Придумай заголовок к сказке новогодняя быль свой

Сказки

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 1 ноября 2018 г.

Михалков С. «Елочка. Новогодняя быль»

Михалков С., сказка «Елочка. Новогодняя быль»

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки «Елочка. Новогодняя быль» и их характеристика

Чему учит сказка «Елочка. Новогодняя быль»
Сказка учит бережному, заботливому отношению к природе, а конкретно к елочкам. Учит не губить молодые красивые деревья ради одной новогодней ночи. Учит быть добрым и отзывчивым.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Елочка. Новогодняя быль»
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла молодая и красивая Елочка. Летом ее поливали дожди, зимой заносило снегом. Она росла как все остальные елочки.
Однажды под ее ветвями переночевал заяц, а в другой раз прилетела сорока.
Сорока уселась на макушку и стала ее раскачивать и Елочка забеспокоилась. Она стала просить Сороку, чтобы та не сломала ей макушки, а сорока надменно сказала, что Елочку все равно срубят.
Елочка пришла в ужас и спросила, кто ее срубит и зачем.
Сорока ответила, что в лес под новый год всегда приходят люди и рубят красивые елочки.
Елочка робко сказала, что растет уже не первый год и никто ее не рубил, а Сорока грубо предсказала, что все равно срубят.
Все лето и осень Елочка думала о словах сороки и переживала. А когда начался декабрь она и вовсе потеряла покой.
В ту зиму было много снега и даже у высоких елей под тяжестью снега обламывались ветки, а маленькую Елочку засыпало по самую макушку. И Елочку это только радовало, она думала, что теперь ее точно не заметят люди.
И от пришло 31 декабря. Елочка мечтала пережить этот день, как вдруг увидела человека, который направлялся прямо к ней. Это был лесничий. Он подошел к Елочке и с силой встряхнул ее ветви. Потом он залюбовался красивой Елочкой и сказал сам себе, что правильно выбрал дерево.
Елочка от страха лишилась сознания.
А когда Елочка пришла в себя, она очень удивилась. Оказывается, она по прежнему росла посреди полянки, но все ее ветки оказались украшены разноцветными шарами, окутаны серебряными нитями, а на макушке блестела звезда.
Утром первого января из домика лесника вышли двое детей и направились на лыжах к Елочке. Они подошли к Елочке и долго на нее смотрели. А потом мальчик сказал сестре, что это будет их елочка и они каждый новый год будут ее наряжать.
Прошло много лет, давно не стало лесника, давно выросли его дети, а красивое и стройное дерево возвышается посреди лесной полянки и с улыбкой вспоминает свое детство.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Елочка. Новогодняя быль»

Источник

Урок литературного чтения. «Новогодняя быль» С.Михалков

Презентация к уроку

Цели урока:

Планируемые результаты:

Оборудование: учебники, электронная доска, мультимедиа

Ход урока

I. Организационный момент. 1 слайд

— С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Надеюсь, что такое хорошее настроение у вас сохранится на всю неделю и мы с вами многое успеем и всё у вас получится.

II. Работа над развитием речевого аппарата.

— Итак, начинаем урок чтения. А чем мы занимаемся на уроках чтения?

Урок начнём с разминки. 2 слайд

Кто хочет разговаривать, Читает 1 ученик, все хором
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

1. Дыхательная гимнастика.

а) « Надуть шарик» – вдох через нос, медленный выдох через рот.

б) «Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки»

2. Артикуляционные упражнения.

Чистоговорка. 3 слайд

Ма-ма-ма – наконец пришла зима.
Су-су-су – стало холодно в лесу.
Са-са-са – под кустом сидит лиса.
Ву-ву-ву – в лесу видели сову.
Ри-ри-ри – а на ветках снегири.
Ой-ой-ой – зайке голодно зимой.

Скороговорка. (Работа над логическим ударением). 4 слайд

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

III. Проверка домашнего задания.

— Теперь мы готовы к чтению, к чёткому произношению слов.

Работаем в парах: прочитайте друг другу стихотворения и оцените своего товарища. Покажите какую вы поставили оценку своему соседу. (веер с цифрами) (чтение вслух 2-3 обучающихся)

IV. Постановка целей урока.

— Как зайчата перехитрили волка?

