Пример дружбы из рассказа дети подземелья

Сказки

Значение дружбы в жизни юных героев повести В. Короленка «Дети подземелья»

Дружба — наиболее ценное сокровище. Она необходимая для каждого из людей, ведь никто не пожелает себе жизнь без друзей. Недаром говорят, что человек без друзей — что дерево без корней. Т, безусловно, большое значение дружба имела для юных героев произведения В. Короленка «Дети подземелья».

Вася, Валек и Маруся принадлежали к разным общественным кругам. Но все они были по-своему несчастные, обездолены деть. Вася, хотя и родился и жил в зажиточной, обеспеченной, культурной семье, все же был обделенный вниманием, любовью и пониманием родных людей. Он рано потерял мать, которая умершая еще в молодом возрасте, а отец, тяжело переживая свое горе, совсем не обращал внимания на сына, которому так хотелось ощутить его любовь. Не находя взаимопонимание с отцом, Вася стремился найти искреннего, надежного друга. Все это наконец привело к тому, что он пошел на улицу и там искал себе советы, понимание, самоутверждение. О мальчике начали говорить, что он связался с глупой компанией. Это были беззаботные, бесшабашные уличные ребята, вместе с которыми он и попал к старой полуразрушенной часовне, где и познакомился с Валеком и Марусей

Валек и Маруся были детьми господина Тибурция — нищего. Они были настолько бедными, что даже жилья никакого в них не было, а жили они в подземелье старой часовни. И питались они лишь бы как: то прибегнет что-то выпросить, то украсть, а иногда господину Тибурцию удавалось заработать на обод своим чтением. Одетые они были чрезвычайно бедно — у какие-то лохмотьев. Но даже в таком залоге они были значительно багатши за некоторых богатых, влиятельных людей. Богатые своей бескорыстной дружбой и любовью, отношениями, которые существовали в этой маленькой семье, где каждый уважал и уважал своих близких, родных, нежно беспокоился о них

Дети быстро потоваришували. И эта нежная детская дружба была чрезвычайно важной для них. Жизнь Васи стала теперь более существенный, цилеспрямованишим: он знал, что ему надо помочь своим друзьям, которые были в очень затруднительном положении — голодные, обездоленные. Вася часто приносил им яблока со своего сада, булки, развлекал маленькую больную Марусю, жизнь из которой высосал «серый камень». А когда состояние здоровья Маруси было уже очень тяжелый, Вася уговорил свою сестру Соню дать ему любимую Сонину куклу — подарок покойной мамы. Маруся очень обрадовавшаяся кукле — таких игрушек у нее никогда не было — и ни за что не хотела разводиться с ней. Даже перед смертью, теряя сознание, она крепко ее держала

Валеку и Маруси эта дружба тоже приносила большую радость. Они уже не ощущали себя такими забытыми, обездоленными, нелюдимыми

Эта искренняя детская дружба помогла Васе наладить отношения со своим отцом: Валек и Тибурций заставили Васю по-новому посмотреть на своего отца. Он начал уважать его за честность и порядочность, гордился, что у него такой отец, а позднее взаимоотношения между ними и совсем наладились. И кто бы мог подумать, что этот ледовый лед, эта стена отчуждения, которая была между отцом и сыном, раптомзникне.

и все это стало возможным не благодаря морализаторским установкам взрослых людей, а двум маленьким детям — нищим, которые имели чрезвычайно ценное богатство — большое, искреннее, неневерное сердце и нежную, хрустально чистую душу. Дружба — большая сила!

Источник

Тема дружбы в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Произведение рассказывает о дружбе мальчика из обеспеченной семьи с бездомными детьми. Вася – сын городского судьи. Его мать умерла, когда мальчику было всего 6 лет. На попечении отца осталась еще маленькая сестрёнка Васи – Соня. Вдовец — уважаемый человек в городе, занимает большой пост, много работает, но своему сыну уделяет очень мало внимания. Мальчику так не хватает после смерти матери любви и понимания от самого близкого человека.

