Приключения шерлока холмса рассказы артур конан дойл

Сказки

Приключения шерлока холмса рассказы артур конан дойл

Рассказы о Шерлоке Холмсе:

Шерлок Холмс (Sherlock Holmes) один из тех литературных персонажей, который известен практически каждому, включая даже тех, кто ничего не читал о его похождениях. Своим появлением на свет он обязан великому английскому писателю сэру Артуру Конан Дойлю, который познакомил нас с ним в своём романе «Этюд в багровых тонах» в 1887 году.

Как ни странно, для будущих читателей приключений о Шерлоке Холмсе, на ту публику роман не произвёл большого впечатления. Это был первый опубликованный роман Дойля, который хотел нечто большее, чем быть автором просто рассказов. Однако, как мы сказали выше, читатели Англии с прохладцей отнеслись к этому творению, что нельзя сказать о читателях другой англоязычной страны — Соединённых Штатов Америки. И именно благодаря им Дойл получает заявку на написание продолжений приключений о своём новом герое и создаёт «Знак четырёх» (1890), который, на этот раз, был одинаково хорошо воспринят всеми.

И после этого мир уже не мог обойтись без Шерлока Холмса и его биографа Джона Уотсона (Ватсона, как эта фамилия начала переводиться в России), отставного врача, записки которого и публиковал Артур Конан Дойл. Шерлок Холмс достаточно своеобразный герой, который в корне отличается от других, которые были ранее. Он профессионал своего дела, но в тоже время, создаётся впечатление, что он является несколько ущербным, по мнению доктора Уотсона, прежде всего тем, что Шерлок Холмс обладает только определёнными знаниями и совершенно игнорирует те из них, которые отличают образованного человека от неуча.

Однако это ничуть не отторгает читателя от героя, а наоборот, притягивает и заставляет восхищаться его талантом и его «дедуктивным методом», на который, надо сказать, был сделан акцент не случайно, а послужил переосмысливанием методов расследования преступлений других литературных героев, таких как: детектив Лекок, французского писателя Эмиля Габорио; детектив Огюст Дюпен Эдгара По и других.

Кроме того, главным прообразом Шерлока Холмса послужил один из преподавателей Дойла — доктор Джозеф Белл, который был мастером наблюдательности, логики, выводов и обнаружения ошибок. Именно его методика определения по внешним признакам болезни и профессии людей до их обследования и легла в основу всех этих приключений. Начало публикаций рассказов о Шерлоке Холмсе и создание его рисованного образа Сидни Пагеттом подняло ещё больший интерес к этому персонажу. Однако постепенно Дойла начинает тяготить его герой, хоть он приносит значительные дивиденды, и Шерлок Холмс умирает в рассказе «Последнее дело Холмса».

Избавившись от своего героя, его автор облегчённо вздыхает, но не тут то было — читатели негодуют, как можно так поступать, и все начинают просить Дойла продолжения, и в итоге автор идёт на встречу и воскрешает своего героя, да так и не расстаётся с ним до самой смерти.

Читатели по-разному воспринимали Шерлока Холмса и доктора Уотсона. Они считали их реальными людьми, а Дойл являлся лишь литературным агентом библиографа великого детектива. На адрес этих героев (Бейкер-стрит, № 221-б), а также и самого автора стали поступать письма с просьбами помочь решить ту или иную проблему. Никогда ещё литературные герои не были так материализованы! А открытие памятной доски в Англии, где произошла их встреча, и, наконец, музея, в который нескончаемым потоком идут посетители, только подтверждает это.

Ещё при жизни автора стали создаваться рассказы о других приключения их любимого персонажа. Это были не пародии или явные подделки, но и достаточно хорошо продуманные по сюжету (которые иногда переносят главных героев в мыслимые и не мыслимые места) и стилю произведения ничуть не отличающиеся от оригинала. Ну а количество экранизаций рассказов о Шерлоке Холмсе вообще перекрывает все разумные пределы. Так что можно сказать, что и сейчас Шерлок Холмс и его друг доктор Уотсон живее всех живых.

