Придумываем сказку для 5 класса по литературе волшебную

Сказки

Сказки, которые ещё никто не читал…

Агеев Александр
Тимошка

Жил-был сирота Тимошка. Взяли его к себе злые люди. Тимошка много на них работал за кусок хлеба. Он сеял пшеницу, а осенью собирал урожай, ходил в лес за ягодами и грибами, ловил на реке рыбу.
Вот как-то в очередной раз послали его хозяева в лес за грибами. Взял он корзину и пошел. Когда он набрал целую корзину грибов, вдруг увидел, недалеко от поляны, в траве большой, красивый гриб-боровик. Только хотел сорвать его Тимошка, а гриб с ним заговорил. Он попросил мальчика не срывать его, за что боровик его отблагодарит. Мальчик согласился, а гриб хлопнул в ладоши, и случилось чудо.
Тимошка оказался в новом доме, а рядом с ним его добрые и заботливые родители.

Денисов Николай
Вася Воробьёв и его золотая рыбка

В одном маленьком городе жил себе ученик 4-Б класса Вася Воробьёв. Учился он плохо. Жил он с бабушкой, а мама работала в другом городе. К Васе она приезжала редко, но каждый раз привозила Васе подарки.
Любимым занятием Васи было ловить рыбу. Каждый раз, когда Вася уходил на рыбалку, кошка Мурка ждала его с уловом на крыльце. Возвращаясь, домой с рыбалки, мальчик угощал её ершами, окуньками, плотвой.
Однажды, мама привезла Васе в подарок необычный спиннинг. Забыв про уроки, он побежал с новой снастью на рыбалку. Закинул, спиннинг в реку и сразу клюнула рыбка, да такая большая, что Вася еле удержал удочку. Подвёл он леску поближе и увидел щуку. Изловчился Вася и ухватил рыбу рукой. Вдруг щука заговорила человеческим голосом: «Васенька, отпусти меня в воду, там у меня малые детки. Я тебе ещё пригожусь!»
Вася смеётся: «На что ты мне пригодишься? Понесу тебя домой, бабушка уху сварит». Щука вновь взмолилась: «Вася, отпусти меня к детушкам, я все желания твои исполню. Чего ты сейчас хочешь?». Вася ей отвечает: «Хочу, чтобы я пришёл домой, а уроки по всем предметам были выполнены!». Щука ему говорит: «Когда что тебе надо, скажи только «по щучьему велению, по Васиному хотению…» После этих слов отпустил Вася щуку в реку, она хвостом вильнула и уплыла. Так и жил себе Вася. Уроки за него делала волшебная рыбка. Стал он радовать бабушку и приносил из школы хорошие оценки.
Однажды, увидел Вася у одноклассника компьютер, и одолело его желание заиметь такой же. Отправился он на речку. Позвал щуку. Приплыла к нему щука и спрашивает: «Чего тебе надобно, Васенька?». Вася ей отвечает: «Хочу компьютер с интернетом!». Щука ему в ответ: «Дорогой мальчик, в нашей деревенской речке такая техника ещё не испытана, прогресс до нас не дошёл, Помочь тебе в этом не могу. В современном мире каждый трудиться должен сам». После этих слов щука скрылась в реке.
Возвратился Вася домой огорчённый тем, что у него не будет компьютера, и уроки теперь надо будет выполнять самому. Долго думал он над этой проблемой и решил, что без труда не выловить и рыбку из пруда. Исправился он, и стал радовать маму и бабушку своими успехами. А за хорошую учёбу мама подарила Васе новенький компьютер с интернетом.

