Биография Александра Суворова
Ранние годы
Дата и место рождения Александра Суворова достоверно неизвестно, однако многие ученые считают, что он родился 13 (24) ноября 1730 года в Москве в семье генерала. Получил свое имя в честь князя Александра Невского.
Военная семья еще с детства оставила свой отпечаток на судьбе Суворова. Несмотря на то, что Александр был слабым и часто болеющим ребенком, он хотел стать военным. Суворов стал заниматься изучением военного дела, укреплял свою физическую подготовку. В 1742 году пошел служить в Семеновский полк, где провел 6,5 лет. В это же время обучался в Сухопутном кадетском корпусе, учил иностранные языки, занимался самообразованием. На дальнейшую судьбу Суворова большое влияние оказал генерал Абрам Ганнибал, который был другом семьи Суворовых и прадедом Александра Пушкина.
Краткая биография Суворова для детей и учащихся разных классов представляет собой небольшой, но содержательный и интересный рассказ о его подвигах и заслугах перед Родиной.
Начало военной карьеры
Во время Семилетней войны (1756–1763 гг.) находился в военном тылу (майор, премьер-майор), затем был переведен в действующую армию. Первые военные действия, в которых Суворов принял участие, произошли в июле 1759 года (атаковал немецких драгун). Затем Суворов занимал должность дежурного при главнокомандующем, в 1762 году получил чин полковника, командовал Астраханским и Суздальским полками.
Военные походы
В 1769 – 1772 гг. во время войны с Барской конфедерацией Суворов командовал бригадами нескольких полков. В январе 1770 года Суворову было присвоено звание генерал-майора. Он выиграл несколько битв против поляков, получил свою первую награду – орден Св. Анны (1770 г.).
Во время русско-турецкой войны принял решение захватить гарнизон, за что был осужден, а позже помилован Екатериной II. Затем Суворов оборонял Гирсово, участвовал в бою у Козлуджи. После этого в биографии Александра Суворова наступает период преследования Емельяна Пугачева, восстание которого к тому времени уже подавлено.
В сентябре 1786 года получил звание генерал-аншефа. Во время второй русско-турецкой войны (1787–1792 гг.) полководец Суворов принял участие в Кинбурнской битве, Измаильском сражении, а также битве при Рымнике. В период польского восстания 1794 года войска Суворова штурмовали Прагу. При Павле I полководец выступил в Итальянском походе в 1799 году, затем в Швейцарском походе.
Смерть
В январе 1800 года Суворов по распоряжению Павла I вместе с войском возвращается в Россию. По пути домой он заболел, а 6 (18) мая 1800 года Александр Васильевич Суворов скончался в Санкт-Петербурге. Похоронен великий полководец в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
Другие варианты биографии
Тест по биографии
После прочтения краткой биографии Суворова – обязательно пройдите этот тест:
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
Содержание сайта
08.06.2020
Григорьев С. «Детство Суворова»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Детство Суворова» и их характеристика
Чему учит рассказ «Детство Суворова»
Рассказ учит упорству и решительности, учит добиваться поставленных целей и не отступать перед трудностями. Учит терпению и честности.
Отзыв на рассказ «Детство Суворова»
Мне очень понравился этот рассказ и больше всего понравился маленький Суворов. Теперь мне стало понятно, как этот человек стал прославленным полководцем. Оказывается, он с детства мечтал служить, причем служить честно. Он много и упорно учился и трудился. У Суворова был очень твердый характер, и он мог преодолеть все трудности.
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Детство Суворова»
Стояло лето 1742 года. Мать заставила маленького Александра помолиться, и тот специально громко стукал по полу головой. Потом он поцеловал руки родителям и пошел спать. Забравшись под одеяло, мальчик дождался пока в доме все уснут, и торопливо достал книгу. Это был рассказ о Ганнибале.
Мальчик стал читать, как прославленный полководец подвел свое войско к Альпам, и как возроптали воины, увидев высокие горы. Но Ганнибал сказал, что ни одни горы не достигают неба, а значит в силах человека их преодолеть.