Вася чувствует себя одиноким в этом мире. Он любит бродяжничать с уличными мальчишками, обследовать незнакомые места. Гуляя однажды около старого кладбища, Вася забирается в брошенную часовню и неожиданно обнаруживает там детей, для которых это мрачное место служит домом. Между ними происходит знакомство. Обитатели подземелья — мальчик Валёк и его четырёхлетняя сестрёнка Маруся. С этого времени Вася постоянно навещает своих новых друзей, играет с ними. Его шокируют их ужасающие условия существования. Маруся одного возраста с сестрёнкой Васи, но очень худенькая и бледненькая, плохо одета. Она постоянно испытывает чувство голода. Васе очень жалко этих детей. Он хоть как-то старается облегчить их участь: приносит им яблоки из своего сада и конфеты.

Отцом несчастных детей является предводитель местных бездомных воров пан Тыбурций. Он по-своему заботится о Валеке и Марусе. Дети любят и уважают Тыбурция, с гордостью рассказывают о нём своему новому товарищу.

Вася вынужден ото всех скрывать свою дружбу, иначе бедная семья лишится и этого жуткого крова. С приходом осени Маруся с каждым днём чувствует себя всё хуже и хуже и вскоре уже не может вставать с постели. Мальчики ухаживают за ней, но не знают, как помочь девочке выздороветь. Чтобы хоть как-то поддержать малышку, Вася выпрашивает для неё у своей сестрёнки Сони роскошную куклу. Марусе такой подарок приносит большую радость, даже на время ей становится лучше. Она ни на минуту не расстаётся с куклой, а у Васи начинаются неприятности. Отец подозревает его в краже игрушки у сестры, но мальчик вынужден скрывать правду. Из этого положения Васю спасает пан Тыбурций. Он неожиданно появляется в их доме с пропавшей куклой и открывает пану судье всю правду.

Для отца становится открытием, что его мальчик обладает чутким и добрым сердцем. С этого времени между ними устанавливаются близкие отношения. Пан судья отпускает Васю попрощаться с умершей девочкой и оказывает бедной семье материальную помощь. Пан Тыбуций с Валеком навсегда исчезают из этих мест. Пан судья вместе с повзрослевшими детьми часто приходит на могилку Маруси.

Таким образом, автор показывает разный уровень жизни людей, о котором богатые иногда даже не подозревают. Он призывает общество не оставаться равнодушным, а проявлять милосердие и сострадание к бедным людям, как это сделал небольшой мальчик Вася.

Вариант 3

Короленко написал огромное количество разных произведений. И вот одно из знаменитых и популярных произведений является «Дети подземелья». Здесь главным героем стал молодой и очень красивый парень по имени Вася. Ему всего лишь девять лет. Мать у него умерла еще тогда, когда он был маленьким. А вот отцу было совсем не до них, ведь он сначала ушел в переживания и каждый день напивался, поэтому поводу, а потом начал очень много работать. Он целыми днями разбирался в семье других людей, а вот в своей не хотел ничего менять и разбираться тоже не хотел. Вася старался найти еду не только себе, но и своей родной сестре, о которой ему пришлось заботиться. И ради нее он готов был пожертвовать всем, ведь он очень сильно ее любил.

После смерти матери мальчику приходилось самому всего добиваться, а также и помогать во всем своей сестре. Иногда ему приходилось гулять по улицам и просить хлеб, хотя дома у них всегда были продукты.

Кроме этого многие его ненавидели только за то, что он постоянно всем говорил только правду, и никогда не обманывал. А ведь это не всем нравится. Но Вася, поэтому поводу никогда не заморачивался, ведь ему было все равно, что про него думают другие люди.

Иногда ему приходилось выслушивать в свой адрес оскорбления или обзывательства, но сильно их не слушал. Ведь что бы ему здесь и сейчас не сказали, он все равно будет делать как нужно ему.

К нему приходило всегда очень много ребят, с которыми он придумывал разные игры и играл с ними и им это очень даже нравилось. Многие были рады, что у их детей есть такой хороший друг. Кроме этого они на сто процентов были уверены, что он никогда никого не сможет обидеть.

Если ему удавалось нарвать в чужом саду яблок, то он всегда поделиться ими со всеми ребятами, которые находятся с ним рядом, а также оставит тем, кто придет попозже.

