Урок чтения «Заяц и черепаха»
специалист в области арт-терапии
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
Методическая разработка урока чтения
Тема: Заяц и черепаха.
Гукова Лариса Алексеевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория.
Тема: « Заяц и черепаха»
Цель: учить правильно, осмысленно и выразительно читать;
коррекция недостатков речевого развития и восприятия;
воспитание мотивации к учению;
Психологический настрой. «Мы внимательны. Мы старательны. Мы хорошо учимся. И все у нас получится ».
Сядет тот, кто правильно составит слова: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а о у и ы э е ё ю я
— Что обозначают эти слова?
— А где мы каждый день встречаемся с этими представителями животного мира? (в сказках)
В гости сказка к нам идёт
Отвечая, не спешите,
Каждой секундой в труде дорожите,
Гостей вы этим удивите.
На уроках отвечайте и «5» получайте.
Учащиеся стоят в кругу, взявшись за руки. Звучит музыка.
На доске таблица и карточки с зашифрованными словами.
2.Актуализация опорных знаний.
3. Проверка домашнего задания.
5.Сообщение темы и цели урока.
— Ой, а кто же это к нам в гости пожаловал? Да это же Вини – Пух. Он нёс вам подарки, но так спешил на урок, боясь опоздать, что упал и подарки, воздушные шарики, все разлетелись. Он огорчён. Но я думаю, мы поможем Вини – Пуху собрать шарики. А шарики волшебные, с заданиями.
Прежде всего мы должны помочь Вини –Пуху восстановить дыхание.
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Гордо реешь на просторе.
-И первый воздушный шарик у нас в руках. Какого он цвета? Какое же здесь задание?
Игра «Далеко – близко». Работа над скороговоркой: «Проворонила ворона воронёнка» (по схеме: дети читают сначала одними губами, затем шёпотом, громче, ещё громче, очень громко и вновь тихо).
-А вот и второй воздушный шарик. А какого цвета он и какое задание?
Упражнение в выразительном чтении. Прочитать с разной эмоциональной окраской предложение: « Медвежата испугались и убежали».
Игра «Вопрос-ответ». Один ученик читает вопросительное предложение, выделяя голосом заданное слово, а другой ученик отвечает на вопрос, выделяя интонацией это же слово.
— Из какой сказки эти предложения? Кто написал сказку?
Работа с экологическим букварём.
-Есть ли персонажи данной сказки и предметы, встречающиеся в данной сказке на экологическом букваре?
И третий воздушный шарик с заданием.
-Кто автор рассказа? Кто главный герой?
Работа с учебником.
1.Чтение с заштрихованными окончаниями.
— Понравилась ли сказка? Что понравилось? Почему медвежата не могли поделить пилу? ( Не умели уступать друг другу, дружить.)
Упражнения с речевым сопровождением.
Раз присел, два поднялся
На носочках покачался
И тихонько побежал.
На предыдущих уроках мы читали русские народные сказки. А сегодня мы познакомимся с вами со сказками разных народов.
Четвёртый воздушный шарик.
-Какие цели вы ставите перед собой на урок?
-А сейчас мы попробуем составить тему сегодняшнего урока.
-Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в природе? Все листики опали и если мы их соберём, то отгадаем, какую сказку будем читать. Вспомним прямой числовой ряд от 1до 10.
(Жёлтые листики: З-1, А-2, Я-3, Ц-4, И-5. Красные листики: Ч-1, Е-2, Р-3, Е-4, П-5, А-6, Х-7, А-8.
Итак. Как называется наша сказка?
В этой сказке нам встретятся новые слова и выражения.
— Как вы понимаете выражение:
— Что означает слово «потешался»?
Чтение слов по слогам, целыми словами хором:
Пятый воздушный шарик и определение его цвета. Задание.
— Сегодня на уроке мы прочитаем сказку «Заяц и черепаха». Наша задача читать его выразительно и передать содержание.
Чтение учителем сказки «Заяц и черепаха» (книги закрыты)
Когда я буду читать подумайте, с кем произошла эта история?
— С кем произошла эта история?
— О чём поспорили черепаха и заяц?
— Почему заяц был уверен, что обгонит черепаху? Что он делал пока черепаха шла? Как ты понимаешь, что означает слово «потешался»?
— Что означает выражение « черепаха оказалась у цели»?
— Почему черепаха обогнала зайца?
Если встретятся слова, значение которых вам непонятно, отметьте их. Работа с данными словами.
— О чём поспорили заяц и черепаха?
Работа в группах. У каждой группы по две сюжетных картинки. Выбрать и зачитать из сказки предложения, относящиеся к данным картинкам.
Гимнастика для глаз «Радуга».
— Рассмотрите рисунок. Кто изображён на рисунке? Что делает заяц? Что делает черепаха?
— Кто сможет пересказать данную сказку? Пересказ.
Инсценировка. Класс оформлен: цветы, деревья, трава. Дети, участвующие в сценке в костюмах зайца и черепахи.
Итак, понравилась ли сказка? Какова основная мысль? К кому из героев вы испытываете симпатию? Какой чертой характера обладает данный герой? Какой вывод мы можем сделать для себя?
— А вот и ещё один шарик и новое задание.
Работа над пословицами: «Поспешишь, людей насмешишь». «Не спеши языком, торопись делом». » Без труда не вынешь рыбку из пруда».
Прочитать. Как вы их понимаете? На какой полосе шара находится пословица, которая подходит к нашей сказке? Почему вы так думаете?
Игра «Волшебный мешочек».
-Вы просто молодцы ребятки, а теперь поиграем в прятки. В мешочек я спрятала подсказку, а вы угадайте из какой она сказки (Дети достают из мешочка игрушки и угадывают в какой сказке они встречали данный предмет).
Как вы считаете, достигли ли вы поставленных перед собой целей?
-Если вы считаете что достигли, крепим к солнышку жёлтые лучики. Если считаете, что вам ещё нужно поработать над поставленными целями, то крепим к солнышку оранжевые лучики.
-А теперь посмотрим на выставку книг. Что это за книги?(сказки) Каждый из вас сейчас может выбрать себе книгу. Прочитайте её и на следующем уроке мы поделимся впечатлениями.
Учитель оценивает каждого учащегося.
Игрушка медвежонка, воздушные шарики.
У каждого в руках- «тучки». Учитель читает четверостишие, дети дуют на тучки.
На доске – таблица с предложением.
Работа в парах. У каждой пары карточки с предложениями, одно из слов выделено другим цветом.