Пример лицемерия в рассказе хамелеон

Сказки

Хамелеон – лицемер

Удивительное это животное — хамелеон

Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым — своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного вызывает у нас восхищение мудростью природы, то человека с подобными качествами вряд ли назовешь достойным и порядочным. Яркий пример такого «хамелеонства» нам рисует А. П. Чехов в своем рассказе.

Главный герой, полицейский надзиратель Очумелов был показан в разных жизненных ситуациях. Образ собирательный, описывающий невероятное количество представителей рода человеческого. Кто они? Хамелеоны. Им нет дела до истины, не нужна справедливость, не известно, что такое совесть. Главная цель – выжить и, желательно, с максимальным комфортом, в тени сильных мира сего.

Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто ее хозяин, весьма показательна и характерна для всех времен и народов. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации. К сожалению, в современном обществе чересчур, много Очумеловых.

«Хамелеонство» в Исламе называется лицемерием

Лицемерие в толковом арабском словаре определяется следующим образом: «Лицемерие (нифак) – это болезнь, о которой сообщается в слове Всевышнего Аллаха (смысл): “В их сердцах болезнь”» (см. сура «аль-Бакара», аят 10).

Т. е. лицемером называют человека, у которого внешние проявления эмоций и поведение не соответствуют внутренним переживаниям и истинным чувствам. Внешне он может показать свою заинтересованность, но внутри у него таится коварство.

Поэтому, предостерегая нас от лицемерия, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, самое большее, чего я боюсь в отношении вас, после того как меня не станет, это мунафик (лицемер)» (см. Муджамуль кабир ли Табарани, № 593). Читайте подробнее>>

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина. На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов.— Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А. а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

— Никак беспорядок, ваше благородие. — говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.— Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?

— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. — начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчёт дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец. Вы меня извините, я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну. Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть. Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете.

— Гм. Хорошо. — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо. Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная. Чья это собака, спрашиваю?

— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.

— Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём. Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь. известный народ! Знаю вас, чертей!

— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни. Вздорный человек, ваше благородие!

— Врёшь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано. Нынче все равны. У меня у самого брат в жандармах. ежели хотите знать.

— Нет, это не генеральская. — глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые.

— Ты это верно знаешь?

— Верно, ваше благородие.

— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида. подлость одна только. И этакую собаку держать. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй. Нужно проучить! Пора.

— А может быть, и генеральская. — думает вслух городовой.— На морде у ней не написано. Намедни во дворе у него такую видел.

— Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.

— Гм. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто. Что-то ветром подуло. Знобит. Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал. И скажи, чтобы её не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват.

Читайте также:  Рассказы 80 х годов их роль в формировании писателя чехова

— Повар генеральский идёт, его спросим. Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку. Ваша?

— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

— И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать. Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая. Истребить, вот и всё.

— Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч.

— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

— Ишь ты, господи. Соскучились по братце. А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад. Возьми её. Собачонка ничего себе. Шустрая такая. Цап этого за палец! Ха-ха-ха. Ну, чего дрожишь? Ррр. Рр. Сердится, шельма. цуцык этакий.

Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада. Толпа хохочет над Хрюкиным.

— Я ещё доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Материал подготовил Абдурахман Алиев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Пример лицемерия в рассказе хамелеон

Русский язык с Далем и Ожеговым | ЕГЭ 2021 запись закреплена

ЛИЦЕМЕРИЕ

Проблема: лицемерие, двуличие

А.П. Чехов рассказ «Слёзы крокодила»

Главный герой рассказа, Иудин, рассуждает о том, как легко богатые могли бы помочь бедным. При этом сам персонаж не делает ничего, чтобы облегчить жизнь нуждающихся. Персонаж — хозяин ломбарда, куда малоимущие люди приносят последние ценные вещи, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Несмотря на свои мысли, Иудин отказывается дать матери, которой нужно лечить детей, на рубль больше, поскольку боится убытков.

Таким образом, мы видим, что лицемерие — отрицательная черта человека, из-за которой люди, говоря одно, делают совсем другое. Писатель осуждает героя и на его примере показывает всю аморальность данного качества. Людям не следует проявлять двуличия, а их поступки должны согласовываться с их словами.

