Примеры из сказок альтруизм и эгоизм

Сказки

Урок по курсу ОРКСЭ тема «Альтруизм и эгоизм»

специалист в области арт-терапии

Рябинкина Инна Евгеньевна

учитель начальных классов

МОУ гимназия им. А.Л.Кекина

г. Ростова Ярославской обл.

Тема урока: Альтруизм и эгоизм

Основная нравственно – педагогическая идея урока: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Цель урока: способствовать воспитанию у ребенка правильного отношения к другим людям, принятия правила: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай.

-личностные: способствовать формированию нравственных качеств личности ребёнка, воспитанию уважительного отношения к людям, умению оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки.

метапредметные : способствовать формированию умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе;

-предметные: познакомить обучающихся с такими общечеловеческими понятиями, как «альтруизм» и «эгоизм;

Основные термины и понятия: «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм», «крайний эгоизм»

Средства наглядности: толковый словарь В.И.Даля, Ожегова, карточки со словами – помощниками, словарь синонимов Н.Абрамова, карточки со сказочными героями, муз.фонограммы.

Организационный этап, эмоциональный настрой.

Учитель: послушайте стихотворение «Странные вещи»

Странные вещи со мною случаются:
Я огорчаюсь – все огорчаются!
И огорчённые люди встречаются,
И огорчённо деревья качаются..
Я улыбаюсь – горе кончается!
Всюду весёлые лица встречаются.
Всюду деревья от смеха качаются!
Но почему же так получается? – ответы детей.

Учитель: надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим, и они ответят тебе тем же.

2. Работа по теме урока

Современная притча для детей ( СЛАЙД 2)

— Время уже умирать, дедушка.

— Дай приготовиться к смерти, — говорит старик.

— Три дня, — ответил дедушка.

Любопытно стало Смерти: что же будет делать старик, как он к смерти будет готовиться?

Наступил первый день. Вышел дедушка в сад, выкопал ямку и посадил дерево.

Наступил второй день. Вышел дедушка в сад, выкопал ещё одну ямку, посадил ещё одно дерево.

Наступил третий день. Вышел дедушка в сад, выкопал ещё одну ямку и посадил ещё одно дерево.

— Для людей, — ответил дедушка.

-Что бы вы сказали о старике, каким он был? (можно обратиться к карточкам – помощницам, которые лежат у каждого на парте. Подчеркнуть слова для характеристика старика. Приложение 1)

-Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

-Найдите значение слова а льтруист в толковых словарях. ( 2 ученика, зачитать)

-1 ученик в интернете

-1 ученик спросит учителя

-Давайте проверим себя по учебнику( стр.30)

Итак, альтруизм – это готовность человека бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Альтруист – человек, любящий других больше себя, отдающий предпочтения интересам других. (СЛАЙД 3)

Выберите синонимы к слову альтруизм. ( Приложение 2). Работа в паре. Проверка с обсуждением, уточнение значения слов. (СЛАЙД 4)

-А как вы думаете, как называют человека, который обладает противоположными качествами? ( ответы детей, учитель может дать это слово)

-А зачем нам надо знать про эгоизм? (ответы детей)

Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока. (СЛАЙД 6)

Послушайте рассказ Сухомлинского «Пахарь и крот»

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

— Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

-Кто у вас вызывает симпатию пахарь или крот, почему? Кого бы вы назвали альтруистом, кого эгоистом?

Работа в группах. У каждой группы карточка. Надо соединить понятия «альтруист» и «эгоист» со сказочными героями. Проверка.(Приложение 3)

Учитель: Итак, мы выяснили, что такое «альтруизм и эгоизм». Кто вам наиболее симпатичен, альтруист или эгоист и почему? (ответы)

Объяснить смысл пословиц.(СЛАЙД 7)

Всякий хлопочет — себе добра хочет.

Всякому своя рубаха к телу ближе.

Коли конь, да не мой — так волк его ешь!

Мне что до кого? Было б нам хорошо.

-Про кого написаны эти пословицы: про альтруиста или эгоиста? Почему так решили?