И воодушевленное войско полезло в горы. Они забрались на самый высокий перевал и были смущены снегом. Но снова Ганнибал держал речь, и говорил, что нужны им всего две битвы, и вся Италия будет у их ног. И перешли Альпы воины Ганнибала, и дали бой римлянам. Заманили их в засаду и разбили.
Наступило утро. Александр взял на кухне оладьев, вскочил на своего жеребенка и выскочил со двора, не слушая криков отца. Он поднялся на холм и осмотрел землю вокруг. В ушах его звенел шум боя.
Александр погнал коня с холма и въехал в речку, а потом и переплыл ее. На яркой лужайке мальчик подумал, что конь может замерзнуть, и погнал его к парому. Он успел заскочить на паром в последний момент, и проспал всю дорогу, укрытый тулупом.
Дома мать долго ругала мальчика за грязное платье, а потом сказала, что приехал Ганнибал, и Александр удивился. Но это оказался другой Ганнибал, черный старик, который попросил Александра подойти ближе. Отец толкнул мальчика, и тот влетел лбом в старика. Тот усмехнулся, и попросил отца не сердиться на мальчика.
А старик рассказал удивленному мальчику, как его подарили царю Петру, который и прозвал его Ганнибалом. Рассказал о службе в Преображенском полку и спросил, в какой полк записал отец Александра. Отец сказал, что мальчик был хилым, и его не записали в полк. Но Ганнибал сказал, что вышел новый указ, и теперь можно записывать в полк даже недорослей, с тринадцати лет.
Потом старик проэкзаменовал Александра. Мальчик хорошо знал языки, умел считать, знал много о крепостях. Василий Иванович, отец Александра, решил записать сына в Преображенский полк. Но мать так сильно плакала, что Александр попросился в Семеновский, который был расквартирован в Москве, а значит ближе к дому. Так и поступили.
Прошло много дней и вот в имение пришло письмо от Ганнибала. Тот писал, что Александр зачислен в полк, и на два года оставлен дома. Его отцу вменялось заниматься образованием мальчика.
В октябре Суворовы приехали в Москву. Пока взрослые разгружали телеги, Александр на своем жеребенке доскакал до Семеновской слободы и стал смотреть на марширующих солдат. Командир полка одобрил рвение Суворова и сразу направил его в солдатскую школу.
Спустя шесть лет Суворов стал капралом. Он служил в Петербурге и кратко сообщал отцу, что здоров, служит, учится.
Однажды, когда Суворов стоял в карауле, мимо проходила императрица Елизавета с приближенными. Лесток утверждал, что все можно купить, в том числе и русского солдата. Он взял было Суворова за перевязь, но тот крикнул на Лестока и пригрозил вызвать караул.
Елизавета, желая проверить Суворова, протянула ему рубль, но юноша отказался взять деньги, ведь устав это запрещал.
Тогда Елизавета сказала, что русского солдата купить невозможно, и кинула рубль к ногам Суворова, сказав, чтобы тот взял его, когда сменится.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Детство Суворова»
Рассказы о Суворове и русских солдатах — Сергей Алексеев
Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. “Ну где же тебе быть военным! — смеялся над ним отец. — Ты и ружья не подымешь!”
Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, еще никто и не думает купаться, а Суворов — бух в студеную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом.
Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.
Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом.
Тридцать пять больших боев и сражений провел Суворов. В каждом из них он был победителем.
О славных победах великого русского полководца Александра Васильевича Суворова и героизме русских солдат вы и узнаете из этих рассказов.
Глава первая. Всюду известны
Пакет
За непослушание императору Суворов был отстранен от армии. Жил фельдмаршал в селе Кончанском. В бабки играл с мальчишками, помогал звонарю бить в церковные колокола. В святые праздники пел на клиросе.
А между тем русская армия тронулась в новый поход. И не было на Руси второго Суворова. Тут-то и вспомнили про Кончанское.