А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»

Молчалин — пример лицемерия в комедии. Персонаж стремится угодить всем, чтобы не попасть в немилость. Он скрывает свои настоящие чувства ради собственной выгоды. Более того, герой для продвижения по службе заводит роман с Софьей, дочерью своего начальника Фамусова. Несмотря на то, что девушка ничуть не нравиться Молчалину, он изображает влюблённость, чтобы использовать чувства героини для собственной выгоды. В конце пьесы Софья узнаёт, что молодой человек только делал вид, что она нравится ему. Это сильно ранит девушку.

Таким образом, можно сделать вывод, что лицемерие является притворством, показательной доброжелательностью к людям. Это отрицательное качество личности должно порицаться обществом, поскольку проявление двуличности безнравственно. Оно может ранить чувства окружающих людей.

И.А. Бунин рассказ «Господин из Сан-Франциско»

Лицемерие — одна из главных черт общества, изображённого И.А. Буниными в рассказе. Все люди улыбаются друг другу и не показывают своих настоящих эмоций. Например, слуга Луиджи был вежлив с Господином, когда тот был жив и мог платить ему. Однако после смерти героя слуга стал смеяться над ним, что является проявлением лицемерия.

Таким образом, мы видим, что лицемерие — отрицательная нравственная черта, заключающаяся в ложной вежливости и желании угодить другому. Человек, проявляющий данное качество, может улыбаться в лицо другому и при этом смеяться за его спиной. Такое поведение безнравственно и должно порицаться обществом.

Источник

Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 15.01.2021

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Читайте также:  Приведите 2 аргумента доказывающие что глава семьи любит оживленное общество из рассказа тапер

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

Источник

«Хамелеон» Чехова: лизоблюдство, как социальное явление

Перу А. П. Чехова принадлежат не только драматургические произведения, но и небольшие сатирические рассказы, написанные на заре творческого пути писателя. В одном из таких рассказов под названием Хамелеон смысл сюжета отражает особенности стиля ранних произведений Чехова. Автор сумел в лаконичной форме раскрыть серьезные проблемы, волнующие общество. Анализ произведения покажет, какой смысл заключил автор в название и содержание «Хамелеона».

Главные герои

Сюжет рассказа Чехова «Хамелеон» простой, количество действующих лиц небольшое.

Центральное место занимают следующие персонажи:

Интересно! Сатирические рассказы Чехов начал писать во время учебы на медицинском факультете. Гонорары за коротенькие произведения помогли начинающему писателю поправить материальное положение. Печатался Антон Павлович под псевдонимом «Чехонте».

Краткое содержание

Чтобы проанализировать смысл рассказа «Хамелеон», нужно кратко вспомнить суть повествования.

Описываемые события занимают небольшой отрывок времени. Место и время действия не указано. Этим автор хотел показать, что подобное происшествие могло произойти в любом населенном пункте.

Очумелов, обходящий со своим помощником Елдыриным вверенный ему участок, слышит крики. Затем мимо них проносится собака, а за ней бежит нетрезвый Хрюкин.

Полупьяному ювелиру удается схватить щенка за лапы. На крики и собачий визг из лавок начинают выходить люди. Постепенно вокруг Хрюкина собирается довольно внушительная толпа.

Полицейские подходят ближе, чтобы разобраться в происходящем. Как выяснилось, щенок обвиняется в укусе ювелира. В доказательство Хрюкин предъявляет толпе окровавленный палец.

Возмущенный Очумелов велит Елдырину выяснить имя хозяина борзого и оштрафовать, а щенка уничтожить. Хрюкину же этого недостаточно, он желает получить с хозяина щенка денег за нанесенный ущерб.

Кто-то из толпы пытается оправдать собаку, заявив, что пьяный мастер сам спровоцировал щенка, тыча ему в морду папиросой. Но тут кто-то вспоминает, что такую же собаку видел у генерала Жигалова. Заслышав это, полицейский набрасывается с бранью на Хрюкина. переложив вину на ювелира.

Елдырин, рассмотрев щенка, высказывает сомнения по поводу принадлежности борзой генералу. Очумелов тут же вновь начинает ругать щенка.

Через несколько минут на площади появляется генеральский повар Прохор. Надзиратель останавливает его для опознания собаки. Повар заявляет, что генеральский дом никогда не держал борзых.

Полицейский вновь требует уничтожения бедного щенка. Повар, рассматривая борзого, узнает в нем собаку, принадлежащую брату генерала. Это сообщение приводит Очумелова в умиление. Мнение полицейского о собачке резко меняется – из мерзопакостной она мгновенно превращается в миленького, шустрого щенка.

