Михалков Сергей сказка «Новогодняя быль»
Читательский дневник по сказке «Новогодняя быль» Сергея Михалкова
Автор: Михалков, Сергей Владимирович
Название произведения: «Новогодняя быль»
Главные герои: Ёлочка, Сорока, лесничий
Второстепенные герои: дети лесника.
Характеристика главных героев:
Сорока — вредная и ехидная.
Припугнула маленькую ёлочку.
Ёлочка — нежная и добрая.
Испугалась и очень переживала, что её срубят.
Лесничий — добрый и находчивый.
Устроил детям настоящий праздник без вреда для природы.
Характеристика второстепенных героев:
Мальчик и девочка — дети лесника. Добрые и весёлые.
Краткое содержание сказки «Новогодняя быль»
В лесу росла молоденькая ель.
Она радовалась жизни, дружила с зайцем, но ей всё равно было одиноко.
Однажды сорока предсказала ели, что зимой её срубят.
Ёлочка потеряла покой и со страхом ждала зимы.
Под Новый год к ней подошёл человек и отряхнул от снега.
Ель потеряла сознание, а когда очнулась, поняла, что ещё жива.
Но она была украшена новогодними игрушками.
К ней подошли дети лесничего и стали хвалить отца, который придумал нарядить ель прямо в лесу.
План сказки:
4. Человек в новогоднюю ночь.
5. Игрушки и звезда.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль «Новогодней были»
Главная мысль сказки в том, что необязательно губить дерево, чтобы устроить себе праздник.
Основная идея сказки в том, что к природе нужно относиться с любовью.
Чему учит сказка
Сказка учит нас любить природу.
Учит относиться к природе бережно и не рубить ёлочки ради нескольких дней праздника.
Краткий отзыв о сказке «Новогодняя быль» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что часто люди губят природу ради минутного удовольствия.
И это касается не только срубленных под Новый год елей.
Это касается костров, мусора на месте пикника, сорванных цветов или пойманных насекомых.
Герои этого рассказа повели себя как настоящие герои.
Они оставили дерево расти, и оно радовало их много лет.
Это очень нужный и поучительный рассказ.
Автору удалось на примере лесника показать, как можно и нужно беречь природу.
Мне очень понравился лесник, который не погубил дерево.
Мне понравились его добрые дети.
И мне понравилась ёлочка.
Я всем советую прочитать этот рассказ и попробовать убедить родителей, что в Новый год можно обойтись очень красивыми и долговечными искусственными елями.
Пословицы к произведению:
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Немудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
Кто природу не бережёт, к тому болезнь приходит.
Срубить дерево — пять минут, а вырастить — сто лет.
Срубить легко, да душе каково?
Словарь неизвестных слов:
Копошиться — ковыряться, шевелиться.
Пласт — большой кусок.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда.
Ещё читательские дневники по произведениям Сергея Михалкова:
Библиотека произведений автора пополняется.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 1 ноября 2018 г.
Михалков С. «Елочка. Новогодняя быль»
Михалков С., сказка «Елочка. Новогодняя быль»
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Елочка. Новогодняя быль» и их характеристика
Чему учит сказка «Елочка. Новогодняя быль»
Сказка учит бережному, заботливому отношению к природе, а конкретно к елочкам. Учит не губить молодые красивые деревья ради одной новогодней ночи. Учит быть добрым и отзывчивым.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Елочка. Новогодняя быль»
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла молодая и красивая Елочка. Летом ее поливали дожди, зимой заносило снегом. Она росла как все остальные елочки.
Однажды под ее ветвями переночевал заяц, а в другой раз прилетела сорока.
Сорока уселась на макушку и стала ее раскачивать и Елочка забеспокоилась. Она стала просить Сороку, чтобы та не сломала ей макушки, а сорока надменно сказала, что Елочку все равно срубят.
Елочка пришла в ужас и спросила, кто ее срубит и зачем.
Сорока ответила, что в лес под новый год всегда приходят люди и рубят красивые елочки.
Елочка робко сказала, что растет уже не первый год и никто ее не рубил, а Сорока грубо предсказала, что все равно срубят.
Все лето и осень Елочка думала о словах сороки и переживала. А когда начался декабрь она и вовсе потеряла покой.
В ту зиму было много снега и даже у высоких елей под тяжестью снега обламывались ветки, а маленькую Елочку засыпало по самую макушку. И Елочку это только радовало, она думала, что теперь ее точно не заметят люди.
И от пришло 31 декабря. Елочка мечтала пережить этот день, как вдруг увидела человека, который направлялся прямо к ней. Это был лесничий. Он подошел к Елочке и с силой встряхнул ее ветви. Потом он залюбовался красивой Елочкой и сказал сам себе, что правильно выбрал дерево.
Елочка от страха лишилась сознания.
А когда Елочка пришла в себя, она очень удивилась. Оказывается, она по прежнему росла посреди полянки, но все ее ветки оказались украшены разноцветными шарами, окутаны серебряными нитями, а на макушке блестела звезда.
Утром первого января из домика лесника вышли двое детей и направились на лыжах к Елочке. Они подошли к Елочке и долго на нее смотрели. А потом мальчик сказал сестре, что это будет их елочка и они каждый новый год будут ее наряжать.