Источник

Приключения шерлока холмса рассказы артур конан дойл

Шерлок Холмс. Все повести и рассказы о сыщике № 1

© ООО «Агентство Алгоритм», 2019

© Н. Либерман, перевод, 2019

© И. Лаукарт, перевод, 2019

© Б. Акимов, перевод, 2019

© А. Горский, перевод, наследники, 2019

© И. Гурова, перевод, наследники, 2019

© Н. Дехтерева, перевод, наследники, 2019

Конан Дойл и Шерлок Холмс

Традиционно «викторианской эпохой» называют долгий период правления королевы Виктории (1837–1901). К концу XIX века Великобритания практически владела третью всей пригодной для жизни человека суши. Происходили колоссальные перемены в повседневной жизни англичан, начался быстрый рост научно-технического прогресса и промышленного производства, резко возросло число городского населения, в Лондоне и его окрестностях царила нищета и процветала преступность. Столичная полиция не пользовалась у населения популярностью, попадавшие в опасные истории горожане все чаще обращались к частным детективам. От них требовалось, в первую очередь, – хладнокровие, рассудительность и порядочность. Этими качествами и обладал Шерлок Холмс, за них его и полюбили читатели.

Писатель Артур Конан Дойл родился в 1859 году, Шерлок Холмс предположительно в 1854 году, Джон Ватсон (Уотсон) – в 1852 году. Все трое жили в эпоху позднего викторианства, когда облик «доброй старой Англии» отошел в прошлое. Героям писателя пришлось увидеть непростые времена изменения привычной жизни. Выдерживать давление стремительного движения вперед им помогал неизменный моральный кодекс – вера в добро и справедливость. Холмс неотделим от Лондона конца XIX века с его кебами и газовыми фонарями, тускло святящими в туманные вечера.

Английское слово «детекшин» по-русски означает – открытие, обнаружение. Конан Дойл стал признанным мастером детективной литературы. Частные сыщики появились в Лондоне раньше официальной полиции, но англичане вначале относились к ним недоверчиво, так как за ними не было никакого контроля, их деятельность держалась лишь на собственной репутации, зачастую очень шаткой. Но со временем им стали доверять больше, чем официальной полиции, что и отразил Конан Дойл в образе своего героя.

Впервые появляется Холмс в повести «Красное по белому» (переводилась также на русский язык под названием «Этюд в багровых тонах»). Он знакомится с Ватсоном, и они условились вместе снимать квартиру по адресу, который стал самым знаменитым в английской литературе: Бейкер-стрит, 221б. Так было положено начало долгой нерушимой дружбе. Хотя трудно представить себе двух более разных людей. Холмс – женоненавистник, умный и расчетливый аскет; Ватсон – любитель хорошеньких женщин, простодушный и немного безалаберный лондонский обыватель. Повесть впервые вышла в свет в декабре 1887 году в периодическом сборнике «Рождественский еженедельник Битона» вместе с рассказами других авторов. Литературные тексты были разбавлены рекламными вставками, вроде: «Паста от паразитов, надежное средство от крыс, тараканов, мышей и клопов!» Повесть получила положительные отзывы. Журнал «Скотчмен» отмечал: «Это самый замечательный рассказ о хитроумном преступлении со времен Эдгара Аллана По! У автора несомненный талант. Он не идет проторенной дорогой, а показывает, как должен работать настоящий сыщик, пользуясь дедукцией и наблюдательностью. Книга обретет много поклонников».

Читайте также:  Рассказы чехова изучаемые в 6 классе

Дойл становится известен как прозаик детективного жанра. Он указывал на двух писателей, чье творчество повлияло на его детективные истории: Эдгар Аллан По и Эмиль Габорио. Первый из них создал образ частного сыщика Огюста Дюпена, второй – полицейского детектива Лекока. Но у Холмса появились доброта и сострадание – чувства, которых были лишены Дюпен и Лекок.

В повестях и рассказах о Шерлоке Холмсе Конан Дойл описал многие методы криминалистики, которые в то время были неизвестны полиции. После выхода его произведений в свет дедуктивный метод стал использоваться криминалистами по всему миру. В начале XX века криминальная полиция некоторых стран даже ввела произведения писателя в обязательную программу экзамена для следователя.

В 1893 году, получив очередной внушительный гонорар, Конан Дойл с семьей отправился отдохнуть в Швейцарию. Во время одной из прогулок в Альпах он привел жену Луизу к Райхенбахскому водопаду.

