Приемыш мамин сибиряк чему тебя научил этот рассказ

Сказки

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Мамин-Сибиряк Д.Н. “Приемыш” Читательский дневник, краткое содержание

Мамин-Сибиряк Д.Н. “Приемыш” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Мамин-Сибиряк Д.Н.

Название: “Приемыш”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о животных

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристика

Автор-охотник. Человек опытный, бывалый, хорошо знающий природу. Наблюдательный и умный.

Тарас, сторож на сайме, пожилой, одинокий человек. Очень любит природу, любит свою собаку Соболько и лебедя Приемыша.

Приемыш, красавец-лебедь. Гордый, но дружелюбный, преданный.

Соболько. Старый пес Тараса, который подружился с Приемышем.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Рассказ о том, как старый охотник вырастил из птенца лебедя, а тот осенью улетел в теплые края.

Сюжет — краткое содержание

Автор приходит на сайму, рыбачью стоянку, к старому знакомому Тарасу, но того нет дома и только его пес бегает вокруг избушки.

Тарас приплывает на лодке и вместе с ним появляется красавец-лебедь, который спокойно идет в дом.

Тарас рассказывает удивленному автору, что взял лебедя еще птенцом, потому что его родителей убили охотники.

Тарас гордится своим лебедем и не хочет подрезать крылья гордой птице.

Когда автор снова встречает Тараса, тот рассказывает, что Приемыш улетел вслед за лебединой стаей, севшей на озере.

Тарас очень переживает о судьбе Приемыша, ведь тот не приспособлен к дальним перелетам.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, в котором описана дружба Приемыша и Соболько. Оказывается, лебедь и собака отлично поладили и подружились. Лебедь мог даже отобрать у собаки кусок, но Соболько не обижался. Он сильно тосковал, когда лебедь уплывал на озеро и радовался, когда его пернатый друг возвращался.

План произведения для пересказа

Тарас — сторож на сайме.

Ожидание в избушке.

Дружба Приемыша и Соболько.

Приемыш — гордая птица.

Стая лебедей на озере.

Прощание с Тарасом.

Главная мысль

Любому животному лучше в кругу своих и потому нельзя насильно удерживать животное у себя, лишать его свободы. Рожденный свободным должен свободным и оставаться.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит нас любить природу, учит беречь ее, защищать всех ее обитателей. Учит уважать личность, чужие потребности. Учит ценить свободу, которая есть величайшее счастье. Учит тому, что даже самое доброе отношение человека не заменить животному его свободы.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ. Он добрый и познавательный. Конечно, жаль, что Приемыш улетел, но так для него будет лучше. Потому что, каждый должен оставаться в своей семье, в своей стае. Может быть, на следующее лето Приемыш вернулся и проведал Тараса, ведь доброта никогда не забывается.

Источник

Конспект урока к рассказу Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»

Класс: 4

Цель урока: Создать условия для формирования умения целостно воспринимать образ персонажа, взаимоотношения между героями, умения выделять изобразительные средства языка и понимать оправдание их роли в тексте.

Личностные УУД: проявление внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступка, эмоциональное отношение к собственным переживаниям;

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, смысловое чтение;

Логические универсальные действия:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формировать умения:

Оборудование: проектор, рабочий лист урока ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ, полный рассказ Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш», маркеры разных цветов (1 и 5 группа ТАРАС – ОРАНЖЕВЫЙ маркер, 2 группа ПРИЕМЫШ – РОЗОВЫЙ маркер, 3 группа СОБОЛЬКО – ЗЕЛЕНЫЙ маркер, 4 группа РАССКАЗЧИК – ЖЕЛТЫЙ маркер)

Форма проведения урока: групповая форма работы (методика И.М.Чередова. Разновидностью групповой формы является кооперировано-групповая работа – это такая форма организации труда, при которой разные группы учеников выполняют отдельные части общего задания).

1. Организационный этап

Здравствуйте, друзья. Проверьте свою готовность к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

По какому разделу мы продолжаем путешествие? («ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»)

3. Актуализация знаний

Посмотрите видео, послушайте и подумайте.

Из какого рассказа? Что взволновало? А этот рассказ актуален в наши дни?

4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Учитель: существует несколько видов анализа произведений, сегодня на уроке мы обратимся к анализу персонажей.

(В процессе проблемного диалога формулируем цели и задачи урока)

ЦЕЛЬ УРОКА: определить главную мысль рассказа на основе взаимодействия героев.