А вот с отцом Вася никак не мог найти общий язык. Он всегда приходил с работы уставшим и сразу же шел спать. Они никогда не слышали от него ни одного доброго слова. А ведь парню всегда хотелось чтобы отец посадил его к себе на колени и чему-нибудь научил, но такого тоже не было. Иногда он спрашивал у нашего главного героя, а помнит ли он свою мать и парень на это ему ничего не отвечал. Конечно, он помнил свою мать и каждый день втайне от всех плакал по ней и просил бога вернуть ее обратно. Вот только разделить свою боль и утрату ему было не с кем, да и рассказать об этом он никому не мог. Но если плакала его сестра, то он старался успокоить ее и уговорить. Конечно, и раньше Вася никогда не слышал хорошего и доброго слова от отца, ничего не изменилось и сейчас.

Читайте также:  Сказки с пожаром список

Отец всегда считал его несерьезным и избалованным парнем, которого нужно постоянно учить уму – разуму и этого можно добиться только при помощи ругани и битья. Хотя много раз сердце подсказывало ему, что недавно он потерял мать, а это значит, что кроме отца его больше никто не пожалеет. Но ничего с этим поделать не мог, ведь у него в душе не было места для любви к сыну.

Кроме этого он всегда говорил сыну, что воровать нельзя и обманывать тоже. И хотя отец ни разу его не поймал на этом, но все равно был уверен, что сын этим занимается.

Сочинение: История создания рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Рассказ «Дети подземелья» или «В дурном обществе» — произведение, созданное Владимиром Короленко в ссылке в Якутии в течение трех лет.

Этот рассказ стал знаковым в писательской карьере автора. Данное произведение во многом основано на реальных событиях, например, город, в котором разворачиваются действия, некоторые персонажи, их прототипами послужили реальные люди. История создания рассказа тоже весьма занятная и интересная. Во многом, именно сам процесс создания повлиял на получившееся произведение.

Образ мальчика Васи писатель создал, взяв за основу свое детство и воспоминания о тех местах, где жил до ссылки – южных краях. Отец его был судьей уездного масштаба, за которым закрепилась репутация честного, справедливого и разумного судьи. А сын брал с него пример и гордился тем, каков его отец, стремился быть похожим на него. Сам писатель с юных лет начал заниматься юриспруденцией и деятельностью правозащитника.

Однако, будучи студентом, парень часто принимал участие в различных революционных мероприятиях, конфликтовал с представителями государственной власти, и в результате чего его, как оппозиционера, отправили в Сибирь. Там, в Якутии, он прожил около трех лет, занимаясь художественной деятельностью. Кроме того, поднимал различные острые темы в своих рассказах, потому что ни с кем обсудить он их не мог. По этой причине у произведения «В дурном обществе» имеется направленность, которая носит оппозиционный характер – писатель подвергает критике тех, кто является представителями власти, и которые игнорируют бедственное положение нищих. Кроме того, порой он самолично наблюдает, насколько несправедливо относятся к беднякам. А история полуразрушенного замка с часовней, из которых прогнали нищих, не имевших своего дома, имеет реальную основу, по словам самого писателя.

Прототипом замка, в котором нашли до поры свое пристанище бедняки, стал дворец Любомирских, что в Ровно. Писатель прожил в Ровно свое детство, и стал свидетелем того, как общественность прогнала из этих развалин ютившихся там бедняков. Какое-либо другое место для нищих городские власти не стали искать. Эта история описана в рассказе.

Опубликовали рассказ в 1886 году. Он вошел в сборник очерков и рассказов, после чего его в сокращенном виде стали издавать в детском журнале, однако он был переименован в «Дети подземелья», что вызвало негодование писателя. Короленко считал, что из-за такого сокращения и смены названия читатель не так поймет мысль и смысл произведения. Кроме того, он считал, что детям не следует давать сокращенные варианты произведений, ведь в юности или уже в зрелом возрасте они прочтут исходные варианты.

С той поры произведение неоднократно печаталось в обеих версиях, однако не теряло интереса со стороны читателей. Писатель обнажил людей, которые потеряли все, но не лишились души и чувств – они могут любить и испытывать сострадание. В то время, как люди, у которых в жизни многое благополучно, порой просто проходят мимо нищих, абсолютно равнодушно, не проявляя никаких чувств. Автор был одержим желанием изменить такой уклад и пытался показать, что нищим нужна помощь, абсолютно любая. Его произведение понравилось массам и привлекло к его правозащитной деятельности внимание людей.