– Дорогая, как ты думаешь, может ли выжить человек, упавший в эту пропасть?

– Нет, совершенно невозможно, – ответила Луиза.

Внимательно посмотрев на мужа, она встревожилась:

– Что ты собираешься написать?

– Очень скоро мистер Холмс либо подтвердит, либо опровергнет твое утверждение. Ему предстоит прыгнуть в эту бездну.

Вскоре в журнале «The Strand», где многие годы печатались новые рассказы и повести о похождениях знаменитого лондонского сыщика, появляется новелла, в финале которой Холмс погибает в схватке с главой преступного мира профессором Мориарти. После этой «новости» двадцать тысяч читателей отказались от подписки на журнал. Более того, огромные толпы народа с лозунгами «Верните нам Холмса!» ежедневно собирались вокруг офиса редакции. Даже мать Дойла обратилась к сыну-писателю с этой просьбой. На лондонских улицах появилось множество прохожих с черной повязкой на рукаве – почитатели Холмса носили траур.

– Я слышал, что многие даже рыдали, – говорил по этому поводу писатель. – Сам же я, боюсь, остался абсолютно холоден, и лишь радовался возможности проявить себя в иных областях фантазии.

Дойлу стали звонить неизвестные с прямыми угрозами, что если Шерлок Холмс не будет воскрешен из мертвых, его бессердечный создатель в ближайшее время отправится вслед за ним. По слухам, даже королева Виктория написала Дойлу и намекнула, что надо «воскресить» Шерлока Холмса. Писателю не оставалось выбора, и в апреле 1894 года в рассказе «Пустой дом» вновь появился живой легендарный сыщик.

Конан Дойл время от времени и в реальной жизни использовал способности, которыми наделил своего сыщика. Он безвозмездно принял на себя ряд мер по пересмотру судебного дела некоего Джорджа Эдалжи, осужденного по ложному обвинению полиции. Писатель опубликовал в газете «Дейли телеграф» несколько статей, после которых множество общественных деятелей встало на защиту Эдалжи. Дело слушалось повторно, и обвиняемого оправдали.

В 1929 году на торжественном заседании, посвященном 70-летию Конан Дойла, с большой речью выступил писатель Эдгар Уоллес, автор детективных произведений, причисляющий себя к последователям юбиляра. Он назвал главной заслугой Дойла создание образа Шерлока Холмса. Юбиляр по окончанию речи отвел Уоллеса в сторону.

– Зачем вы это сказали? – с упреком прошептал он. – Разве вы не знаете, что не я создатель образа Шерлока Холмса? Это читатели создали его в своем воображении.

Артур Конан Дойл был женат дважды. Первый раз женился в 1885 году на 27-летней Луизе Хоукинс. Она не отличалась здоровьем, долго страдала туберкулезом и скончалась в 1906 году. Еще в 1897 году 37-летний Дойл полюбил другую женщину – 24-летнюю Джин Элизабет Лекки, дочь богатых шотландцев из древнего рода, восходящих своими корнями к знаменитому Роб Рою. Но лишь став вдовцом, в 1907 году он сделал ей предложение. Еще до свадьбы они купили в Кроуборо усадьбу под названием «Литтл Уинделмаш» – в живописном уголке графства Сассекс. Перед фасадом Джин разбила розарий, из кабинета Артура открывался красивый вид за зеленые долины, ведущие к проливу. Они прожили в счастливом браке более двадцати лет, до его кончины. У супругов оказалось множество общих интересов, в том числе увлечение спиритизмом. Рано утром 7 июля 1930 года 71-летний Дойл попросил усадить его в кресло. Джин держала мужа за руку.

Источник

Приключения шерлока холмса рассказы артур конан дойл

© Тугушева М., вступительная статья, 2015

© Войтинская Н., Волжина Н., Вольпин Н., Дехтерева Н., Емельянникова Н., Лившиц Д., Тренева Н., Чуковские М. и Н., Штенгель В., перевод на русский язык. Наследники, 2015

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Бессмертный Шерлок Холмс

Джозеф Белл, эдинбургский профессор, был очень интересным человеком. Он отличался редкой проницательностью, безошибочной интуицией и огромной наблюдательностью. Его ученик, молодой врач Артур Конан Дойл, практиковавший в английском городке Саутси, нередко вспоминал о нем, чему, кроме естественной привязанности ученика к Учителю, была еще одна причина. Провинциальный врач, подолгу ожидавший в приемной редких пациентов, хотел стать писателем, и не таким, каких много, а современным Вальтером Скоттом. Пройдет несколько лет, и Дойл станет одним из самых известных писателей мира, но не в жанре исторического романа. Он прославится как автор детективного рассказа, и прославится «с помощью» Джозефа Белла, эдинбургского профессора медицины, перевоплотившегося в Великого Шерлока Холмса.