ЗАДАЧИ УРОКА:

(Вырабатываем систему оценивания)

КРИТЕРИИ и система ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ

1 ЗАДАЧА: АНАЛИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ (ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ)

Учитель: Начнем с первой задачи. Характеристику героев готовили, используя кластер. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Сейчас внутри группы распределитесь, в какой последовательности будете выступать.

Образ складывается в читательском сознании из следующих составляющих: (это план нашего анализа) – показываю слайд. Мы видим всю историю глазами рассказчика.

— Какой он? (ЛЮБОПЫТНЫЙ, небезразличный)

— Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище рыбака? (старый знакомый, чайник ставит, хозяйничает в доме)

ОПОРНЫЕ СЛОВА (вывешиваются на доску)

барин-ОХОТНИК, СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ

— промысловая собачонка — (работа со словарем Значение слова «ПРОМЫСЛОВАЯ»)

— хитрая (не давался волкам)

Мы начинаем чувствовать АВТОРА. РАССКАЗЧИК И АВТОР – это не одно и тоже.

ОТНОШЕНИЕ АВТОРА: с иронией «ЭТОТ ЛУЧШИЙ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»

ОПОРЫЕ СЛОВА: простая собачонка, настоящий друг человека

Место действия

сайма – (работа с толковым словарем, значение слова САЙМА)

Учитель: Автор добивается эффекта «присутствия»: читатель как будто видит картину собственными глазами, ощущает атмо­сферу изображенного места. Давайте посмотрим за счет каких изобразительных средств.

Внешний облик, портретная характеристика

Учитель: Портрет героя живописен, Зачем автор так подробно прописывает внешность героя? Его портрет? (после горя он изменился, имел утомленный дряхлый вид, жалкий, не от болезни)

Возраст

согласно синтезу временных и пространственных характеристик, ему было около 90 лет

Предыстория

бобылем — (работа с толковым словарем БОБЫЛЬ)

Жилище

Жилище Тараса идеально впи­сано в окружающий природный мир, составляет с ним органичное целое.

Язык

ЯЗЫК СВЕЖ И КОЛОРИТЕН, ПОЛОН ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ, остроумными и меткими присловьями.

«Ворчал, ступай, гуляка, эвон, погляди, ах, прокурат, вот я тебе дам»

ГАРМОНИЯ

— Живя отшельником, Тарас научился быть ближе к природе, видеть взаимосвязь во всем живом, он понимает, что все имеет смысл, у каждого свой порядок.

— Удивительное слияние человека и природы. ОН ДУШОЙ ПОСТИГ ВСЯКИЙ ОБЫЧАЙ ЛЕСНОЙ ПТИЦЫ И ЛЕСНОГО ЗВЕРЯ, ОН ЛЮБУЕТСЯ, счастлив в общении с природой, с природой.

— Тарас внутренне слит с дыханием леса, озера, неба. Эта гар­мония поддерживает жизненные силы девяностолетнего Тараса. Радостная идиллия царит в этом естественном мире, пока не наступает время разлуки.

Читайте также:  Почему хороший человек назван бирюком в рассказе бирюк

ОПОРНЫЕ СЛОВА: старик-бобыль, хозяин

Работа с толковым словарем: ПРИЕМЫШ — анализ имени

ЭПИТЕТЫ: выберите один эпитет для резюме

«СВОЙ ХАРАКТЕР ИМЕЕТ И СВОЙ ПОРЯДОК ЗНАЕТ»

ОПОРНЫЕ СЛОВА: лебедь-сирота, вольная царская птица

САМООЦЕНКА ПО 1 задаче (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

2 задача: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ. ГРУППОВАЯ РАБОТА.

А) Задание групп по выбору (руководитель группы выбирает предмет анализа). (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). ГРУППОВАЯ РАБОТА: группа анализирует определенные отношения, 5 минут работаем маркером.

1 группа: РАССКАЗЧИК И ТАРАС

1 направление: как РАССКАЗЧИК относится к ТАРАСУстарые приятели

Переживает за старика — «улетит он у тебя, дедушка»

Учитель: Через отношение рассказчика-охотника прослеживаются и установки самого автора: именно в подобных простых людях он и видел движущую силу настоящей жизни. Налицо исключительно положительное отношение к главному действующему лицу, что сообщается и читателю.

