Пример нравственного выбора в рассказе после бала

Сказки

Сочинение: Нравственные категории в рассказе Толстого После бала

Нравственные категории: честь, долг, совесть – имеют огромное значение в духовной жизни человека. С их помощью человек определяет соответствие или несоответствие своей жизни общепринятым моральным нормам, а следовательно, и оценивает ее итог.

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич, рассказчик и герой произведения, говорит о том, что вся его жизнь переменилась от одного случая. Влюбленный и счастливый, герой вернулся после бала домой, но не мог уснуть и вышел на прогулку. Все казалось ему трогательным и милым, но эту идиллию разрушила случайно увиденная им сцена наказания солдата шпицрутенами. Спина наказанного выглядела так, что невозможно было поверить, чтобы это было тело человека. Солдат молит о пощаде, но «братцы не милосердовали», стараясь изо всех сил. Лишь один слабый малорослый солдат не смог ударить, как требовалось, и за это полковник бил его по лицу. Этот полковник – отец Вареньки, любимой девушки Ивана Васильевича. Герою невозможно было представить, что это один и тот же человек: ласковый и добрый с дочерью на балу и жестокий с бесправными солдатами.

Иван Васильевич переживал мучительное чувство стыда и не понимал поведения полковника. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – рассуждал герой. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Не узнав того, что, видимо, известно было полковнику, герой не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и так и не служил негде. В чем причина этого? Вероятно, в том, что совесть в душе Ивана Васильевича оказалась очень сильным чувством. Полковник исполнял приказ, это был его воинский долг. Но герой не связан воинскими обязательствами, в душе его не укладывается, как можно так жестоко поступать с человеком. Чувство долга кого-либо другого могло избавить от переживаний совести, но для героя это противоречие оказалось неразрушимым. Поэтому он нигде и не служил, не сумев пойти против собственной совести. Он говорит о себе, что вообще никуда не годился, но люди думают иначе: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы Вас не было». Влияние на других доброго, честного, совестливого человека нельзя было назвать бесполезным.

Кроме того, эта история подтверждает точку зрения автора, что человек не должен зависеть от среды, а должен сам определять главные нравственные критерии в своей жизни.

Источник

Сочинение на тему: Проблема нравственного выбора в повести И. С. Тургенева “Ася” и рассказе Л. Н. Толстого “После бала”

Почему нравственный выбор становится проблемой?

Во многих жизненных ситуациях людям приходится определяться и делать какой-то выбор. Чтобы принять решение, то есть остановиться на определенном варианте действий, поступков или бездействии, требуется усилие воли. Происходит внутренняя, духовная борьба между привычным, например, образом жизни (мировоззрением) и предстоящим, предполагаемым развитием событий.

Особенно трудно и тяжело даются переоценки нравственных категорий

Тема нравственных переживаний великими классиками русской литературы, в частности, И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстой, описывается в их произведениях часто и детально. “Ася” или “После бала”, повесть и рассказ бытового жанра, передают читателю яркую, подробную и чувственную среду, в которой “варились” главные персонажи. Текстовые “зарисовки” дворянского быта воспринимаются столь реально и достоверно, что от прочтения строк нельзя оторваться до их окончания.

Для NN, от имени которого излагается

Еще более точно раскрывает нравственные устремления NN его вывод, мнение о его образе жизни: “… отдал себя всего тихой игре случайностей”. Без душевного напряжения и раздумий о совместном счастье, молодой человек безнадежно смалодушничал, без сопротивления поплыл и дальше. Бескрылому и безвольному человеку уже не до подвигов.

Некоторую аналогичность в образе жизни можно отметить и у Ивана Васильевича, главного персонажа произведения Льва Николаевича “После бала”. Одинаковое дворянское сословие, похожее наслаждение молодостью и возможностями, которые были доступны “золотой молодежи” той эпохи. Но однажды одно событие резко повлияло на его дальнейшую судьбу.

Любовные чувства к Вареньке, все поглощающее увлечение ею, не позволяют разглядеть в ее добром, заботливом и обаятельном отце, военном полковнике, жестокого изувера и садиста. После очередного бала, прогуливаясь по городским улицам, Иван Васильевич вышел на площадь. На ней находились солдаты, прогонявшие “сквозь строй” одного из их сослуживцев.