Повар уносит щенка с собой. Очумелов продолжает свой путь, пригрозив кулаком Хрюкину под хохот толпы.

Объяснение сюжета

Особенность произведений Антона Павловича в том, что основную мысль автор часто заключал в заглавия. Не стал исключением и рассказ «Хамелеон», название которого дает подсказку к пониманию смысла произведения.

Полицейский Очумелов, подобно рептилии, старается приспособиться под любую ситуацию. Он готов лицемерить, унижаться, лгать ради сохранения места на службе. У этого человек отсутствуют принципы. Он не отстаивает свою позицию просто потому, что не имеет ее. Полицейский принимает ту сторону, которая ему выгодна и удобна на данный момент времени. И даже большое количество свидетелей не мешает герою мгновенно менять свое мнение ради собственной выгоды.

На заметку! Автор сознательно не дает подробных описаний внешности персонажей. Но в «говорящих фамилиях» героев Хамелеона содержится скрытый смысл, точно передающий внутреннее содержание нарисованных образов.

По фамилиям героев можно судить об их характере и поведении. К примеру, при прочтении фамилии Хрюкин сразу представляется грязный, неряшливый человек, а фамилия Очумелов наводит на мысль, что носит ее человек, одуревший, «не в себе».

В своем рассказе Чехов затрагивает важные темы, раскрывающие смысл «Хамелеона»:

Под бытовой ситуацией писатель замаскировал важные проблемы, встречающиеся в повседневной жизни. С помощью сатиры и карикатуры автор вскрывает нравственные пороки, призывая людей строже относиться к себе, придерживаться закона, а не собственной выгоды.

Хамелеон: смысл концовки

К концу повествования выясняется, что собака принадлежит брату генерала, а значит в глазах Очумелова она неприкасаема. Вина во всем ложится на Хрюкина, обсмеянного толпой.

Читайте также:  Рассказ на тему мой любимый художник

В этом смехе сквозь слезы и заключен смысл финала рассказа Чехова «Хамелеон». Никто из толпы не решился возразить надзирателю. Люди, привыкшие к несправедливости общества, не удивляются поведению Очумелова. Для них вполне естественно то, что генеральская собака стоит выше человека. Ведь таинственный генерал может уволить любого из-за животного.

Страх полицейского вполне характерен для того времени. Но самое страшное то, что люди принимают такое положение вещей как данное и даже не пытаются что-либо изменить.

Предрассудки рулят людьми. Они считают человека в мундире выше себя, не задумываясь о том, чем он заслужил такие почести. Таким образом, в рассказе Хамелеон смысл произведения заключается в показе того, как легко теряется человеческое достоинство ради господского одобрения.

В произведении Хамелеон смысл рассказа остается актуальным во все времена. И сейчас встречается немало людей, которых можно назвать хамелеонами. Они готовы говорить и делать все, лишь бы не лишиться благ, не задумываясь о честности и справедливости.

Источник

Анализ рассказа Хамелеон Чехова

История создания

Антон Павлович Чехов написал юмористический рассказ «Хамелеон» в 1884 году. Автор описывает и показывает характер мещанин. Центральный персонаж рассказа – это полицейский Очумелов. Он же и есть тот самый хамелеон, который старается подстроиться под вышестоящих.

О чем рассказ?

Основная мысль творчества в том, что центральный персонаж не замечает своих противоречивых действий и главного персонажа не смущает его личная честь.

Главная идея

Чехов хочет этим повествованиям заставить читателя, который изменяет свой окрас, увидеть себя в главном герое и поменяться в наилучшую сторону. Главная идея произведения Чехова – это передать и объяснить читателям, что повседневное вранье и желание подстроиться под кого-либо выглядит со стороны других людей дико и смешно. Такое поведение человека делает его рабом. Автор в начале рассказа пишет комически и добавляет юмор для того, чтобы читателю, который ищет выгоду по обстоятельствам, было стыдно. Антон Павлович высмеивает лицемерие и двуличность в людях. Данная проблема не так важна, но она очень сильно влияет на душу человека, который покоряется чей-то воле.

Средства создания комического

В рассказе очень большое значение имеют художественные детали. К примеру, Очумелов изменяет свой окрас в прямом смысле слова: от то надевает, то раздевает свое пальто. В этом примере идет речь о менталитете. Герой рассказа уже привык так делать и к том уже орава ротозеев не замечает подвох.