Прибыл к Суворову на тройке молодой офицер, привез фельдмаршалу пакет за пятью печатями от самого государя императора Павла Первого. Глянул Суворов на пакет, прочитал:
“Графу Александру Суворову в собственные руки”.
Покрутил фельдмаршал пакет в руках, вернул офицеру.
— Не мне, — говорит. — Не мне.
— Как — не вам? — поразился посыльный. — Вам. Велено вам в собственные руки.
Смотрит офицер на пакет — все как полагается: и “графу” и “Александру Суворову”.
— Александр Васильевич! — закричал. — Ваше сиятельство!
— Ну что? — остановился Суворов.
— Сказано — не мне, — произнес Суворов. — Не мне. Видать, другому Суворову.
Так и уехал ни с чем посыльный.
Прошло несколько дней, и снова в Кончанское прибыл на тройке молодой офицер. Снова привез из Петербурга от государя императора пакет за пятью печатями.
Глянул Суворов на пакет, прочитал:
“Фельдмаршалу российскому Александру Суворову”.
— Вот теперь мне, — произнес Суворов и распечатал пакет.
Детям о русском полководце А.В. Суворове: детям о русской истории и защитниках Отечества
Жизнь Суворова – это урок всем нам! Нам есть чему поучиться у него! И об этом Вам расскажет замечательный видеофильм для детей. Мне бы очень хотелось бы, чтобы все мальчишки посмотрели этот фильм и узнали, какими были наши великие полководцы, наши защитники!
Перед просмотром фильма, спросите ребенка, кто такой полководец? Подскажите, что слово «полководец» получилось из двух слов: «полк» и «водит». Куда же полководец водит полк? И что такое полк? Да, полководец ведет полк солдат в бой. Каким нужно быть полководцу? (Выслушайте мнение ребенка: чтобы выиграть битву полководец должен быть сильным, смелым, умным, честным, благородным, смекалистым).
Один из самых великих русских полководцев – Александр Васильевич Суворов. Расскажите ребенку о том, что он выиграл со своими солдатами шестьдесят битв. И ни одну не проиграл.
Спросите ребенка: «Как ты думаешь, каким же был Суворов в детстве, когда он был еще мальчиком?» Выслушайте предположения ребенка (скорее всего, он скажет, что Саша Суворов был очень боевым, сильным и храбрым мальчиком). А после этого расскажите настоящую историю этого великого человека, в которой всё было как раз наоборот:)! Ведь Александр Суворов родился очень хилым и слабеньким ребенком и постоянно болел. Но он смог преодолеть свою слабость и это была его первая и главная победа в жизни, которая помогла ему одержать все следующие победы. Вот как это было.
Аудиокнига для детей: Рассказы о Суворове. Сергей Алексеев
Видеофильм об А.В. Суворове для старших дошкольников и младших школьников
После просмотра фильма о Суворове поделитесь с ребенком впечатлениями. Спросите ребенка, что больше всего удивило его в жизни Суворова, что больше всего понравилось и запомнилось в этом фильме. Поговорите о том, чему мы можем поучиться у Суворова и чем он знаменит. Вспомните интересные моменты из фильма:
Один из самых моих любимых рассказов из истории для детей — это рассказ о Суворове из дореволюционного издания русской истории Н. Головина. Очень простой язык, любовь к Отечеству, уважение к каждому человеку. воспитание у детей благородных чувств — это то настроение и те идеи, которыми пронизаны все рассказы в этой книге. Вспоминая фильм, прочитайте малышу рассказ о Суворове из этой книги, и Вы не пожалеете о потраченном времени! Наша история нас многому может научить!
Исторический фильм о Суворове
Фильм о А. В. Суворове из цикла «Жизнь замечательных людей»
Не всем известные подробности из жизни А.В. Суворова. Это познавательный фильм для взрослых.
Детям о русском полководце А.В. Суворове: рассказ из «Моей первой русской истории в рассказах для детей» Н. Головина
«Беспокоит меня плохое здоровье Саши», — говорил отец Суворова, — «нельзя ему служить в военной службе. Не по силам!»