С кровоточащей спиной, привязанный к ружьям, как к жердям, истошно моливший бивших его палками солдат о милосердии, виновный вызвал в Иване Васильевиче одновременно чувства жалости, возмущения и негодования.

Но заметив отца Вареньки, командовавшего экзекуцией и надзиравшего за исполнительностью солдат, молодой человек перенес то душевное потрясение, которое радикально меняет в человеке его дальнейшую судьбу. И он принял решение никогда не быть военным, уйти в свой небольшой, но уютный мирок.

Бороться против зла, несправедливости и угнетения, проявляемого в любой форме, проявлять стержневые нравственные начала, не всем дано природой и воспитанием. Возможно поэтому в своей массе дворянство, в исторических перипетиях, часто не добивалось успеха, скатывалось к либеральному пустословию и ничего неделанью

Related posts:

Источник

Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА”

Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Тол­стого “После бала” является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произ­ведения – этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о доб­ре и зле, правде и справедливости. Причем сю­жет построен таким образом, что вначале произ­ведения читатель знакомится с уже сформировав­шейся личностью, для которой идейно-нрав­ственный поиск уже остался в прошлом.

С высо­ты своего возраста и жизненного

Удивительно, но жизнь человеческую может изменить всего одна ночь. От счастья – к разоча­рованию, от любви – к безразличию; такие пе­реходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. Идейно-нравственная позиция лично­сти формируется в активном взаимодействии

Вбирая в себя или оспаривая ту или иную сис­тему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценност­ную ориентацию в действительности. Сопостав­ление разных истин – это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой – внутренний диалог. В результате и та истина, к которой приходит герой, – это не абст­рактная безличная философия, но живое, эмоци­онально насыщенное, очень личностное и конк­ретное понимание мира героем.

Рассмотрим, ка­кой путь проходит главный герой рассказа Л. Н. Толстого “После бала”.

Началом всему была любовная история. Мо­лодой, в полной мере наслаждающийся жизнью человек встретил ту, о которой грезил: “высокая, стройная, грациозная и величественная”. Необы­чайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого.

Всю гамму эмоций герой подчеркивает в на­чале своего повествования: “Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви”. “Какое-то восторженно-нежное чувство” моло­дой человек начинает испытывать и к отцу воз­любленной. Ведь у него такая же ласковая улыб­ка, он так заботится о своей дочери: “Чтобы вы­возить и одевать любимую дочь, он не Покупает модных сапог, а носит домодельные”. Необъяс­нимый душевный порыв героя объединяет в еди­ное целое отца и дочь: “Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается око­ло него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей”.

Совершенно другие чувства охватывают ге­роя, увидевшего отца Вареньки в других обстоя­тельствах. Молодой человек становится свидете­лем страшной экзекуции, возглавлял которую все тот же милый, очаровательный человек с ру­мяным лицом и белыми усами и бакенбардами, отец возлюбленной.

Солдата-татарина за побег из полка подверг­ли телесному наказанию. Оголенного беспомощ­ного человека нещадно били гибкими прутьями. Вили до такой степени, что тело его превратилось в нечто “пестрое, мокрое, красное, неестествен­ное”.

Никто из бывших товарищей не смел про­явить милосердие, так как тут же подвергся бы подобному наказанию. Но не вид измученного че­ловека более всего изумил героя, а бессердечие полковника. Он-то уж точно не мучился сочувствием к несчастному.

Герой подчеркивает, что, несмотря на испы­танный ужас и почти физически ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять все про­изошедшее. Та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. Герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью.

Его муче­ния доказывают, что отнюдь не внешние обстоя­тельства и условия оказывают решающее влия­ние на формирование личности.

Всеобщая “правда” не всегда является всеоб­щим добром. Очевидно, что для героя личная сво­бода, моральная ответственность за поступки и помыслы являются основными нравственными ценностями.

Человек, даже облеченный властью, не имеет морального права ущемлять свободу другого че­ловека, а тем более подвергать кого-то телесным и душевным страданиям. В полной мере это ут­верждение соответствует канонам христианской веры: все помнят заповедь “не убий”. Герой ис­пытывает глубокую неприязнь к любым формам насилия.