Краткий пересказ

Повествование происходит от первого лица, главный герой- мальчик Вася. Свою мать мальчик потерял в раннем детстве, тогда ему было всего 6 лет. Его отец судья. На протяжении длительного времени он не мог отойти от утраты, поэтому воспитание ребенка ушло на второй план. Только иногда он пытался заботиться о младшей дочурке Соне, в большей мере из-за того, что она очень сильно была похожа на свою маму. Мальчик Вася был сам по себе, никакой любви от отца мальчик не чувствовал.

Семья жила в небольшом городке под названием Княжье-Вено. Неподалеку от города, в очень старом замке жили бродяги и нищие. У замка имелся управляющий – старый Януш, бывший графский служащий. За склоки и разногласия он выгнал некоторую часть жителей из замка. Нищим идти было некуда. Подобравшись к замку поближе, Вася смотрел на всех, кого выгонял из замка Януш и жалел их всей душой.

Среди изгнанных оказался главарь по имени Тыбурций Драб. В его внешности были видны обезьяньи черты, однако, во взгляде можно было разглядеть большой ум и сильную проницательность. Никто не имел представления о том, откуда пришел этот бедняк. Порой с ним можно было заметить двух детишек: семилетнего мальчика и трехлетнюю девочку. По всей видимости, он их отец.

Васе очень хотелось пробраться внутрь часовни, которая находилась около горы, вблизи того полуразрушенного замка. Отправиться туда он решил с дворовыми ребятами. Приятели сразу же разбежались после того, как увидели, что в окне часовни что-то движется. Вася не испугался и все-таки пробрался в часовню. Там он знакомится с Валеком и Марусей. Вскоре они становятся друзьями. Вася узнал, что под часовней жили все изгнанные. Спустя некоторое время он спускается в их подземелье. Туда с трудом проникал солнечный свет.

Вася стал бывать в подземелье очень часто. Это явление Януш называл «бывать в дурном обществе». Мальчик приносил своим новым друзьям садовые яблоки. Он не сразу понял, что дети нищие. Зато он заметил, что Маруся, которая была примерно одногодкой его сестры, выглядела как-то бледно и вяло. Она никогда почти не смеялась, ей не нравилось играть в подвижные игры. Самым ее любимым занятием являлось перебирание цветов. Валек всегда говорил, что серый камень, из которого было сделано подземелье, высасывает из нее жизнь.

В беседе с Вальком о своей жизни, Вася жаловался на то, что отец его не любит. Валек пытался все время переубедить его. Одним из многочисленных аргументов являлось то, что отец Васи очень справедливый судья. К примеру, он легко сможет осудить по закону даже очень состоятельного графа. После подобных аргументов Вася стал задумываться над словами друга и постепенно поменял свое отношение к отцу. Однажды, Тыбурций вернулся раньше обычного в подземелье и застал Васю, который играл с его детьми. Сначала он очень сильно рассердился, но когда понял, что Маруся и Валек к нему очень хорошо относятся, то разрешил Васе приходить сюда.

Спустя некоторое время Вася догадался, что нищие живут благодаря воровству. Сам он, естественно, считал, что воровать неправильно, однако привязанность к новым друзьям после этого факта все ровно не пропала. После прихода осени Марусе становилось хуже с каждым днем. Вася хотел ей помочь, но как не знал. И вот однажды он придумал. Он уговорил Соню отдать Марусе свою самую красивую куклу, на время. Кукла являлась подарком от покойной мамы. Игрушка, можно сказать, совершила чудо! Маруся вновь ожила, начала ходить. Она была очень благодарна Васе.

Няня Сони пропажу обнаружила почти сразу, отец, соответственно, тоже. Васе запретили выходить из дома. Но он все равно тайком убегал к друзьям. Мальчики пытались вернуть куклу. Для этого нужно было просто забрать ее у Маруси. Однако оказалось это совсем непросто. Девочка очень жалобно плакала. Ребята решили, что не будут лишать ее последнего счастья.

Читайте также:  Проект по дорогам сказок в первой младшей группе

Отец-судья обвинил собственного сына в воровстве. Он даже допрашивал его в своем кабинете, заставлял признаться в содеянном. Василий признался только в том, что это он взял куклу, но куда отнес, не сказал. Вася испытывал к нищим сильные чувства, они пригрели его, предавать он их точно не хотел. Как раз, в тот самый момент, за окном проходил Тыбурций. Проходил он с куклой. Куклу вернул, объяснил всю ситуацию и рассказал о том, что Маруся умерла. Отец понял, что его сын вовсе не вор, а очень добросовестный мальчик.