Тихонов Денис
Спаситель планеты Кошек

Где-то в далекой галактике существовали две планеты: планета Кошек и планета Собак. Эти две планеты враждовали несколько столетий. На планете Кошек жил котенок по имени Кыш. Он в семье был самым младшим из братьев, которых у него было шестеро. Всё время братья его обижали, обзывали и дразнили, но он не обращал на них внимания. У Кыша была тайна – он хотел стать героем. А ещё у Кыша был друг мышонок Пик. Он всегда давал Кышу дельные советы.
Однажды на планету Кошек напали собаки. Вот они дошли с войной до города Кошкинска, где жил Кыш. Никто из кошек не знал что делать. Наш Кыш попросил совета у мышонка. Пик дал Кышу свой заветный сундучок, из которого дул ветер такой силы, что он мог сравниться с торнадо. Кыш пробрался ночью к базе собак и открыл сундучок. В один момент всех собак сдуло на их планету.
Вот так и сбылась мечта Кыша стать героем. После этого случая его стали уважать. Так из маленького, никому не нужного котёнка Кыш превратился в настоящего героя. А собаки больше не смели нападать на планету Кошек.

Голубев Даниил
Мальчик и заколдованный козлик

На белом свете жил-был мальчик, у него не было родителей, был он сирота. Скитался он по белу свету и попрошайничал на кусок хлеба. В одном селении его приютили и накормили. Заставили его колоть дрова и носить воду из колодца.
Однажды, когда мальчик ходил за водой, он увидел бедного козлика.
Мальчик пожалел его и забрал с собой, спрятал его в сарае. Когда мальчика кормили, он прятал за пазуху кусок хлеба и приносил козлику. Мальчик жаловался козлику, как его обижают и заставляют работать. Тогда козлик отвечает человеческим голосом, что его заколдовала злая ведьма и разлучила с родителями. Чтобы превратиться в человека нужно выкопать колодец и из него попить воды. Тогда мальчик стал копать колодец. Когда колодец был готов, козлик попил из него и превратился в человека. И они сбежали из дома. Отправились искать родителей. Когда нашли родителей мальчика, который был козликом, они обрадовались. Родители стали целовать сына. После они спросили кто этот мальчик, который находится рядом. Сын ответил, что этот мальчик спас его от злой ведьмы.
Родители пригласили мальчика к себе в дом вторым сыном. И стали они жить вместе дружно и счастливо.

Ляшков Никита
Добрый Ёжик

Карпов Юрий
Федор-Несчастье

Грошкова Эвелина
Замарашка и рыбка

Жила-была девочка. У неё не было родителей, а была злая мачеха. Она не давала ей еды, одевала её в рваную одежду, и поэтому прозвали девочку Замарашкой.
Вот однажды послала её мачеха в лес за ягодами. Замарашка заблудилась. Шла, шла она по лесу и увидела пруд, а в пруду рыбку и не простую, а волшебную. Подошла она к рыбке, горько заплакала и рассказала о своей жизни. Пожалела её рыбка, дала девочке ракушку и сказала: «Иди вдоль ручья, который течет из пруда, он выведет тебя домой. А когда я тебе понадоблюсь, дунь в ракушку и я исполню твоё самое заветное желание».
Пошла Замарашка вдоль ручья и пришла домой. А злая мачеха уже ждет у порога девочку. Накинулась она на Замарашку и стала её ругать, грозить, что выгонит её из дома на улицу. Девочке стало страшно. Она так захотела, что бы её мама и папа ожили. Достала она ракушку подула в неё, и рыбка исполнила её самое заветное желание.
Ожили мама и папа девочки, выгнали злую мачеху из дома. И стали жить поживать и добра наживать.

Читайте также:  Рассказ о дружбе людей разных национальностей

Ким Максим
Маленький, да удаленький

Шишулин Георгий
Чёрный кот

Жил-был старик, и было у него три сына, младшего сына звали Иванушкой, а у Иванушки был помощник – чёрный кот. Вот и говорит старик своим сыновьям: «У меня кто-то капусту ворует, идите да поглядите, а я сам на ярмарку поеду, чтобы к моему возвращению вор был пойман!»
Первым пошёл старший сын, он всю ночь проспал. Идет средний сын, он всю ночь прогулял. Идет Иванушка, а ему боязно, и говорит он коту: «Мне страшно идти пасти вора». А кот и говорит: «Иди Иванушка спать, я всё сам сделаю!» И пошёл Иванушка спать, утром встает Иванушка, у него на полу корова лежит. Чёрный кот и говорит: «Это и есть вор!».
Старик с ярмарки приехал и похвалил Иванушку.

