Прием звукописи в сказке пушкина о царе салтане

Сказки

Анализ сказки»Сказка о царе Салтане. «

а) Показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции

б) Работать над выразительностью речи

в) учить работе стекстом

Содержимое разработки

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

работать над навыками выразительной речи;

учить работе с текстом;

закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

Странствия, приключения героев

Кто-то мешает или помогает

Герой воюет с нечистой силой

Эпизоды повторяются по 3раза

Есть зачин, концовка

Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

Строй сказки плавный, напевный

Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Я б для батюшки царя

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Источник

Презентация к уроку

Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Задачи урока:

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

2. Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.

3. Работа над сказкой

— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).

— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)

— Что такое жанр произведения?

Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.

— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)

— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)

— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:

— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)

Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.

— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.

Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

Читайте также:  Рассказ на английском про магазин одежды

— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)

Слайд 16. Прочитайте об этом.

С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.

Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)

— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)

Гипербола – это преувеличение.

— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)

— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.

-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)

— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)

Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.

Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.

Слайд 23. Физкультминутка.

Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».

А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.

Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.

Итак, продолжаем работу над нашим призведением.

— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.

Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.

— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)

— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.

— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)

— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)

— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)

Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)

— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)

— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)

Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.

— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)

— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.

— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)

— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)

Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)

Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.

— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)

— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)

Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?

— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.

Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.

заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный

Слайд 33.

— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)

Сказка близится к развязке.

— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.

— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.

— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)

— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?

— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)

— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?

— Каких героев в сказке больше?

— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)

— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)

Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.

«Сказка о царе Салтане…»

Волшебные сказки

1. Нет зачина.

1. Начинается с зачина.

2. Троекратный повтор событий.

2. Троекратный повтор событий.

3. Волшебные события, герои.

3. Волшебные события, герои, предметы.

5. Зло прощено.

6. Сказочная концовка.

6. Сказочная концовка.

Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».

Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

4. Заключительная часть

Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

5. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

Читайте также:  Рассказ баргамот и гараська характеристика героев

Слайд 38. Спасибо за урок!

Источник

специалист в области арт-терапии

Речевая деятельность младших школьников при восприятии поэзии.

Работа над стихотворением в начальной школе

Динамика понимания смысла художественного текста есть показатель роста читательской самостоятельности, в ходе реализации который происходит становление личности младшего школьника. Характер восприятия поэтического текста отличает этот вид деятельности от чтения произведений других жанров. Для младшего школьника, воспринимающего поэтическое произведение, характерен эмоциональный отклик на красоту языкового выражения. Чтение стихотворения будет творческим, если активно включается языковая интуиция, эстетическая восприимчивость, развита коммуникативная функция речи.

Планируя работу на уроке литературного чтения с поэтическим текстом, учитель должен прежде всего определить ее способы и виды, что дает возможность эффективно организовать совместную с учениками деятельность и увидеть перспективу урока. Разработанный нами дидактический материал по анализу стихотворных текстов дает возможность осуществлять ступенчатую преемственность изучения литературы в среднем звене; подскажет, как преодолеть нелюбовь и страх перед поэтическими произведениями, тем более тех авторов, которые специально для детей не писали, поможет ребенку понять и полюбить поэзию как одно из средств выражения внутреннего мира взрослого человека на разных этапах жизненного пути. Он имеет целью оказать методическую помощь студентам факультета педагогики и методики начального обучения и учителям в проведении уроков литературного чтения в начальной школе так, что бы они способствовали нравственному развитию детей, воспитывали чувства и ум школьников, учили радоваться красоте поэтической речи. Мы предлагаем свой возможный вариант литературоведческого анализа лирического стихотворения, направленного на решение этих задач.

Прослушивание учащимися или чтение художественного произведения (учителем, комбинированно, самостоятельно учащимися).

Определение темы, идеи произведения.

Раскрытие содержания литературного текста:

— выделение микротекстов (деление всего текста на осмысленные части);

-выделение микротем (озаглавливание частей).