Он почувствовал себя очень виноватым перед ним, поэтому отпустил Васю попрощаться с Марусей. Спустя время, члены, так называемого, «дурного общества» делись кто куда. Тыбурций с Вальком почти сразу пропали из города. Куда они отправились, никто не знает. Та часовня со временем развалилась: опоры крыши прогнили, крыша упала и пробила потолок подземелья. Вася, Соня и отец часто приходили на могилу Маруси, приносили цветы.

Отзыв

Лично мне понравилась повесть «Дети подземелья». Как минимум потому, что она учит многим важным качествам, таким как: понимание, человечность, милосердие и доброта. В данном произведении автор также не забыл упомянуть проблему отцов и детей. Причем важно то, что проблема отцов и детей была показана в обеих семьях. Отец Васи сомневался в честности сына, он не хотел, чтобы он так плохо поступал. Однако, при этом, он не занимался воспитанием сына очень долгое время. Он не дает сыну любви, которая ему так нужна. А вот Тыбурций наоборот, очень сильно любил своих детей. Пытался прокормить их всеми силами. Автор не зря показал его как умного, мудрого человека.

Смысл произведения в том, что, несмотря на все тяготы жизни нужно оставаться людьми. Честными, внимательными и добрыми к окружающим людям. Тягот жизни у Васи было немало: он в раннем возрасте перенес уход матери из жизни, бесчувственное отношение отца. Но истинная дружба помогла ему стать сильнее. Также он открыл для себя новый мир, новый слой общества, если быть точнее. Все время Вася сталкивался с трудностями различного характера.

Отец был так холоден к сыну только из-за смерти жены. Это является своеобразной защитной реакцией. В конкретно той ситуации он не доверял сыну, хотел разобраться во всем этом. Вася попросту считал, что отец его не любит и он ему не нужен.

Понять, как читатель должен относиться к героям, помогли поступки этих самых героев. Например, Валек помог главному герою понять, что его отец хороший, что он его любит.

Данная повесть производит на читателя большое впечатление. В большей степени своей многогранностью. Здесь как нигде показано то, как тяжелые жизненные ситуации могут менять душу человека. Автор своим произведением хотел призвать читателя быть неравнодушным к чужому горю. Это и есть основная мысль текста.

Сочинение Дети подземелья

Сюжет повести Короленко «Дети подземелья» В первой главе повести автор знакомит читателей с небольшим городком и семьей, которая в нем проживает. Семья состоит из отца, сына и маленькой сестренки. Также автор показывает бедность городка. В нем много бродяг, и все они жили в замке. Главным среди них был Тыбуций Драб. В городке поговаривали, что он из аристократической семьи, хотя многие в это не верили, так как внешность его совершенно не подходила под этот образ. При его бедности и бродяжестве Тыбуций был очень умен, и этим он зарабатывал себе на жизнь. Он говорил непонятные, но очень пламенные речи в разных кабаках города так, что люди, слушавшие его, плакали и давали деньги. Также в городе жил Януш, старый слута какого-то графа. Он выбил себе должность управляющего и выселил из старого замка бродяг, отобрав среди них «добрых христиан». Когда люди уходят из замка, мы в первый раз видим доброту и жалость маленького мальчика Васи — главного героя повести: «Но главное — я не мог забыть холодной жестокости, с которою торжествующие жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, а при воспомнианни о темных личностях, оставшихся без крова, у меня сжималось сердце». Во второй главе повести автор рассказывает нам о взаимоотношениях отца и сына. Здесь он показывает всю любовь мальчика к семье. Отец не понимает своего сына, верит всему, что про него говорят, так как сын после смерти матери начал бродячую жизнь. Чуть только встает солнце, он уходит из дома, а когда гаснет свет в окнах — приходит обратно. Свою сестренку Соню он горячо любит: «Я любил ее страстно, и она платила мне такой же любовью». Но вскоре он почти перестал видеться со своей сестрой, так как сонная нянька считала, что им нельзя общаться. Иногда отец хотел взяться за воспитание сына и спрашивал, помнит ли мальчик о матери. Конечно, он помнил, но, когда ловил туманный взгляд отца, не мог ничего сказать. Тогда папа отпускал сына. Один раз мальчик видел, как отец плачет. Сын подбежал, почувствовав всю ту боль, которая накопилась в сердце отца, но затем последовало разочарование: отец прогнал его, и обида нахлынула в сердце бедняги. Вася знакомится с новыми друзьями. Ему, как и многим другим мальчишкам, было интересно, что происходит в старой часовне. Собрав команду, он залезает внутрь старого здания и чуть не умирает от страха. Но вдруг увидел детей — своих новых друзей. Он показал свою храбрость в том, что не убежал, как его товарищи. Случилось несчастье: Маруся заболела. Вася так полюбил своих друзей, что решил достать для девочки куклу. Отец заметил пропажу и спросил, куда сын отнес куклу. Тут появился Тыбуций и все объяснил. Он поговорил с отцом, и это помогло мальчику наладить свои отношения с семьей. Вася узнает о смерти девочки и приходит на гору попрощаться. Автор показывaет нам, что хорошие чувства живут в каждом человеке. И не важно, какого он возраста и социального положения. Даже наоборот — в бедных и голодных детях больше сострадания и любви, чем в надменных богачах. Автор очень любит своих маленьких героев и заставляет нас их полюбить.