Ботенкова Анастасия
Девочка Тыковка

В одном огороде жила Девочка Тыковка. Её настроение зависело от погоды. Когда небо хмурилось, то у неё на лице появлялась грусть, выходило солнышко – расцветала улыбка. Вечером Тыковка любила слушать рассказы Дедушки Огурца, а днём она играла в слова с мудрым Дядюшкой Помидором.
Одним тёплым вечером, Тыковка поинтересовалась у Морковки, почему её до сих пор не сорвали и не приготовили из неё вкусную тыквенную кашу. Морковка ответила Тыковке, что она ещё очень мала, и её рано срывать. В этот момент на небе появилась тучка. Тыковка нахмурилась, сорвалась с грядки и укатилась далеко-далеко.
Долго бродила Тыковка. От дождей она выросла, стала большой. Солнышко раскрасило её в ярко оранжевый цвет. Однажды утром деревенские дети нашли Тыковку и принесли её домой. Мама очень обрадовалась такой полезной находке. Она приготовила тыквенную кашу и пироги с тыквенной начинкой. Детям очень понравились блюда из тыквы.
Так сбылась заветная мечта Девочки Тыковки.

Ботенкова Анастасия
Марья и мышка

Серов Денис
Василёк и Жучка

Жил-был мальчик. Звали его Василёк. Жил он с отцом и злой мачехой. Единственным другом Василька была собака Жучка. Жучка была не простая собака, а волшебная. Когда мачеха заставляла Василька делать разную невыполнимую работу, Жучка всегда ему помогала.
Однажды холодной зимой мачеха послала мальчика в лес за земляникой. Жучка не оставила своего друга в беде. Махнув хвостом, она превратила снег в зелёную травку, а в траве было много ягод. Василёк быстро наполнил лукошко, и они вернулись домой. Но злая мачеха всё не унималась. Она догадывалась, что Жучка помогает Васильку, поэтому решила от неё избавиться. Мачеха посадила собаку в мешок и закрыла в сарае, чтобы ночью отнести её в лес. Но Василёк смог спасти Жучку. Он пробрался в сарай и освободил её. Мальчик всё рассказал своему отцу, и они выгнали злую мачеху.
Стали жить они дружно и весело.

Никитов Никита
Стёпушка – бедовая головушка

Жил на свете молодец. Звали его Стёпушка-бедовая головушка. Не было у него ни отца, ни матери, только черепашка-костяная рубашка. Жили бедно, есть нечего. Пошёл он к барину работать. Была у барина дочь красавица. Влюбился в неё Стёпушка и попросил руки. А барин и говорит: «Исполни мою волю, отдам дочь за тебя». И приказал ему поле вспахать, засеять, чтобы к утру выросли золотые колосья. Пришёл Стёпушка домой, сидит, плачет.
Пожалела его черепашка и говорит человеческим голосом: «Ты обо мне заботился, и я тебе помогу. Ложись спать, утро вечера мудренее». Просыпается Стёпушка, поле вспахано, засеяно, рожь золотая колосится. Барин удивился и говорит: «Хороший ты работник, угодил! Бери дочь мою в жёны». И стали они жить поживать и добра наживать.