4. Лингвостилистический анализ художественного произведения:

— лексический (наличие в тексте нейтральной, книжной, разговорной, просторечной, устаревшей, архаической, научно-деловой лексики) с формулировкой их лексического значения (прямого или переносного) в данном контексте;

— морфологический (какие части речи и в каком объеме составляют целостную канву произведения, их роль в создании художественного образа);

— фонетический (какие звуки помогают раскрыть художественный образ и создать словесный или графический портрет);

— синтаксический (структуры простого, сложного, осложненного предложений, особенности использования автором той или иной синтаксической конструкции).

5. Изобразительно-выразительные средства художественного языка (тропы); эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнения, метонпмия, литоты, гиперболы, аллегория,

6. Средства художественной выразительности языка: логические паузы, логические ударения, темп чтения, звукопись (аллитерация, ассонанс, диссонанс, звукоподражание, ритм, рифма строк), интонация (понижение, повышение голоса; медленное и быстрое чтение с учетом пунктуационных знаков — вопросительного и восклицательного знаков, точек, запятых и т.д.).

7. Вопросы и задания к тексту (примерные)

— Какое настроение создает это произведение?

— Нарисуйте картины, возникшие в вашем сознании. Какие краски вы будете использовать? Почему?

— Какие слова И выражения помогают читателям представить эти картины?

— Прочитайте строки, в которых говорится о звуках (цвете).

— Найдите в тексте олицетворения Почему автор использует их? Как они помогают создать словесный и (или) графический образы?

— Назовите эпитеты, подчеркивающие свойства предметов,

— Какие части речи в большей мере присутствуют в тексте? Какую роль они играют, на ваш взгляд, в раскрытии идейного замысла художественного произведения?

— Природа в стихотворении динамична или остается неизменной? Приведите примеры из текста.

— Какие чувства и мысли возникают у вас при прослушивании и чтении данного литературного источника?

— В каком темпе следует его читать? Приведите свои доводы.

— Назовите знаки препинания, которые чаще всего использует поэт.

— Прочитайте строки с соблюдением логических пауз и ударений.

— Каков будет, по вашему мнению, тембр (сила) голоса? Везде ли он одинаков? Почему?

— Попытайтесь проследить при чтении всю технику исполнения.

8. Выразительное чтение произведения.

Какие из приведенных литературоведческих понятий следует считать обязательным для усвоения младшими школьниками? Наши исследования уровней восприятия художественного текста младшими школьниками показали, что учащиеся лучше осваивают эти дефиниции в практической учебной деятельности; как явление` т.е. находят, показывают, рассказывают, анализируют и т.д. Однако, во всех программах по литературному чтению для начальной ступени обучения можно выделить обширный список собственно литературоведческих терминов, которые в одних случаях сообщаются и разъясняются учащимся, в других – дети знакомятся с явлениями без названия терминов. Знакомство с существующими программами по литературному чтению, литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы свидетельствует, что большинство их авторов предполагает, что уже в младших классах учащиеся будут знакомиться в том или ином объеме с некоторыми литературными терминами. При создании дидактического материала мы старались учитывать данные программные требования, содержание учебников и методических рекомендаций. Следует учитывать и тот факт, что анализируемые поэтические произведения; охватывают курс литературного чтения со 2 по 4 классы и уровни восприятия детьми поэзии будут соответственно неоднородны по своей сложности. Педагог может использовать структуру данного литературоведческого анализа как в целом, так и ее отдельные компоненты, в зависимости от года обучения ребенка, уровня восприятия, профессиональной и специальной подготовки и других объективных и субъективных факторов.

А.С. Пушкин «Унылая пора!

(отрывок из стихотворения «Осень»)

Идея: изобразить красоту русской природы, показать, что в природе все взаимосвязано. Поэт, описывая осень, использует такие слова и выражения: «унылая пора», «очей очарованье», «пышное природы увяданье». А.С. Пушкин олицетворяет природу.