А Саша только и мечтал о том, чтобы сделаться солдатом. Только такие книжки и читал, которые рассказывали о славных войнах и победах великих полководцев. Тогда друзья уговорили отца Саши отдать его в военную службу. Саша смеялся и прыгал от радости.
Стал он прилежно учиться военным наукам. Быть хорошим офицером не так легко, как кажется. Суворов целые дни проводил за книжками и военными упражнениями.
Не было солдата исправнее его: он вставал раньше других, сам чистил себе сапоги и платье и стоял на часах во всякую погоду. Жил он вместе с простыми солдатами и ел солдатские щи и кашу; был всегда смел и весел и смешил своих товарищей веселыми шутками и рассказами. Все любили его.
Когда он стал офицером и начал командовать солдатами, всюду на войне он побеждал неприятеля.
«Ребята, — говорил Суворов солдатам, — всегда идите вперёд на врага. Не беспокойтесь о том, сколько перед вами неприятелей. Вы ведь пришли бить их, а не считать. Солдаты свои и чужие так и звали его потом: «Генерал Вперед!»
«Как орёл, высматривает Суворов врага, — говорили о нём солдаты, — и налетает с размаху на неприятелей. Не успеют враги оглянуться, как они уже разбиты».
Отправился Суворов на войну. Два раза без него осаждали русские турецкую крепость Измаил, и не могли взять её. Суворов сказал своим солдатам: «Чудо-богатыри! Крепость Измаил необходимо взять. Так приказала Матушка-Императрица!»
«Веди нас, отец наш!» — отвечали солдаты.
Но раньше Суворов послал сказать туркам: «сдавайтесь!»
Турки отвечали: «Скорее небо упадёт на землю, чем Измаил сдастся!»
Весь мир удивлялся искусству и храбрости Суворова и его солдат. «Гордый Измаил у ног Вашего Величества», — написал Суворов Екатерине, и она щедро наградила его.
Французы обижали и били немцев. Тогда русский император Павел, сын Екатерины Великой, тогда уже умершей, пожалел немцев. Он послал Суворова в Италию помочь им.
Стар уже был «светлейший князь Суворов», но сражался лучше молодого и скоро взял у французов 25 крепостей. Солдаты говорили: «Наш Суворов непобедим! И мы непобедимы, когда он с нами!»
Но неблагодарные немцы завидовали Суворову и завели его войско в Швейцарские горы. Тяжело было идти: солдаты карабкались на прямые высокие скалы, покрытые льдом. Каждую минуту можно было сорваться и упасть в пропасть, бурные речки преграждали путь. Но солдаты все шли и шли: где ползли ползком, где держались за штыки, а через речки и пропасти строили самодельные мосты; связывали доски кусками своих одежд. Суворов сам шёл с ними, не отставая ни на минуту: терпел вместе холод и голод. И ещё песни пел старый фельдмаршал. Солдаты подпевали ему.
Раз французы окружили Суворова со всех сторон. А в войске находился в то время юный сын государя, Константин Павлович. Задумался старый фельдмаршал.
«Солдатушки,- воскликнул он, плача, — Спасите сына государя, спасите честь России».
«Отец наш, Александр Васильевич, — сказали солдаты и офицеры. — Всюду пойдём за тобою! Победим или умрём со славой».
И на утро все они дрались, как львы. Отступили французы. Это было беспримерное сражение. Все удивлялись храбрости русских.
Император Павел написал Суворову такие слова: «Александр Васильевич! Один Бог может наградить вас за то, что вы сделали! Нет земных наград, достойных вашей храбрости и искусства».
В этом походе старый фельдмаршал простудился и заболел. Скоро вся Россия с великим горем узнала, что умер её старый богатырь-победитель! Император Павел плакал. Осиротели солдаты, потеряв своего «отца и благодетеля».
Солдаты до сих пор поют песни о его чудесных подвигах и доброте и до сих пор вспоминают и любят его.
И, может быть, ещё много сотен лет пройдут, а имя Суворова будет повторяться народом с любовью и благодарностью».