Интересно знать, как Артур Конан Дойл отнесся бы сейчас к феномену бессмертия Великого Сыщика – этим званием наградили Холмса поколения благодарных читателей. Ведь Дойл не то что в грядущей славе, но и в излишней популярности Шерлоку Холмсу охотно бы отказал. Его воображение упрямо рисовало иного литературного героя, достойного бессмертия, второго Айвенго. Однако молодому врачу надо было зарабатывать на жизнь растущей семье: в Саутси он женился. И Артур Конан Дойл начал писать рассказы. Один был опубликован в журнале «Корнхилл мэгэзин», известном строгими литературными критериями. То был, однако, аванс, поощрение автору и напоминание, что читатель всегда ждет знакомства с героем, вызывающим интерес и любопытство. Вот тогда-то Дойл и решил, что эксцентричный Джозеф Белл, с его удивительной способностью делать на основе наблюдения дедуктивные выводы, высокий, худощавый, с резкими, «ястребиными» чертами лица, стоит того, чтобы запечатлеть его в литературном образе, но не врача, а сыщика-детектива, которому по роду занятий необходимы и феноменальная наблюдательность, и умение анализировать. «На основе тщательного наблюдения и дедукции, господа, в любом случае можно поставить диагноз, – снова звучал в ушах Дойла вибрирующий голос профессора. – Однако не надо небрежничать: дедуктивные выводы должны быть проверены практикой».

Читайте также:  Сказки дядюшки римуса суть

Воспоминание о Белле отразилось в первой же детективной повести Дойла «Этюд в багровых тонах» (1887). В главе II «Этюда…», которая называется «Искусство делать выводы», Холмс знакомит и доктора Джона Хэмиша Уотсона[1], и читателя со своим дедуктивным методом… Мысль сделать героем именно сыщика возникла у Дойла не сразу. Был момент, когда изумительными аналитическими способностями обладал врач. А сын Дойла, Адриан, писал, что видел первый вариант «Этюда в багровых тонах», и там вообще не было Холмса, а фигурировал доктор, он же сыщик Ормонд Сэкер. Когда же Дойл ввел в действие Холмса, то звали его сначала не Шерлок, а Шерингфорд. Фамилию Холмс Дойл позаимствовал у любимого американского писателя и врача Оливера Уэнделла Холмса, так как, по признанию Дойла, он «очень сильно любил этого совершенно ему незнакомого человека». Однако, даже когда главным героем стал «сыщик-консультант», его друг-врач тоже остался в шерлокиане важной персоной: именно он рассказывает читателю о подвигах Холмса и его удивительном искусстве расследования преступлений.

В автобиографической книге «Воспоминания и приключения» (1924) Дойл свидетельствовал: «Когда я впервые стал думать о сыщике – примерно в 1886 году, – я прочитал несколько детективных рассказов и был поражен их, мягко говоря, нелепостью, потому что в разрешении таинственной загадки автор явно полагался на совпадение или стечение обстоятельств. Мне это показалось отступлением от правил честной игры, так как успех сыщика должен зависеть от чего-то, более свойственного его собственному разуму, а не только от необыкновенных авантюрных обстоятельств, которые, что ни говори, весьма редко встречаются в реальной жизни.

