Класс: 6
Презентация к уроку
Тип урока: контроль знаний.
Вид урока: ролевая игра.
Методы обучения: игровые, развивающие.
Оборудование: компьютер для компьютерного тестирования, презентация к уроку, таблица «Взаимосвязи в растительном организме», комнатные растения, гербарные экземпляры, раздаточные карточки учета знаний «Судовые журналы».
Построен урок в виде игры – «плавание» внутри растения: по пути следования воды и растворенных в ней веществ. На причалах, названия которых совпадают с органами и составными частями растения, выполнятся задания и заполняются судовые журналы, которые находятся у каждого ученика на столе. Некоторым необходим будет «ГЛОТОК КИСЛОРОДА» – тест на компьютере, который не только проверяет правильность ответа, но и дает возможность исправить ошибку.
Учащиеся в ходе урока по желанию подходят к компьютеру и выполняют тесты.
Каждый «причал» сопровождает слайд с заданием и вопросами, соответствующими различным органам растений.
В конце урока озвучивается вывод: Каждый из органов важен, так как растение – целостный организм.
Оценки за работы по «Судовым журналам» – результаты на следующем уроке.
Домашнее задание: Написать эссе о любом органе растения.
– Уважаемые ребята! Мы с вами заканчиваем изучать строение цветкового растения. Прослушайте сказку «Кто важнее?»
У органов растений идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, теплу, к солнцу». Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, листовая пластина монстеры достигает более метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю» «А мы, – говорят корни – даже у маленьких растений бываем очень большими. Например, у свеклы, где тебя, стебель, и не видно, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, – говорит цветок, – ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я…» Словом, стал утверждать свое превосходство.
– А вы, ребята, как считаете – кто их них для растения самый главный и почему? (Ответы учащихся)
– Чтобы полнее ответить на данный вопрос, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для начала представьте, что мы с вами – мельчайшие капельки воды, находящиеся в почве. Что с нами может произойти? Можем испариться или проникнуть в растение.
Так вот и мы с вами совершим плавание внутри растения. На пути мы будем останавливаться на причалах, названия которых совпадают с органами и составными частями растения. На причалах мы будем выполнять задания и заполнять судовые журналы, которые находятся у каждого из вас на столах. Некоторым из вас необходим будет «ГЛОТОК КИСЛОРОДА» – тест на компьютере, который не только проверяет правильность ответа, но и дает возможность исправить ошибку. Учащиеся в ходе урока по желанию подходят к компьютеру и выполняют тесты.
– Прежде чем отправимся, мы должны вспомнить строение основной структурной и функциональной единицы растения, которой является клетка.
1 причал «КЛЕТКА»
Задание 1. Обозначить органоиды клеток
– Определить, к каким органам растения они могут принадлежать. Одна из клеток – корневой волосок, функция которого – всасывание воды из почвы.
2 причал «КОРЕНЬ»
Задание 2. Определите зоны корня
– Под воздействием чего вода поступает в корень, и передвигается дальше по стеблю? Под действием корневого давления и испарения воды листьями.
– Какое значение имеет вода для растения? Растворяет минеральные и некоторые органические вещества, переносит их по растению.
– Назовите минеральные вещества и их значение. Азот – влияет на зеленую массу, фосфор на формирование цветков и образование плодов, калий – на подземные образования растений.
– Можно ли удобрения вносить без меры?
– Куда из корня передвигается вода? В стебель и далее ко всем органам.
3 причал «СТЕБЕЛЬ»
Задание 3. Обозначить слои стебля.
– Какую функцию выполняет камбий? Деление клеток.
– Какую функцию выполняют сосуды? Движение воды от корня.
– Какую функцию выполняют ситовидные трубки? Движение воды от листьев ко всем органам
– Для чего весной некоторые люди делают надрезы на коре дерева и почему этого делать нельзя?
– Из стебля вода попадает… к листьям, цветкам и плодам
4 причал «ЛИСТ»
Задание 4. Решите кроссворд «Лист и его строение»
ФИЗМИНУТКА – изобразить процессы, протекающие в растениях: передвижение воды, испарение и др.
