Прием контраста раскрывающий идею рассказа способ эмоционального воздействия на читателя после бала

Сказки

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Разделы: Литература

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица.

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”, его историей создания.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.

Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.

2. Работа по содержанию текста. (Эвристический метод: анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.)

— Какое событие описано в рассказе?

(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня.

— Какую особенность композиции вы заметили?

( Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”.)

— Что мы называем контрастом?

-Что построено в рассказе на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)

Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).

— Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу.

Чтение эпизода “На балу”. (Звучит музыка Г.Свиридова.)

— Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, полковника и Ивана Васильевича?

Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1.

— Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)

— Как чувствует себя Иван Васильевич на балу? (Доволен, счастлив, добр.)

— Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, потому что влюблён.)

— Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены? (Тёплые тона.)

— Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)

— Прочитаем сцену “После бала” (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.

Чтение эпизода. ( Звучит симфония №2 Л.Бетховена)

— Заполните таблицу №2.

Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2

Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода? (Использование эпитетов, цветовой гаммы.)

Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события. (Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)

-Почему автор выбрал одинаковый глагол?

— Как меняется состояние героя рассказа? (Стыд и ужас.)

-В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича? (Сцена с полковником.)

— За что полковник бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина.)

— На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене? (Белую перчатку.)

-Вспомните, что говорил он при избиении? (“Надо всё по закону”.)

Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова “надо всё по закону”.

— По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата? (По закону военной жизни.)

— Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника? (Жестокость.)

— Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным? (Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.

— Каков это закон? (Божий.)

— В какой день разворачиваются события в рассказе? (Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)

— Что означает этот праздник? (Надо всех простить, покаяться.)

— Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника? (“Братцы, помилосердуйте!”)

— Что вы понимаете под милосердием? (Готовность помочь, простить кого –нибудь из сострадания и человеколюбия.)

— Кто услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и слабый солдат.)

— Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.

3. Подведение итога урока.

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.

Читайте также:  Петух и павлин сказка слушать

Домашнее задание: письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.

Источник

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, иллюстрации к рассказу «После бала», музыка, презентация.

Словарная работа: композиция, контраст, антитеза

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

2. Беседа с учащимися.

— Что такое композиция произведения?

От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.)

— Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.)

— Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.)

— В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.)

3. Слово учителя.

Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночью, и включает два эпизода.

(Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить.

Учитель: Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: напомните их.

1. Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса.

(Чтение бала у губернского предводителя со слов «взял руку дочери. » до слов «подвел ее ко мне. «).

Слайд. Иллюстрация, музыкальное сопровождение. Выразительное чтение отрывка (читает Коршунова Лиза)

2. Наказание солдата со слов «я стал смотреть. » заканчивая словами «это было тело человека».

Слайд. Рисунок. Выразительное чтение эпизода (читает Ерёменко Саша)

4. Исследования учащихся.

Мы проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: Слайд.

На балу После бала
1 Бал, зала, буфет у предводителя описание улицы
2 музыканты солдаты
3 Варенька музыка
4 полковник полковник
5 Иван Васильевич Иван Васильевич

I вариант смотрит, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:

музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.

II вариант смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала:

В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания:

Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке

Солдаты в черных мундирах

Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Иван Васильевич— стало неловко и неприятно, была на сердце тоска

Индивидуально: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого (внешнее описание, лицо, походка, как двигался) Слайд.

— С какой целью Л. Толстой использует в рассказе контраст?

(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)

Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.

5. Итоги урока.

Учитель: Вот и наступили последние минуты урока. Что мы рассматривали на уроке? Какие исследования провели?

(Учащиеся: Мы проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.)

Учитель: Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти и уничтожить все зло в людях.

Пусть сегодня горит свеча для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.

6. Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки)

7. Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику:

Источник

Интегрированный урок по литературе для 8 класса на тему: «Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа«После бала» Л.Н.Толстого»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Аджиумерова С.А. Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новомосковский областной центр образования» Интегрированный урок по литературе для 8 класса на тему: «Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа«После бала» Л.Н.Толстого»

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

Антитеза – противопоставление контрастных понятий, положений, образов. Контраст – резко выраженная противоположность.

чудесный Буфет Варенька Её лицо знаменитые в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках Музыканты великолепный прекрасная Зала смеющееся, разрумянившееся, с ямочками Бал

Её глаза ласковые милые Отец Вареньки красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и стройными ногами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит восторженными глазами, с нежным чувством.