Еще не маловажная деталь – это разговорная лексика. Очумелов, обращаясь к народу, употребляет такие слова: «пущай», «нешто», «харю», «тяпни», «ихняя». Именно эти слова доказывают, что от такого человека не стоит ждать прямолинейности и стойкого характера.

Еще одна черта характера – это боязнь за свою жизнь. Он ведет себя так, как будто вокруг него дикие звери, которые угрожают его существованию. Следовательно, и окружающие люди виноваты в том, что вызвали такой изъян.

Говорящие фамилии

Во время чтения можно заметить, что некоторые фамилии добавляют комичности в некоторых ситуациях. Эти фамилии очень заметны: Очумелов, Хрюкин, Елдырин и Жигалов. К сожалению писатель не дал читателям портретных описаний. Что и показывает разносторонность персонажей. Автор описывает не определенных людей, а он описывал устройство общества.

Как Чехов относится к своим героям?

Чтобы читателям ничего не навязывать, автор хороши скрывает свое отношение к персонажам. Но по описанию героях можно заметить, что у писателя к ним ироническое отношение. Автор словно изощренно высмеивает их.

В каждом рассказе можно рассмотреть прямолинейную мораль. Чехов в рассказе «Хамелеон» обучает читателей не зависеть от чужих взглядов и суждений. Может и не так важна выгода, приобретенная через унижение. Человек живет один рази нельзя свою жизнь превращать в такое.

2 вариант

Чехов посвятил огромное множество рассказов такой теме, как глупость человека, его грубость. Во всех произведениях Антона Павловича описываются обычные бытовые ситуации, которые могут случиться с каждым. Автор об этом пишет довольно иронично. Однако, за всем этим юмором скрывается правда: ужасное современное общество.

В своем рассказе «Хамелеон» Чехов изобразил обычную человеческую глупость. Мастера Хрюкова укусила за палец собачка. Мастер очень хотел наживиться, подал в суд и назвал себя пострадавшим лицом. Полицейский изначально соглашается с Хрюковой. Однако, из толпы кто-то крикнул, что собака вполне может быть и генеральской. Полицейский тут же изменил свое мнение.

Именно этого человека Чехов и подразумевал пол словом « Хамелеон». Тут дело обстоит так: хамелеон меняет свой цвет в зависимости от ситуации, полицейский Очумелов поступил так же. Ведь все решает положение. Если собака действительно генерала, что мастер в ту же секунд из потерпевшего превращается в обвиняемого.

На протяжении всего произведения полицейский менял свое мнение несколько раз. Стоило ему услышать что-то другое, что кричали из толпы, он тут же начинал смотреть по-другому на ситуацию. Становится очевидно, что он не хочет портить отношения с начальством, даже если и начальство не право. Это пример типичной ситуации, которая происходит ежедневно.

Полицейским думает не о потерпевшем, а о том, что его могут уволить. Это просто обычный человеческий страх и глупость. Однако, это ситуацию можно расценивать как и корыстолюбие со стороны Очумелова. К примеру, если собака была б не генерала, он бы выписал штраф.

Однако, постаревший практически точно такой же, как и полицейский. Ведь он чувствовал свое преимущество перед собакой. Люди из толпы то и дело, что говорили, что мастер издевался над собакой. После укуса пса Хрюкин решил заработать на этом.

К сожалению, такое отношение к делу и всему происходящему – довольно типично в мире и обществе того времени. Автор опечален такой ситуацией. Он понимал, что у этих людей нет собственного мнения. Каждый из них готов был вылезти из кожи, чтобы получиться что-то взамен.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Хамелеон

Популярные сегодня темы

Очень тяжёлое экономическое состояние настигло Германию по причине её краха в Первой Мировой Войне. Но к власти приходит Гитлер, проводит ряд реформ, благодаря чему государству удалось вернуть былую военную мощь и восстановить экономику.

С самого своего раннего детства я увлекался больше всего двумя вещами: прогулками на велосипеде и чтением книг. Первой серьёзной книгой, которую я прочёл, стала «Незнайка» Николая Носова

Образы простых людей в повести Дубровский переданы довольно точно и, на мой взгляд, они передают противоречивую глупость обывателей, в частности простого народа. В Дубровском наиболее

Работа над пьесой началась в 1901 году, когда Антон Павлович сообщил своей супруге о том, что задумал новую идею для написания работы. По его словам, она будет совершенно необычной и отличной

Источник

Познавательное и интересное