— Похоже ли это стихотворение на сказку?

— Только закончились Новогодние праздники, но мы продолжаем жить воспоминаниями, как весело встретили Новый год. Ведь это волшебный праздник. А почему он волшебный? (мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события)

— Сегодня мы прочитаем новогоднюю сказку, которую написал Сергей Михалков. Прочитайте её название.

— Как вы думаете, о чём это произведение?

V. Работа по теме урока.

1. Сообщение о творчестве С.В.Михалкова. 5 слайд

Книги Михалкова живо и увлекательно учат человека жить среди людей. Даже самые маленькие уже начинают понимать, как относиться к дружбе, почему нельзя обманывать товарища, почему некрасиво быть жадным или драчуном, что такое верность слову и честность в общих делах и занятиях.

Сергей Владимирович написал много замечательных стихов, рассказов и сказок, обязательно их прочти! (выставка книг)

Читайте также:  Почему рассказ алые паруса называются алые паруса

Труд С.В.Михалкова оценен по заслугам. Свою самую первую награду-орден Ленина-он получил ещё до Великой Отечественной войны. Ему присвоено звание Героя Социалистического труда. Но сам Михалков считал, что нет большей награды, чем любовь читателей.

Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года.

2. Первичное чтение сказки.

(учитель с заранее подготовленными детьми)

— Слушайте внимательно и после прослушивания ответьте на вопрос «Почему автор назвал эту сказку былью?»

— Где можно узнать точное значение слова? (ученица читает из словаря Ожегова значение слова быль)

— Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

— Что вам понравилось в этой истории?

— От чьего лица ведётся рассказ?

VI. Физкультминутка. 6 слайд

— Давайте и мы отправимся в зимний лес.

— Побежим все вместе в лес,
Встав скорей на лыжи.
Наклоняемся вперёд,
Ветер с горки нас несёт,
Ветер дует, завывает
Нашу ёлочку качает.

VII. Закрепление изученного.

1. Подготовительная работа перед чтением.

— Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами. 7 слайд

На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться
По-зна-ко-ми-лась – познакомилась
Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся
Бес-по-кой-ство – беспокойство
Спря-тать-ся – спрятаться
Об-ла-мы-ва-лись – обламывались
При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося

— Читайте целыми словами:

Лес – лесная, лесничий 8 слайд
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные

2. Выразительное чтение.

3. Анализ произведения. 9 слайд

— Где происходили события?

— Прочитайте, как автор описывает Елочку?

— Были ли у нее друзья?

— Как жилось Елочке одной в лесу?

— Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)

— Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?

— Какой характер был у Елочки?

— Подтверди свой ответ примером из текста?

— Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)

— Что произошло с Елочкой дальше?

— Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?

— Прочитай диалог Сороки и Ёлочки. Попробуй передать его своими словами. (Работа в парах.)

4. Работа над иллюстрацией.

— Рассмотри иллюстрацию в учебнике.

— Кто изображен на этой иллюстрации?

— Какой эпизод изобразил художник?

— Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

— Какой художник изобразил елочку?

— Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?

— Как эти чувства нам помог увидеть художник?

5. Расширение кругозора.

— Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

— Знаете ли вы, что эту же историю С.Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)

В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.

Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её –
Так показалось ей.

Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.

Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!
Красива и крепка.
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!

— Понравилось вам стихотворение?

— Ребята, а какие стихи С.В. Михалкова знаете вы?

6. Тест

1.Кто автор сказки?
а) С.Маршак;
б) С. Михалков;
в) Н.Сладков.

2. Недалеко от чего росла ёлочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесничего.

3. С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.

4. Кто рассказал ёлочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.

5. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила?
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.

6. Когда нашли ёлочку?
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.

7. Ёлочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.

VIII. Рефлексия.

— Ребята, у вас на парте лежат 3 кружка, давайте украсим нашу ёлочку.

Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, научились думать и делать правильные выводы – повесьте на ёлку розовый шарик.

Если на уроке не всё получалось – жёлтый шарик.

А если вы недовольны своей работой на уроке, вам было трудно – белый.

VIII. Подведение итогов урока.

— Какое произведение мы читали на уроке?

