Сказки с конфликтами
Психология. Конфликтные ситуации в сказках и пути их решения.
«Сказка о золотой рыбке»
Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.
Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»
Рекомендации по решению конфликтной ситуации:
В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.
«Сказка о царе Салтане»
Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Рекомендации по решению конфликтной ситуации:
В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.
Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому.
Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.
– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.
– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!
– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!
Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.
За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.
И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.
Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.
Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.
Конфликт между Федорой и посудой.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Федоре следовало бы следить за состоянием посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.
Конфликт между мальчиком и вещами.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.
>garantr.ru>Конфликтные ситуации в сказках примеры
Sokolieds.ru
На этом сюжет и строится. Вот даже безобидная сказка про репку и то с конфликтом между дедом и самой репкой).
Еще назову такие сказки: как лиса научила волка рыбу ловить хвостом в проруби, а он и примерз. сказка о Мертвой царевне — в ней несколько конфликтных линий (между мачехой и царевной, между мачехой и зеркалом, между мачехой и царем).
сказка про трех поросят — здесь конфликт между волком и поросятами. или про волка и семерых козлят.
еще люблю сказку, где волк теленочка воспитывал — здесь конфликт между медведем, лисой и кабаном, которые были против волка с бычком («Волк и Теленок»).
Мне нравится творчество Сельмы Лагерлеф.
Поэтому я бы предложила вам почитать сказку «Чудесное путешествие Нильса». Там гномик заколдовал мальчика, уменьшив его в размерах. Затем начинается его путешествие. Конфликт между Нильсом и мышами, гусями и лисой. Довольно жестокая сказка «Морозко». Там конфликт между матерью и падчерицей; между Морозко и второй девушкой.
«Сказочное путешествие в мир конфликтов» классный час по психологии на тему
Данное занятие помогает, благодаря сказочным приемам и методам, определить понятие «конфликт», стратегии поведения в конфликте, развить коммуникативные навыки, а главное – в процессе преодоления трудностей научить ребят действовать сообща; при этом существует возможность на протяжении всего занятия наблюдать за выбираемой стратегией поведения каждого из учащихся. В занятии кроме сказкотерапевтических приемов и методов, применялись методы развивающего обучения, когда учащиеся самостоятельно делают определенные выводы, решая поставленные задачи.
Ход занятия Учащиеся рассаживаются на стулья, расположенные полукругом, учитель – напротив. Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации.
И на занятии нам необходимо выяснить, что такое конфликт, какие стратегии поведения в конфликте существуют, как вы ведете себя в конфликтных ситуациях.
СКАЗКИ О КОНФЛИКТАХ материал по теме
Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепотом решение задачи.
Она громко произнесла:- Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот.- Но мы же по делу говорили, — оправдывались ее соседи.- Тем более, — строго произнесла Кошечка.По классу прошел ропот возмущения:- Такой вредины еще не бывало в нашей школе!
— вырвалось у Белочки.- Я прошу всех быть более сдержанными, — попросил учитель.
— У нас очень серьезная тема, надо в ней разобраться.Ученики послушно продолжали работать. На перемене Кошечка осталась одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать с ней и играть. Учитель подошел к новенькой и спросил:- Как тебе у нас?- Плохо, — со слезами на глазах ответила Кошечка, — мне здесь никто не нравится.- Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень сложно, но у нас добрые ребята, — успокаивал ее учитель.
— Я не заметила, что они добрые! — всхлипнула Кошечка.- Поживешь
примеры конфликтов из сказок и их решение
2014 г., 5:47:40 Ахиллесова пята Яблоко раздора Троянский конь Между Сциллой и Харибдой 1-4 класс Natcru / 26 авг. 2014 г., 18:40:34 Это История Древнего мира 5 класс.
Срочно ЗАРАНЕЕ СПАСИБО 1-4 класс YuliaOrlova / 17 окт. 2013 г., 2:22:43 1-4 класс Катерина12345678 / 20 июня 2014 г., 10:10:43 1-4 класс Azatbalapanov / 28 янв.