Даже любовь, сильная, всепоглощаю­щая и всемогущая, не может его заставить отре­шиться От веры в добро и справедливость.

Интересный факт: писатель, с глубокой болью рассказывавший о поругании человеческого дос­тоинства, о невинно погубленных людях, был от­лучен Святейшим синодом от церкви и назван “еретиком”, “служителем дьявола”.

Глоссарий:

– сочинение на тему после бала толстой

– сочинение на тему ответственность

– проблема моральной ответственности человека в рассказе после бала

– эссе на тему настоящая ответственность бывает только личной

– сочинение по рассказу после бала моральная ответственность за все происходящее

Related posts:

Источник

Урок литературы в 8 классе по теме»Нравственный выбор героев Л.Н.Толстого в рассказе «После бала»

специалист в области арт-терапии

Тема: « Нравственный выбор героев Л. Н. Толстого в рассказе « После бала»

Цель: выявить идею произведения; развивать навыки анализа текста.

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

Осознание особой роли оценки автора, поступков героев. Её соотношение с собственной оценкой.

Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения других произведений Л.Н.Толстого.

находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;

прогнозировать учебную ситуацию;

устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном произведении;

обобщать полученную информацию.

работать по предложенному учителем плану;

выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;

согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

Формирование представления о чести, добре и зле, о системе наказаний в русской армии 19 века.

Знание построения произведения, его идеи, темы оценки автора, позиции критиков.

Усвоение понятий композиция, кульминация, рассказ в рассказе, антитеза, параллелизм.

Формирование умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Оборудование: компьютеры, иллюстрации к рассказу, художественные тексты

Эпиграф: «Нравственность не может быть основана ни на чем другом, как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими».

На доске: висят таблички: нравственность, духовность, Добро, зло, выбор.

Спустя полвека после смерти Толстого Владимир Набоков, писатель русского Зарубежья, читал лекции по русской литературе американским студентам. Один из его учеников, Альфред Аппель, так вспоминал об этом:

СЛАЙД 1 –портрет ГЕ Толстой за работой

2. Перед вами высказывания из дневника Л. Толстого. Подумайте и скажите, каких жизненных принципов придерживался Толстой? СЛАЙД 2

«На отступлениях от нравственных норм нельзя утверждать правила жизни, нельзя формулировать ее законы».

4. Эпиграф: «Нравственность не может быть основана ни на чем другом, как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими».

5.Ребята, что вы подразумеваете под понятиями : нравственность, духовность?

( что-то хорошее в человеке, эти понятия чем-то похожи…)

( по словарю читает Ракшаев Чингиз)

— Эти понятия будут ключевыми на нашем уроке ( обратить внимание на таблички)- открываем таблички

Вот в этом мы с вами попытаемся разобраться, работая над прочитанным вами рассказом «После бала».

— Попытаемся вместе сформулировать тему урока.

Тема: « Нравственный выбор героев Л. Н. Толстого в рассказе « После бала».- запись в тетрадь СЛАЙД 3

— Подберите слова для описания увиденного? (Запись в тетради: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)

Вывод: если бы мы красками изобразили ваши впечатления от увиденного, то какую палитру цветов вы бы выбрали?

Действительно, мир вокруг нас – такой светлый, красочный, радужный.

8.Почему же в таком мире один человек становится добрым, а другой злым? Вот в чём проблема. Скажем так, «стартовые» возможности людей одинаковы, но почему один из героев выбирает добро (Иван Васильевич), а другой – зло (полковник)?
— Какие ключевые слова я употребила?
Добро, зло, выбор- таблички – вывешиваю таблички

Формулировка рабочей гипотезы

9. Кажется, что выбор прост и очевиден: однозначно нужно встать на сторону добра и служить ему. Толстому интересно понять, почему же людям так трудно бывает сделать то, что очевидно? .- Какие есть у вас мнения?

