Примеры дружбы в рассказе тихое утро

Сказки

Портал педагога

Автор: Рябова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Гимназия 36»
Населённый пункт: г. Казань, Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»
Дата публикации: 12.09.2017
Раздел: среднее образование

Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Обучающая: кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова, отметить

мастерство автора в изображении природы, в умении заглянуть в душу человека и

рассказать о его переживаниях.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных

характеристик героев, учиться анализировать сложные жизненные ситуации.

Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, нравственного

Ι. Организационная часть.

ΙΙ. Сообщение темы. (записать в тетрадь)

Юрий Казаков – талант очень большой, таящий в себе возможности неограниченные.

Представленные им рассказы поражают силой эмоций, законченностью и стройностью,

это – произведения большой литературы…

ΙΙΙ. Сообщение о Ю.П. Казакове. Работа консультантов.

рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В автобиографии писал: «В роду

талантливы были многие».

С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на

контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в

Профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он

играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы,

которые отвергались в редакциях. Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к

писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во

время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда

отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы «Тэдди » (1956) и

критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших

продолжателей традиций русских классиков.

В 1964 году в набросках автобиографии Ю. Казаков написал о том, что в годы учебы

придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958),

будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к

художественных произведениях, например, в рассказах «По дороге» (1960), «Плачу и

рыдаю» (1963), «Проклятый Север» (1964) и многих других.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков

«Северный дневник» (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить … в

деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую

руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство,

рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961),

«Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и

др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове,

поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания

замыслов Ю. Казакова осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя

были изданы в книге «Две ночи» (1986).

Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982 года.

. Лексическая работа. Работа консультанта.

Рига – крытое строение с печатью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой

называют обычный сарай.

обычно для щепления лучины.

Бочаг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток

Куга (или осока) – болотное растение.

Куга (или осока) – болотное растение.

Выпозки – черви для наживки.

перекатываются одна через другую.

Омут – глубокая яма на дне реки, озера.

Лощина – долина с пологими склонами.

. История создания рассказа «Тихое утро»

Как правило, в основе произведений

Казакова лежит действительный случай.

можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954). Писатель предстает перед нами как

тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные души своих героев.

Ι. Беседа по вопросам.

Расскажите о главных героях рассказа.

(Яшка – деревенский мальчик, лучший рыбак среди деревенских мальчишек. Рыбацкие

навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать,

характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток

Мишке Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни

Прочитайте описание деревни. Для чего оно дано?

(«Деревня, будто большим пуховым одеялом…Яшкина изба». Природа вызывает у

Яшки радостное настроение.)

Почему рассердился Яшка?

(Яшка обещал Володе показать рыбные места. Он встал на целый час раньше, червяков

благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?»)

Найдите слова, передающие раздражение Яшки.

(«Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до

ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил»)

Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки». Ему не

хотелось ссориться с Яшкой. На злую насмешку и издевку Яшки: «…Забежи домой –

краснеет – уже от обиды. После того как Яшка съязвил насчет галстука, Володя еще

больше обиделся и, «подрагивая от обиды ноздрями и глядя перед собой невидящим

взглядом, вышел из сарая. Мальчик был готов отказаться о рыбалки, разреветься, но

желание пойти на рыбалку оказалось сильнее обиды).)

Как вел себя в дороге Яшка?

(Яшка вел себя как хозяин здешних мест, понимал жизнь природы, различал звук

полета чирков, пение дроздов, рассказывал о птицах своему другу. Яшка рассказал

Володе, что у них водится всякая рыба. Он заставил Володю выпить колодезной воды,

так как считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет)

Возникла ли в дороге основа для взаимопонимания мальчиков?

(Да. Между мальчиками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала

приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком,

а счастливый Володя благодарным слушателем).

Прочитайте описание омута. (Оглядевшись, он поразился мрачности…угрюмо и

Какое настроение оно создает?

(Омут таит в себе опасность, его описание создает тревожное настроение)

Читайте также:  Рассказ про юлю которая плохо кушала

Что чувствовал Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина?

(Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли

рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он

упустил рыбу, и в то же время чувствует раздражение по отношению к Володе,

приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой…Один

ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»).

Как автор описывает радость Яшки, когда он поймал леща? Какое чувство

следует за радостью?

(«Ле- ещ! – с упоением выговорил Яшка… Повернул к Володе свое счастливое лицо,

разозлился на него, когда тот упал в воду, схватил ком с земли, готовясь швырнуть в

лицо Володи. Увидев, что мальчик тонет, сильно испугался).

Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись,

чувствуя, что убежать никак нельзя»?

(Поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что

жизнь Володи зависит от него.)

Прочитайте описание природы после первой попытки спасти Володю. Какова

роль этого отрывка?

отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел все то же тихое утро, но не

было покоя в душе у мальчика. Мирная картина природы – и небывалое: гибель

Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

(Жить с таким грузом непоправимой вины невозможно. Надежна на спасении Володи

сильнее страха за свою жизнь).

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не

было на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?

(Яшка испытал страх за жизнь Володи, он ужался мысли, что Володя мог утонуть).

Перечитайте описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно

радостные светлые чувства. Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас

Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту)

1. Добрые дела помогают человеку подняться на новую нравственную высоту

2. Друзья познаются в беде. Яшка – верный товарищ.

ΙΙ. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Одному не под силу – зову товарищей».

Источник

Сочинение Яшка и Володя в рассказе Казакова Тихое утро

Начало рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» дает первоначальное представление о главных героях – Яшке и Володе. Автор дает скупую, но важную характеристику внешнего облика мальчиков с утра.

Портрет Яшки прост, полностью соответствует месту его проживания – деревне, роду занятий. Он одет в далеко не новые штаны и рубаху. Пальцы ног его грязные от постоянного хождения босиком по земле. Володька же выглядит иначе. Он привык к обуви, так как этого требуют правила, существующие в городе. Он относится к процессу одевания внимательно, с практичностью. Автор не случайно заостряет внимание на обуви мальчиков. Именно она становится показателем их индивидуальности, черт характеров каждого из них. Володя не может позволить себе выйти из дома босым, в отличие от Яшки.

Непоседливый Яшка с особенным блеском в глазах с нетерпением ждет пробуждения представителя городской суеты. Володя раздражал Яшку своей медлительностью, неповоротливостью и уступчивостью, хотя накануне изъявил желание пойти на рыбалку, но не мог так быстро подняться рано утром.

Природа, так манящая деревенского жителя, была, наоборот, чужда и непонятна, поначалу незнакома Володьке. В городе не было места густым туманам, глухому звуку трактора, темным омутам реки. Типичный представитель сельской местности не успевал рассказывать во время прогулки новому товарищу о том, что интересного есть в деревне. Для Володи многое стало открытием. Подражая Яшке, москвич старался не упасть лицом в грязь, через силу попив воду из колодца, надевая червяка на крючок.

Сюжет рассказа меняет героев таким образом, что перед читателем вместо суетливого Яшки, который не прислушивается к другим, настороженно относится к человеку, не знающему особенностей рыбалки, предстает человек, который способен на поступок, достойный уважения. Он спасает тонущего Володьку, проявив смелость, не детскую уверенность и сострадание. Слезы на глазах Яшки говорят о том, что мальчик совершенно неравнодушен к беде товарища, способен протянуть руку помощи в трудную минуту, добрый и проницательный, несмотря на внешнюю пылкость и непоседливость.

Автор с глубокой симпатией относится к героям своего произведения. Он дает понять, что Володька – образованный, спокойный мальчик, который не знал ранее особенностей деревенской жизни. В этом нет его вины, так как городское население имеют иные законы. Он немного изнеженный и мягкий. Яшка, который проводил много времени на природе, воспитан иначе. Он более приспособлен к труду и препятствиям, встречающимся на пути, с легкостью воспринимает неудачи и пытается добиться цели. Но каждый из них с интересом, бережно относится к окружающему миру, с удовольствием пополняя свои знания о нем, набираясь опыта и мудрости. Оба героя способны по-настоящему дружить, вовремя прийти на выручку. На фоне природы мальчики сближаются благодаря общим интересам. В конце произведения их с уверенностью можно назвать друзьями, несмотря на то, что Володя – уроженец Москвы, а Яшка – местный житель.

Сочинение 2

Действие рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» разворачивается в деревне. Главные герои — деревенский мальчик, опытный рыбак Яша и приехавший из Москвы, никогда не рыбачивший Володя. Ребята познакомились недавно. В рассказе описывается поход ребят на рыбалку, который чуть было не приводит к трагедии.

Сюжет начинается ранним туманным утром. Яша с трудом просыпается, завтракает, и идёт добывать червей для рыбалки. Затем он будит Володю, который спал на сеновале. Володя тоже просыпается с трудом. Яша злится на Володю за то что он неохотно встаёт. Володя одевается, ребята собираются, берут удочки и отправляются в путь.