Назовите день, когда происходило событие в рассказе Л.Н.Толстого «После бала. Пасха Последний день масленицы Рождество

Что вы знаете об этом празднике? Что делают во время празднования масленицы? Устраивают гуляния с конкурсами Пекут блины Сжигают чучело масленицы Устраивают кулачные бои Городские катания на горках Рыдают о том, что зима заканчивается Сколько дней празднуется масленица? 5 1 7

Читайте также:  Сказки колобок слушать подряд

Как по-другому называют последний день масленицы? Зиме конец Прощеное воскресенье Конец веселью

В дворянских семьях Большое внимание уделялось православному воспитанию. Утренняя и вечерняя молитва была обязательным для детей началом и концом дня. По воскресным и праздничным дням дети вместе с родителями посещали литургию. Те дворянские семьи, которые могли себе позволить, устраивали бал по случаю Прощеного воскресенья

Как называется следующий день после Прощеного воскресенья? Крещение Пасха Чистый понедельник

Последний день масленицы и первый день поста – очень важные дни для христиан. В эти дни люди освобождаются от грехов, вступая в великий пост очищенными духовно.

Сопоставьте полковника и наказываемого Полковник Наказываемый Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо Спотыкающийся, корчащийся человек Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Что такое контраст? Противопоставление, выразительный прием, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Какие линии сравнения мы можем выделить в рассказе? На балу Линии сравнения После бала звуки цвет полковник Иван Васильевич Детали (перчатка, перышко от веера, сапоги полковника)

Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к злу, совершённому её отцом?

Уровень «3» 1. Отметить, от чьего лица ведется рассказ. а) автора; б) полковника; в) Ивана Васильевича. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа? а) последовательность событий; б) гипербола; в) антитеза. На следующий уровень

Уровень «4» 1. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери? а) замшевая перчатка; б) «домодельные» сапоги; в) радостная улыбка. 2. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала: а) восторг; б) отчуждение; в) возмущение; На следующий уровень

Уровень «5» 1. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? а) автор показывает двуличие героя; б) на балу надел «маску» добропорядочности; в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.

Номер материала: ДБ-1250014

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

специалист в области арт-терапии

МОБУ СОШ № 35, г.Таганрог

раскрывающий идею рассказа

Заревенко Любовь Александровна,

учитель русского языка и литературы

Цели урока: отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича, «монолог души» которого составляет самый чувствительный нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

Н. Ге «Портрет Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа «После бала».

1.Создание ситуации успеха.

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание уделим мастерству писателя, ставшего по праву первой фигурой в русской литературе.

Перед вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником Николаем Ге.

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника»

На рубеже двух эпох Л.Н. Толстой создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала», он был написан в 1903 году, а опубликован уже после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой рассказа стало действительное событие, произошедшее с братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец ее распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя. В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника. Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

2. Беседа по восприятию содержания.

Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?

( Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)

— На сколько частей можно разделить рассказ?

— Какие сцены противопоставлены?
— Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?

3.Читается описание бала.

(Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала. )

Читайте также:  Рассказ о старом осколе на английском языке

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Начало перекликается с концовкой. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
Таким образом, в реплике героя как будто определена тема: «А я думаю, что все дело в случае». Такой «случай» и составляет сюжет.

— Большая часть рассказа посвящена описанию бала, а рассказ назван «Послебала». Почему?
— Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?
— А зачем писателю понадобилась первая часть?
— Как называется такой прием?

5.Работа в тетради.
Контраст – резкое противопоставление. Контрастможетбытьмежду словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Контраст является выразительным приёмом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

6. Работа над цветовой гаммой рассказа.

— Какую цветовую гамму использует Толстой при описании бала и при описании сцены наказания?
— Найдите контрастные эпитеты при описании сцены бала и при описании наказания.

(Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.)

– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.

— За что и чем полковник Б. бил солдата по лицу?
– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону».

— Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич?– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).


– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон,Божеский, по которому испокон веков пытались жить люди.

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное.

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо.

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

— Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

(Эпизод бала и после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.)

— Как вы понимаете значение слов «наказываемый» и «наказуемый»?

(Наказуемый – тот, за который наказывают. Наказываемый – тот, кого наказывают.)

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?

— Какова идея рассказа «После бала»?

(Человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в мире)

Актуальна ли тема в наши дни?

-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.

( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

— Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

— Какова идея рассказа?

(Основная идея рассказа Толстого «После бала» лежит в двуличности людей и бесправии людьми «высшего» общества над «низшим».Автор приводит нам интересную картину:на бале генерал,один из главных героев рассказа,одна личность,которая со всеми уважительно общается. А после бала он же совершает расправу над солдатом.)

9. Тестовая работа ( как подведение итогов).

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Все мастерство писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к окружающим.

Источник

Познавательное и интересное