Меня довольно сильно увлекал Габорио, тщательно разрабатывавший детективные сюжеты, а мастер своего дела сыщик Огюст Дюпен Эдгара По был героем моего детства…»

Забегая вперед, скажем, что 1 марта 1909 года в Лондоне был дан торжественный обед в честь столетней годовщины со дня рождения По. Председательствовал на обеде сэр[2] Артур Конан Дойл. Он говорил о трудах замечательного писателя: «Его рассказы… так стимулировали умы других, что большинство этих рассказов явились тем корнем, из которого возросло целое литературное древо…»

Именно Эдгар По был для Дойла образцом для подражания. Детективный же опыт соотечественников, Диккенса и Коллинза, его не очень интересовал. Это объяснимо: именно По измыслил дедуктивный метод, сделал его главным стержнем в рассказах дюпеновской серии, оснастил детективный рассказ определенными приемами расследования, ввел фигуры сыщика и рассказчика и главнейшим условием поставил «соучастие» читателя в раскрытии тайны. Так он создал каноническую форму рассказа с экспозицией, кульминацией и последующей «лекцией» сыщика. И Конан Дойл следует этому образцу более или менее пунктуально[3]. Но Дойл и обогащает образец. Взять хотя бы неизменно энергичное начало его детективного рассказа. Дойл стремится сразу же завладеть вниманием читателя, чему очень способствует почти обязательное упоминание о Холмсе в первом же абзаце, а иногда и в первой строчке повествования, например: «Для Шерлока Холмса она всегда оставалась «Той Женщиной» («Скандал в Богемии»), «В характере моего друга Холмса меня часто поражала одна странная особенность…» («Обряд дома Месгрейвов»), «Пополняя… записи о… Шерлоке Холмсе… я то и дело сталкивался с трудностями, вызванными его собственным отношением к гласности… «(«Дьяволова нога»).

Читателю достаточно прочитать эту первую строчку – и рассказ уже завладевает его воображением и не отпускает до конца. Поэтому сейчас кажется почти невероятным, что даже Шерлок Холмс не сразу пробился к читателю. «Этюд в багровых тонах» английские читатели приняли с интересом, но несколько сдержанно. Иначе было в Америке. Там Шерлок Холмс сразу же стал всеобщим любимцем, почему «Знак четырех», вторая повесть о Холмсе, вышел сначала за океаном. В 1889 году в Лондон приехал редактор американского журнала «Липпинкот мэгэзин». Он дал обед, на который были приглашены Оскар Уайльд, восходящая звезда, и мало кому известный в Англии Конан Дойл. Редактор сразу же поинтересовался, чем могли бы английские писатели украсить в следующем году американский журнал. Уайльд пообещал роман – то был «Портрет Дориана Грея», а Дойл передал журналу повесть «Знак четырех», которая была опубликована в феврале 1890 года. Успех повести в Америке был настолько оглушителен, что она осенью того же года вышла отдельной книгой в Англии. И тут уж Шерлок Холмс завоевал навсегда и английские сердца. С волнением в душе «следовали» читатели на таинственное свидание у театра «Лицеум» вместе с Холмсом, Уотсоном и мисс Морстен. Стоит ненастный угрюмый сентябрьский вечер, когда пешеходы на улицах кажутся Уотсону «толпой привидений». Ему становится не по себе, мисс Морстен тоже охватывает невольный страх, и только Холмс спокоен и деловит. Так с самого начала шерлокианы Холмс поднимался в глазах читателей над уровнем обычных человеческих слабостей и страхов и приобретал черты героической, уникальной личности, становился воплощением психологической защиты и опоры.

В 1891 году в только что созданном журнале «Стрэнд» появляются шесть рассказов о Холмсе, возглавляемых «Скандалом в Богемии». Восхищенный издатель журнала, Гринхаф Смит, провозглашает «рождение новой литературы», а читатели начинают требовать от Дойла все новых и новых рассказов.