Яша свысока смотрит на городского Вову, который плохо знаком с деревенским бытом. Володя, например, идёт в ботинках, в отличие от Яши, который идёт босиком. Он язвительно советует своему знакомому надеть галстук, калоши и пальто. Володя понимает, что раздражает деревенского товарища своими городскими привычками, стыдится их, и завидует деревенским манерам Яши. Например, его одежде, загару, босым ногам и особой походке.

Читайте также:  Рассказ о хабибе нурмагомедове доклад для школы

По дороге Яша с видом скупого хозяина показывает Володе деревенские постройки. Рыбаки останавливаются попить у колодца, хотя пить им не хочется. Яша пьёт потому что ему нравится вода из колодца. Вова пьёт, чтобы не сердить отказом предложившего ему напиться Яшу. Ребята обсуждают сома, которого видел в бочаге заведующий сельским клубом. Оба загораются желанием поймать сома. Настроение у обоих поднимается. Затем в отдалении раздаётся звук заводящегося трактора. Городской Володя спрашивает у Яши, что это. Яков объясняет, с уважением говоря о трактористе. Яша много рассказывает о ловле рыбы и птиц, описывает различные их виды. Он готов взять с собой Володю на ловлю дроздов, несмотря на своё не очень приязненное к нему отношение.

Наконец Яков приводит Вову к омуту, где собираются рыбачить. Омут глубокий. Яша рассказывает, что омут может утянуть человека на дно, и что по слухам, в нём есть осьминоги. Рыбаки готовят удочки и начинается ловля. Яша упускает рыбу и немного злится за это на Володю, хотя понимает, что он в этом не виноват. Вторую ему удаётся поймать. Володя переживает за успехи своего нового друга, но забывает про свою удочку. Её начинает утаскивать рыба, которая попалась на крючок. Володя, пытаясь её остановить, падает в воду. Яша разозлился было на Вову, но понял, что случилось страшное.

Вова начал тонуть. Яшка сначала подумал что его схватил осьминог и в страхе побежал к деревне. Но он тут же одумался, и вернулся к берегу. Головы товарища уже почти не было видно. Преодолевая страх он бросается в воду за Вовой и хватает того за руку. Но случается ещё более страшное: в панике Володя хватается за Якова и пытается влезть тому на голову. Яша тоже начинает тонуть, и в ужасе и отбрасывает напарника от себя.

Подплыв к берегу, он оборачивается. Его друга вновь не видно над водой. Мальчик, несмотря на произошедшее, чувствует вину за то что не спас Вову и даже отбросил его от себя. Он ныряет за Володей и на пределе сил вытаскивает того на берег. Володя без сознания, Яша приводит его в чувство. Мальчики плачут от радости и от пережитого ужаса. Осьминоги в омуте оказываются лишь выдумкой. Рассказ оканчивается описанием окружающего ребят пейзажа.

Основная мысль рассказа — товарищество, взаимовыручка, смелость. Несмотря на некоторую антипатию к Володе, Яков поступает по совести. Он приходит к нему на помощь и спасает ему жизнь, рискуя собственной, и испытывая огромный страх. Описывается природа, дружба детей, деревенская жизнь и хозяйство, рыбалка. Затрагивается тема разницы между городским и деревенским укладом жизни. Рассказ учит дружбе, взаимопомощи, смелости, любви к природе.

Также читают:

Картинка к сочинению Яшка и Володя в рассказе Казакова Тихое утро

Популярные сегодня темы

Краски, которые использует художник, четко обозначают нам основной лейтмотив – «осень». Наверное, при взгляде на нее вам сразу захочется выпить чашечку горячего кофе и почитать интересную книгу.

Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник» о суде над бедным крестьянином Денисом Григорьевичем, который воровал гайки на железнодорожных путях. Давайте подробнее рассмотрим человека, который обвиняет преступника – следователя.

Сочинения по Маяковскому

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.

Данная глава произведения посвящена ямщикам. На примере представителей этого рода занятий Радищев показывает тяготы жизни русского народа.

Источник

Что такое дружба? Сочинение ОГЭ. По Б. Раевскому

Что такое дружба? Сочинение ОГЭ. По Б. Раевскому

Вариант сочинения 1:

Дружба – это одна из основ человеческих отношений. Друзья делят одни интересы, помогают друг другу, стремятся сделать друг друга лучше.