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «Я ЛЮБЛЮ СТАРИКА, рассказывал хорошо и знал много»

2 направление: ТАРАС-РАССКАЗЧИК

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «барин»

2 группа: РАССКАЗЧИК и СОБОЛЬКО

1 направление: как РАССКАЗЧИК относится к СОБОЛЬКО

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «люблю я простых собачонок»

2 направление: как СОБОЛЬКО относится к РАССКАЗЧИКУ

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «старый знакомый», «ласково завилял хвостом»

3 группа: ТАРАС и СОБОЛЬКО

1 направление: как ТАРАС относится к СОБОЛЬКО

ОПОРНАЯ СЕТЬ: любовь и забота

2 направление: как СОБОЛЬКО относится к ТАРАСУ

всегда рад хозяину

ВЫВОД: ТАРАС И СОБОЛЬКО – семья

4 группа: ПРИЕМЫШ и СОБОЛЬКО

1 направление: как ПРИЕМЫШ относится к СОБОЛЬКО

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «ГОРДО ДЕРЖИТ»

2 направление: как СОБОЛЬКО относится к ПРИЕМЫШУ

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «СКУЧНО МНЕ БЕЗ ТЕБЯ, друг сердечный»

ВЫВОД: ПРИЕМЫШ и СОБОЛЬКО — друзья

5 группа: ТАРАС И ПРИЕМЫШ

Учитель: Рассказ о любви к лебедю подобен лирической песне. С ПРИЕМЫШЕМ Тарас способен успокоить голодающую по ласке душу.

1 направление: как ТАРАС относится к ЛЕБЕДЮ

«из рук кормил», «МОЙ ПРИЕМЫШ»

авторское отношение об этой любви с легкой долей иронии:

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «УЖАСНО БЫЛ ДОВОЛЕН СВОИМ ПРИЕМЫШЕМ И ВСЕ разговоры в конце концов сводились на него», «говорил любовно, как о близком человеке»

2 направление: как ЛЕБЕДЬ относится к ТАРАСУ

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «понимал слова старика и посматривал на него своими умными глазками»

РАССКАЗЧИК И ПРИЕМЫШ

Б) РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ ПОСТУПКОВ! ПЕРСОНАЖЕЙ ГЛАВГОГО ГЕРОЯ. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Учитель: ХАРАКТЕР ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В ДЕЙСТВИЯХ и поступках.

АНАЛИЗ ПОСТУПКОВ ТАРАСА

— Расскажите, как лебедь оказался у Тараса?

— Почему Тарас решил приютить лебедя?

— Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса. (… летать-то не умеет)

Вывод: ГОВОРИТ О ЛЕБЕДЕ КАК О БЕСПОМОЩНОМ существе «смысла в нем настоящего нет», Он заботливо выхаживает осиротевшего птенца.

Учитель: АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ: ПИСАТЕЛЬ ПЕРЕДАЕТ ПРИРОДНУЮ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ЗАЩИТЕ СЛАБЫХ. В детстве и старости человек естественнее, настоящее в мыслях, чувствах и действиях.

ЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ:

— Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?

— А как бы вы поступили на его месте?

— Приходилось ли вам в жизни оказывать помощь какому-либо животному?

2 поступок: не подрезал крылья

«как же можно калечить божью птицу»

3 поступок: отпустил

— Как вы думаете, Тарас надеялся, что лебедь не улетит?

— Какое качество повлияло на выбор поступка?

— С каким чувством говорит Тарас о потере Приёмыша?

Учитель: атмосфера тоскливой грусти прослеживается на протяжении всего рассказа, но трагический тон произведения особенно раскрывается в кульминации рассказа. Конфликт в произведении скрытый: происходит внутренняя борьба в душе старика. С одной стороны – привязанность старика к лебедю, с другой – необходимость отпустить птицу. ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПРЕЖИВАНИЯ ГЕРОЯ: противоречивое состояние души.

— Почему так сильно переживал Тарас о Приёмыше?

АНАЛИЗ ПРИЕМЫША:

— А птица способна на внутренние переживания?

— В минуту расставания легко ли было лебедю оставлять своих друзей?

«затосковал, как человек «кровь сказалась», «спасибо за хлеб за соль», «пусти, дедушка, к товарищам», «ХОТЬ И ПТИЦА, А ТЯЖЕЛО РАССТАВАТЬСЯ С РОДНЫМ ДОМОМ»

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

Сопоставим ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ:

сходство

Учитель: Мы видим проблему, которая заключается в отражении человеческого одиночества. Тарас мог бы пойти к людям и заглушить в себе воспоминания о Приёмыше, но он этого не делает, так как связь с миром природы оказывается для него важнее, чем связь с миром людей.

Трудно ли жить человеку вдали от других людей и почему люди на это идут?