Содержание. Поэт раскрывает его в следующей последовательности:

1. Восхищение поэтом осенней природой.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Звукопись. Нагнетание согласных звуков говорит о чистоте, свежести, прохлады воздуха в лесу, о тихом шуршанье листвы под действием ветра.

Наличие множества гласных звуков [а] говорят о радостном, веселом, взволнованном настроении поэта.

Эпитеты. Унылая (пора), свежее (дыханье), редкий (луч), первые (морозы); прощальная краса, пышное увяданье.

Морфология. В стихотворении преобладают существительные, несущие не только отображение предметного мира‚ но и создают его образ.

Вопросы и задания к тексту:

— Какое настроение создает это стихотворение?

— Нарисуйте картины, возникшие в вашем сознании.

— Какие слова помогают догадаться, что автор описывает золотую осень; позднюю осень?

— Найдите в тексте олицетворение. Почему А.С. Пушкин их использовал?

— Определите, какая часть речи используется чаще? Как вы думаете, почему?

— С каким чувством вы будете читать стихотворение? Какие слова будете выделять голосом?

— Как поэт относится к осени? А вы?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Читайте также:  Рассказ по картине лейтон персей на пегасе спешит на спасение андромеды

Цели: проанализировать данную сказку; сравнить сказку А.С. и русскую народную сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»; показать детям, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Оборудование: книга “Русские народные сказки», сказки русских писателей.

На доске плакат: “Что за прелесть эти сказки. ”

— Вы догадаетесь о чем у нас пойдет речь на уроке, если прочтете то, что здесь напечатано.

II . Актуализация знаний и постановки проблемной ситуации.

— Нам нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что это высказывание неверно. Мыс вами начали наше исследование еще тогда, когда дома вы прочитали русскую народную сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды».

— Мы говорили с вами о русских народных сказках. Что характерно для них?

Итак, для русской народной сказки характерны повторения всевозможные. А еще из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, Что это за выражения, помните?

— Что значит «устойчивые выражения»?

— Молодцы! Помните, есть в русских народных сказках устойчивые эпитеты.

— Прочитаем, какими словами начинается сказка.

— Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «Во лбу солнце, затылке месяц, по бокам звезды»? Прочитаем.

— Да, он взял за основу сюжет этой сказки.

— Найдите это в тексте, В кого он превращается в первый раз? Во второй, третий?

— А что неоднократно повторяется?

Существуют повторы, например: три сына у царя, надо выполнить три задания.

— Об одинаковых ситуациях говорят одними и теми же словами, Например, в сказке «Колобок» песенка Колобка начинается одинаково.

— Емеля говорит «По щучьему веленью, по моему хотенью».

— Они повторяются во многих сказках.

— Их специально повторяли в сказках, потому что эти выражения помогали запомнить и рассказать сказку.

— «Терем высокий», «сети шелковые», «земля сырая».

— Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

— А еще они говорят: «Кабы я была Царица»

— Я б ему напряла на рубашку такую тонкую гладкую нить, какой во всем свете не спрядут.

— А если б меня взял в Царицы. Я б выткала ему кафтан из серебра, из золота.

— А я ни прясть, ни ткать не умею я бы родила ему сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а не затылке месяц, по бокам звезды. »

— Наверное, Пушкину эту сказку пересказала няня Арина Родионовна, и он на ее основе сочинил свою.

— У Пушкина сказка интереснее. Но она очень похожа на народную. В ней тоже есть повторы.

Царевич Гвидон три раза превращается в насекомое,

— Будь же князь` ты комаром.

— В муху князь оборотился; шмелем князь оборотился.

Царевна Лебедь выполняет по просьбе Гвидона три чуда.

Дети читают наизусть отрывки, в которых описываются чудеса.

Сначала на острове появляется белка. “Белка песенки поет. ”. Затем в чешуе, как жар горя» появляются 33 богатыря, А третье чудо, когда Лебедь превратилась в царевну.