Стихи о Суворове
В Петербурге есть памятник Суворову. Он поставлен уже очень давно. Об этом памятнике написано очень сильное стихотворение Всеволода Рождественского 1941 года, когда пример Суворова вдохновлял русский народ на победу в Великой Отечественной войне. Конечно, это стихотворение для взрослых, но его настроение даже дошкольники очень чувствуют и откликаются на него!
В его руке стремительная шпага,
Военный плащ клубится за плечом,
Пернатый шлем откинут, и отвага
Зажгла зрачки немеркнущим огнем.
Бежит трамвай по Кировскому мосту,
Кричат авто, прохожие спешат,
А он глядит на шпиль победный, острый,
На деловой военный Ленинград.
Держа в рядах уставное равненье,
Походный отчеканивая шаг,
С утра на фронт проходит пополненье
Пред гением стремительных атак.
И он — генералиссимус победы,
Приветствуя неведомую рать,
Как будто говорит: «Недаром деды
Учили нас науке побеждать».
Несокрушима воинская сила
Того, кто предан родине своей.
Она брала твердыни Измаила,
Рубила в клочья прусских усачей…
Нам ведом враг, и наглый и лукавый,
Не в первый раз встречаемся мы с ним.
Под знаменем великой русской славы
Родной народ в боях непобедим.
Он прям и смел в грозе военных споров,
И равного ему на свете нет.
«Богатыри!» — так говорит Суворов,
Наш прадед в деле славы и побед.
Еще о защитниках Отечества Вы можете прочитать в статье:
Детям о защитниках Отечества: рассказы, стихи, познавательное видео. Русские богатыри и история былин. Картина Васнецова «Богатыри». Кто сейчас нас защищиает и как живут и осваивают военное дело современные солдаты? Стихи о защитниках Отечества для детей.
И предлагаю продолжить обсуждать эту тему в комментариях. Я знаю, что эта тема особенно актуальна для семей, в которых растут мальчики. И поэтому хочу задать два вопроса и педагогам, и мамам.
Вопрос 1. Мой опыт показывает, что все современные мальчишки обожают роботов до тех пор, пока не познакомятся с богатырями земли Русской, народной культурой и нашей историей, с героями настоящими из нашего прошлого. И тогда их интересы меняются, они начинают играть в настоящих героев и разыгрывать битвы богатырей и великих воинов. А как происходит у Вас? Интересны ли мальчикам рассказы о воинах, героях, богатырях? Предлагаю поделиться в комментариях. Где Вы находите материал, книги, видео для мальчишек по этой теме?
Вопрос 2. Одна из воспитателей детского сада — педагог, которая обучалась у меня на курсе повышения квалификации, рассказала такой случай их своей практики. Она рассказывала детям 5-6 лет о Великой Отечественной войне и о том, что тогда защищали свою страну и даже погибали и взрослые, и дети. Мальчишки из ее группы долго что-то обдумывали после этого ее рассказа. А когда прошло уже несколько часов, то они вдруг подошли к ней и спросили: «Почему Вы нам не досказали рассказ до конца? Как их спасли?» Она ответила, что, к сожалению, их спасти не удалось. На что мальчишки парировали: «А где же были роботы-трансформеры? Почему они им не помогли, ведь они защищают мир?» Причем они спрашивали абсолютно искренне и верили до конца, что роботы не могли не помочь добрым людям победить. Вот так! Вот они — наши детки! Верящие в торжество добра даже с помощью роботов! А как Ваши мальчики относятся к этим игрушкам? Есть ли они в Вашей семье или нет? Почему? Как Вы считаете, нужны ли они современным мальчикам?
Приглашаю к обсуждению. Буду рада всем комментариям 🙂
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Спасибо, очень интересно и мне, как маме мальчика- очень актуально. Мне хочется рассказать сыну о сильных людях, о том как преодолеваются трудности, о подвигах… Пока не форсирую, не углубляюсь:, в 2,5 про защиту отечества (будет вопрос от кого…) и войны как-то рано, мне кажется. Начали читать про богатырей-нравится 😉 побеждаем чудоюд которые нападают на игрушки…
Своей задачей вижу предложить ему какой-то образ, личность из реальной жизни на которую стоило бы равняться…
Да, в 2, 5 года про Отечество еще рано говорить:) А вот про папу или брата, которые защищают нас — как раз. И про сказочных героев — защитников тоже.
