Сочинение: Контраст в рассказе «После бала» (Л. Н. Толстой)
(346 слов) «После бала» — это глубокий по смыслу рассказ, написанный Л.Н. Толстым в 1903 году. В нём описаны события всего лишь одной ночи, переходящей в утро, о которой рассказчик вспоминает спустя много лет. В своём произведении Толстой использует такой литературный приём, как художественный контраст.
Читатель сразу замечает яркую противоположность настроения и атмосферы во время бала и после. Тем самым писатель образно разделил рассказ на две части. Так, на балу преобладает светлая гамма цветов. Роскошен и прекрасен бальный зал, где бросаются в глаза приятные образы гостей, музыка, шампанское. Такие незначительные детали играют важную роль для понимания приёма контрастности. Также стоит обратить внимание на личность рассказчика и полковника, отца Вареньки. Иван Васильевич предстаёт перед читателями опьянённым любовью юношей, который по истине счастлив. Весь мир в тот момент был для него прекрасен и мил. В образе полковника также наблюдаются исключительно положительные черты. На его лице можно заметить ласковую улыбку, а сам он любезен и дружелюбен. Но автор мастерски использует приём контрастности, описывая все то же самое после бала. Меняется настроение произведения. Неприятная, жёсткая и плохая музыка, напоминающая мазурку, сопровождает вторую часть рассказа. Начинают преобладать тёмные и мрачные цвета при описании солдат. Ключевым моментом в рассказе является наказание беглого татарина. Сердце рассказчика обливалось кровью, когда он смотрел на его сморщенное от боли лицо. Шаги татарина босыми ногами по талому снегу напоминают танец марионетки. Мы видим, как противопоставляются его движения танцам гостей на балу. Страшным наказанием руководил отец Вареньки. Контрастная картина, созданная Толстым, показывает, как меняется и восприятие личности полковника. Не кажется он больше вежливым и дружелюбным мужчиной с ласковой улыбкой на лице. Увидев рассказчика, он и вовсе сделал вид, что они не знакомы.
Молодой человек стал свидетелем самого страшного преступления — преступления по отношению к моральным ценностям. Сердце рассказчика обливалось кровью, подступала тошнота. Если совсем недавно, буквально несколько часов назад, он любил весь мир, то после сцены наказания он был подавлен. Тем самым противопоставляется отношение героя к жизни во время бала и после.
В рассказе «После бала» контраст выполняет структурообразующую роль для произведения. С помощью этого приёма писатель показал, что жизнь меняется не только из-за случая, но и из-за контрастности мира, который его окружает.
Прием контраста в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»
Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.
Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.
Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».
Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.
Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.
Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».
Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.
Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.
Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.
Контраст в рассказе «После бала» (Л. Н. Толстой)
Более полному выражению взглядов Л. Н. Толстого способствовал контраст в рассказе «После бала».
Толстой изображает эпоху на фоне любовной истории. Главный герой рассказа Иван Васильевич вспоминает случай из своей молодости, который перевернул его жизнь. Он был молод, богат и главное его удовольствие «составляли вечера и балы». Один из них запомнился ему навсегда.
Предметом обожания Ивана Васильевича была Варенька, дочь старого полковника. Она была «необыкновенная красавица», высокая стройная, грациозная. Прямая осанка, откинутая голова придавали ей царственный вид. Ласковая улыбка смягчала производимое впечатление. Варенька блистала на балах, все были очарованы ею. Иван Васильевич же был безумно влюблен в нее.
В последний день масленицы губернский предводитель давал бал. Все было великолепно: приятная музыка, прекрасная зала, великолепный буфет, море шампанского. Иван Васильевич был пьян без вина, его голова кружилась от любви. Варенька отвечала ему взаимностью. Они весь вечер танцевали. В конце вечера девушка подарила Ивану Васильевичу перо от веера, счастливый, он спрятал его в перчатку. Он «был счастлив, блажен», добр, не человек, а какое-то неземное существо, не знающее зла. Иван Васильевич весь мир обнимал своей любовью.
Бал завершился танцем Вареньки с отцом. Он был красивым, статным и высоким. Натянув на руку замшевую перчатку, отец взял дочь за руку, и они двинулись вокруг залы. Рассказчик любовался ими. Особенно умилили его старинные сапоги полковника. Иван Васильевич подумал, что отец не покупает себе модных сапог, чтобы лучше наряжать дочь и вывозить ее в свет.
Молодой человек был счастлив и в таком восторженном настроении он вернулся домой, но уснуть не мог. Он решил прогуляться. На улице было светло, туманно, таял снег, с крыш капало. Все вокруг было мило и значительно. В душе у Ивана Васильевича все еще звучал мотив мазурки.
