Прием противопоставления в рассказе толстого после бала

Сказки

Прием контраста в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»

Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.

Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.

Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.

Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.

Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Источник

Антитеза в рассказе Л.Толстого «После бала»

В данной презентации анализируется рассказ Толстого «После бала», композиция которого построена на котрасте. Материал рассказа позволяет подробно изучить антитезу как художественное средство выразительности языка.

Просмотр содержимого документа
«Антитеза в рассказе Л.Толстого «После бала»»

Антитеза в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли…Плоды рождаются из семени. Также дела рождаются из мыслей.

Автор использует антитезу

в композиции рассказа

На балу После бала

Наблюдение над языковыми средств На балу

бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые

добродушный старичок, богатый хлебосол, жена его добродушная

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках; у неё сияющее, разрумянившееся лицо; ласковые милые глаза

красивый, статный, высокий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами

доволен, счастлив, блажен, добр

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

много чёрных людей, в чёрных мундирах

оголённый по пояс, спина его что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

высокий военный, твёрдая подрагивающая походка

Было стыдно, опустил глаза; на сердце почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Источник

Контраст в рассказе «После бала» (Л. Н. Толстой)

Более полному выражению взглядов Л. Н. Толстого способствовал контраст в рассказе «После бала».

Толстой изображает эпоху на фоне любовной истории. Главный герой рассказа Иван Васильевич вспоминает случай из своей молодости, который перевернул его жизнь. Он был молод, богат и главное его удовольствие «составляли вечера и балы». Один из них запомнился ему навсегда.

Предметом обожания Ивана Васильевича была Варенька, дочь старого полковника. Она была «необыкновенная красавица», высокая стройная, грациозная. Прямая осанка, откинутая голова придавали ей царственный вид. Ласковая улыбка смягчала производимое впечатление. Варенька блистала на балах, все были очарованы ею. Иван Васильевич же был безумно влюблен в нее.

В последний день масленицы губернский предводитель давал бал. Все было великолепно: приятная музыка, прекрасная зала, великолепный буфет, море шампанского. Иван Васильевич был пьян без вина, его голова кружилась от любви. Варенька отвечала ему взаимностью. Они весь вечер танцевали. В конце вечера девушка подарила Ивану Васильевичу перо от веера, счастливый, он спрятал его в перчатку. Он «был счастлив, блажен», добр, не человек, а какое-то неземное существо, не знающее зла. Иван Васильевич весь мир обнимал своей любовью.

Бал завершился танцем Вареньки с отцом. Он был красивым, статным и высоким. Натянув на руку замшевую перчатку, отец взял дочь за руку, и они двинулись вокруг залы. Рассказчик любовался ими. Особенно умилили его старинные сапоги полковника. Иван Васильевич подумал, что отец не покупает себе модных сапог, чтобы лучше наряжать дочь и вывозить ее в свет.

Молодой человек был счастлив и в таком восторженном настроении он вернулся домой, но уснуть не мог. Он решил прогуляться. На улице было светло, туманно, таял снег, с крыш капало. Все вокруг было мило и значительно. В душе у Ивана Васильевича все еще звучал мотив мазурки.

Он подошел к полю и услышал совсем другую музыку, неприятную и визгливую. Он разглядел сквозь туман черные фигуры. Когда подошел ближе, то увидел солдат, стоящих в две шеренги друг против друга. Между рядами двигался оголенный по пояс человек, справа и слева на него опускались палочные удары.

В военном, который командовал экзекуцией, молодой человек с ужасом узнал отца Вареньки. Рукой в той же перчатке, в которой он только что вел дочь в танце, он бил по лицу солдата, слишком слабо опустившего палку на спину наказываемого. Оглянувшись, он увидел Ивана Васильевича, злобно нахмурился и сделал вид, что не узнал. Молодой человек опустил глаза и поспешил уйти.

Еще долго в ушах звучала флейта, била барабанная дробь и слышался жалобный голос солдата, просившего товарищей о милосердии. На сердце у Ивана Васильевича была тоска, доходившая до тошноты.

Показать чудовищность наказаний, которые применялись в царской армии, Толстому удалось, благодаря использованию приема контраста. Приятная музыка бала противопоставлена жуткой музыке, сопровождавшей сцену наказания. Вместо очаровательной Вареньки окровавленная фигура татарина. Танец полковника с дочерью контрастирует с его неприглядной ролью руководителя экзекуции. Зала, наполненная разодетыми гостями, и черные фигуры военных.