Источник

Тема дружбы в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Данная разработка может быть использована на уроках чтения при изучении произведения » Дурное общество» В.Г. Короленко

Просмотр содержимого документа
«Тема дружбы в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»»

Значение дружбы в повести

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;

исключить из жизни дружбу все равно,

что лишить мир солнечного света.

1. Образовательные задачи: продолжить знакомство с произведением В.Г. Короленко «Дети подземелья»; формировать читательские умения при работе с текстом через умение давать характеристики главным героям; формировать умения частичного анализа художественного произведения через исследование текста, совершенствовать навык беглого чтения, умения устно выражать свои мысли; показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам: честности, доброте, отзывчивости, милосердию.

2.Коррекционно-развивающие задачи: корректировать мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать связную устную речь при словесном рисовании картин.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать способность сопереживать, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.

Оборудование: Учебник чтения 7 класс, автор-составитель А.К. Аксенова, проектор, компьютер, презентация, карточки с пословицами и поговорками.

Тип урока – урок формирования и закрепления знаний.

Форма: беседа, практическая работа.

Настрой учащихся на работу. Методика «Настроение».

Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и вы получили удовольствие от работы на уроке, стали немного добрее. Садитесь.

Желаю удачи. А формула любой удачи, ребята, это…… улыбка, хорошее настроение, вера в себя –тогда у вас будет хороший результат. Приступим к работе..

— Давайте вспомним, какое сегодня число, какой месяц (а какое время года?)

— Шагеев Фидан, скажи пожалуйста, какой месяц будет после января? Это зимний или весенний месяц?

— Сегодня мы продолжаем говорить о повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья».

Тема нашего урока – «Дружба Васи, Валека и Маруси или Значение дружбы в повести» (слайд 1).

— Давайте прочтем, эпиграф, который написан на доске. Как вы понимаете эти слова?

Читайте также:  Сказки предания об охране природы

— А как вы понимаете слово дружба? Что это такое? (ответы детей)-

— Эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского философа Цицерона:

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» (слайд 2).

О дружбе мы и поведем сегодня разговор.

К данной теме обращались не только писатели, но и поэты. Какие вы знаете стихотворения о дружбе?

(Дети читают стихотворения).

Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней —
Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать —
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

2. Работа со словарем

Обращаясь к словарю Сергея Ивановича Ожегова, давайте прочитаем, что же такое дружба? (слайд 3). (Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности отношений).

— Какие ассоциации вызывает у вас слово дружба? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд.

Каждый даст определение слову дружба (ответы детей). Согласна с вами. Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба – это…(слайд 4).

Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.

— Итак, сегодня мы продолжаем работу над произведением Короленко «Дети подземелья» и поговорим о дружбе.

— А теперь, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?( Глава «Знакомство продолжается» и « Осень»

— Кто желает пересказать содержание этой главы?(открываем учебники на стр.155-157; 158-159).

— Что влекло Васю в часовню? В чем выражалась Васина привязанность к новым друзьям?