— Найдите такие эпизоды у Пушкина, где о сходных ситуациях рассказывают одними и теми же словами.

— Верно, молодцы. Какие слова повторяются?

— Замечательно! Как вы думаете почему царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда?

— А что же сообщили царю про ребенка?

— Почему князь хотел, чтобы отец узнал о том, что он его сын?

— Хорошо. А теперь, прочитайте.

— Правильно. Такой вопрос: использует ли Пушкин устойчивые эпитеты в своей сказке? Приведите примеры.

— Когда корабельщики приплывают к князю.

А еще, когда корабельщики плывут к Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.

— «Ветер весело шумит, судно весело бежит».

«Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана».

«Вот на берег вышли гости. Царь Салтан зовет их в гости».

А еще Царевич, когда хотел увидеться с отцом, говорил Лебеди:

«Грусть тоска меня съедает, одолела молодца. Видеть я б хотел отца».

— Он хотел, чтоб отец приехал на его остров. Ведь отец сразу бы узнал свою жену и сына, а так Гвидону приходилось превращаться то в комара, то в муху, то в шмеля.

— А царь не поверил бы, что Гвидон его сын.

— Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверушку

— Хотел, чтобы его мама была счастлива.

«И растет ребенок там

Не по дням, а по часам»

— Царь батюшки, небо синее, красная девица, голубушка-сестрица, царь-отец, князь прекрасный, лебедь белая.

1. Наступает срок родин.

2. В гневе начал он чудесить…

— Как вы понимаете эти словосочетания?

— Верно. Значит Пушкин ввел в сказку

— Приведите свои примеры

— Молодцы! Все верно. Народная сказка не знает подробностей, она рисует все общим планом. В народной сказке Царевна такой красоты, что.

— Что можно сказать про сказку Пушкина и сказку русскую народную «Во лбу солнце, на затылке месяц по бокам звезды?»

— Найдите и прочитайте этот момент в русской народной сказке.

— И что же произошло?

— Какая сказка вам больше понравилась?

— Конечно, сказка Пушкина красивее народной сказки. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа. Каким был князь Гвидон?

— Плывет по воде, а в народе раньше говорили «поверх текучих вод».

«Здравствуй, красная девица…

За морем житье не худо.

Распроклятая ты мошка…»

— «Ни в сказке сказать, ни пером описать.

— Подробно описывает, как корабельщики путешествуют, как их принимают князь Гвидон и царь Салтан.

— Пушкин описывает город, который принадлежит Гвидону.

— В обеих сказках были три сестры. Две из них завидовали той, которая стала царевной.

— В обеих сказках настоящих детей Царевны прячут.

— Царевну посадили в бочку. Которую засмолили.

— Она горемычная плавала с подкидышем по морю, по океану, и рос этот подкидыш не по дням, а по часам.

— Он помог царевне вернуть мужа и сыновей.

— Сказка Пушкина интереснее

— Она более добрая, чем русская народная. Ведь глаза царице выкололи, а это жестоко, хотя все очень хорошо закончилось.

— Умным, добрым, внимательным.

— Очень любил своих родителей и хотел, чтобы они жили вместе.

— А еще он был находчивым, он придумал, как сделать так, что бы отец приехал, Он маме сделал подарок, он же не говорил про отца, что его видел, что тот скоро приедет.

Князь Гвидон был гостеприимным.

— Хоть и волшебница, но не гордится,

— Сказка всегда чему-нибудь учит: какими быть, как вести себя общаться с другими людьми.

— Мы с вами провели большую исследовательскую работу.

— К какому же выводу мы пришли?

— Мы согласны с высказыванием Маршака С.Я.

— Если захотите прочитайте еще раз сказку и продолжите расследование, а я предлагаю написать по выбору, чем интересны князь Гвидон или царевна Лебедь.

Источник

Познавательное и интересное