Контраст этих двух сцен создается на фоне чувств Ивана Васильевича. Его образ объединяет эти две картины. Восторженные эмоции Ивана Васильевича противопоставляются ужасу, наполнившему его душу после страшной сцены наказания татарина, свидетелем которой он невольно оказался. Контраст проявляется и в том, что герой до этого утра хотел стать военным. Закончилось тем, что он не поступил на военную службу и вообще нигде не служил. А его безумная любовь к Вареньке сошла на нет.

Благодаря приему контраста, впечатление от прочитанного достигает такой яркости, как будто читатель сам видит происходящее. Это помогает автору наиболее полно раскрыть идею произведения, показать фальшь и пустоту светского общества, жестокость, скрытую под маской добродушия.

Источник

Курсовая работа «Приём контраста в рассказе Л.Н. Толтого «После бала»

специалист в области арт-терапии

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Сахалинский государственный университет

Институт филологии, истории и востоковедения

Кафедра русской и зарубежной литературы

Астапенок Мария Андреевна

Прием контраста в рассказе

Л.Н. Толстого «После бала»

Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование.

Русский язык и литература»

Творчество Л.Н. Толстого – сокровище русской литературы, без него невозможно представить ее во всем ее многообразии. Талант Л.Н. Толстого дал литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.

Произведения писателя востребованы в настоящее время, так как вопросы, поднятые автором, значимы в современном мире. В этом заключается актуальность данной работы.

В 2008 году исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. О нём написаны сотни книг и статей, его произведения известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов и повестей живут на экранах, на сценах театров. Слово его звучит по радио и телевидению. «Не зная Толстого, — писал М. Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни.

С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы.

Наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических вкусов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствуют духовному обогащению.

В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы столь многообразно и сложно, как творчество Л.Н. Толстого. Великий писатель развил русский литературный язык, обогатил литературу новыми средствами изображения жизни.

Мировое значение творчества Толстого определяется постановкой великих, волнующих общественно-политических, философских и моральных проблем, непревзойдённым реализмом изображения жизни и высоким художественным мастерством.

Его произведения — романы, повести, рассказы, пьесы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 гг. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

В настоящий момент не существует обобщающей работы о значении контраста в творчестве писателя. В данной работе предпринимается попытка на основе анализа произведений Л.Н. Толстого выявить роль контраста в художественном замысле писателя. В этом заключается научная новизна исследования.

Объектом исследования являются произведения Л.Н. Толстого.

Читайте также:  Разобрать предложение русские народные сказки добры и поучительны

Предмет исследования – прием контраста и его функции в поэтике Л.Н. Толстого.

Ц ель исследования – определить роль и место приема контраста в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

– изучить, проанализировать и творчески осмыслить литературу по исследуемой теме;

– основываясь на анализе текстов произведений, обозначить основные художественные формы и функции контраста в творчестве Л.Н. Толстого;

– определить роль контраста в художественной реализации авторской идеи в рассказе «После бала».

В работе используются общенаучные методы : наблюдение, сопоставление, сравнительный, филологический анализ, обобщение, метод герменевтики.

Основная цель и задачи исследования определили следующую структуру работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, в котором насчитывается 27 источников.

Глава 1. Прием контраста в литературоведении и поэтике Л.Н. Толстого

1.1. Контраст как один из приемов организации художественного текста

Таким образом, понятие «контраст» характеризуется как определенное отношение между явлениями, понятиями, языковыми единицами, а именно:

а) отношение противоположности;

б) отношение противопоставленности;

в) отношение резко выраженной противоположности.

Неоднозначность в толкованиях термина контраст обусловлена отсутствием разграничения понятий «противоположность» и «противопоставление», а также различными «системами отсчета» в изучении этого явления.

Из определений исследователей О.С. Ахмановой, В.В. Одинцова, Л.А. Новикова, И.И. Ковтуновой и других следует, что под контрастом понимается фигура речи, которая заключается в антонимировании (противопоставлении) лексико-фразеологических, фонетических и грамматических единиц, воплощающих контрастное восприятие писателем действительности. Контраст представляет собой источник синтагматического напряжения, проявляется на всех уровнях языковой организации и в композиционной структуре художественного текста.