Источник

Приключения Шерлока Холмса — Артур Конан Дойл

Скандал в Богемии

Для Шер­лока Холмса она все­гда оста­ва­лась «Этой Жен­щи­ной». Я редко слы­шал, чтобы он назы­вал ее каким-либо дру­гим име­нем. В его гла­зах она затме­вала всех пред­ста­ви­тель­ниц сво­его пола. Не то чтобы он испы­ты­вал к Ирэн Адлер какое-либо чув­ство, близ­кое к любви. Все чув­ства, и осо­бенно любовь, были нена­вистны его холод­ному, точ­ному, но уди­ви­тельно урав­но­ве­шен­ному уму. По-моему, он был самой совер­шен­ной мыс­ля­щей и наблю­да­ю­щей маши­ной, какую когда-либо видел мир; но в каче­стве влюб­лен­ного он ока­зался бы не на своем месте. Он все­гда гово­рил о неж­ных чув­ствах не иначе, как с пре­зри­тель­ной насмеш­кой, с издев­кой. Неж­ные чув­ства были в его гла­зах вели­ко­леп­ным объ­ек­том для наблю­де­ния, пре­вос­ход­ным сред­ством сорвать покров с чело­ве­че­ских побуж­де­ний и дел. Но для изощ­рен­ного мыс­ли­теля допу­стить такое втор­же­ние чув­ства в свой утон­чен­ный и вели­ко­лепно нала­жен­ный внут­рен­ний мир озна­чало бы вне­сти туда смя­те­ние, кото­рое свело бы на нет все заво­е­ва­ния его мысли. Пес­чинка, попав­шая в чув­стви­тель­ный инстру­мент, или тре­щина в одной из его могу­чих линз — вот что такое была бы любовь для такого чело­века, как Холмс. И все же для него суще­ство­вала одна жен­щина, и этой жен­щи­ной была покой­ная Иран Адлер, особа весьма и весьма сомни­тель­ной репутации.

Читайте также:  Рассказ о русском языке в моей жизни

За послед­нее время я редко виделся с Холм­сом — моя женитьба отда­лила нас друг от друга. Моего лич­ного без­об­лач­ного сча­стья и чисто семей­ных инте­ре­сов, кото­рые воз­ни­кают у чело­века, когда он впер­вые ста­но­вится гос­по­ди­ном соб­ствен­ного домаш­него очага, было доста­точно, чтобы погло­тить все мое вни­ма­ние. Между тем Холмс, нена­ви­дев­ший своей цыган­ской душой вся­кую форму свет­ской жизни, оста­вался жить в нашей квар­тире на Бей­кер-стрит, окру­жен­ный гру­дами своих ста­рых книг, чере­дуя недели увле­че­ния кока­и­ном с при­сту­пами често­лю­бия, дре­мот­ное состо­я­ние нар­ко­мана — с дикой энер­гией, при­су­щей его натуре.

Как и прежде, он был глу­боко увле­чен рас­сле­до­ва­нием пре­ступ­ле­ний. Он отда­вал свои огром­ные спо­соб­но­сти и необы­чай­ный дар наблю­да­тель­но­сти поис­кам нитей к выяс­не­нию тех тайн, кото­рые офи­ци­аль­ной поли­цией были при­знаны непо­сти­жи­мыми. Время от вре­мени до меня дохо­дили смут­ные слухи о его делах: о том, что его вызы­вали в Одессу в связи с убий­ством Тре­пова, о том, что ему уда­лось про­лить свет на зага­доч­ную тра­ге­дию бра­тьев Аткин­сон в Трин­ко­мали, и, нако­нец, о пору­че­нии гол­ланд­ского коро­лев­ского дома, выпол­нен­ном им исклю­чи­тельно тонко и удачно.

Однако, помимо этих све­де­ний о его дея­тель­но­сти, кото­рые я так же, как и все чита­тели, чер­пал из газет, я мало знал о моем преж­нем друге и товарище.

Одна­жды ночью — это было 20 марта 1888 года — я воз­вра­щался от паци­ента (так как теперь я вновь занялся част­ной прак­ти­кой), и мой путь при­вел меня на Бей­кер-стрит. Когда я про­хо­дил мимо хорошо зна­ко­мой двери, кото­рая в моем уме навсе­гда свя­зана с вос­по­ми­на­нием о вре­мени моего сва­тов­ства и с мрач­ными собы­ти­ями «Этюда в баг­ро­вых тонах», меня охва­тило острое жела­ние вновь уви­деть Холмса и узнать, над какими про­бле­мами нынче рабо­тает его заме­ча­тель­ный ум. Его окна были ярко осве­щены, и, посмот­рев вверх, я уви­дел его высо­кую, худо­ща­вую фигуру, кото­рая два­жды тем­ным силу­этом про­мельк­нула на опу­щен­ной шторе. Он быстро, стре­ми­тельно ходил по ком­нате, низко опу­стив голову и зало­жив за спину руки. Мне, знав­шему все его настро­е­ния и при­вычки, его ходьба из угла в угол и весь его внеш­ний облик гово­рили о мно­гом. Он вновь при­нялся за работу. Он стрях­нул с себя наве­ян­ные нар­ко­ти­ками туман­ные грезы и рас­пу­ты­вал нити какой-то новой загадки. Я позво­нил, и меня про­во­дили в ком­нату, кото­рая когда-то была отча­сти и моей.