Чтобы выбрать добро и по нему строить жизнь, надо что-то изменить в себе, чем-то пожертвовать, от чего-то иметь мужество отказаться, может (как полковнику) вообще начать всё с нуля. Зло не заставляет человека менять себя, работать над собой, оставляет его нетронутым, поэтому его выбрать проще. Полковник давно уже плывёт по течению: ни в себе, ни в системе, которой преданно служит, он ничего не хочет менять, его всё устраивает. Но не все так могут. Иван Васильевич, пережив эмоциональное потрясение, отрезвился и сделал свой выбор, который определил всю его жизнь.
Не от среды или системы зависит этот выбор,
а от самого человека , потому что при любой системе нужно человеком и оставаться. Но не всем это дано.

10. Обратимся к рассказу.Сколько частей мы очень чётко можем выделить в нём? Какие?

11. 1ая часть – бал. Прочитаем эпизод, как танцевал Полковник на балу: стр. 34, Дождавшись начал мазурочного мотива …до слов что я танцую с ней.- Красикова Мария

Запись маркером на доске 1

Ребята отметят всё, начиная с портрета. Красивый, статный человек, гордая военная выправка (трудно назвать стариком). Свежее румяное лицо, ласковая радостная улыбка. Как прекрасно было бы, если эта внешняя красота гармонировала бы с красотой внутренней.
Мы видим полковника нежным и заботливым отцом. Он любит Вареньку, гордится ею, трогательно заботится о ней в ущерб себе: носит старые недорогие сапоги, лишь бы её вывозить в свет. Скромен. Уверяет, что плохо танцует, сам же танцует прекрасно. Он не богат, но нисколько не смущается среди богатой публики (своих немодных сапог, например). В общем, производит очень приятное впечатление. Настораживают лишь зачёсанные вперёд височки (а ля император Николай – намёк на подобие ему, как, кстати, и многих хозяев бала). Вот, пожалуй, и всё.
— Может он лицемер и только притворяется добрым?

Нет, нигде в его поведении нет и намека на фальшь и наигранность. Он искренен в проявлении своих чувств.
— А описание бала как соотносится с героем?
Всё здесь производит такое же приятное впечатление, вызывает ощущение праздника.
Краски: светлые и радостные – белая, розовая, серебряная, золотая.
Звуки: прекрасная бальная музыка
Настроение: счастливое, радостное, светлое, приподнятое. Его передают оценочные эпитеты: «радостная, ласковая улыбка», «прекрасная зала», «чудесный бал», «сияющее лицо».
Читая эту сцену, трудно представить, что где-то существует другая жизнь, другая Россия, униженная, повергнутая, обездоленная.
Вывод: Полковник на балу – сама доброта, причём искренняя, не напускная. – запись в тетрадь
Несомненно, у него есть задатки доброго и хорошего человека, он мог бы их в себе развить. Кажется, что перед нами вполне достойный член достойного общества.

13.Обратимся ещё к одному отрывку, во второй части рассказа

Выразительное чтение отрывка №2 – после бала стр.38 со слов Я стал смотреть туда же ….. до слов … поспешно отвернулся.- Скуратов Слава

А здесь какую палитру цветов мы используем? Почему?

14. Творческая работа. ( в парах)

Учитель: Предлагаю вам творческое задание: составить акростих со словами «полковник» и «солдат» – по выбору в парах

Что такое акростих? ( СЛАЙД 4)

Учитель: Слово это греческого происхождения – akrostichis – краестишие.

Учитель: Вот простой пример акростиха:

А х, скрыла нас». ( на слайде)

О чём в нём говорится? (Луна).

Можно использовать эпитеты или любые слова, обозначающие действия, оценочную характеристику и т.д.. Если тяжело, откроем ещё раз описание сцены избиения: стр.38

С – слабый, страдающий, спина изодрана, спотыкающийся, сморщенное лицо

О – обиженный, офицерами обижен, оскаливающий зубы, оттопыривающий губу

Д – душевно ранен, дёргается от удара

А – атакован офицерами

Т – тяжело идти, татарин

со словом «полковник» ( стр.34-бал, стр.38-39-после ). СЛАЙД 6

П – прекрасно сложенный

О – очень красивый, отлично танцевал

Л – любезный на балу, лицо румяное

В – воинский служака, выпячивающаяся грудь, высокий военный

Н – николаевского времени, начальник

И – испугал солдата, избил солдата

К – кричал на слабого солдата, кричащий гневно – ПРОВЕРЯЕМ

15.Итак, полковник сделал свой выбор. А Иван Васильевич?