Фокин Александр
Добрая старушка

Жили-были муж да жена. И была у них красавица-дочь Маша. За что ни возьмётся она, всё у неё в руках спорится, уж такая рукодельница была. Жили они счастливо и дружно, да вот мать захворала и умерла.
Нелегко отцу с дочкой было. И вот надумал отец жениться, а в жёны ему попалась сварливая женщина. У неё тоже была дочь непослушная да ленивая. Звали дочь Марфой.
Невзлюбила мачеха Машу, всю тяжёлую работу на неё взвалила.
Вот как-то раз уронила Маша случайно веретено в прорубь. А мачеха обрадовалась и заставила девочку лезть за ним. Прыгнула Маша в прорубь, а там открылась перед ней широкая дорога. Пошла она по дороге, вдруг видит, стоит домик. В доме старушка на печи сидит. Рассказала ей Маша, что с ней приключилось. А старуха говорит:
Девушка, истопи баню, пропарь меня и моих деток, давно мы в бане не были.
Маша быстро баню истопила. Сначала попарила хозяйку, та осталась довольна. Потом старуха дала ей решето, а там – ящерицы и лягушки. Девушка и их веничком попарила, теплой водой сполоснула. Довольны детки, хвалят Машу. И хозяйка рада:
Вот тебе, добрая девушка за труды, и подаёт ей сундук и её веретено.
Вернулась Маша домой, открыла сундук, а там камни самоцветные. Увидела это мачеха, зависть её взяла. Решила она сваю дочь за богатством в прорубь отправить.
Марфу тоже старушка попросила помыть её в бане и деток её. Марфа баню кое-как протопила, вода холодная, веники сухие. Старушка в той бане замерзла. А ящериц и лягушат Марфа бросила в ведро с холодной водой, половину покалечила. За такую работу старушка тоже дала Марфе сундук, но велела открыть его дома в сарае.
Вернулась Марфа домой и быстрей в сарай с матерью побежала. Открыли они сундук, а из него пламя вырвалось. Не успели они с места сойти, так и сгорели.
А Маша вскоре вышла замуж за хорошего человека. И жили они счастливо и долго.

Фокина Алина
Иван и волшебный конь

Жил на свете мальчик. Звали его Иванушка. И не было у него родителей. Как-то раз взяли его к себе приёмные родители жить. Стал он у них жить. Приёмные родители заставили мальчика работать. Стал он им дрова рубить, да за собаками следить.
Вот однажды вышел Иван в поле и видит, что там конь лежит.
Конь был ранен стрелой. Иван вынул стрелу и перевязал коню рану. Говорит конь:
– Спасибо Иван! Ты помог мне в беде, и я помогу тебе, ведь я волшебный конь. Я могу исполнить твоё желание. Какое желание ты хочешь загадать?
Иван подумал и сказал:
– Я хочу, чтобы, когда я вырасту, я жил долго и счастливо.
Вырос Иван и стал жить счастливо. Женился он на прекрасной девушке Екатерине. И стали они жить поживать да лиха не знать.

Покровская Алёна
Машенька

Жила-была девочка. Звали её Машенька. Родители у неё умерли. Взяли девочку к себе жить злые люди и стали заставлять её работать.
Однажды, послали они Машеньку в лес за грибами. В лесу Машенька увидела, как лиса зайца в свою норку тащит. Жалко стало девочке зайку, и стала она просить лису отпустить зайца. Лиса согласилась отпустить зайца при условии, если Машенька согласится пойти к ней жить и будет ей служить. Девочка сразу согласилась. Стала Маша жить у лисы. Лиса каждый день уходила на охоту, а Машенька занималась по хозяйству.
Вот в один из дней, когда лиса отправилась на охоту, заяц привёл к Машеньке доброго Ивана-царевича. Как только Иван взглянул на Машеньку, так сразу решил на ней жениться. Машеньке тоже Иван понравился. Поехала она с ним в его царство. Сыграли они свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Читайте также:  Рассказ о красоте воды родного края 2 класс по окружающему миру

Источник

Урок литературы в 5 классе «Сочиняем собственную сказку»

специалист в области арт-терапии

Учитель: Колупаева А. А. Дата: 26.09.2016

Урок литературы 5А класс.

Тема: Р/р Создание собственной сказки

— совершенствование речевых умений, восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыка пересказа;

— повторение «законов» волшебной сказки;

— овладение навыком создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, учебник

Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. Часть I. Москва «Просвещение» 2010 год.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

-«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

-Начало чего прозвучало?

-Как вы думаете, ребята, как будет звучать тема нашего урока?

3.Постановка учебной цели: Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

-Правильно, в ходе урока мы будем учиться сочинять сказки. Вспомним, из каких частей состоит сказка. Какие слова и выражения обязательно присутствуют в сказках.

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых.