Пример настоящей дружбы находим в рассказе Б. Раевского. Он описывает отношения двух ребят, один из которых, Котька, делает вид, что тонет (предл. 63), чтобы избавить своего друга Юрку от страха перед водой. Он не признаётся в том, что притворялся, и хвалит своего спасителя (предл. 77), очень радуется, что его план удался (предл. 82). Для меня поведение Котьки – это поведение настоящего друга! Он не успокоился, пока не помог Юрке справиться с боязнью воды.

С примером настоящей дружбы мы знакомимся также и в рассказе Ю. Казакевича «Тихое утро», когда Яшка спас тонущего Володю. Эти примеры помогают убедиться в правоте пословицы о том, что друг познаётся в беде.

Несомненно, счастлив тот, у кого есть друзья, ведь дружба – это фундамент, на котором строятся прочные отношения.

Вариант сочинения 2:

По моему мнению, дружба – это такое отношение между людьми, которое проявляется в искреннем желании поддерживать друг друга в любых ситуациях. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями.

Давайте обратимся за доказательствами к рассказу Б. Раевского. Юрка боится плавать после того, как чуть не утонул. Его друг Котька проявляет заботу о нём. Он несколько раз зовёт его купаться (предл. 7, 9), идёт за советом к физруку (предл. 29)и даже разыгрывает Юру, притворяясь, что тонет (предл. 63). По-моему, это поведение настоящего друга, который делает всё, чтобы избавить своего товарища от страха перед водой.

Примером истинной дружбы можно считать отношения А.С. Пушкина и И.И. Пущина. Даже когда родная семья отвернулась от поэта, попавшего в немилость к царю, Пущин не побоялся навестить ссыльного друга в Михайловском, чтобы приободрить, поддержать, утешить.

В дружбе раскрываются много положительных качеств: забота, целеустремлённость, бескорыстие, доброта. Иметь настоящего друга – это истинное счастье!

Вариант сочинения 3:

Дружба – это отношения, которые строятся на привязанности людей друг к другу, общности интересов. Друзей объединяют взаимная симпатия и доверие, взаимопонимание и готовность прийти на помощь в любой ситуации.

Именно такие отношения связывают Котьку и Юрку в предложенном рассказе. Первый не успокаивается, пока не избавляет своего товарища от страха перед водой (предл. 82), второй, забыв об этом страхе, не раздумывая бросается спасать своего «тонущего» друга (предл. 59). Я считаю это примером настоящей бескорыстной дружбы!

Читайте также:  Проверочная работа по литературному чтению народные сказки 3 класс планета знаний

Думаю, такой друг, как Котька или Юрка, – это подарок судьбы.

Вариант сочинения 4:

Дружба – это бескорыстные отношения между людьми, в которых и радость, и беда общие. Верные друзья способны понимать друг друга без слов.

В рассказе Б. Раевского Юрка и Котька дружат по-настоящему. Оба они понимают, почему Юра не может плавать, но это не обсуждается Котькой, потому что он не хочет напоминать другу о неприятном для него событии: Юра едва не утонул в реке (предл. 18, 19). Котька видит, что товарищ не может преодолеть свой страх перед водой и прибегает к хитрости (предл. 52, 53, 59). А в Юре страх за жизнь друга побеждает страх за свою жизнь. Именно такими и должны быть отношения между друзьями.

Примером настоящей дружбы также может служить история Герды и Кая из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Ради спасения Кая девочка прошла тысячи километров и преодолела множество испытаний.

Я считаю, что настоящая дружба – огромная ценность в жизни человека.

Вариант сочинения 5:

Дружба – это отношения между людьми, основанные на уважении, доверии и полном взаимопонимании. Настоящего друга из просто друзей можно увидеть по тому, как он радуется вашим успехам или огорчается вашим неудачам.

Юру и Котю можно назвать настоящими друзьями. Произошло событие, после которого Юра стал бояться плавать. Уважая чувства друга, Котька придумывает, как прогнать Юрин страх. Зная, насколько уважает его Юра, он решил изобразить, что тонет. При этом мальчик точно знал, что друг не оставит его в беде. Так оно и случилось (предл. 56-62): Юра, преодолев свой страх, бросился в воду, искренне веря, что Котька в опасности. Он, скорее всего, никогда и не узнает об этой хитрости друга (предл. 81, 82).

Настоящей дружбой можно также считать отношения А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Знаменитый поэт подсказал Н.В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ», и тот впоследствии с благодарностью читал Пушкину первые главы этой поэмы.

Я уверена, что без настоящего друга человек одинок и слаб.