– Какие процессы характерны для листьев? Фотосинтез, дыхание, испарение.
Задание 5. Выбрать утверждения, относящиеся к дыханию или фотосинтезу
– Куда поступают органические вещества? По ситовидным трубкам ко всем органам растений
– Где запасаются органические вещества? В сердцевине, клубнях, семенах, плодах, корнеплодах.
– Как доказать, что в клубнях присутствуют органические вещества? Под воздействием йода крахмал синеет
5 причал «ЦВЕТОК»
Задание 6. Обозначить части цветка.
– Перечислите процессы, протекающие в цветке. Опыление, оплодотворение, образование семян и плодов.
– Какое значение имеют цветки в жизни растений?
6 причал «СЕМЯ»
Задание 7. Обозначить части семени.
– Назовите вещества, входящие в состав семян. Минеральные: вода, соли; органические: крахмал, сахар, клейковина, жиры.
– Какое значение имеют семена в жизни растений? Семя – орган семенного размножения, имеет запас питательных веществ, способно переносить неблагоприятные условия и распространяться в пространстве.
7 причал «ПОЧКА»
Задание 8. Обозначить название почек, изображенных на рисунках
– Какое значение имеют почки?
8 причал «ВОЗВРАЩЕНИЕ»
Иог урока: Мы с вами вернулись домой. Попробуем ответить на вопрос о том, который из органов растений важнее?
Каждый из органов важен, так как растение – целостный организм.
§ 30. Передвижение веществ у растений
1. Из каких веществ состоят организмы? 2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?
В каждом живом организме обязательно происходит передвижение (или траспорт) различных веществ (питательных, кислорода, продуктов распада и др.). У растений есть транспортная (проводящая) система. Она соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим.
У низших растений — водорослей — нет тканей и вещества передвигаются из одной клетки в другую. У высших растений вода, минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям (рис. 72).
Известно, что корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. Как же происходит передвижение веществ?
Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — длинные трубки, представляющие собой мёртвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились.
Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре — с внутренней стороны.
Не все органические вещества, образуемые в процессе фотосинтеза, используются для жизнедеятельности растения. Часть органических веществ откладывается в запас. У пшеницы, овса и ржи органические вещества откладываются в семенах, у моркови, свёклы и редиса — в корнеплодах, у ландыша и пырея — в корневищах. В семенах органические вещества служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов.
Проводящие ткани. Сосуды. Ситовидные трубки
Ответьте на вопросы
1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?
2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.
3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?
1. Используя рисунок 72, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.
2. Используя дополнительные источники информации. объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.
Как можно спасти дерево с повреждённой корой?
Презентация по окружающему миру «передвижение веществ по стеблю растения»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Окружающий мир Передвижение веществ по стеблю растения Ученики 3 «А» класса МОУ СОШ № 26 г. Рыбинска 2014 год
Тема: Передвижение веществ по стеблю растения Цель: изучение строения растения. Задачи: Узнать как передвигается вода и минеральные вещества по стеблю Провести опыт, подтверждающий проведение веществ по стеблю Узнать о возможностях практического использования этого процесса
Воду и растворённые в ней минеральные вещества корни растения получают из почвы. По стеблю эти вещества поступают в листья. Докажем это с помощью опыта. Наши предположения
Поставили черенки в тёплую подкрашенную чернилами воду. Результаты наблюдений фиксировали с помощью фотосъёмки. Через 20 часов мы наблюдали изменение окраски листьев.
Разрезали черенок вдоль и увидели, что окрашен не весь стебель.
Вывод: Вода и растворённые в ней минеральные вещества, которые корни поглощают из почвы, передвигаются по стеблю к листьям по особым путям – сосудистым пучкам.
Этот метод используют для привлечения клиентов цветочные магазины. Цветам придают несвойственный им оттенок. Лучше всего поддаются окрашиванию ромашки, розы, гвоздики, тюльпаны, хризантемы и георгины.