Задание: Как жил герой до бала? Каким мы видим его на балу и после бала? Что происходит с ним? (НА доске маркером 2)

Две группы ребят в качестве домашнего задания подготовили краткосрочные проекты:

Они попытались показать рассказ при помощи цвета.

Посмотрим, что у них получилось

18. Страстным поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь.. Когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, приучавшую к необходимости творить добро. Игру эту придумал старший и любимый брат Николенька. Однажды, вспоминал Толстой, он “объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга. эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа”.

Мысли о “зеленой палочке” Толстой оставался верен всегда.

“ … и как тогда я верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях… так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает ”.СЛАЙД 7

И не случайно в последние годы жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была зарыта “зеленая палочка”. Воля великого художника была исполнена.

19.Ещё раз вернуться к эпиграфу – читают учащиеся

дополнить слова Л.Н. Толстого:

20. Давайте попробуем восстановить слова Л.Н.Толстого о смысле жизни, оставленные нам писателем как завещание. Посмотрим, поняли ли мы, какие мысли хотел своим рассказом донести до нас писатель?

«Смысл жизни в служении ______(людям). Жить для одного себя_____(нельзя).Это духовная______(смерть).Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе_____(любви, добра)».- СЛАЙД 8 – подсказки – слова на карточках звучит музыка Шопена ( на слайде)

Когда текст восстановлен, ученик читает текст под музыку Шопена.

21. РЕФЛЕКСИЯ: «Открытый микрофон» А какой нравственный выбор сделаете вы, какое нравственное качество возьмете с собой в будущую жизнь (одним словом)- отвечают ученики по желанию

22.Закончить урок хотелось бы очень известной притчей:

Какой волк победит?

Один старик поведал Внуку

О жизни истину одну:

В душе любого человека

Два волка всё ведут войну.
Один из них лишь зло дурное,

В нём зависть, ревность, эгоизм,

Ложь, вредность и привычка

Всем портить планомерно жизнь.

Другой же волк –добро людское:

Любовь, надежда, верность, мир

Что Бог из сути сотворил.

Внук поражён такой борьбой,

В глазах его вопрос горит:

Какой же волк будет сильней,

В конце концов, кто победит?

Ответ простой промолвил дед

И ты его запомнишь…

Всегда сильнее будет волк,

Которого ты кормишь!

23. Домашнее задание. Докажите, что в основе данного рассказа лежит художественный приём антитеза СЛАЙД 9

Источник

Урок русского языка и литературы в 8 классе «Проблема нравственного выбора героев рассказа Л.Р.Толстого «После бала».

специалист в области арт-терапии

Тема: Проблема нравственного выбора героев рассказа Л.Р.Толстого «После бала».

Цели: 1) обучающая: понять художественную идею рассказа и поступки героев, выявить авторскую позицию и дать эстетическую оценку прочитанному;

2) развивающая: развивать навыки художественного анализа, ведения полемики, совершенствовать речевые умения;
Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;

3) воспитывающая : воспитывать в себе нравственные качества; способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.

портрет писателя Л.Н.Толстого, фрагменты из фильма «После бала», высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве, презентация к уроку.

беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания.

«Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…»

Вступительное слово учителя. СЛАЙД1

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и будем размышлять над прочитанными страницами его рассказа «После бала». Толстому было уже 70 лет, когда он написал этот рассказ. Вместе с автором мы переносимся в 40-е годы 19 века.

Беседа, подводящая к формулировке темы урока:

Расскажите об исторической обстановке в России в 40 годы 19 века.

(В России правит Николай I, прозванный русской интеллигенцией Николаем Палкиным (Павлович).В русской армии свирепствовала жесточайшая палочная дисциплина: за малейшую провинность солдаты подвергались суровым наказаниям, одно из которых так ярко описано в толстовском рассказе.)

Какое событие явилось сюжетной основой рассказа?

( Сюжетной основой Рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Но в дневниковой записи о 18 июня 1903 года Л. Н. Толстой, определяя сюжетную канву рассказа, делает запись от первого лица.)
— Итак, как мы видим, герои Толстого не выдуманы. Он списывает их с обычных реальных людей, взятых из гущи жизни. Писатель всегда обнажал самые больные её места, а в людях вскрывал самые глубокие их противоречия.