Учитель: о недостатках эгоистического поведения мы можем сказать точно, что это отсутствие помощи ближнему, заботы о ближнем, и просто окружающих людях, самовлюбленность.

-Скажите, могут ли быть недостатки в альтруистическом поведении? В чем они могут проявляться? (альтруист заботится о всех окружающих его людях, но иногда излишняя любовь может нанести неосознанный вред и т.д.)

Рассматривание картинки на стр. 30 учебника. Что происходит?

-Как ведёт себя человек по отношению к другим людям? (он отдаёт всё, что имеет).

— А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

— А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

-Ребята, хорошо ли быть альтруистом? Почему в этом случае нет?

Вот и существует такое понятие как «разумный эгоизм».

-Давайте прочитаем про это понятие в учебнике на стр. 31 (4 абзац)

— Р ебята, сейчас я вам приведу ситуацию из вашей школьной жизни, а вы подумайте, как можно охарактеризовать действия, о которых здесь говорится.

Читайте также:  Почему рассказ тургенева был назван бирюк

Настя сидит за Димой. Дима отличник. На контрольных работах Настя частенько просит Диму ей помочь, дать списать. Дима даёт. Но однажды Дима не дал списать девочке, а предложил ей свою помощь в подготовке к урокам.

Какой поступок совершил Дима? Альтруистический или эгоистический?

Почему вы так считаете?

Да, действительно здесь проявляется эгоистическое поведение: Дима не дал списать Насте, но в то же время и альтруистическое: предложил помощь в подготовке к урокам. Такое поведение ребята, где стремление удовлетворить свои интересы сталкивается со стремлением к общему благу, называется разумным эгоизмом.

-Но кроме разумного, существует еще и крайний эгоизм, ( СЛАЙД 8) когда человек не только не замечает никого кроме себя, но когда он начинает пренебрежительно относиться к окружающим его людям, к правам людей. Этого допускать ни в коем случае нельзя.

( учебник стр. 31 читать 3 абзац)

Учитель: Ребята, а хотели бы узнать, кто вы, альтруисты или эгоисты? Я вам хочу предложить тест.

Диагностика личностной установки “альтруизм – эгоизм”

Шкалы: альтруизм, эгоизм

Назначение теста: методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности, способствует выявлению альтруизма.

Инструкция (тест у каждого)
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них “да” или “нет”, исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
2. Вам легче просить за других, чем за себя?
3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?
4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?
7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить для других людей?
8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
9. Ваша отличительная черта – бескорыстие?
10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
13. Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям?
14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?
15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?
17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?
18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?
19. Вы можете назвать себя эгоистом?
20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Проставляется по 1 баллу при ответах “да” на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13,17 и ответах “нет” на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Ответ «Да» 1 4 6 7 9 13 17 2
Ответ «Нет» 5 8 10 12 14 16 18 20

Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

3. Подведение итогов урока и рефлексия

-Какие новые понятия для себя узнали?

-Что больше всего запомнилось? (Приложение 4 ) ( звучит песня Шуры «Твори добро»)

-Оцените себя в листе «самооценки», а я оценю вашу работу, наклеив вам жетоны. (портфолио)

Всем: прочитать материал учебника стр. 30-31

Индивидуально( по выбору): составить синквейн альтруизм ( эгоизм), 1в – работает с заданием учебника по сказке «Золушка», 2 в – «старик Хоттабыч» уч. стр. 31

Бескорыстный; исполненный чувства сострадания; корыстный; отдает незнакомым людям часть богатства; не ожидает ни вознаграждения, ни благодарности ; действует в своих интересах; самопожертвование; забота о себе; спасение чужих людей; спасение своих родственников; ищет во всем выгоды для себя; милосердие; заботится о благе чужих людей; добрый, щедрый, чудак, расчётливый, скупой, себялюбец.

Источник

Урок №13 ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

УРОК №13 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Познакомится с понятиями- альтруизм альтруист Выявить положительные и отрицательные стороны понятия.

Так что же такое альтруизм? Альтруизм — это любые действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество.

Чего хочет альтруист? Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо.