— Кто его автор? (Оценки за урок)

IХ. Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки от лица елочки?

Источник

Здесь вы можете читать онлайн сказку «Новогодняя быль» Сергея Михалкова. Это очень простая, короткая, но очень душевная и жизненная история. Елочка испугалась, что под Новый год её срубят, но её нарядили прямо в поле. Прошло много лет, перед каждым Новым годом уже взрослая ель вспоминает свое детство.

Текст сказки «Новогодняя быль»

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.

Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…

Читайте также:  Рассказ по пословице рукой победишь одного а головой тысячу

Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.

— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!

— А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!

— Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.

— А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду.

— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.

— Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…

В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.

В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.

А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.

— Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!

Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.

— Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.

— Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…

Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..

А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:

– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год.

Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…

Источник

Конспект урока С. Михалков «Новогодняя быль».

специалист в области арт-терапии

Тема: «С. Михалков «Новогодняя быль».

Цели:

продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;

познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;

произвести анализ произведения.

Задачи:

продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;

продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас;

развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Сыплет, сыплет снег – снежок,

— Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

II . Работа над развитием речевого аппарата.

— Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение «Снежинки».

— Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть.

— Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

— Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

— А теперь прочтите громко и весело.

— Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

— Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

III .Постановка темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус:

— Что у вас получилось? (Михалков.)

— Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:

— Что у вас получилось? («Новогодняя быль».)

— Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Когда будут происходить события?

— Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.

IV . Работа над темой урока

1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.

С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Прожил С. В. Михалков 96 лет.

В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.

Читайте также:  Рассказ про свою собаку 1 класс окружающий мир плешаков

Его книги мы знаем и любим с самого детства.

— Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?

1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
— А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
— А у нас сегодня гость!
А у вас?
— А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! («А что у вас?»)

2. Кто не знает дядю Стёпу?

Дядя Стёпа всем знаком!

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то моряком. («Дядя Стёпа».)

3. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. («Песенка друзей».)

3.Зарядка для ушей «Умные ушки»:

• ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

• плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

• вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

4 . Слушание сказки С.В. Михалкова «Новогодняя быль».

— Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно «Новогодняя быль». У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Слушайте внимательно и после прослушивания ответьте на вопрос: «К какому жанру относится это произведение?».

— К какому жанру относится это произведение? Почему?

— Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

— Что вам понравилось в этой истории?

— От чьего лица ведётся рассказ?

— Где происходили события?

— Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?

— Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.

— Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)

V . Закрепление изученного.

— Перед тем, как читать сказку «про себя», давайте обратим внимание на трудные слова и их правильное произношение:

— Прочитайте сказку «про себя».

2 . Выборочное чтение произведения.

— Прочитайте, как автор описывает Елочку?

— Прочитайте отрывок, в котором автор описывает обычную лесную жизнь?

— Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась.

— Ребята, когда отмечают Новый год? Как вы думаете, всегда ли так было?

3. Сообщение подготовленного ученика.

4.Работа над иллюстрацией.

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с. 207).

— Какой эпизод изобразил художник?

— Куда, недолго думая, села Сорока?

— Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.

— Дотроньтесь до своей макушки.

— Подумайте, когда говорят «ушки на макушке» (человек насторожен)?

— Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

5. Чтение отрывка по ролям. (Норицин, Кокул, Пыжив )

— Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

— Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)

В снегу стояла елочка –

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

И только поздно вечером

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Кто спас, кто разодел её?

— Понравилось вам стихотворение?

7. Экологическая беседа.

— Чему учит нас С. Михалков в сказке «Новогодняя быль» и в стихотворении «Событие».

— С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)

И. Токмакова. Живи, ёлочка!

Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.

А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!

— Подумайте, а что ещё может сделать человек, для того, чтобы не рубили ели?

— Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники – это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных.

— Ребята, а к каким видам растений относится ель? (Хвойные.)

— А какие хвойные растения вы еще знаете? Как отличить ель от сосны? Кто сможет соотнести изображение хвойного дерева с иллюстрацией?

8. Игра «Найди дерево».

Хвойные леса особенны.

Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет.

Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.

— С каким произведением познакомились на уроке?

— Кто был героем сказки?

— Что нам хотел донести автор?

Источник

Познавательное и интересное