)
Золотой Демид весь день на солнышко глядит. (Подсолнух)
— К какой составляющей фольклора отнесём загадки? (Словесной.)
4. Отгадайте, с чем у нас следующий лепесток.
— У вас на партах лежат розовые листы.
1. В саду выросла берёза –
Белая пребелая.
Я девчонка молодая
И к тому же, смелая.
2. На окошке два цветочка
Синенький да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
3. Если б не было луны,
Не было б и неба,
Если б не было земли,
Не было б и хлеба.
— Как назвать такие стихи? (Частушки.)
— Как исполняют частушки? (Их поют.)
— Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки.
— Кто самый смелый. Выходите от каждого ряда по одному ученику.
— Сначала без музыки.
— Значит, какая это составляющая фольклора? (Музыкальная.)
5. Следующий лепесток. (Физминутка.)
— Прочитайте его название. ( «Плясовые припевки».)
— Суть этого жанра кроется в самом названии. Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и пританцовывали.)
— Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например:
Сербияночку танцую,
Сербияночку пляшу,
Кто лучше меня пляшет,
То, пожалуйста, прошу.
— Предлагаю и вам выучить и исполнить одну такую припевку. Послушайте слова и запомните движения.
-Мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какой составляющей фольклора их отнести?
— Какое слово в этом словосочетании главное? (Припевки.)
— Ребята в рамках одного урока невозможно прочитать все казачьи сказки. Поэтому я хочу вас познакомить с книгами, в которых вы можете найти и прочитать казачьи сказки.
Сборник казачьих сказок в обработке Бориса Алмазова. О своём творчестве Борис Алмазов сказал такие слова: «Я слышал сказки с детства…. (ПРОЧИТАТЬ ИЗ КНИГИ );
Сборник легенд и сказок.
— Ещё сказки можно слушать. Сказки в исполнении Бориса Алмазова записаны на диски и кассеты.
— Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. ( Их читают, рассказывают, и конечно слушают.)
-К какой составляющей фольклора отнесём сказки? (Словесной.)
7. Знакомство с самобытностью речи кубанских казаков, проявляющейся в сказках.
Б. Алмазов обработал и пересказал в своей книге»Казачьи сказки» около 100 сказок.
— Ребята, какие сказки вам знакомы?
Сейчас вы услышите сказку «Тройная благодарность».
Попробуйте объяснить лексическое значение слов, которые встретятся в инсценировке.(дети инсценируют сказку)
«Тройная благодарность «.(инсценирование)
Вопросы для оценки осознания смысла и особенностей сказки:
Как казак оценил помощь муравья?
В каких словах выражена основная мысль сказки?
Ваше личное отношение к героям?
Что взяли для себя?
Домашнее задание: прочитать другие сказки в обработке Б. Алмазова и записать в тетрадь таблицу.
Вот такие разные были казачьи сказки. Из века в век прославляли они казачью удаль и корили жадность. Передавались сказки из уст в уста, и лишь в XIX века начали записываться собирателями и краеведами.
7. Вот мы и добрались до последнего лепестка.
— Что на нём написано? («Танцы».)
— Посмотрите танец в исполнении детского хореографического ансамбля «Мозаика».
— Какой танец мы увидели? (Казачий)
— Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам: папахи, расшитые рубахи.)
— Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па. Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.
— К какой составляющей фольклора отнесём танцы? (Танцевальной.)
5. Выводы по теме урока.
— Посмотрите, какой красивый получился у нас цветок.
— Кто запомнил, что такое фольклор?
— О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.)
— Что относится к музыкальной составляющей фольклора? (Песни, частушки, плясовые припевки.)
— Что относится к танцевальной составляющей? (Танцы.)
— Что относится к словесной? (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.)
6. Индивидуальная работа.
— Возьмите голубые листы.
— Соедините отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.
Хоть с хаты тикай Сказка
Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. Плясовая припевка
Где кто родился – там и пригодился. Поговорка
7. Итог урока. Рефлексия.
— Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно работать с вами.
— На ваших столах лежат цветы. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше.
— Поставьте цветы в эту вазу.