Альтруизму противостоит эгоизм. Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

«Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

Разумный эгоизм — способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

Мы узнали Что такое альтруизм. Кто такой альтруист. Что такое эгоизм. Что значит быть разумным эгоистом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР: 1. ПРОЧИТАТЬ СКАЗКУ ИЛИ РАССКАЗ НА ТЕМУ: «АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ». 2. ПОДОБРАТЬ 5 ПОСЛОВИЦ НА ТЕМУ УРОКА. 3. НАРИСОВАТЬ РИСУНОК.

Читайте также:  Правила составления плана рассказа 3 класс

Закончите предложения. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Меня удивило… Мне захотелось…

Выбранный для просмотра документ Приложение.docx

Приложение. 1

Карточка для подбора синонимов.

Правила работы в группе.

Распределите обязанности в группе.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывать вежливо.

Если не понял, то переспроси.

Работа с пословицами. Восстановите пословицы.

Объясните их смысл. Распределите на 2 группы.

Собака на сене лежит

чтобы одна открылась.

Люблю тебя, когда я у тебя;

— сама не ест и другим не дает.

а доброе дело не забудется.

Постучи в семь дверей,

хоть трава не расти.

постыл ты мне, когда ты у меня.

Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль? Подберите название.

Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

— Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

— Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

— Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

3 группа. Найдите выход из ситуации.

Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

— Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

Выбранный для просмотра документ Тема урока_ Альтруизм и эгоизм.doc

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами

Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

Power point (для создания презентации)

Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

Мотивация к учебной деятельности

-Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…

— у кого сегодня хорошее настроение!

— кто сегодня готов к уроку!

— кто уверен в своих силах!

— кто готов начать работать!

Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 4 группы.

Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. Вспомните, какую сказку вы прочитали дома и займите своё место. (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы)

Вспомните героев сказок, что произошло, справедливо ли были наказаны и награждены герои.

Обучающиеся на предыдущем уроке выбрали себе карточку с названием сказки и прочитали её.

Морозко, Двенадцать месяцев, Цветик –семицветик, Золушка

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

Читайте также:  Рассказы людей об аде и рае

Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

Кто герои этой притчи?

Как объяснил причину своего поступка мальчик?

Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей?

Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?

Изучение нового материала. Определение темы урока.

3.Каким словом можно назвать действия молодого человека?

Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

Такие действия называют альтруизм.

Вам бы хотелось узнать об этом понятии?

Зачем нам надо знать, что такое альтруизм?

На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ,

Записать на опорном листе

4.А кого называют альтруистом?

.- попробуйте сформулировать сами.

Проверим себя по учебнику.

Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте, кто такой альтруист. Записать на опорном листе.

Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами.

Прочитайте, что вы записали, только не повторяйтесь.

6. Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.

Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

Об этом Смирнов Никита подготовил презентацию.

В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. Её считали святой ещё при жизни. Её выпала нелёгкая доля нести благую весть, что смысл жизни каждого смертного любить и быть любимым.

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.

7.А как вы думаете заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим?

Нужно ли милосердие сегодня?

Какие альтруистические поступки можете совершить вы?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? В чём оно будет заключаться?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Всегда ли нужно бездумно действовать?

Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.

Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям

Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый?

Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?

Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?

Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться!

Подберите антоним к слову альтруизм.

Что такое эгоизм? Зачем нам знать об этом понятии?

Поработаем в паре с толковым словарём. Определение записать на листе.

8.Ребята подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой Печенье.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Понравилась ли вам сценка? Как повели себя мальчики?

Как можно их назвать?

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

Что же это такое прочитайте в учебнике стр.31.

Запишите определение в опорные листы.

9. Вернёмся к карточке. Там ещё остались слова.

Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах. Прочитаем их, не повторяясь по цепочке.

Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей) (противоположные)

-Действительно, альтруизм противостоит эгоизму

На доске изображаем отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» ( зарисовать на листе)

Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке.

Послушайте ещё одну притчу.

Дети: Всего должно быть в меру.

Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.

Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?

Где на этом отрезке находиться разумный эгоист?

На доске понятия альтруизм и эгоизм. Эгоизм – закрыто.

Понятия вводятся поэтапно в течение урока

Выявить положительные и отрицательные стороны понятия.

Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Источник

Познавательное и интересное