В соответствии с научной литературой выделяются следующие типы контраста: лексико-семантический, стилистический, ритмико-синтаксический, композиционный. Как разновидности лексико-семантического контраста рассматриваются антитеза и оксюморон. Между понятиями «контраст», «антитеза», «оксюморон» существует родо-видовое соотношение.

Контраст возникает в результате появления неожиданного элемента (стилистической фигуры, отличной грамматической формы) в нейтральном контексте, находя свое выражение в системе разноуровневых оппозиций (лексических, стилистических, синтаксических), и функционирует как один из видов семантико-стилистической организации текста. Продуктивным для исследования является мнение о том, что система противопоставлений в большей степени определяет художественный текст, чем структура сюжета. Контраст может иметь место не только в области всех языковых уровней, но и в противопоставлении образов и планов описания художественных произведений, речевого поведения людей в конфликтных ситуациях.

Структура контрастов двучленна и представляет собой органическое диалектическое единство противоположностей, что и порождает необходимый смысловой и эстетический эффект. Базой для создания контраста служат, в первую очередь, антонимы, которые обретают в художественном тексте необходимую экспрессивность и реализуют авторские идеи, связанные с раскрытием образа героев и с наиболее рельефным изображением действительности. Наряду с антонимами, представляющими собой явление языка, в качестве лингвистической основы для контраста выступают антонимированная лексика разных частей речи, межчастеречные антонимы, контекстно противопоставляемые слова.

Таким образом, к онтраст, являясь отражением одной из основных закономерностей человеческого мышления – познания мира через соотношение противоположностей, в художественной литературе выступает как важный компонент авторского стиля, который создается многообразием художественных средств, воплощающих контрастное восприятие писателем действительности. Разнообразные формы словесных контрастов составляют сложную систему средств художественной речи.

1.2. Роль контраста в произведениях Л.Н. Толстого

Контраст можно определить как один из способов восприятия художником действительности. Стремительность изменений в жизни общества на рубеже Х I Х – ХХ веков, резкое обострение социальных конфликтов, смена литературных направлений, усложнение научных представлений о мире формировали в искусстве этого времени новое восприятие действительности в единстве ее разнообразных, далеких друг от друга и противоречивых явлений. Принцип контраста стал одним из ведущих в поэтике ряда направлений и индивидуальных поэтических систем XX в.

Значение приема контраста в литературе сложно переоценить, потому что литература, как и другие виды искусства, является в некотором роде двигателем прогресса, заставляет человечество не только инертно мыслить, но и действовать, литература побуждает. А помогает ей в этом прием контраста, благодаря которому можно точнее выразить замысел произведения, обличить и противопоставить различные аспекты.

Л.Н. Толстой широко использует прием контраста в своих произведениях. Многогранность творчества писателя, тяготение автора к контрастному изображению действительности четко прослеживается в реализации динамики художественного смысла. Использование приема контраста позволяет не только показывать события с нескольких сторон, но и в какой-то степени оказывать существенное влияние на действия героев. Л.Н. Толстой умело использует контраст, чтобы показать, как может измениться жизнь человека не только от случая, но и от восприятия контрастности того мира, в котором он живет.

Прием контраста в творчестве Л.Толстого наблюдаем в таких произведениях, как «После бала», «Севастопольских рассказах», «Война и мир», «Анна Каренина» и д.р. Значение контраста велико, так как его использование позволяет глубже проникнуть в творческий замысел писателя. В своих произведениях Л.Толстой использует выразительные средства, которые составляют контрастную картину повествования, например, антитезу.

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой ярко представляет антитезу как стилистическую фигуру контраста:

Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз». На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью ». Он видел только ее « высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви». Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.

