Прием контраста в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»
Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.
Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.
Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».
Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.
Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.
Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».
Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.
Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.
Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.
Контраст в рассказе «После бала» (Л. Н. Толстой)
Более полному выражению взглядов Л. Н. Толстого способствовал контраст в рассказе «После бала».
Толстой изображает эпоху на фоне любовной истории. Главный герой рассказа Иван Васильевич вспоминает случай из своей молодости, который перевернул его жизнь. Он был молод, богат и главное его удовольствие «составляли вечера и балы». Один из них запомнился ему навсегда.
Предметом обожания Ивана Васильевича была Варенька, дочь старого полковника. Она была «необыкновенная красавица», высокая стройная, грациозная. Прямая осанка, откинутая голова придавали ей царственный вид. Ласковая улыбка смягчала производимое впечатление. Варенька блистала на балах, все были очарованы ею. Иван Васильевич же был безумно влюблен в нее.
В последний день масленицы губернский предводитель давал бал. Все было великолепно: приятная музыка, прекрасная зала, великолепный буфет, море шампанского. Иван Васильевич был пьян без вина, его голова кружилась от любви. Варенька отвечала ему взаимностью. Они весь вечер танцевали. В конце вечера девушка подарила Ивану Васильевичу перо от веера, счастливый, он спрятал его в перчатку. Он «был счастлив, блажен», добр, не человек, а какое-то неземное существо, не знающее зла. Иван Васильевич весь мир обнимал своей любовью.
Бал завершился танцем Вареньки с отцом. Он был красивым, статным и высоким. Натянув на руку замшевую перчатку, отец взял дочь за руку, и они двинулись вокруг залы. Рассказчик любовался ими. Особенно умилили его старинные сапоги полковника. Иван Васильевич подумал, что отец не покупает себе модных сапог, чтобы лучше наряжать дочь и вывозить ее в свет.
Молодой человек был счастлив и в таком восторженном настроении он вернулся домой, но уснуть не мог. Он решил прогуляться. На улице было светло, туманно, таял снег, с крыш капало. Все вокруг было мило и значительно. В душе у Ивана Васильевича все еще звучал мотив мазурки.
Он подошел к полю и услышал совсем другую музыку, неприятную и визгливую. Он разглядел сквозь туман черные фигуры. Когда подошел ближе, то увидел солдат, стоящих в две шеренги друг против друга. Между рядами двигался оголенный по пояс человек, справа и слева на него опускались палочные удары.
В военном, который командовал экзекуцией, молодой человек с ужасом узнал отца Вареньки. Рукой в той же перчатке, в которой он только что вел дочь в танце, он бил по лицу солдата, слишком слабо опустившего палку на спину наказываемого. Оглянувшись, он увидел Ивана Васильевича, злобно нахмурился и сделал вид, что не узнал. Молодой человек опустил глаза и поспешил уйти.
Еще долго в ушах звучала флейта, била барабанная дробь и слышался жалобный голос солдата, просившего товарищей о милосердии. На сердце у Ивана Васильевича была тоска, доходившая до тошноты.
Показать чудовищность наказаний, которые применялись в царской армии, Толстому удалось, благодаря использованию приема контраста. Приятная музыка бала противопоставлена жуткой музыке, сопровождавшей сцену наказания. Вместо очаровательной Вареньки окровавленная фигура татарина. Танец полковника с дочерью контрастирует с его неприглядной ролью руководителя экзекуции. Зала, наполненная разодетыми гостями, и черные фигуры военных.
Контраст этих двух сцен создается на фоне чувств Ивана Васильевича. Его образ объединяет эти две картины. Восторженные эмоции Ивана Васильевича противопоставляются ужасу, наполнившему его душу после страшной сцены наказания татарина, свидетелем которой он невольно оказался. Контраст проявляется и в том, что герой до этого утра хотел стать военным. Закончилось тем, что он не поступил на военную службу и вообще нигде не служил. А его безумная любовь к Вареньке сошла на нет.
Благодаря приему контраста, впечатление от прочитанного достигает такой яркости, как будто читатель сам видит происходящее. Это помогает автору наиболее полно раскрыть идею произведения, показать фальшь и пустоту светского общества, жестокость, скрытую под маской добродушия.
Сочинение: Контраст в рассказе «После бала» (Л. Н. Толстой)
(346 слов) «После бала» — это глубокий по смыслу рассказ, написанный Л.Н. Толстым в 1903 году. В нём описаны события всего лишь одной ночи, переходящей в утро, о которой рассказчик вспоминает спустя много лет. В своём произведении Толстой использует такой литературный приём, как художественный контраст.