Он подошел к полю и услышал совсем другую музыку, неприятную и визгливую. Он разглядел сквозь туман черные фигуры. Когда подошел ближе, то увидел солдат, стоящих в две шеренги друг против друга. Между рядами двигался оголенный по пояс человек, справа и слева на него опускались палочные удары.
В военном, который командовал экзекуцией, молодой человек с ужасом узнал отца Вареньки. Рукой в той же перчатке, в которой он только что вел дочь в танце, он бил по лицу солдата, слишком слабо опустившего палку на спину наказываемого. Оглянувшись, он увидел Ивана Васильевича, злобно нахмурился и сделал вид, что не узнал. Молодой человек опустил глаза и поспешил уйти.
Еще долго в ушах звучала флейта, била барабанная дробь и слышался жалобный голос солдата, просившего товарищей о милосердии. На сердце у Ивана Васильевича была тоска, доходившая до тошноты.
Показать чудовищность наказаний, которые применялись в царской армии, Толстому удалось, благодаря использованию приема контраста. Приятная музыка бала противопоставлена жуткой музыке, сопровождавшей сцену наказания. Вместо очаровательной Вареньки окровавленная фигура татарина. Танец полковника с дочерью контрастирует с его неприглядной ролью руководителя экзекуции. Зала, наполненная разодетыми гостями, и черные фигуры военных.
Контраст этих двух сцен создается на фоне чувств Ивана Васильевича. Его образ объединяет эти две картины. Восторженные эмоции Ивана Васильевича противопоставляются ужасу, наполнившему его душу после страшной сцены наказания татарина, свидетелем которой он невольно оказался. Контраст проявляется и в том, что герой до этого утра хотел стать военным. Закончилось тем, что он не поступил на военную службу и вообще нигде не служил. А его безумная любовь к Вареньке сошла на нет.
Благодаря приему контраста, впечатление от прочитанного достигает такой яркости, как будто читатель сам видит происходящее. Это помогает автору наиболее полно раскрыть идею произведения, показать фальшь и пустоту светского общества, жестокость, скрытую под маской добродушия.
Сочинение: Контраст в рассказе «После бала» (Л. Н. Толстой)
«После бала» — это глубокий по смыслу рассказ, написанный Л.Н. Толстым в 1903 году. В нём описаны события всего лишь одной ночи, переходящей в утро, о которой рассказчик вспоминает спустя много лет. В своём произведении Толстой использует такой литературный приём, как художественный контраст.
Читатель сразу замечает яркую противоположность настроения и атмосферы во время бала и после. Тем самым писатель образно разделил рассказ на две части. Так, на балу преобладает светлая гамма цветов. Роскошен и прекрасен бальный зал, где бросаются в глаза приятные образы гостей, музыка, шампанское. Такие незначительные детали играют важную роль для понимания приёма контрастности. Также стоит обратить внимание на личность рассказчика и полковника, отца Вареньки. Иван Васильевич предстаёт перед читателями опьянённым любовью юношей, который по истине счастлив. Весь мир в тот момент был для него прекрасен и мил. В образе полковника также наблюдаются исключительно положительные черты. На его лице можно заметить ласковую улыбку, а сам он любезен и дружелюбен. Но автор мастерски использует приём контрастности, описывая все то же самое после бала. Меняется настроение произведения. Неприятная, жёсткая и плохая музыка, напоминающая мазурку, сопровождает вторую часть рассказа. Начинают преобладать тёмные и мрачные цвета при описании солдат. Ключевым моментом в рассказе является наказание беглого татарина. Сердце рассказчика обливалось кровью, когда он смотрел на его сморщенное от боли лицо. Шаги татарина босыми ногами по талому снегу напоминают танец марионетки. Мы видим, как противопоставляются его движения танцам гостей на балу. Страшным наказанием руководил отец Вареньки. Контрастная картина, созданная Толстым, показывает, как меняется и восприятие личности полковника. Не кажется он больше вежливым и дружелюбным мужчиной с ласковой улыбкой на лице. Увидев рассказчика, он и вовсе сделал вид, что они не знакомы.
Молодой человек стал свидетелем самого страшного преступления — преступления по отношению к моральным ценностям. Сердце рассказчика обливалось кровью, подступала тошнота. Если совсем недавно, буквально несколько часов назад, он любил весь мир, то после сцены наказания он был подавлен. Тем самым противопоставляется отношение героя к жизни во время бала и после.
В рассказе «После бала» контраст выполняет структурообразующую роль для произведения. С помощью этого приёма писатель показал, что жизнь меняется не только из-за случая, но и из-за контрастности мира, который его окружает.
klassreferat.ru
Меню сайта
Сочинение на тему
Прием контраста в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»
Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.
Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.
Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».
Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.
Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.
Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».
Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.
Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.
Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.