Интернет – ресурсы http://arstyle.org/clipart/rastr/152020-planet-eaeth-cliparts-planeta-zemlya.html растровый клипарт «Планета Земля» https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://sdelai-sam.pp.ua/?p=9816
Номер материала: ДБ-715989
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Придумайте рассказ путешествие минеральных веществ из почвы в стебель
Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы и поясните — как?
1) Эпифиты (например, орхидеи) – с осадками из разлагающихся растительных остатков, скапливающихся в трещинах коры деревьев, развилках ветвей и др.;
2) Многие бобовые (например, горох, фасоль) и другие растения (ольха), имеющие симбиоз с азотфиксирующими бактериями или актиномицетами, получают соединения азота главным образом не из почвы;
3) Паразиты (например, петров крест, заразиха) и полупаразит (например, омела) получают элементы минерального питания из растений-хозяев;
4) Насекомоядные растения (например, росянка, венерина мухоловка) – из своих жертв;
Эпифиты используют фотосинтез для получения энергии и питательных веществ и, в случае неводных видов, получают влагу из воздуха и осадков (дождь, туман и др.)
Эпифиты не являются паразитными растениями. Они растут независимо от растения-опоры и используют её исключительно в качестве физической опоры. Очевидным преимуществом эпифитов, особенно в сильно заросшей деревьями местности, является возможность не зависеть от грунта, а находиться ближе к источнику света; на эпифитах также меньше сказывается влияние травоядных.
Эпифитные орхидеи: аскоцентрум, аэридес и др; бромелиевые — эхмея, биллбергия; ароидные — антуриум; геснериевые — колумнея, эсхинантус; эпифитные кактусы — рипсалис, рипсалидопсис и др; папоротниковидные — адиантум, асплениум, даваллия, дринария, лигодиум, нефролепис.
У полупаразитов (например, представителей семейства Норичниковые) полностью сохранилась фотосинтетическая функция листьев. В связи с этим, так же как насекомоядные растения, они по типу питания углеродом автотрофны. Вместе с тем полупаразиты характеризуются слабым развитием корневой системы и почти полным отсутствием корневых волосков. С помощью корневых присосок они получают воду и питательные вещества из корней растения-хозяина. В качестве растения-хозяина могут использоваться самые различные виды растений. Среди таких полупаразитов распространены погремки (Alectorolophus), иван-да-марья (Melampyrum nemorosum), с помощью выростов внедряющиеся в корни луговых трав. В некоторых случаях полупаразиты полностью лишены корней и присасываются к побегам — омела (Viscum).
Паразиты — это растения, которые либо полностью потеряли способность к фотосинтезу (заразиха), либо сохранили ее в малой степени (повилика). Заразиха (Orobanche), главным образом, паразитирует на подсолнечнике и тыквенных, значительно снижая продуктивность этих растений. Семена заразихи прорастают только под влиянием веществ, выделяемых растением-хозяином. Проростки заразихи обладают в высокой степени хемотропизмом и растут по направлению к корню растения-хозяина. При соприкосновении с корнем растения-хозяина верхушка зародышевого корня заразихи внедряется в него, преобразуясь в присоску и выделяя протеолитические ферменты. Заразиха получает от растения-хозяина все необходимые питательные вещества, включая углеводы. На корнях деревьев и кустарников также паразитирует петров крест (Lathraea squamatia).
Повилика (Cuscuta) — вьющееся растение. При прорастании семян повилики кончик корня изгибается и частично погружается в почву. Нитевидный спиральный проросток вытягивается, и его верхушка производит вращательные движения. Направление движения регулируется химическими веществами, выделяемыми растением-хозяином. Затем корневой конец засыхает, а стебель обвивается вокруг растения-хозяина. С помощью присосок повилика прикрепляется к стеблю и получает от растения-хозяина все необходимые питательные вещества. Повилика часто приводит к гибели посевов культурных растений. Особенный вред она наносит посевам клевера.
Гидрофиты — самая многочисленная группа, состоит преимущественно из однодольных — погружены в воду полностью или большей своей частью (гидатофиты), сюда относятся все формы, гибнущие вне воды и неспособные к сухопутной жизни; они держатся на незначительных глубинах пресных и солёных вод или плавают на поверхности.