Читатель сразу замечает яркую противоположность настроения и атмосферы во время бала и после. Тем самым писатель образно разделил рассказ на две части. Так, на балу преобладает светлая гамма цветов. Роскошен и прекрасен бальный зал, где бросаются в глаза приятные образы гостей, музыка, шампанское. Такие незначительные детали играют важную роль для понимания приёма контрастности. Также стоит обратить внимание на личность рассказчика и полковника, отца Вареньки. Иван Васильевич предстаёт перед читателями опьянённым любовью юношей, который по истине счастлив. Весь мир в тот момент был для него прекрасен и мил. В образе полковника также наблюдаются исключительно положительные черты. На его лице можно заметить ласковую улыбку, а сам он любезен и дружелюбен. Но автор мастерски использует приём контрастности, описывая все то же самое после бала. Меняется настроение произведения. Неприятная, жёсткая и плохая музыка, напоминающая мазурку, сопровождает вторую часть рассказа. Начинают преобладать тёмные и мрачные цвета при описании солдат. Ключевым моментом в рассказе является наказание беглого татарина. Сердце рассказчика обливалось кровью, когда он смотрел на его сморщенное от боли лицо. Шаги татарина босыми ногами по талому снегу напоминают танец марионетки. Мы видим, как противопоставляются его движения танцам гостей на балу. Страшным наказанием руководил отец Вареньки. Контрастная картина, созданная Толстым, показывает, как меняется и восприятие личности полковника. Не кажется он больше вежливым и дружелюбным мужчиной с ласковой улыбкой на лице. Увидев рассказчика, он и вовсе сделал вид, что они не знакомы.
Молодой человек стал свидетелем самого страшного преступления — преступления по отношению к моральным ценностям. Сердце рассказчика обливалось кровью, подступала тошнота. Если совсем недавно, буквально несколько часов назад, он любил весь мир, то после сцены наказания он был подавлен. Тем самым противопоставляется отношение героя к жизни во время бала и после.
В рассказе «После бала» контраст выполняет структурообразующую роль для произведения. С помощью этого приёма писатель показал, что жизнь меняется не только из-за случая, но и из-за контрастности мира, который его окружает.
Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, иллюстрации к рассказу «После бала», музыка, презентация.
Словарная работа: композиция, контраст, антитеза
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
2. Беседа с учащимися.
— Что такое композиция произведения?
От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.)
— Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.)
— Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.)
— В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.)
3. Слово учителя.
Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночью, и включает два эпизода.
(Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)
И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)
Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить.
Учитель: Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: напомните их.
1. Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса.
(Чтение бала у губернского предводителя со слов «взял руку дочери. » до слов «подвел ее ко мне. «).
Слайд. Иллюстрация, музыкальное сопровождение. Выразительное чтение отрывка (читает Коршунова Лиза)
2. Наказание солдата со слов «я стал смотреть. » заканчивая словами «это было тело человека».
Слайд. Рисунок. Выразительное чтение эпизода (читает Ерёменко Саша)
4. Исследования учащихся.
Мы проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: Слайд.
№ | На балу | После бала |
1 | Бал, зала, буфет у предводителя | описание улицы |
2 | музыканты | солдаты |
3 | Варенька | музыка |
4 | полковник | полковник |
5 | Иван Васильевич | Иван Васильевич |
I вариант смотрит, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:
музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.
II вариант смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала:
В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания:
Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке
Солдаты в черных мундирах
Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.
Иван Васильевич— стало неловко и неприятно, была на сердце тоска
Индивидуально: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого (внешнее описание, лицо, походка, как двигался) Слайд.
— С какой целью Л. Толстой использует в рассказе контраст?
(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)
Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.
5. Итоги урока.
Учитель: Вот и наступили последние минуты урока. Что мы рассматривали на уроке? Какие исследования провели?
(Учащиеся: Мы проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.)
Учитель: Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти и уничтожить все зло в людях.
Пусть сегодня горит свеча для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.
6. Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки)
7. Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику:
Конспект урока по литературе для 8 класса контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе после бала
специалист в области арт-терапии
Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе 09.01 8-а класс
1.Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа.
2. Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.
3.Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
3.работа над темой урока
Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», его историей создания.
Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.
Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.
2.Работа по содержанию текста.
— Какое событие описано в рассказе?
(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)
В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I)
— писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям.
— Какую особенность композиции вы заметили?
( Рамочная композиция, «рассказ в рассказе».)
Конспект (словарик терминологический)
В литературе выделяют несколько видов композиции.
Рамочная композиция представляет собой рассказ в рассказе
— Что мы называем контрастом?
-Что построено в рассказе на контрасте?
(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)
Чтение эпизода «На балу».
— Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, полковника и Ивана Васильевича?
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)
— Как чувствует себя Иван Васильевич на балу?
(Доволен, счастлив, добр.)
— Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?
(Он счастлив, потому что влюблён.)
— Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены?
-Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?
(Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)
-Прочитаем сцену «После бала» (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.
— Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода?
( Использование эпитетов, цветовой гаммы.)
Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события.
(Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)
— Как меняется состояние героя рассказа?
-В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича?
(Сцена с полковником.)
-За что полковник бил солдата по лицу?
(За то, что тот слабо ударил татарина.)
— На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене?
-Вспомните, что говорил он при избиении?
(«Надо всё по закону».)
Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова «надо всё по закону».
— Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным?
(Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)
Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.
-В какой день разворачиваются события в рассказе?
(Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)
Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.
Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.
Домашнее задание : письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого «После бала».