Прошло много лет, давно не стало лесника, давно выросли его дети, а красивое и стройное дерево возвышается посреди лесной полянки и с улыбкой вспоминает свое детство.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Елочка. Новогодняя быль»
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: «Новогодняя быль»
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте, дети! Скоро, совсем скоро наступит любимый всеми праздник Новый год, поэтому и тема нашего урока сегодня “Новогодняя быль”. Мы с вами познакомимся с рассказом, поразмышляем над его содержанием и попытаемся сделать правильные выводы. Итак, вы готовы?
II. Вступительное слово учителя
— Сколько стоит хлеб? А сколько стоит ваша любимая игрушка, учебник? Все это вы знаете. А знаете ли вы, сколько стоит живая ель, которая растет в лесу?
(Вывешивается картина с изображением лесной ели).
Ель знакома нам с детства. Без нарядной елки и праздника нет. Круглый год ель зеленая. А почему? Да потому что, листик – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Ель начинает плодоносить в 25-30 лет. Ее семенами питаются белки, дятлы, клесты. Живет ель 1200 лет. Ее не сделать своими руками, не вырастить в саду за несколько лет, она растет в лесу, радует нас своим видом, дарит хорошее настроение и поэтому она бесценна. У каждой зеленой елочки своя неповторимая внешность, своя песня, свои радости и огорчения.
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельное чтение текста учащимися. (Текст составлен мною на основе рассказа С.Михалкова “Новогодняя быль”).
В лесу, недалеко от дома лесника, росла Елочка. Взрослые деревья – сосны и ели – смотрели на нее и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая. Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Маленькая Елочка росла как и все елочки: летом ее поливали дожди, зимой засыпало снегом. Несмотря на то, что Елочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой. Было у нее три подружки: березка, осина и рябина. Подружилась Елочка и с зайцем, который однажды переночевал по ее ветвями.
А утром под Новый год на полянку, где росла Елочка, пришли дети лесника – брат и сестра. Они повесили на ее ветки легкие стеклянные шарики, а самую макушку Елочки украсили большой золотой звездой.
— Мы будем так украшать тебя каждый год!
2. Беседа после первичного чтения.
— О чем мы прочитали?
— Почему ей не было одиноко?
Как ей живется в лесу?
Кто к ней пришел под Новый год?
Какие подарки получила она от друзей?
Встретились ли при чтении непонятные слова?
3. Работа над названием.
Ребята, у любого рассказа есть заглавие, а здесь оно отсутствует.
Придумайте и напишите свои заглавия.
(Каждый пишет заглавие на своем листе с печатным текстом.)
IV. Физминутка
Звучит тихая музыка. Представьте, что каждый из вас – это маленькая елочка. Вот она растет, растет и стала высокой и стройной. Подул ветерок, закачал ветви елочки. Все стихло. На елочку тихо-тихо падают снежинки. Сядем за парты, закроем глаза и представим себе снегопад.
V. Поэтапная работа с текстом во время чтения вслух
Текст читается по частям. После каждой части учитель задает ученикам вопросы.
Вопросы к первой части.
— Найдите в тексте и прочитайте, как жила она летом и зимой?
— Почему она не чувствовала себя одинокой?
— Мысленно нарисуйте Елочку? Расскажите, какой вы ее себе представляете?
(Вывешивается иллюстрация к I части).
Вопросы ко второй части.
— Какой праздник наступил?
— Что подарили Елочке друзья?
— Чем окутал Елочку Дед Мороз?
— Чей подарок вам больше понравился и почему?
(Вывешивается иллюстрация ко II части рассказа).
— “Оживите” картинку, поблагодарите друзей за подарки от имени Елочки, постарайтесь передать ее эмоциональное состояние.
Вопросы к третьей части.
— Кто пришел на полянку под Новый год?
— Как они украсили Елочку?
— Что сказали дети лесника Елочке?
(Вывешивается иллюстрация к III части).
— “Оживите” картинку, поздравьте Елочку с Новым годом от имени детей лесника.
VI. Коллективное рассуждение о жанре прочитанного текста
Выборочное чтение текста и установление, что здесь правда, что вымышлено?
— Скажите, ребята, сказка это или быль?
После рассуждения на листочках учащихся появляются соответствующие записи, например:
VII. Подведение итогов беседы
Итак, давайте еще раз вернемся к подаркам, которые получила Елочка. Как вы думаете, чей подарок ей дороже всех? Почему?
Предполагаемые ответы детей:
— Елочке больше понравились подарки от детей лесника? Они могли попросить отца срубить эту Елочку и привезти к ним в дом. Там бы они украсили ее красивыми игрушками.
Вспомните слова детей лесника и скажите, какой вам представляется дальнейшая судьба Елочки?
Далее детям предлагаются для сравнения два больших рисунка: живая лесная елка и елка, срубленная и украшенная к празднику.
— Как вы думаете, какая из этих елочек счастливее и почему?
— Что можно предположить о судьбе нарядно разукрашенной новогодней елки? Долго ли продлится ее веселье?
— Чему учит нас эта сказка-быль?
Выводы:
VIII. Подведение итогов урока
1. Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение И.Токмаковой “Живи, елочка!”
Живи, елочка!
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили,
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень –
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой,
Неспиленной ели!
2. Показывается искусственная серебристая елка. Вот такую елку купили на Новый год. Нравится она вам, ребята?
IX. Комментирование работы школьников на уроке, выставление оценок
X. Комментирование домашнего задания
2. Нарисуй картинку к стихотворению или к тексту.