Текст для работы:

(1)Ранним летним утром пляж был почти пуст.
(2)– Купнёмся? – Котька отложил книгу. (3)Юрка молча встал. (4)С обрывистого берега Котька прыгнул в воду и поплыл, размашисто выбрасывая руки. (5)Река была неширокая, вскоре он уже оказался на середине и крикнул:
(6)– Дуй сюда!
(7)Юрка не ответил. (8)Он стоял по колено в воде возле пустынного берега, горстями зачерпывал воду и поливал себе плечи и грудь. (9)Потом этот крепкий, спортивного вида парнишка несколько раз присел, побултыхался в воде и вышел на берег.
(10)– Давай сюда! – опять позвал с середины реки Котька.
(11)Но Юрка, не отвечая, зашагал к своей одежде и лёг. (12)Вскоре и Котька
устроился рядом.
(13)– Опять не плавал? – спросил он.
(14)– Неохота, – вяло отозвался Юрка. (15)– Зябко нынче.
(16)Денёк был вовсе не холодный, даже наоборот, но Котька промолчал.
(17)– И вообще. долго купаться вредно, – сказал Юрка.
(18)Котька отлично знал, почему теперь Юрка копошится возле берега, как
дошколёнок, а на глубину – ни-ни. (19)Прошлым летом Юрка тонул. (20)И, главное, в первый момент никто из купающихся не заметил этого. (21)Когда хватились – стали нырять, по дну шарить. (22)К счастью, быстро нашли. (23)Но Котька стал замечать: с того дня Юрку словно подменили. (24)Воды он теперь прямо-таки боялся.
(25)Пополоскался возле берега, размялся – и всё. (26)А плавать – ни за что!
(27)Котька видел: с другом неладно. (28)И так, и этак к нему подступал – всё без толку. (29)Котька по секрету даже с физруком советовался.
(30)– Трудный случай, – нахмурился тот. (31)– Понимаешь, это психологический шок. (32)Ну, потрясение такое.
(33)Котька вздохнул:
(34)– Что же делать?
(35)Физрук пожал плечами:
(36)– Подождём! (37)Авось время излечит. (38)Время – великий врач!
(39)Но месяцы шли, а Котька не замечал улучшений. (40)«Что же придумать?»
(41)Котька встал. (42)Взгляд у него был странный, словно он смотрел в себя. (43)Так он простоял несколько минут, потом быстро зашагал к воде.
(44)– Ты чего? – удивился Юрка. (45)– Опять купаться? (46)Холодно же.
(47)– Не холодно! – Котька прыгнул с обрыва и поплыл. (48)Вдруг Юрка услышал крик:
(49)– Спасите! (50)Ой! (51)Спаси.
(52)Юрка вскочил: на середине реки барахтался Котька. (53)Он то выскакивал из воды, изо всех сил размахивая руками, то вновь проваливался в глубину. (54)Вот он опять вынырнул, очумело мотая головой, изо рта – целая струя воды. (55)И, как назло, на пляже – никого из взрослых.
(56)Юрка бросился к берегу. (57)У обрыва остановился. (58)Душа ушла в пятки: так давно не плавал! (59)Но через секунду Юрка уже прыгнул в реку и во весь дух понёсся вперёд. (60)Никогда ещё он так не плыл! (61)Голова его и тело были под водой.
(62)Только на секунду показывался широко открытый рот, глоток воздуха, и опять – вперёд!
(63)Вот и Котька: от страха у пловца выпучены глаза, руки беспорядочно шлёпают по воде, бурлящей вокруг него.
(64)– А-а! – кричит он и тянется к Юрке.
(65)– Спокойно, возьми себя в руки! (66)Ляг на спину! – строго командует Юрка.
(67)Котька покорно переворачивается животом кверху.
(68)– Ничего не случится. (69)Я рядом, значит, не утонешь. (70)Дыши глубже.
(71)Котька – молодчага! (72)И как послушно исполняет команды.
(73)– Ну, поплыли! – говорит Юрка.
(74)Котька кивает. (75)Он переворачивается на грудь, медленно плывёт к берегу и всё время отплёвывается: здорово наглотался всё-таки, когда пытался выплыть из могучего течения, в которое нечаянно попал.
(76)Так добираются они до пустынного пляжа.
(77)– Да, Юрка, мне бы – труба без тебя! (78)Каюк!
(79)– Ну, чего ты? (80)И сам выбрался бы, – смущается Юрка.
(81)Котька берёт «Двух капитанов», ложится, но он не читает, потому что мысли заняты другим. (82)Улыбается и, довольный, подмигивает сам себе: «Порядок! Теперь будет плавать! И никаких шоков!»

Источник

Познавательное и интересное