Какое противоречие в характере полковника так и не смог объяснить себе рассказчик Иван Васильевич?
(Что за человек полковник: хороший или плохой, добрый или злой? Если он и то и другое, то как всё это может уживаться в одном человеке? Как такое вообще может быть? Иван Васильевич был ещё молод, неопытен и не сумел дать объективную оценку увиденному.)

Но хоть как-то он попытался объяснить себе это?
(Да, молодой человек решил, что полковник знает что-то такое, чего не знает он, хотя такое объяснение его совсем не успокоило.)

А вы можете объяснить себе это противоречие? Что же за человек полковник? Можно ли быть немного злым и безжалостным? Так сказать, исключительно по служебной надобности? Такое возможно?
( Милый и добрый человек после бала, на службе, почему-то становится злодеем. Получается так: портрет человека-душки «немного» портит сцена на плацу. Нет, грань между злом и добром нужно проводить чётко, «полутонов» тут не бывает. Следующая за чудесной сценой бала гадкая сцена истязания беззащитного солдата сомнений не оставляет. После неё трудно, а точнее, невозможно утверждать, что полковник хороший, порядочный и добрый человек. )

Своеобразную подсказку даёт нам и Толстой. Какую?
Названием рассказа: важно не то, что было на балу, а что было после бала. Вторая часть рассказа (не умаляя значения первой, без которой произведение лишилось бы художественности) более значима в идейном смысле.

Проблема рассказа в том, чтобы выяснить, кто тут дурной и гадкий, а кто добрый и хороший? Согласитесь вы с этим?
Нет, это было бы слишком просто. Во всяком случае для Толстого, и он старается вникнуть глубже.

Так что же важно ему понять?
Почему один становится добрым, а другой злым? Вот в чём проблема. Скажем так, «стартовые» возможности людей одинаковы, но почему один выбирает добро (Иван Васильевич), а другой – зло (полковник)?

Какие ключевые слова мы употребили?
Добро, зло, выбор.
4. Формулировка темы и цели урока:

— Используя ключевые слова ДОБРО, ЗЛО, ВЫБОР, попробуйте сформулировать тему урока.

Проблема нравственного выбора героев Толстого в рассказе «После бала».
— Сформулируйте цель нашего урока:
понять поступки героев.

5. Формулировка рабочей гипотезы.

— Какие есть у вас мнения?

Кажется, что выбор прост и очевиден: однозначно нужно встать на сторону добра и служить ему. Толстому интересно понять, почему же людям так трудно бывает сделать то, что очевидно?
Чтобы выбрать добро и по нему строить жизнь, надо что-то изменить в себе, чем-то пожертвовать, от чего-то иметь мужество отказаться, может (как полковнику) вообще начать всё с нуля. Зло не заставляет человека менять себя, работать над собой, оставляет его нетронутым, поэтому его выбрать проще. Полковник давно уже плывёт по течению: ни в себе, ни в системе, которой преданно служит, он ничего не хочет менять, его всё устраивает. Но не все так могут. Иван Васильевич, пережив эмоциональное потрясение, отрезвился и сделал свой выбор, который определил всю его жизнь.
Не от среды или системы зависит нравственный выбор, а от самого человека, потому что при любой системе нужно оставаться человеком. Но не всем это дано.

6. Доказательства рабочей гипотезы.

Задание: найти в Толковом словаре значение слова «нравственность», прочитать и на основе этого определения сформулировать тезис «Нравственный выбор – это…»

— Проходят столетия. Одно поколение меняет другое. Но неизменными остаются понятия нравственность, порядочность.

— Давайте обратимся к тексту и посмотрим. Как решают проблему нравственного выбора наши герои.

2. Работа в группах. (Работа частичная была проведена на прошлом уроке, сейчас предстоит высказаться каждой группе и сделать выводы)

1 группа: Полковник развлекается.

Просмотр фрагмента фильма «После бала» (полковник танцует с дочерью)

Каким мы видим полковника в сцене бала у дворянского предводителя?