Функции антитезы в романе «Война и мир» очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

«Мысль семейная» противопоставляет семью Ростовых «клану» Курагиных.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в романе «Война и мир». Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро и зло, показать опасность эгоистическое разъединения людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Прослеживая параллельное развитие обеих линий, мы обнаруживаем, даже несмотря на их видимую обособленность, постоянное их взаимодействие: они сопоставляются, противопоставляются, взаимодействуют от начала и до конца романа. Причем эти отношения между линиями заметнее всего в ключевых эпизодах. Но способ развития действия по принципу антитезы не ставит непреодолимой преграды между сюжетными линиями. Напротив, он позволяет почувствовать их внутреннюю близость, отражение которой в композиции можно обозначить вслед за Э.Г. Бабаевым как «одно-центренность». Антитетичность линий Анны и Левина ещё раз подчеркивает не только их тесную связь, но и общий исток, общий взгляд автора, который и обеспечивает единство романа. Отсутствие между сюжетными линиями Анны и Левина прямой фабульной связи компенсируется их общей философской основой. И именно философская проблематика и является тем центром, вокруг которого разворачиваются коллизии обеих сюжетных линий.

Продолжая анализировать соотношение сюжетных линий, мы исследуем стыки переходов от одной линии к другой, замечая при этом, что соотнесенность (то в виде аналогии, то в виде антитезы) линий Анны и Левина еще ярче проявляется на стыке глав. Соотнесенность эта может проявляться в сходстве психологических ситуаций, совпадении интонаций, вплоть до повторения одних и тех же фраз.

Таким образом, контраст играет важную роль в произведениях Л.Н. Толстого. Система контраста в творчестве писателя отличается сложностью, многообразием именно потому, что является воплощением одного из основных творческих принципов художника, обусловленного особенностями мировосприятия, творческого мышления автора.

Источник

«После бала»: анализ рассказа, особенности композиции

Давайте проанализируем рассказ и рассмотрим особенности его композиции. В произведении можно выделить две части. Первая — «На балу», вторая — «После бала» или можно назвать её конкретнее — «На плацу».

Сцена бала — завязка действия, его развитие и кульминация. Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.

Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.

Танец отца с дочерью описывается автором подробно, причём больше внимания Толстой уделяет отцу. В его внешнем облике, так же, как и в облике Вареньки, преобладает белый цвет.

Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него — единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению. Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», — скажет он, распространяя свою любовь на весь мир. На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Противопоставление миров

Таким образом, мы доказали, что в основу рассказа положен художественный приём антитезы. Тем самым Толстой создаёт два мира, которые сталкиваются друг с другом. Это мир праздный, весёлый аристократической жизни и мир суровый реальности. Это мир добра и зла, которые сталкиваются в душе человека.

Рис. 6. Иллюстрация к рассказу «После бала». (


)

Полковник, добрый и любящий отец, поражает нас своей жестокостью, которую он проявляет на службе. Вместе с Иваном Васильевичем мы понимаем, что настоящий он именно во второй части рассказа. Л. Н. Толстой, будучи графом по происхождению, принадлежал к высшему обществу.

В последние годы своей жизни он всё больше и больше задумывался о несправедливости мироустройства. Об этом он писал: «Задача человека в жизни – спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым».

Читайте также:  План к сказке потерянное время 4 класс кратко

Уже не раз мы знакомились с произведением малой эпической формы и знаем, что огромную роль в таких произведениях играет художественная деталь.

Художественная деталь – изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета, несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только сам предмет, но и определяющая во многом отношение читателя к нему.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Художественное своеобразие рассказа

Композиция (построение, структура, архитектоника) – это расположение отобранного материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при простом сообщении фактов.

В рассказе «После бала» Толстой использует композиционный приём рассказ в рассказе. С помощью этого приема он сначала познакомит читателя с главным действующим лицом, которое в дальнейшем станет основным рассказчиком. Таким образом, в рассказе создаётся двойной авторский взгляд на повествование и создаётся дополнительная достоверность. Главным рассказчиком является Иван Васильевич, который вспоминает историю своей молодости. Это был период 40-х годов 19 века. Повествование состоит из нескольких частей. Составим план рассказа.

Композиция рассказа «После бала»:

1. Вступление. Спор о влиянии общества на человека.

3. Концовка. Рассуждение о месте человека в обществе.

Такая композиция, в которой вступление и концовка выведены за рамки основного сюжета, называется обрамление. Таким образом, основное повествование состоит из двух частей: описание бала и экзекуция. Как видим, в основу композиции положен прием антитезы – художественного противопоставления. Теперь проведём работу над текстом и заполним таблицу, приводя примеры противопоставления, контраста. В таблицу записываем цитаты из первой части – описания бала, и второй части – после бала, т.е. экзекуции.

Экзекуция

Экзекуция – это название страшного наказания, распространённого в армии в первой половине ХІХ в., введённого во времена правления Николая І.

Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. Вот как вспоминает те времена старый, 95-летний солдат, герой одноименной статьи Толстого Николай Палкин: «…недели не проходила, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище».

Рис. 4. Иллюстрация к рассказу «После бала». ()

В 1864 году недалеко от имения Ясная Поляна произошла казнь над солдатом, ударившим офицера, который над ним издевался. Когда об этом событии узнал Толстой, он решил вступиться на суде за солдата, но его помощь оказалась безрезультатной. Солдата приговорили к прохождению сквозь строй.

Рис. 5. Иллюстрация к рассказу «После бала». ()

Суд и казнь произвели тяжелейшие впечатления на Толстого. Надо отметить, что всю жизнь писателя мучила мысль о бесправии русского солдата. Известно о том, что Толстой служил в армии. В 1855 году он работал над проектом реформирования армии, в том числе поднимал вопрос о варварстве экзекуции.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Поднятые темы

Тематику произведения можно рассматривать сразу под несколькими углами, беря за основу как социально-психологический аспект, так и более глубинный — морально-этический, касающийся непосредственно человеческой личности.

Через весь рассказ красной нитью проходит сразу несколько мыслей. Во-первых, это крайне негативное отношение к насильственным методам наказания, даже если они продиктованы государственной необходимостью. Во-вторых, порицание тех, кто делит людей на достойных уважения и бесправную серую массу. Проведя анализ рассказа «После бала», можно сделать вывод, что писатель осуждает общество, в котором беззаботная жизнь одних зиждется на угнетении других.

Еще одной темой, затрагиваемой автором, является рабское положение простых солдат. То, что происходило тогда в армии, очень беспокоило Толстого. Он сильно переживал, глядя на невыносимые условия службы, и прекрасно представлял, каково это — получить несколько ударов палкой по спине за малейшую провинность.

Раскрытие темы любви в рассказе идет в двух направлениях. С одной стороны, автор описывает скорее страсть, нежели серьезные чувства. Ивана полностью поглотили мысли об объекте его восхищения, все его действия подчинены одной цели — добиться полного расположения красивой девушки. С другой стороны, рассказчик призывает ценить духовный мир человека, а не внешнюю оболочку. Он сетует на то, что молодое поколение нынче выбирает себе партнера, ориентируясь прежде всего на физические достоинства.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

Краткий пересказ

В самом начале произведения между умудренными опытом друзьями завязывается дискуссия по поводу того, вносит ли окружающая действительность свои коррективы в судьбу человека. Один из товарищей, Иван Васильевич, выдвигая гипотезу, что всё в этом мире зависит от случая, начинает рассказывать историю из своей молодости. Повествование начинается с описания торжественного мероприятия в доме губернатора. Всё вокруг кажется чудесным:

Окрыленный любовью, Иван ни на секунду не сводит взгляд с прекрасной девушки. Ему доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как его любимая танцует со своим заботливым отцом. Героя умиляют самодельные сапоги мужчины, которые, по мнению Ивана, свидетельствуют о том, что отец Вареньки экономит на себе, чтобы дочь ни в чем не испытывала нужды.

Вернувшись домой, молодой человек никак не мог заснуть, поэтому решил совершить пешую прогулку по городу. За окном уже светало, и улицы погрузились в прозрачную утреннюю дымку. Душу Ивана переполняла радость. Он вспомнил, с какой нежностью на него смотрела Варенька, а уезжая, подарила ему свою перчатку. Сам того не ожидая, он внезапно очутился рядом с домом возлюбленной. Тишину нарушили дробь барабана и звуки флейты.

Увиденная картина ввергла в шок впечатлительного Ивана. Он почувствовал ужас и стыд. Сколько ни пытался герой найти оправдание мерзким действиям полковника — ничего не получалось. Этот случай стал серьезным аргументом в пользу того, чтобы не делать предложение Вареньке. Кроме того, Иван окончательно расстался с идеей стать офицером или чиновником, так как его моральные принципы шли вразрез с жестокими и несправедливыми государственными законами.

Желающие прочесть произведение целиком могут взять в библиотеке книгу Толстого «Избранные повести и рассказы».

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

Внутренний монолог Ивана Васильевича

Мастерство Толстого как автора психологической прозы ярко себя проявило в рассказе «После бала». Толстой использует свой излюбленный приём – внутренний монолог.