«Что за прелесть эти сказки!» — писал в Х IX веке А. С. Пушкин.

Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда ребёнок произносит это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

— Ребята, посмотрите на нашей выставке представлены книги. Что вы можете о них рассказать?

— Ближе с этими книгами вы сможете познакомиться в школьной библиотеке.

— Скажите, пожалуйста, а какие сказки вы уже читали?

— А есть ли у вас любимая сказка?

— Давайте вспомним некоторые сказки.

( На слайдах иллюстрации к русским народным сказкам.

Дети должны назвать их.)

— Назовите сказки. Что общего у этих сказок?

(Это русские народные сказки)

2. Мотивация учебной деятельности

Какие виды сказок вы знаете?

1. Из каких частей она состоит?

— Что обязательно должно быть в сказке?

— Какие вам больше нравятся и почему?

— Кто сочинял сказки, которые мы изучили?

— Трудно ли быть сочинителем?

— Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?

3. Работа по теме урока.

– Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит, понимает и бережёт.

— Иван Захарович Суриков, русский поэт, писал о своих впечатлениях от чтения сказок :

Ветер злой поёт… (14 слайд)

Александр Николаевич Афанасьев – знаменитый издатель русских народных сказок. Именно этот человек подарил многим поколениям русского народа сказки.

Особая заслуга Александра Николаевича Афанасьева в том, что он извлёк из архива Русского Географического общества хранившиеся там сказки и присоединил к ним многочисленные записи Владимира Ивановиче Даля. В сборник вошли сказки всей России. Заговорили и поведали свои истории сказки енисейские, нижегородские, костромские, московские, саратовские и многих других мест России. В этом сборнике заговорила вся русская земля.

– Вот такой прекрасный сказочник жил в России и подарил нам сказки. А мы с вами сегодня постараемся познакомиться с законами сказки и создать свою сказку.

Сегодня на уроке вы не просто окунётесь в волшебный мир сказки, но и сами попробуете сотворить свою сказку. Но сначала нам надо подготовиться к этому творческому процессу и вспомнить о сказочных «премудростях».

Знакомство с несколькими присказками, зачинами, концовками.

Под тем дубом стол золочёный,

На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые яблочки. По этому дереву ходит кот Баюн. Идёт он вверх – песенки поёт, идёт вниз – сказочки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка. А сказочка вся впереди. Ушки открой и слушай.

Летела воронушка – весёлая головушка. Она летела, летела и на золотую маковку села. Хвостиком повертела, по сторонам посмотрела и опять полетела, а пёрышко нам оставила.

– Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?

(Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя).

После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.

Найдите и зачитайте зачины сказок.

— Жили-были старик со старухой…

— В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

— В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

— Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…

— Все волшебные сказки заканчиваются по-разному. Концовки красиво заканчивают сказку.

– Вспомните примеры концовок волшебных сказок. (16 слайд)

А мне – бубликов связку,

Да горячий пирожок.

Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя

— Вот, видишь, как бывает оно на свете.

— Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

— И стали они в добре поживать, лиха не знать.

— И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

— Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили,

в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

— …и теперь живёт, хлеб жуёт.

– Какую роль играют в сказке концовки?

(Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни).

Читайте также:  Рассказы и сказки для детей о хлебе

– Что мы можем сказать о сказочнике, обратив внимание на концовку?

(Сказочник получает благодарность, в старину его угощали. Концовка характеризует сказочника как очень доброго и весёлого человека).

— О каких ещё сказочных премудростях мы не вспомнили?

(троекратное повторение, постоянные эпитеты, победа добра над злом)

В сказках есть устойчивые выражения, которые употребляются в определённых местах:

1) шёл он долго ли, коротко ли… — когда герой путешествует;

2) ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать… — при описании красоты. (17 слайд)

Слова – обращения, которые используются в волшебных сказках.

Источник

Урок литературы 5 класс. Развитие речи. Составление собственной сказки.

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Окрытый урок. Сочиняем сказку.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подужемская средняя

общеобразовательная школа» Кемского муниципального района

Урок литературы 5 класс.

СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

— совершенствование речевых умений, восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыка пересказа;

— повторение «законов» волшебной сказки;

— овладение навыком создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

1. Введение в тему урока.

— Подумайте и скажите, о каком жанре устного народного творчества пойдёт речь на уроке.

. занимательный рассказ о необыкновенных фантастических событиях и приключениях.

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых.

«Что за прелесть эти сказки!» — писал в Х IX веке А. С. Пушкин.

Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда ребёнок произносит это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

— Ребята, посмотрите на нашей выставке представлены книги. Что вы можете о них рассказать?

— Ближе с этими книгами вы сможете познакомиться в школьной библиотеке.

— Скажите, пожалуйста, а какие сказки вы уже читали?

— А есть ли у вас любимая сказка?

— Давайте вспомним некоторые сказки.

( На слайдах иллюстрации к русским народным сказкам.

Дети должны назвать их.)

— Назовите сказки. Что общего у этих сказок?

(Это русские народные сказки)

2. Мотивация учебной деятельности

— Какие виды сказок вы знаете?

— Из каких частей она состоит?

— Что обязательно должно быть в сказке?

— Какие вам больше нравятся и почему?

— Кто сочинял сказки, которые мы изучили?

— Трудно ли быть сочинителем?

— Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?

3. Работа по теме урока.

– Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит, понимает и бережёт.

— Иван Захарович Суриков, русский поэт, писал о своих впечатлениях от чтения сказок :

Александр Николаевич Афанасьев – знаменитый издатель русских народных сказок. Именно этот человек подарил многим поколениям русского народа сказки.

Особая заслуга Александра Николаевича Афанасьева в том, что он извлёк из архива Русского Географического общества хранившиеся там сказки и присоединил к ним многочисленные записи Владимира Ивановиче Даля. В сборник вошли сказки всей России. Заговорили и поведали свои истории сказки енисейские, нижегородские, костромские, московские, саратовские и многих других мест России. В этом сборнике заговорила вся русская земля.

– Вот такой прекрасный сказочник жил в России и подарил нам сказки. А мы с вами сегодня постараемся познакомиться с законами сказки и создать свою сказку.

Сегодня на уроке вы не просто окунётесь в волшебный мир сказки, но и сами попробуете сотворить свою сказку. Но сначала нам надо подготовиться к этому творческому процессу и вспомнить о сказочных «премудростях».

Знакомство с несколькими присказками, зачинами, концовками.

Под тем дубом стол золочёный,

На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые яблочки. По этому дереву ходит кот Баюн. Идёт он вверх – песенки поёт, идёт вниз – сказочки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка. А сказочка вся впереди. Ушки открой и слушай.

Летела воронушка – весёлая головушка. Она летела, летела и на золотую маковку села. Хвостиком повертела, по сторонам посмотрела и опять полетела, а пёрышко нам оставила.

– Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?

(Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя).

После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.

Найдите и зачитайте зачины сказок.

— Жили-были старик со старухой…

— В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

— В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

— Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…

— Все волшебные сказки заканчиваются по-разному. Концовки красиво заканчивают сказку.

– Вспомните примеры концовок волшебных сказок.

А мне – бубликов связку,

Да горячий пирожок.

Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя

— Вот, видишь, как бывает оно на свете.

— Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

— И стали они в добре поживать, лиха не знать.

— И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

— Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили,

в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

— …и теперь живёт, хлеб жуёт.

– Какую роль играют в сказке концовки?

(Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни).

– Что мы можем сказать о сказочнике, обратив внимание на концовку?

(Сказочник получает благодарность, в старину его угощали. Концовка характеризует сказочника как очень доброго и весёлого человека).

— О каких ещё сказочных премудростях мы не вспомнили?

(троекратное повторение, постоянные эпитеты, победа добра над злом)

В сказках есть устойчивые выражения, которые употребляются в определённых местах:

1) шёл он долго ли, коротко ли… — когда герой путешествует;

2) ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать… — при описании красоты.

Слова – обращения, которые используются в волшебных сказках.

Источник

Познавательное и интересное