Ведь мы идем таким путем — от малого к большому. Сначала для малыша весь мир — это его семья, ближайшие люди, любимые сказки. Затем уже двор, друзья, детский сад или детский клуб. Затем еще шире — наш район, наш город. И уже тогда наша Родина и весь наш земной шар. И не зная малого, понять большое действительно невозможно.
Работаю воспитателем в детском саду. Недавно подбегает Антон (5 лет):
-Смотрите, какой у меня Человек-паук, мне его подарили на день рождения. Он спасет мир!
-Как? Разве не Россия спасет мир? — под впечатлением последних событий в мире спрашиваю я.
-Нет, конечно, Россия! Но и Человек-паук!
-Антон, как же так, у тебя папа служит в армии, офицер. Разве он не спасет наш мир? Разве он не защищает тебя, твоего брата, маленькую сестренку, маму твою, детей нашей группы, нашу страну?
На лице Антона остается вопрос.
-Защищает,- произносит неуверенно.
-Разве он тебе не рассказывал, как он защищает нашу Родину, что он делает, когда уходит на службу?
На следующий день он приходит и говорит:
-Мой папа учит солдат защищать страну, они тренируются, стреляют по мишеням, бегают и занимаются упражнениями.
Я была в восторге!
А еще через пару дней к нам приехали настоящие пожарные! На двух настоящих пожарных машинах. Среди них был дедушка одного из наших воспитанников — но это был сюрприз, как для нас, так и для его внука.
-Это мой дед! Он пожарный! Он защищает нас от беды, от огня!
Делилась своими впечатлениями сегодня на родительском собрании. На нем присутствовали и папы — инспектор ДПС (он уже был у нас в гостях и рассказывал о своей службе), работник лесничества (предложил рассказать и позвал на экскурсию) — защитник природы и леса. Всегда можно о чем-то узнать и рассказать. Главное — не быть равнодушными к тем, кто с нами рядом!
Светлана! Спасибо, что поделились! Действительно, это главное — не быть равнодушным :)!
Ася, спасибо большое за подборку материалов. Тема очень актуальна. У меня подрастают два сына и мне хочется, чтобы они равнялись на настоящих героев, а не на сомнительных персонажей. Для этого мы много читаем. Не только о богатырях, но и об обычных мальчиках, таких же, как и мои сыночки, и о сказочных персонажах, которые порой поступают правильно, порой не очень, смотрим советские мультфильмы с правильной, с моей точки зрения, моралью. А главное потом все обсуждаем: что верно, что нет, чему стоит поучиться из этой истории. Обсуждаем то, что происходит вокруг: в семье, во дворе, в мире. Надо воспитывать в своих детях порядочность, донести о них понятие о чести, привить им любовь к Родине и гордость за свою страну и великих соотечественников. Ася, спасибо за то, что вы помогаете нам, родителям и педагогам, в этом вопросе! И делаете это так талантливо и бескорыстно.
Добрый день! Большое спасибо за статью! И комментарии тоже очень интересные. Но вот в процессе чтения у меня все время навязчиво крутятся вопросы. Современный мир такой неоднозначный. Мы стараемся воспитывать наших малышей смелыми, честными, готовыми отдать жизнь за Родину. А потом кто-то на этих патриотических чувствах может просто сыграть себе на руку, лживо и грязно. Война — это в современном мире явление отмывания денег, но настолько лицемерное, что туда ввязывают молодых ребят, рассказывая им о том, что они должны защищать Отечество. Я этот комент написала лишь потому, что никак не могу сама для себя уяснить как же все-таки правильно воспитывать сына, чтобы он мог отличить правду от кривды и не ввязаться в бой, который служит интересам отдельных личностей, а не защите Родины…