Внутренний монолог – оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону». Является основным приёмом психологической характеристики героя.

Приём внутреннего монолога Толстой использует в рассказе «После бала» во второй части, когда рассказчик Иван Васильевич после увиденного начинает анализировать события и делится с нами своим переживанием.

«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру, и то после того, как пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян. Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

Эти слова многое говорят о рассказчике Иване Васильевиче. В молодости он представитель высшего общества, беспечный повеса, радующийся жизни, столкнулся с реальной ситуацией, которая открыла ему правду о мире, обществе и месте человека в этом мире. Эта правда сломила его. Иван Васильевич не захотел стать частью системы в противном ему обществе, поэтому и не служил нигде. Оправдывает его Толстой или осуждает за бездействие и пассивность? Но не торопитесь с выводами. Узнаем вначале, какой финал предполагался в черновых вариантах рассказа.

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга (я так называл это), как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Читайте также:  Расставьте в рассказах л н толстого знаки препинания при прямой речи

Как видим, Толстой сначала задумывал показать деградацию героя. Он не только не должен был сделать выводы, но и во многом уподобился полковнику, совершая поступки, за которые на старости лет Ивану Васильевичу было стыдно. В конечном варианте рассказа Иван Васильевич отказывается от службы вообще. Поэтому Толстой не осуждает своего героя. Скорее, он хотел показать своё неверие в то, что в обществе можно что-то поменять, поскольку таких людей, как Иван Васильевич, искренних, честных, способных на сострадание, с острым чувством справедливости, к сожалению, очень мало.

Подводя итог урока, хочется еще раз подчеркнуть, что во всех своих произведениях Л. Н. Толстой поднимает общечеловеческие проблемы. Всё мастерство писателя направлено на то, чтобы воспитать в читателе гуманиста, человека, неравнодушного к окружающим, человека с высокими нравственными идеалами.

Гуманист

Гуманист – приверженец гуманизма; тот, кто признаёт ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, тот, кто считает благо человека критерием оценки общественных отношений.

Рекомендованное домашнее задание:

Список рекомендованной литературы:

Ссылки на дополнительные ресурсы Интернет:

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

«Значение антитезы в рассказе Л Н Толстого «После бала»»

Антитеза — это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле — любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко используется он и в мировой литературе, например противопоставление Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса. К такому же приему прибег и Л. Н. Толстой в одном из своих поздних рассказов — «После бала». Герой, от чьего имени ведется повествование, — человек, в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, случившегося в годы его юности, Иван Васильевич был студентом провинциального университета и мечтал поступить на военную службу. Был он «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», поэтому «главное удовольствие … составляли вечера и балы». Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз». На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина | был пьян любовью ». Он видел только ее « высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви». Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны. Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья. И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.

Наказание, которым руководил отец любимой девушки, вызвало настоящий душевный кризис у героя. В этих эпизодах перед нами словно два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой — омерзение и брезгливость. Еще ярче контраст между полковником, с его румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат. «Мне было до такой степени стыдно, — описывает герой нахлынувшие чувства, — что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке…, я опустил глаза… На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Иван Васильевич так и не смог узнать и понять, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым ». «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил…» Любовь героя к Вареньке с того дня пошла на убыль. Как ранее он невольно соединял Вареньку с отцом-полковником «в одном нежном, умиленном чувстве», так теперь, «когда она… с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось неловко и неприятно. Он стал все реже и реже видеться с девушкой, пока любовь его к ней совершенно не остыла.

История, описанная в рассказе «После бала», не была только лишь вымыслом автора. Прототипом Вареньки Б. была Варвара Андреевна Корейш — дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Сергей Николаевич Толстой (брат Л. Н. Толстого) был влюблен в эту девушку, но его романтическое чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варенькой на балу мазурку, на следующее утро увидел, как ее отец руководил экзекуцией. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу и произвел на него неизгладимое впечатление. Поэтому через пятьдесят с лишним лет он воспользовался им, чтобы с таким художественным мастерством показать, как самые радужные мечты молодого восторженного человека могут в один миг разбиться о жестокую реальность и совершенно изменить всю последующую жизнь. Читать новости:

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры. В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Источник

Познавательное и интересное