Портрет. (Красивый, статный человек, гордая военная выправка (трудно назвать стариком). Свежее румяное лицо, ласковая радостная улыбка. Как прекрасно было бы, если эта внешняя красота гармонировала бы с красотой внутренней. )

Полковник – отец.(Мы видим полковника нежным и заботливым отцом. Он любит Вареньку, гордится ею, трогательно заботится о ней в ущерб себе: носит старые недорогие сапоги, лишь бы её вывозить в свет. Скромен. Уверяет, что плохо танцует, сам же танцует прекрасно. Он не богат, но нисколько не смущается среди богатой публики (своих немодных сапог, например). В общем, производит очень приятное впечатление.)

Что настораживает в описании внешности полковника?
Настораживают лишь зачёсанные вперёд височки (а ля император Николай – намёк на подобие ему, как, кстати, и многих хозяев бала). Вот, пожалуй, и всё.

Как описание бала соотносится с героем?
Всё здесь производит такое же приятное впечатление, вызывает ощущение праздника.
Краски: светлые и радостные – белая, розовая, серебряная, золотая.
Звуки: прекрасная бальная музыка
Настроение: счастливое, радостное, светлое, приподнятое. Его передают оценочные эпитеты: «радостная, ласковая улыбка», «прекрасная зала», «чудесный бал», «сияющее лицо».
Читая эту сцену, трудно представить, что где-то существует другая жизнь, другая Россия, униженная, повергнутая, обездоленная.

Вывод: Полковник на балу – сама доброта, причём искренняя, не напускная.
Несомненно, у него есть задатки доброго и хорошего человека, он мог бы их в себе развить. Кажется, что перед нами вполне достойный член достойного общества.

2 группа: Полковник на службе. Просмотр фрагмента фильма «После бала» (сцена наказания солдата)

Поведение полковника.
Ребята видят, как всё изменилось. Перед нами уже и не живой человек, а бесчувственный автомат, опора империи, её верный страж. Шагает, глядя себе под ноги, раздувая ноздри. Рукой в той же перчатке, что была на балу, хлещет по лицу малосильного солдата, промазавшего в ударе по кровавой спине татарина. При виде ошеломлённого Ивана Васильевича злобно отворачивается.

Как с характером героя соотносится сама сцена истязания?
Соотносится, без сомнения. Эта «чёрная» сцена выражает всё существо характера героя. Всё в ней рассчитано на то, чтобы вызвать отвращение у читателя, неприятие творящегося зла, в центре которого – полковник.
Краски: серая, чёрная, красная (цвет крови)
Звуки: противные, мерзкие, резкие (барабан и флейта), режущие слух
Настроение: страх и ужас, от которых герою плохо не только морально, но и физически – его тошнит.

Может он, добрый, вынужден притворяться злым на службе, подстраиваться под систему?
Нет, Толстой лишает нас этих иллюзий. Если бы полковник был таким, он хотя бы смутился при виде молодого человека, влюблённого в его дочь. И уж точно не стал бы бить ни в чём неповинного солдата по лицу, сделал бы вид, что не заметил промаха.

Может не так уж всё ужасно, поведение полковника можно чем-то оправдать? Ведь это армия, есть устав: что будет, если все начнут бегать?
Да, но убивать за побег да ещё так мучительно и позорно?! Проступок и наказание просто нельзя соразмерить!
Но разве убивает полковник?
Нет, но никто не снимет с него ответственности за весь этот ужас. Грех на нём. Он убивает чужими руками, и сути дела это не меняет.
Простой кузнец в толпе выдыхает: «О Господи!» Полковник же абсолютно бесстрастен и спокоен.
— Почему?
Он уверен, что прав, что поступает по закону, и совершенно ни в чём не сомневается. Вот это и страшно.

Какой выбор сделал полковник?
Зло, несправедливость, беззаконие пронизывают всю армейскую систему в частности, а шире – всю империю, весь её строй. Служа ему, полковник будет верно служить злу, оно его вполне устраивает.