— Как относились к Васе Валек и Маруся?

— Почему глава называется «Знакомство продолжается»?

— Прочитайте два описания…кого из героев они характеризуют?

— Объясните, почему Маруся не любила играть?

Индивидуальная работа с Урмановым Ильясом. Чтение по букварю стр. 67.

Цель: совершенствование умения соединять буквы в слоги, читать правильно, бегло.

Индивидуальная работа с Шагеевым Фиданом. Составление пословиц о дружбе из предложенного набора слов. Составить и объяснить смысл этих пословиц.

«Друга любить себя не щадить»? (Помогать другу, жалеть друга, дарить улыбку, совершать добрые поступки и тогда друг будет поступать с вами так же)

— А о чем пословица «Хочешь дружбы – будь другом»?

(Чтобы иметь друзей, надо самому стать другом)

— Итак, сегодня мы продолжим знакомство с произведением «Дети подземелья» ребята, мы с вами говорим о сострадании, милосердии, помощи, любви.

Скажите, почему Короленко обращается к теме обездоленных,бездомных, беспризорных детей?

-На примере повести он показал, чтобы голод, безвыходность, одиночество исчезло из жизни детей.

-Он хотел, чтобы мы глазами Васи увидели страшный мир обездоленных детей.

-Чтобы мы, встретив таких детей на улице, протянули им руку помощи, были к ним милосердны.

4. Слово учителя: Ребята, подумайте, что бы вы им хотели пожелать?

5. Исследовательская работа с текстом (давайте поработаем с текстом…)

— Когда произошло первое знакомство Васи и Валека? Почему это знакомство так увлекло Васю?

Зачитайте портрет Васи стр.150

6. Обращение к определению портрета.

Портрет — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из художественных средств его характеристики, описания.

— Какая деталь в портретной характеристике Валека больше всего поразила Васю?

«…худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами»

(ребята из учебника зачитывают портретную характеристику)

— Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси(стр. 156у. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. »

Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

«…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».

— О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней?

(Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей).

— Чем эти дети отличаются от детей из той жизни, в которой живет Вася?

— Какое впечатление произвела на вас крепость? (стр.147- «Я приобретаю новое знакомство»

Старая часовня «стояла, грустно понурясь, среди поросших травою могил, скромных крестов, полуразвалившихся каменных гробниц».

«Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений». «Старые, ободранные стены». «Углы были затканы паутиной».

«Предметы, еле выделявшиеся на полу странными очертаниями».

(ребята зачитывают описание крепости)

— Почему у Валека и Маруси не было настоящих друзей?

(Их называют «дурным обществом»)

— Какие чувства вызывают у вас такое понятие «серый камень»?

(дети называют: жестокость, голод, страх, ужас, черствость, равнодушие, несправедливость)

Вывод: Серый камень является символом жестокости и несправедливости законов общества)

Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие, воруют, чтобы прожить?

Что Вася смог своей дружбой дать детям подземелья?

(Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях.)

Зачитайте эпизод первого знакомства и разговора Васи и Валека стр.152. Как он характеризует Васю?

Что дала дружба с Васей Валеку и Марусе?

(Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными: Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей).

Вывод: Если бы люди жили по законам человеческого сердца, поступали, как велит им совесть, то не было бы серых камней.

V. Обобщение и систематизация

Учитель: Мы сегодня с вами много говорили о добре, о дружбе, о милосердии, и я думаю, что мы еще на шаг приблизились к тому, что хотел довести до наших сердец писатель, помог увидеть мир глазами детей, лишенных ласки, любви, помощи взрослого человека.

И в заключении я хочу спросить у вас: «Вы до сих пор считаете Валека и Марусю «дурным обществом»?

Ученик: Нет. Вася живет по законам своего сердца и откликается на сердечное участие, тепло и внимание того, кого называют «дурным обществом»

VI. Подведение итогов

Учитель: Ребята, запишите в своих тетрадях ответ на вопрос:

«Самое главное, что я сегодня понял на уроке»?

(звучит песня «Дружба», дети исполнят куплет и припев)

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий верный друг.

(под звуки этой же песни дети читают стихотворения)

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!

Прочитать главы VI, VII.

Подготовить пересказ на тему: «Последняя осень Маруси”.

Источник

Познавательное и интересное