Он встре­тил меня без вос­тор­жен­ных изли­я­ний. Таким изли­я­ниям он пре­да­вался чрез­вы­чайно редко, но, мне кажется, был рад моему при­ходу. Почти без слов, он при­вет­ли­вым жестом при­гла­сил меня сесть, подви­нул ко мне коробку сигар и ука­зал на погре­бец, где хра­ни­лось вино. Затем он встал перед ками­ном и огля­дел меня своим осо­бым, про­ни­ца­тель­ным взглядом.

— Семей­ная жизнь вам на пользу, — заме­тил он. — Я думаю, Уот­сон, что с тех пор, как я вас видел, вы попол­нели на семь с поло­ви­ной фунтов.

— Правда? Нет, нет, немного больше. Чуточку больше, уве­ряю вас. И снова прак­ти­ку­ете, как я вижу. Вы мне не гово­рили, что соби­ра­е­тесь впрячься в работу.

— Так откуда же вы это знаете?

— Я вижу это, я делаю выводы. Напри­мер, откуда я знаю, что вы недавно сильно про­мокли и что ваша гор­нич­ная боль­шая неряха?

— Доро­гой Холмс, — ска­зал я, — это уж черес­чур. Вас несо­мненно сожгли бы на костре, если бы вы жили несколько веков назад. Правда, что в чет­верг мне при­шлось быть за горо­дом и я вер­нулся домой весь испач­кан­ный, но ведь я пере­ме­нил костюм, так что от дождя не оста­лось сле­дов. Что каса­ется Мэри Джен, она и в самом деле неис­пра­вима, и жена уже пре­ду­пре­дила, что хочет уво­лить ее. И все же я не пони­маю, как вы дога­да­лись об этом.

Холмс тихо рас­сме­ялся и потер свои длин­ные нерв­ные руки.

— Проще про­стого! — ска­зал он. — Мои глаза уве­дом­ляют меня, что с внут­рен­ней сто­роны вашего левого баш­мака, как раз там, куда падает свет, на коже видны шесть почти парал­лель­ных цара­пин. Оче­видно, цара­пины были сде­ланы кем-то, кто очень небрежно обти­рал края подошвы, чтобы уда­лить засох­шую грязь. Отсюда я, как видите, делаю двой­ной вывод, что вы выхо­дили в дур­ную погоду и что у вас очень сквер­ный образ­чик лон­дон­ской при­слуги. А что каса­ется вашей прак­тики, — если в мою ком­нату вхо­дит джентль­мен, про­пах­ший йодо­фор­мом, если у него на ука­за­тель­ном пальце пра­вой руки чер­ное пятно от азот­ной кис­лоты, а на цилин­дре — шишка, ука­зы­ва­ю­щая, куда он запря­тал свой сте­то­скоп, я дол­жен быть совер­шен­ным глуп­цом, чтобы не при­знать в нем дея­тель­ного пред­ста­ви­теля вра­чеб­ного мира.

Я не мог удер­жаться от смеха, слу­шая, с какой лег­ко­стью он объ­яс­нил мне путь своих умозаключений.

— Когда вы рас­кры­ва­ете свои сооб­ра­же­ния, — заме­тил я, — все кажется мне сме­хо­творно про­стым, я и сам без труда мог бы все это сооб­ра­зить. А в каж­дом новом слу­чае я совер­шенно оше­лом­лен, пока вы не объ­яс­ните мне ход ваших мыс­лей. Между тем я думаю, что зре­ние у меня не хуже вашего.

— Совер­шенно верно, — отве­тил Холмс, заку­ри­вая папи­росу и вытя­ги­ва­ясь в кресле. — Вы смот­рите, но вы не наблю­да­ете, а это боль­шая раз­ница. Напри­мер, вы часто видели сту­пеньки, веду­щие из при­хо­жей в эту комнату?

Источник

Познавательное и интересное