Мог бы он всё изменить и отказаться от зла?
Да. Но для этого нужно как минимум уйти со службы.
— Уйдёт?
Нет. Служба кормит его и дочь, даёт ему место под солнцем. Кроме этого он ничего не умеет делать. Со злом полковник не порвёт никогда.
Вывод:
Все задатки доброго, гуманного человека полковник сам в себе и загубил, потому что смирился со злом. И не среда в этом повинна, не общество, это его выбор, который и определил его жизнь! Значит, будут и другие забитые солдаты. Есть высказывание: «Единственное, что нужно для триумфа зла,- это чтобы хорошие люди ничего не делали»

3 группа: Нравственный выбор Ивана Васильевича.

Каким мы видим его на балу и после бала?
(На балу он счастлив, весел, влюблен, все видит словно в розовом сне, от умиления теряет чувство реальности. Кажется, жизнь его вполне определилась, будущее совершенно ясно: женитьба на прелестной девушке из света, престижная военная служба. Он легко мог бы стать вторым Петром Владиславовичем.
После бала герой очнулся, отрезвел. С глаз спадает розовая пелена. Ему делается жутко и тошно, вся гармония мира оказалась утраченной. Он пытается понять человека, который недавно его умилял.
Сделать этого герой не сумел. )
Мы уже говорили, как тогда он объяснил себе увиденное. Как бы вы оценили эту его позицию?
Это позиция устранения, невмешательства. (Голову в песок, как страус).
А мог он тогда дать всему правильную оценку?
Нет, герой был еще очень молод и наивен. Признав, что полковник злодей, ему нужно было признать, что зол, подл и несправедлив сам общественный строй, который таких полковников порождает. Но тогда к такой смелой мысли Иван Васильевич был не готов.
А что же автор? Устраивает ли эта позиция героя самого Льва Толстого?
Нет, она ему ненавистна. Нежелание хороших людей видеть зло и бороться с ним его только укрепляет и ослабляет добро. Толстой много размышлял над этим.
— Что же делать хорошим людям? Как бороться с такими вот полковниками? Ружья в руки брать? Бунты поднимать?
Толстой ответит на этот нелёгкий вопрос характером Ивана Васильевича. Каждый человек должен работать над собой, совершенствовать, развивать себя, помогать ближнему, тогда усовершенствуется и изменится в лучшую сторону само общество. Никакие революции, бунты и другие насильственные изменения существующего строя будут не нужны.
— Что же случилось с Иваном Васильевичем? Какой выбор он сделал в дальнейшем?
Вполне успешный светский человек изменил всю свою жизнь: не женился на Вареньке, которая всегда бы напоминала ему отца. Не стал военным (может, стал писателем?) Мы не знаем, чем конкретно он занимался все годы, но в начале рассказа его называют самым уважаемым человеком в обществе, а в конце о нём говорят так: «Сколько людей никуда не годились, кабы не было вас». Значит, были какие-то поступки, за которые его можно было уважать. Он глубоко симпатичен Толстому, не случайно автор придает ему собственные черты.
Вывод: Иван Васильевич тоже сделал свой выбор, и мы опять убедились в том, что он определяет жизнь человека. Герой служит людям, творит добро, но ради этого ему многим пришлось поступиться. Выбор у каждого есть всегда. Какой – зависит от самого человека.
Образ Ивана Васильевича – это ответ Толстого скептикам, утверждающим, что один человек ничего не сможет сделать со всеобщим злом, не изменит систему, его порождающую.
По крайней мере, всегда можно начать с самого себя, ощутить свою личную меру ответственности за происходящее. Толстой заставляет нас серьёзно задуматься над собой.

7. Подведение итогов работы, рефлексия.

— Итак, какая проблема была нами поставлена?
— Ответили мы на неё?
— Какую гипотезу мы выдвинули?
— Над чем размышляла каждая группа, чтобы её доказать?
— Что понравилось вам в групповой работе, что особенно удалось?

8. Домашнее задание: подготовьтесь к сочинению-рассуждению «Что такое нравственный выбор?», используя в качестве 2 аргумента рассказ «После бала».

УЧИТЕЛЬ: подводя итог нашему с вами разговору, я хочу сказать, что

не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. (М. Горький).

Обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам Н.Гусева:

«Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…»

Источник

Читайте также:  Сказки с экономическим подтекстом
Познавательное и интересное
Название: Нравственные категории в рассказе Толстого После бала
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 10:52:04 20 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1497 Комментариев: 7 Оценило: 16 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать