Пример сострадания из рассказа рождественский ангел

Сказки

Урок внеклассного чтения по литературе 5 класс Милосердие. «Рассказ Саши Чёрного «Рождественский ангел»»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок внеклассного чтения в 5 классе в рамках курса

«Мир человека в русской литературе»

Автор: Королькова Л.В., учитель русского языка

Тема: Милосердие. Рассказ Саши Чёрного «Рождественский ангел».

Предметные : рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе; формировать умение находить нужную информацию в тексте, умение принимать учебную задачу.

Метапредметные : учить определять нравственное содержание поступков героев рассказа, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Личностные : способствовать осознанию таких нравственных ценностей, как: доброта, милосердие; работать над расширением словарного запаса.

Воспитательные : воспитывать чувство милосердия, сострадания, сопереживания героям рассказа, стремление к выполнению нравственных норм.

Оборудование : текст рассказа С. Чёрного «Рождественский ангел», «Толковый словарь» С.И. Ожегова, выставка книг, иллюстрации к ним, проектор, экран, компьютер.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация учебной деятельности. Учитель обращает внимание на иллюстрации к рассказу «Рождественский ангел».

Учитель : Кто изображён на иллюстрации?

Какому событию посвящены иллюстрации?

Учитель : Верно, эти иллюстрации посвящены Рождеству Христову. В русской литературе существует немало произведений, посвящённых этому событию. Со второй половины 19 века до 1917 года в России в канун Рождества выходили специальные выпуски газет, журналов, сборников рассказов. В них печатались особые, рождественские рассказы, предназначенные для чтения в семейном кругу. Истории, описываемые в них, заключали в себе мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

На экране появляется словосочетание «Рождественский рассказ».

Учитель : совместно с учащимися определяет тему и цели урока.

Учитель : предоставляет слово ученику, которому накануне было дано индивидуальное домашнее задание (особенности рождественских рассказов).

Ученик: Основные положения: в рождественских рассказах утверждается христианская добродетель, на людях лежит отсвет Рождества Христова. В успешном стечении обстоятельств и авторы, и герои видят милость Божию. Большинство рассказов начинается с описания несчастий героев, но сияние великого праздника приносит чудо в их жизнь.

Авторы рассказов не только создавали праздничную атмосферу, но и напоминали о необходимости проявления веры, милосердия и любви.

Темой рассказов часто становится не только изменение жизненных обстоятельств, но и внутреннее преображение человека.

Учитель : Итак, тема нашего урока: рассказ Саши Чёрного «Рождественский ангел». Милосердие. (Тема записана на доске или демонстрируется через проектор)

Учитель : А что будет являться, по вашему мнению, целью нашего урока? Чему мы должны научиться?

Учитель : научиться находить нужную информацию в тексте, строить монологическое высказывание, работать в группе. Кроме того, понять, что такое милосердие, кого можно назвать милосердным.

Сообщение ученика. (презентация)

Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. Родился он в 1880 году в Одессе, скончался в 1932 году во Франции. Семья была зажиточная, отец работал провизором. В семье было пятеро детей, двоих звали Саша: один Саша (белый), другой Саша (черный). Так впоследствии появился псевдоним. У будущего писателя и поэта в детстве была буйная фантазия (что-то изобретал, проводил какие-то опыты). В 15 лет сбежал из дому, терпел нужду и лишения. Успех пришел со стихами. Саша Черный много писал для детей. Скончался после участия в тушении пожара у соседей.

Учитель: Прежде чем мы познакомимся с рассказом, выясним значение отдельных слов, которые встретятся в тексте и могут быть непонятными.

3. Лексико-словарная работа.

На доске прикреплена таблица со словами: экипаж, конура, милостыня, благовест, всенощная, муфта.

Учитель объясняет лексическое значение слов, привлекая к работе школьников.

4. Учитель читает текст рассказа.

Учитель: какое событие Священной истории нашло отражение в рассказе? Кто герой рассказа? Кто помог бедным детям и их маме?

6. Работа в группах (каждая группа готовит сообщение, ответ на вопрос, с подтверждением цитатами из текста) (тексты розданы учащимся)

Как описывает автор великую ночь под Рождество Христово?

Где просит помощи бедная, отчаявшаяся мать и почему?

Какое чудо произошло в «мрачной конурке»?

Почему рассказ называется «Рождественский ангел»?

Учитель : Рождественские праздники становились днями милосердия, примирения, любви. События, о которых говорится в рассказе, происходят в великую ночь Спасения — родился Спаситель, поэтому и чудо в обычной жизни также должно совершиться.

7. Работа с понятием «милосердие»

Учитель : Итак, что же означает слово милосердие? Обратите внимание на состав слова: милосердие — милое сердце, милостивое сердце. Лексическое значение слова милосердие (в «Толковом словаре» С.И. Ожегова). Подберите синонимы к слову милосердие: отзывчивость, сочувствие, сострадание, способность откликнуться на чужую боль.

Милосердие — это милость к поверженным и пострадавшим.

Какого человека можно назвать милосердным?

Учащиеся записывают синонимический ряд, составляют предложения со словами милосердие, милосердный.

Над чем меня заставил задуматься рассказ Саши Черного «Рождественский ангел»?

9. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, комментирование оценок.

10. Домашнее задание.

Напишите отзыв о рассказе «Рождественский ангел».

Источник

Технология проблемного обучения. Методическая разработка урока внеклассного чтения «Рождественский ангел». 2-й класс

Класс: 2

Цели урока:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Воспитывать уважение у детей к духовным ценностям нашего народа.

Оборудование: записью пьес «Декабрь. Святки» и «Январь. У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. (звучит любая рождественская мелодия)

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. (Чарльз Диккенс)

Ход урока

Звучит музыка П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» (цикл «Времена года»).

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского рассказа. И попытаемся проанализировать рассказ «Рождественский ангел».
Что такое рассказ? (отвечают).

Это малая эпическая форма. В рассказе часто один главный герой, одна сюжетная линия, одно главное событие.

В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Что же такое рождественский рассказ, чем он отличается от обычного рассказа? (пробуют дать ответ).

Учитель.

В самом общем виде можно определить рождественский рассказ как рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Существует множество определений, что же это такое «святочный» или «рождественский» рассказ. И чем он отличается от простого рассказа? А так как этот жанр находится в постоянном развитии, то и дать ему какую-либо характеристику непросто. И в то же время чрезвычайно легко. Желательно, чтобы история, рассказанная на святках, была проникнута ожиданием чуда, которое непременно происходит. Причем чудо это может быть явным, происшедшим при вмешательстве Божьем, либо понятным и заметным только главным героям рассказа. Святочный рассказ может быть романтичным, нежным, слегка грустным, но обязательно светлым. Разумеется, действие должно происходить в рождественские дни. Конечно, там должна быть ёлка, много снега и звёзд. Именно ёлка становится одним из главных действующих лиц многих рождественских рассказов. Вспомним некоторые из рождественских рассказов: А.П.Чехов «Ванька», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Л.А.Андреев «Ангелочек».

Рождественский рассказ – это рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Очень часто рождественская ёлка становится одним из главных действующих лиц такого рассказа.

Читайте также:  Рассказ воробьева обрывок провода с картинками

Что же это за праздник Рождество Христово? Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время «милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами». В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.
Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Учитель

Анализ произведения. Комментированное чтение (чтение с остановками) Рождественский рассказ. (Текст рассказа прилагается).

Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, в чём его жанровые особенности.

Учитель

Рождество — праздник религиозный, отмечаемый во всех христианских странах. На Рождество в домах украшали ёлки и обязательно ставили на верхушки звёзды, которые символизировали Вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на ёлку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами.

Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий.

Источник

Рождественский ангел

Саша Черный

— Подайте, Христа — ради, милостыньку! Милостыньку, Христа — ради.

Никто не слышал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно-одетой женщины, одиноко стоявшей на углу большой и оживленной городской улицы.

Прохожие торопливо шагали мимо ее, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. Кругом слышался смех, оживленный говор.

На землю спускалась святая, великая ночь под Рождество Христово. Она сияла звездами, окутывала город таинственной мглой.

Милостыньку. не себе, деткам моим прошу.

Голос женщины вдруг оборвался, и она тихо заплакала, Дрожа под своими лохмотьями, она вытирала слезы окоченевшими пальцами, но они снова лились по ее исхудалым щекам. Никому не было до нее дела.

Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замерзла, что с утра не ела ни крошки. Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них.

Сидят они, бедные, там, в холодной темной конуре, голодные, иззябшие. и ждут ее. Что она принесет или что скажет? Завтра великий праздник, всем детям веселье, только ее бедные детки голодны и несчастны.

Что делать ей? Что делать? Все последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы.

Потом слегла и потеряла последнюю работу.

Подошел праздник, ей негде взять куска хлеба.

«Милостыньку, добрые люди, подайте! Подайте, — Христа—ради!”.

И словно в ответ на ее отчаяние, неподалеку раздался благовест. ко всенощной. Да, надо пойти, помолиться. Быть может, молитва облегчит ее душу. Она помолится усердно о них, о детях. Неверными шагами доплелась она до церкви.

Храм освещен, залит огнями. Всюду масса людей. веселые довольные лица. Притаившись в уголке, она упала на колени и замерла. Вся безграничная, материнская любовь, вся ее скорбь о детях вылилась в горячей молитве, в глухих скорбных рыданиях. «Господи, помоги! Помоги!” плачет она. И кому, как не Господу Покровителю и Защитнику слабых и несчастных, вылить ей все свое горе, всю душевную боль свою? Тихо молилась она в уголке, и слезы градом лились по бедному лицу.

Она не заметила, как кончилась всенощная, не видела, как к ней подошел кто-то.

— О чем вы плачете? — раздался за ней нежный голос, показавшийся ей небесной музыкой.

Она очнулась, подняла глаза и увидала перед собой маленькую, богато одетую девочку. На нее глядели с милым участием ясные детские глазки. Сзади девочки стояла старушка-няня.

— У вас есть горе? Да? Бедная вы, бедная! Эти слова, сказанные нежным, детским голосом, глубоко тронули ее.

Горе! Детки у меня голодны, с утра не ели. Завтра праздник такой. великий.

— Не ели? Голодны? — На лице девочки выразился ужас.

— Няня, что же это! Дети не ели ничего! И завтра будут голодны! Нянечка! Как же это?

Маленькая детская ручка скользнула в муфту.

— Вот, возьмите, тут есть деньги. сколько, я не знаю. покормите детей. ради Бога. Ах, няня, это ужасно! Они ничего не ели! Разве это можно, няня!

На глазах девочки навернулись крупные слезы.

— Чтож, Маничка, делать! Бедность у них! И сидят, бедные, в голоде да в холоде. Ждут, не поможет-ли им Господь!

— Ах, няничка, мне жаль их! Где вы живете, сколько у вас детей?

Девочка быстро вышла из церкви, в сопровождении старухи.

Бедная женщина машинально пошла за ними. В кошельке, который был у нее в руках, лежала пятирублевая бумажка. Забыв все, кроме того, что она может теперь согреть и накормить дорогих ребяток, она зашла в лавку, купила провизии, хлеба, чаю, сахару и побежала домой. Щеп осталось еще довольно, печку истопить ими хватит.

Она бежала домой из всех сил.

Вот и темная конурка. Три детских фигурки бросились к ней на встречу.

— Маминька! Есть хочется! Принесла ли ты! Родная!

— Она обняла их всех троих и облила слезами.

— Послал Господь! Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! Погреемся, поедим, ради великого праздника!

В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. Дети были веселы, согрелись и болтали. Мать радовалась их оживлению, их болтовне. Только изредка приходила в голову печальная мысль. что же дальше? Что дальше будет?

— Ну, Господь не оставит! — Говорила она себе, возлагая всю надежду на Бога.

Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.

— Скажи мама, правда, что в рождественскую ночь с неба слетает рождественский ангел и приносит подарки бедным детям! Скажи, мама!

Мальчики тоже подошли к матери. И желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им Своего ангела в великую, рождественскую ночь, и этот ангел приносит им подарки и гостинцы!

— И елку, детки, хорошую, блестящую елку! В дверь подвала кто-то стукнул. Дети бросились отворить. Показался мужик, с маленькой зеленой елкой в руках. За ним хорошенькая, белокурая девочка с корзиной, в сопровождении няни, несшей за ней разные свертки и пакеты.

Дети робко прижались к матери.

— Это ангел, мама, это ангел? — тихо шептали они, благоговейно смотря на хорошенькую нарядную девочку.

Елка давно стояла уже на полу. Старуха няня развязала пакеты, вытащила из них вкусные булочки, кренделя, сыр, масло, яйца, убирала елку свечами и гостинцами. Дети все еще не могли прийти в себя. Они любовались на «ангела”. И молчали, не двигаясь с места.

Читайте также:  Рассказ о дмитрии донском для детей

— Вот вам, встречайте весело Рождество! — прозвучал детский голосок. С праздником!

Девочка поставила на стол корзину и исчезла, прежде чем дети и мать опомнились и пришли в себя.

«Рождественский ангел” прилетел, принес детям елку, гостинцы, радость и исчез, как лучезарное виденье.

Дома Маню ждала мама, горячо обняла ее и прижала к себе.

«Маня осталась без елки и подарков, но вся сияла счастьем. С своим милым личиком, золотистыми волосами она в самом деле походила на «рождественского ангела”.

Источник

Рождественский Ангел.Саша Черный

Рождественский Ангел.Саша Черный

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ

Подайте, Христа ради, милостыньку! Милостыньку, Христа ради!

Никто не слышал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу большой и оживленной городской улицы.

Подайте милостыньку. Прохожие торопливо шагали мимо нее, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. Кругом слышался смех, оживленный разговор…

На землю спускалась святая, прекрасная ночь под Рождество Христово. Она сияла звездами, окутывала город таинственностью.

Милостыньку… не себе, деткам моим прошу…

Голос женщины вдруг оборвался, и она тихо заплакала. Дрожа под своими лохмотьями, она вытирала слезы окоченевшими пальцами, но они снова лились по ее исхудалым щекам. Никому не было до нее дела.

Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замерзла, что с утра не ела ни крошки. Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них.

Сидят они бедные, там, в холодной темной конуре, голодные, озябшие, и ждут ее. Что она принесет или что скажет? Завтра великий праздник, всем детям веселье, только ее бедные детки голодны и несчастны.

Что делать ей? Что делать? Все последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы.

Потом слегла и потеряла последнюю работу.

Подошел праздник, ей негде взять кусок хлеба.

«Милостыньку, добрые люди, подайте! Подайте, Христа ради!»

И словно в ответ на ее отчаяние, неподалеку раздался благовест ко всенощной. Да, надо пойти, помолиться. Быть может, молитва облегчит душу. Она помолится усердно о них, о детях. Неуверенными шагами доплелась она до церкви.

Она не заметила, как кончилась всеношная, не увидела, как к ней подошел кто-то.

О чем вы плачете? – раздался за ней нежный голос, показавшийся ей небесной музыкой.Она очнулась, подняла глаза и увидела маленькую, богато одетую девочку. На нее глядели с милым участием ясные детские глазки. Сзади у девочки стояла старушка-няня.

У вас есть горе? Да? Бедная вы, бедная! Эти слова, сказанные нежным детским голосом, глубоко тронули ее.

Горе! Детки у меня голодны, с утра ничего не ели.

На лице девочки выразился ужас.

Няня, что же это! Дети не ели ничего! И завтра будут голодны! Нянечка! Как же это?

Маленькая детская ручка скользнула в муфту.

Вот, возьмите, тут есть деньги. сколько, я не знаю. покормите детей. ради Бога. Ах, няня, это ужасно! Они ничего не ели! Разве это можно, няня!

На глазах девочки навернулись крупные слезы.

Чтож, Маничка, делать! Бедность у них! И сидят, бедные, в голоде да в холоде. Ждут, не поможет-ли им Господь!

Ах, няничка, мне жаль их! Где вы живете, сколько у вас детей?

Девочка быстро вышла из церкви, в сопровождении старухи.

Бедная женщина машинально пошла за ними. В кошельке, который был у нее в руках, лежала пятирублевая бумажка. Забыв все, кроме того, что она может теперь согреть и накормить дорогих ребяток, она зашла в лавку, купила провизии, хлеба, чаю, сахару и побежала домой. Щеп осталось еще довольно, печку истопить ими хватит.

Она бежала домой из всех сил.

Вот и темная конурка. Три детских фигурки бросились к ней на встречу.

Маминька! Есть хочется! Принесла ли ты! Родная!

Она обняла их всех троих и облила слезами.

Послал Господь! Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! Погреемся, поедим, ради великого праздника!

В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. Дети были веселы, согрелись и болтали. Мать радовалась их оживлению, их болтовне. Только изредка приходила в голову печальная мысль. что же дальше? Что дальше будет?

Ну, Господь не оставит! — Говорила она себе, возлагая всю надежду на Бога.

Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.

Скажи мама, правда, что в рождественскую ночь с неба слетает рождественский ангел и приносит подарки бедным детям! Скажи, мама!

Мальчики тоже подошли к матери. И желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им Своего ангела в великую, рождественскую ночь, и этот ангел приносит им подарки и гостинцы!

И елку, детки, хорошую, блестящую елку! В дверь подвала кто-то стукнул. Дети бросились отворить. Показался мужик, с маленькой зеленой елкой в руках. За ним хорошенькая, белокурая девочка с корзиной, в сопровождении няни, несшей за ней разные свертки и пакеты.

Дети робко прижались к матери.

Это ангел, мама, это ангел? — тихо шептали они, благоговейно смотря на хорошенькую нарядную девочку.

Елка давно стояла уже на полу. Старуха няня развязала пакеты, вытащила из них вкусные булочки, кренделя, сыр, масло, яйца, убирала елку свечами и гостинцами. Дети все еще не могли прийти в себя. Они любовались на «ангела”. И молчали, не двигаясь с места.

Вот вам, встречайте весело Рождество! — прозвучал детский голосок. С праздником!

Девочка поставила на стол корзину и исчезла, прежде чем дети и мать опомнились и пришли в себя.

«Рождественский ангел” прилетел, принес детям елку, гостинцы, радость и исчез, как лучезарное виденье.

Дома Маню ждала мама, горячо обняла ее и прижала к себе.

«Маня осталась без елки и подарков, но вся сияла счастьем. С своим милым личиком, золотистыми волосами она в самом деле походила на «рождественского ангела”.

Задайте вашему ребенку ряд вопросов.В процессе беседы подведите ребенка к мысли о радости, которую испытвают люди, делая подарки в Рождество не только родным. Доброта- главный рождественский подарок.

Когда произошла эта история?

Кто отправился на улицу просить милостыню? Почему женщина это делала?

Кто обратил внимание на женщину в храме? Почему?

Что сделала женщина, когда ей дали денег?

Кто ждал бедную женщину дома?

Что делали дети после прихода мамы домой?

Какую историю рассказала мама детям?

Что случилось после этого?

Почему мама богатой девочки была рада за свою дочку?

Как вы думаете, хорошо ли поступила девочка? Почему?

Предложите ребенку повторно послушать рассказ.

Теперь пусть ребенок рассмотрит рисунки-пиктограммы и составит пересказ текста, глядя на опорные рисунки.

Источник

Рождественский рассказ. Саша Черный «Рождественский ангел»

специалист в области арт-терапии

Урок родной (русской) литературы

Тема: Рождественские рассказы. Саша Черный «Рождественский ангел».

Предметные : рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе; формировать умение находить нужную информацию в тексте, умение принимать учебную задачу.

Метапредметные : учить определять нравственное содержание поступков героев рассказа, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Читайте также:  Рассказ о памятнике родина мать зовет на английском

Личностные : способствовать осознанию таких нравственных ценностей, как: доброта, милосердие; работать над расширением словарного запаса.

Воспитательные : воспитывать чувство милосердия, сострадания, сопереживания героям рассказа, стремление к выполнению нравственных норм.

Оборудование : текст рассказа С. Чёрного «Рождественский ангел», «Толковый словарь» С.И. Ожегова, выставка книг, иллюстрации к ним, проектор, экран, компьютер.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Знакомство с писателем (конспектирование биографии)

Чёрный Саша (настоящие имя и фамилия Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932), поэт. Родился 13 октября 1880 г. в Одессе. Отец переезжал по югу России: из Одессы — в Белую Церковь, оттуда — в Житомир. Мальчик учился в гимназии, но не окончил её — пришлось зарабатывать на жизнь. Печататься начал в Житомире. Известность пришла к поэту в 1905 г., когда он стал сотрудничать в петербургском еженедельнике «Зритель». Первая книга «Разные мотивы» была арестована ещё до выхода в свет, а сам автор чудом сумел выбраться за границу. Он поселился в Германии, два года слушал лекции в Гейдельбергском университете. После возвращения в Россию с 1908 г. стал постоянным сотрудником еженедельного журнала «Сатирикон». Благодаря сатирическим стихам Саша Чёрный приобрёл огромную популярность. Первый том его «Сатир» появился в 1910 г. и за короткий срок выдержал ещё три издания. Второй том — «Сатиры и лирика» — вышел в 1913 г. В том же году поэт стал работать в журнале «Современник». В этот период он обратился к новому жанру — стихам для детей, которые появлялись в разных изданиях. Тогда же Чёрный всё чаще пробует свои силы в прозе, пишет рассказы для детей и взрослых. В 1914 г. он ушёл добровольцем на фронт. Три года в окопах наполнили творчество Саши Чёрного новыми образами. В 1920 г. поэт покинул Россию. Жил в Литве, затем в Берлине, Риме, с 1924 г. — в Париже. Участвовал в различных эмигрантских изданиях. В его стихах звучит тоска по оставленной родине, по старому русскому быту, который так возмущал его прежде. Чёрный становится и бытописателем «эмигрантского уезда». Продолжает много сочинять для детей. В 1928—1932 гг. он создал «Солдатские сказки» — свою лучшую прозаическую вещь. Некоторые из этих сказок появились в «Несерьёзных рассказах» — его последней книге. Скончался 5 августа 1932 г. в Лаванду (Прованс). Саша Чёрный — выдающийся поэт-беллетрист, мастер точного и меткого рисунка.

Чтение стихотворения Саши Черного «Рождественское»
В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей. »

– Найдите слова, которыми поэт описывает новорожденного Христа.

– Какие чувства поэта они выражают?

– Почему он родился в хлеву? (Хлев – это специальное помещение для домашнего скота)

– Какие животные окружают младенца?

– Как окружающие относятся к младенцу? Найдите в тексте.

– Какое отношение к младенцу объединяет животных, месяц, весь мир?

– Почему Христос обратил внимание на ослика и прошептал «Смотри скорей…»?

– Объясните, в чем важность описанного события для всего человечества?

Сообщения учащихся.
Истоки и основные черты

Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековье, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые видятся как знак свыше.
В западной литературе

Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.

Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства («Рождественская песнь в прозе» (1843). Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято также считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена.
В русской литературе

Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена, благо почва уже была подготовлена такими гоголевскими произведениями, как «Ночь перед Рождеством». Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы.

Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Лескова, рождественские рассказы А. П. Чехова (как, например, «Мальчики»).

Учитель: Какие святочные рассказы известны вам? «Дары волхвов» О Генри, Куприн «Чудесный доктор», «Тапер».

Чтение рассказа «Рождественский ангел»

— Какое событие Священной истории нашло отражение в рассказе? Кто герой рассказа? Кто помог бедным детям и их маме?

Работа в группах (каждая группа готовит сообщение, ответ на вопрос, с подтверждением цитатами из текста)

1 группа : Как описывает автор великую ночь под Рождество Христово?

2 группа : Где просит помощи бедная, отчаявшаяся мать и почему?

3 группа : Какое чудо произошло в «мрачной конурке»?

4 группа : Почему рассказ называется «Рождественский ангел»?


Учитель
: Рождественские праздники становились днями милосердия, примирения, любви. События, о которых говорится в рассказе, происходят в великую ночь Спасения — родился Спаситель, поэтому и чудо в обычной жизни также должно совершиться.

Работа с понятием «милосердие»

Учитель : Итак, что же означает слово милосердие? Обратите внимание на состав слова: милосердие — милое сердце, милостивое сердце. Лексическое значение слова милосердие (в «Толковом словаре» С.И. Ожегова).

Подберите синонимы к слову милосердие: отзывчивость, сочувствие, сострадание, способность откликнуться на чужую боль.

Милосердие — это милость к поверженным и пострадавшим.

— Какого человека можно назвать милосердным?

Учащиеся записывают синонимический ряд, составляют предложения со словами милосердие, милосердный.

Над чем меня заставил задуматься рассказ Саши Черного «Рождественский ангел»?

Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, комментирование оценок.

Домашнее задание. Читать рассказ В.Токаревой «Рождественский рассказ». Дать определение значению «сострадание». Подобрать примеры к понятию.

Саша Черный «Рождественский ангел»

«Маня осталась без елки и подарков, но вся сияла счастьем. С своим милым личиком, золотистыми волосами она в самом деле походила на «рождественского ангела”.

Источник

Познавательное и интересное