выбирают СВОБОДУ! ВОЛЮ!

«КНЯЗЬ КНЯЗЕМ»!

отличие

САМООЦЕНКА ПО 2 задаче

3 задача: НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Учитель: Моделирование помогло нам разобраться в их связях и взаимоотношениях героев и определить главную мысль.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

— К каким выводам автор приводит читателя?

Ответил ли автор на поставленную проблему? (ВОЗВРАТ К НАЧАЛУ урока)

ИДЕЯ: ЧЕЛОВЕКУ УКАЗАНО ОДНО, А ПТИЦЕ – ДРУГОЕ, Старик и собака Соболько страдают, но оба понимают: «каждому живому существу свое предназначение»

«МЕШОЧЕК со смыслом» для каждого свой:

Актуальна ли эта проблема в наши дни?

ИДЕЯ. ИТОГ. АНАЛИЗА РАССКАЗА

— С каким произведением созвучно? («Маленький принц» С.Экзюпери)

САМООЦЕНКА 3 задачи

4 задача: Личностное отношение (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Личностное отношение к главным героям

Прием «Шесть шляп мышления»

Что вам помогли открыть в самом себе герои?

О чем ты задумался, прочитав рассказ?

Самооценка 4 задачи

Предлагаю вернуться к началу и выяснить, выполнили ли мы намеченный план работы?

5. Рефлексивный этап

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТКИ за урок:

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 26 января 2021 г.

Ответы на вопросы к рассказу «Приёмыш» по литературному чтению 4 класс.

Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 83-84.

1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»?

Главным героем рассказа является лебедь, которого старик Тарас назвал Приёмышем. Ведь когда-то он подобрал маленького беспомощного птенца и выходил его. Для него лебедь действительно был Приёмышем.

По имени главного героя писатель и назвал рассказ.

2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик называл лебедя особенной птицей?

Тарасу было жаль птенца. Он знал, что тот пропадёт один. Чтобы не дать лебедю погибнуть, старик приютил его.

Старик говорил о лебеде любовно, как о близком человеке. Он называл его умной птицей, знающей порядок. Описывал, как смешно играют лебедь и собака. Называл Приёмыша гордой и царской птицей. Эти слова помогают понять, что старик любил лебедя.

Тарас считал лебедя особенным потому что тот был умным, гордым, обладал своим характером. И легко приручался.

3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

Тарасу было очень обидно, когда Приёмыш улетел. Ведь он для него стал членом семьи.

Читайте также:  Репка сказка мультфильм для детей русские народные сказки

Отпустил старик лебедя потому, что тот сильно тосковал. Тарас подумал, что если Приёмыша не отпустить, тот всё равно захиреет и затоскует.

4. Что было правильнее: поступить так, как это сделал Тарас; подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным; силой удержать его в сарае до зимних холодов, оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Подрезать крылья лебедю также нельзя. Птица это свободолюбивая, гордая, она бы не вынесла такого насилия.

А вот продержать Приёмыша до весны и подпустить к лебедям, кажется лучшим выходом. За лето Приёмыш бы окреп, научился летать, и смог бы свободно отправляться на юга вместе со стаей. Это вариант самый лучший.

5. Перескажи историю дружбы Соболько и Приёмыша. Запиши план.

Пример пересказа истории дружбы лебедя и собаки, а также план к нему, можно посмотреть по ссылке.

6. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями?

Писатель хотел донести до читателя мысль о том, что нельзя обижать и калечить животных. Он убеждает нас в том, что место зверей и птиц в дикой природе, там их дом. И даже привыкнув к человеку, дикие животные всё равно будут стремиться на волю.

Автор хотел, чтобы мы понимали свою ответственность перед меньшими братьями, берегли и защищали их.

7. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.

Я прочитала в энциклопедии статью о лебеде-шипуне.

В этой статье описывается внешний вид птицы, ареал её обитания. Рассказывается об образе жизни и питании. Говорится о размножении лебедя и о воспитании птенцов. Упоминается о том, что лебеди живут в природе до 28 лет.

Общим в статье и рассказе оказывается описание внешности лебедя, его пристрастий в пище. Общим является и упоминание перелётов птиц на зимовку и обратно.

Источник

Сочинение на тему приемыш мамин сибиряк

16 вариантов

План рассказа “Приемыш”
1 В дождливый летний день барин выходит к жилью Тараса
2 Встреча с Соболько.
3 Описание избы Тараса.
4 Прекрасный пейзаж на сайме
5 Соболько встречает Тараса.
6 Тараса рассказывает о лебеде Приемыше.
7 Рыбалка на Светлом озере.
8 Характер Приемыша.
9 Барин возвращается к Тарасу осенью
10 Тарас и Соболько тоскуют по Приемышу
Сочинение по рассказу Мамина-Сибиряка “Приемыш”.
Главный герой рассказа Тарас был мудрым человеком, не зря прожил он на свете целых девяносто лет. Многое повидал старый Тарас, о многом мог бы поведать да гости редко заезжали в его бедную избушку. Жил Тарас с верным псом, Соболько звали, старик считал Соболько настоящим другом, который не предаст и не подведет. Знал Тарас, как тяжело прожить без поддержки верного друга, поэтому и берег Соболько.
А когда увидел, как погибает лебедь, дрогнуло сердце охотника, как можно ради забавы погубить такую красоту. Целый выводок лебедей погиб, один Приемыш остался. Старик назвал лебедя Приемышем, потому что чувствовал, что не надолго останется лебедь. По закону природу у каждого свое место и не может лебедь жить рядом с человеком. Но отказать в помщи Тарас не мог.
Своим поступком старый Тарас показал настоящую доброту, он знал, что привыкнет к птице, а потом будет страдать, но все равно пригрел лебедя и спас его от смерти. Настоящая доброта делается во имя, а не ради себя.

Комментарии преподавателя

Природа и мы.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк “Приёмыш”.

Введение

http://www.skunb.ru/sites/default/files/memorable-date/mamin-sibiryak.jpg
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г на Урале в заводском поселке в семье заводского священника и сельской учительницы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Пермского университета, но получить законченное образование так и не сумел. Печататься начал с 1875 г. (в 23 года). Для детей и о детях было написано более 130 произведений
Любовь к родному Уралу пронес через всю жизнь. Пройдет много лет. Черноглазый мальчик сделается крупным писателем. И под старость лет уже слабеющей рукой напишет задушевные строчки, полные горячей любви к родине:
В семье очень любили книги. В один прекрасный день в коробе из под угля привезли книжный шкаф из Тагила. Это было настоящее семейное торжество. Шкаф стоял на двух тумбочках и поблескивал стеклянными дверцами. На полках его разместились книжные сокровища: сочинения Карамзина, Пушкина, Гоголя, Кольцова, Некрасова. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги пользовались здесь почетом.
– это наши лучшие друзья, – говорил отец, – и какие дорогие друзья.
Цикл “Аленушкины сказки” Мамин-Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: “Это моя любимая книжка – ее написала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные”. Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значи­тельный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жан­ров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

Знакомство с рассказом «Приемыш»

http://фантастика-фэнтези.рф/wp-content/uploads/
Словарная работа
ДОСПЕХИ —
1) в старину: воинское снаряжение;
2) тяжеловесное снаряжение.
ПРОТОКА —
1) боковой рукав реки, а также речка,
соединяющая два водоема;
2) узкая соединительная
полость, канал.
САЙМА — рыбацкая стоянка.
МУШТРОВАТЬ — обучать, подвергать муштре.
МУШТРА — суровая система воспитания, обучения.

Чтение с комментированием

Кто оказался Приёмышем? Как Приёмыш появился у Тараса?
(Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)
http://img-fotki.yandex.ru/get/6619/78082870.157/0_93808_aa01a50e_XXL
Какие слова учебника характеризуют Приёмыша?
(Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)
Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)
Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей)
(Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем жил, старый)
Мы дали характеристику двум главным героям, кому? (Приёмышу, Тарасу)
*Почему старик взял лебедя к себе? (Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебедушкой и пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну и поймал его. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем еще настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык… Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимется, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает.)
*Как рассказывает писатель о дружбе собаки и лебедя? ( – А как он с Собольком? – спросил я.
– Сперва-то боялся, а потом привык. Теперь лебедь-то в другой раз у Соболька и кусок отнимает. Пес заворчит на него, а лебедь его – крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправятся: лебедь по воде, а Соболько – по берегу. Пробовал пес плавать за ним, ну, да ремесло-то не то: чуть не потонул. А как лебедь уплывет, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет… Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг сердешный. Так вот и живем втроем.)
http://profilib.com/reader/90/78/b57890/016.jpg

Читайте также:  Рассказ на белорусском языке про рогнеду

Обобщение

Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…
Друзья и расстались.
https://im1-tub-ru.yandex.net/
Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)

Итоги

Краткое содержание рассказа “Приемыш”

Автор рассказа бродил по лесу и вышел к знакомой сторожке, в которой обитал его стародавний знакомец, очень пожилой сторож Тарас.
Хозяина дома не было и автора облаял пес Соболько, впрочем, тут же узнавший автора.
Автор некоторое время ждал хозяина, недоумевая, куда тот пропал, и даже успел поставить чайник.
Тут встрепенулся Соболько и появился Тарас на лодке, да не один, а в сопровождении лебедя.
Тарас прикрикнул на лебедя, и тот послушно пошел в дом.
Автор удивился, и Тарас рассказал ему историю появления лебедя Приемыша.
Лебедь был совсем малым, когда его родителей убили на охоте и Тарас решил оставить птенца.
Выходил его и вырастил.
Крылья подрезать не стал, потому как лебедь птица вольная и увечить его нельзя.
Автор побыл у Тараса, полюбовался на лебедя и ушел.
Вернулся он только поздней осенью и нашел Тараса сильно постаревшим и усталым.
Приемыша больше с ним не было, и старик не скрывал грусти.
Оказалось, стало тянуть Приемыша к своим, к диким лебедям.
Тарас пробовал запирать его, но стало ему жалко тоскующую птицу, и сторож отпустил Приемыша.
Приемыш только раз вернулся к Тарасу перед отлетом, проститься.

Ерёмина Олеся
Рассказ «Приёмыш» начинается с прекрасного описания тёплой и солнечной природы. «Деревья покрыты дождевыми каплями…, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами… Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем».
Главный герой – это девяностолетний Тарас. Он живет один в лесу, но одиноким себя совсем не считает. «… Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава…» Тарас был добрым и трудолюбивым. Старик все знал в лесу до мелочей. Автор показывает нам Тараса и окружающую его природу как одно целое.
У старика Тараса жила очень умная и преданная собачка Соболько. Они всегда очень хорошо друг друга понимали.
Летом Тарас поймал лебедя, которого охотники оставили сиротой. Стали они жить втроем: старик, собака Соболько и Приёмыш. Старик с собачкой очень привыкли к приёмышу. Ходили кормить лебедя, а тот их ждал и тоже радовался. Поздней осенью лебедь улетел со стаей в тёплые края. Долго грустили Тарас и Соболько, так им не хватало Приёмыша. Старик так переживал, ему казалось, что лебедь прилетел и полощется у берега, и крылышками машет.
В этом рассказе автор хочет рассказать и показать нам с какой любовью Тарас обращается с Лебедем – сиротой. Обратите внимание, с какой грустью бедный старик рассказывает про свое расставание с лебедем. «Вот как мне обидно это, барин! Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним, я ли не водился! Из рук кормил. Он ко мне и на голос шёл… Известно, вольная птица, кровь-то сказалась.» Тема этого произведения – взаимоотношение человека с природой.
Читая этот рассказ, я грустила, но есть в нём и хорошие моменты. Я очень обрадовалась, что собачка Соболько осталась верным другом Тарасу, когда Приёмыш улетел.

Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в произведении “Приёмыш” рассказал интересную историю о прирученном лебеде. А дело было так.
Однажды автор отправился побродить по лесу в июльский дождливый день, когда идет теплый дождь, а затем внезапно выглянувшее солнце так осветит всё, что в каждой капле как будто светится алмаз. Автор забрел в избушку рыбачьего сторожа деда Тараса, которому было уже, наверное лет под сто. Но никого в избушке не оказалось,а только собачка по кличке Соболько встретила его пронзительным лаем. Охотник долго ждал хозяина, даже успел огонь развести и чайник с водой вскипятить. Наконец показался в протоке на лодке дед Тарас. К удивлению рассказчика рядом с лодкой плыл красавец лебедь. И рассказал Тарас историю о том, как господа охотники убили лебедя с лебедушкой, а маленький лебедь схоронился в камышах. Поймал его Тарас и принес в избушку и стал его кормить и поить. Подружился лебедь с собачкой, даже играли вместе: собака нападает на птицу, а он шипит на него по-гусиному.
Поздней осенью попал автор опять к деду Тарасу и узнал конец этой удивительной истории. Прилетела на озеро стая перелетных лебедей. Три дня лебедь сторонился их, а они все его звали. Наконец лебедь стал приплывать к лебедям. Боялся старик, что улетит лебедь и запер его в избушке. Так затосковал лебедь, все стоит на одной ноге у двери. Отпустил его старик. Так и улетел лебедь в теплые края.

Источник

Познавательное и интересное