2014 г., 19:41:21 Приведи примеры конфликтов из знакомых тебе сказок.
Напиши, какими способами они разрешались. 1-4 класс Annagfynthf / 29 дек. 2014 г., 8:29:06 1-4 класс 06021978z / 19 окт.
2013 г., 10:48:50 страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд губят, церкви разоряют и столь предаются неистовству, что если давать ему волю, оно зажигает их все большею и большею яростью. … Пример тому- Томас Марль, человек отчаянный…Дьявол ему сопутствовал, как бывает это с безумцами, коих успехи неизменно приводят их к гибели.
Социальные изменения и ролевые конфликты в сказке о рыбаке и рыбке
В процессе своего перевоплощения, наша главная героиня узнает о существовании социальных ролей — определенных самим обществом, с некими установками, которым должен следовать человек с данным ему социальным статусом.
К примеру, наша героиня сказки, став столбовою дворянкой, чувствовала власть в своей социальной роли, однако, проезжавшая карета с царем, принудила ее упасть в ниц, то есть следовать своему социальному статусу.
При встрече с человеком имеющем более высокую социальную роль, считалось обязательным поклониться или упасть ниц, как в нашем примере: при встрече с королем. «Социологи, в особенности те, кто принадлежит к школе функционалистов, рассматривают социальные роли как жестко определенные составные части культуры общества.
Они являются социальными фактами. Согласно этой трактовке, каждый человек получает информацию о различных социальных ролях, существующих в обществе, и исполняет свою роль в полном соответствии с предопределенными установками.
Примеры конфликтов
А далее конфликт появился из- за того, что Шерхал свергал старого волчьего вожака и требовал ухода.
В сказке под названием » Дюмовочка «, только вспомните сколько возникало конфликтов, то Дюймовочку сватали к жабе, то к жуку, то к кроту и везде был конфликт, потому что дюймовочка — это маленькая девочка, а не какая то там букашка — таракашка и все подобного рода женихи ей были мягко сказать просто неприятны. Я так скажу, что сказок без конфликтов не бывает. На этом сюжет и строится. Вот даже безобидная сказка про репку и то с конфликтом между дедом и самой репкой).
Еще назову такие сказки: как лиса научила волка рыбу ловить хвостом в проруби, а он и примерз.
Последнее требование вызывает у Старика слабые попытки контраргументации.
Старик пытается образумить Старуху. Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги. Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание — стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы.
Тип конфликта: а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный,
Анализ конфликта на примере ‘Сказки о рыбаке и рыбке’ А.С. Пушкина
Старик пытается образумить Старуху.
Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги. Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание — стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой.
После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы. Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта. Рыбка лишила Старуху всех материально-статусных новоприобретений.
Тип конфликта: а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный, семейно-бытовой конфликт; б) по содержанию: ресурсно-материальный конфликт
Вербальный конфликт в русском сказочном фольклоре Текст научной статьи по специальности «Языкознание»
Выявлено, что лексика вражды играет роль морального обоснования непримиримой, антагонистической борьбы положительного героя.
Понимание роли этого компонента позволяет в большей мере раскрыть мировоззрение народа через лингвокультурологический компонент. Ключевые слова: лингвоконфликтология, фольклор, конфликтогенная лексика, семантика, язык вражды ВВЕДЕНИЕ Проблемы генезиса конфликта рассматриваются в рамках различных гуманитарных наук.
Более того, история общественной мысли человечества была сопряжена с непрекращающимися попытками осмысления феноменологии конфликтных ситуаций в их широком многообразии. Откуда берутся войны, преступления, межэтнические распри — эти проблемы волновали человечество с незапамятных времен. Собственная конфликтологическая компонента присутствовала не только в науке, но и иных эпистемологических системах — религии, мифологии, литературе.
Решение конфликтов, через сказку
И когда его вынимали обратно после троекратного погружения в устье печки, то считалось, что он родился здоровым. Поэтому в сказках помещение героя в печь – это отголосок традиций.
В нашей культуре мы боимся конфликтов и той трансформирующей силы, которая в них скрыта. Потому что они приносят дискомфорт, боль. И поэтому мы желаем друг другу, чтобы все было хорошо.
А представим себе человека, у которого по жизни все хорошо. Жизнь невозможна без конфликтов.
Если с детства дать ребенку понимание, что в конфликте есть пружина трансформации, которая способна вывести на новый уровень, что там есть позитивное зерно всегда.
Просто важно его найти. — Когда мы видим сказочных персонажей, которые сталкиваются постоянно на своем пути с такими неоднозначными (дающими знания) персонажами, как Баба Яга, мы замечаем, что герой побеждает.
Герой превосходит в силе, уме, ловкости злых персонажей.
В жизни люди тоже стремятся победить в конфликтах другого.
Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги.
Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание – стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы.
Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта. Рыбка лишила Старуху всех материально-статусных новоприобретений.
Анализ конфликтной ситуации 1. Тип конфликта: а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный, семейно-бытовой конфликт; б) по содержанию: ресурсно-материальный конфликт по мере развития конфликтной ситуации дополнительно приобретает черты конфликта доминирования; в) по коммуникативной направленности конфликт
Какие можно привести примеры конфликтов из сказок?
Ивана Царевич крадет невесту, убивает Кащея, обманывает Бабу Ягу.В сказке про Колобка, главный герой укатился от бабушки с дедушкой, оставив тех горевать.
Бесхозный Колобок стал лакомой добычей для зверей. Конфликтная ситуация – героя хотели съесть, а он хотел остаться в живых.
Колобок хитростью избежал горькой участи. Конфликтная ситуация ярко показана в сказке про Машу и Медведя. Случайную гостью Медведь хотел оставить себе на радость, позабыв, что у девочки остались бабушка и дедушка.
Сказочные образы в современных офисах как средство проявления сценариев жизни и внутриличностных конфликтов
В настоящей статье рассматриваются особенности функционирования личности в рабочей среде через призму фольклорных персонажей, образы которых могут проявляться на фоне внутриличностных конфликтов и сценариев жизни.
Ключевые слова: внутриличностный конфликт, рабочая среда, сказочные персонажи
Следовательно, можно говорить о том, что многое зависит от самого человека и как он способен принять ситуацию. Таким образом, понятие «внутриличностный конфликт» может быть интерпретировано по-разному.
В этом контексте можно выделить несколько типов внутреннего конфликта:
Все вышеперечисленные внутриличностные конфликты актуальны в современной жизни, особенно, если мы говорим про отношения в рабочем коллективе. В этой же среде достаточно «ярко» раскрываются основные сценарии жизни, которые рассматриваются через призму мифологии и фольклористики.
Также могут возникнуть конфликты в офисной среде на фоне нововведений. Сотрудники достаточно тяжело воспринимают изменения в графике или если к их задачам руководство прибавляет еще ряд новых, при этом время на работу остается тоже.
Следовательно, офисные сотрудники в период адаптации к новым условиям работы могут находиться в стрессовом состоянии и на этом фоне могут быть спровоцированы новые конфликты.
Следующая ситуация — «панибратство» на рабочем месте. Братья, сестры, муж и жена, которые близки к руководству, являются «источниками» конфликтов, поскольку обычные офисные сотрудники чувствуют неравенство.
В рамках всех этих конфликтов нередко проявляются отчетливые сценарии жизни, которые могут быть «подкреплены» внутриличностными конфликтами. Далее мы приведем примеры таких ситуаций через призму фольклористики.
Таким желанием могла быть богатая и роскошная жизнь, продвижение по карьерной лестнице и тому подобное.
На фоне проявление такого сценария и внутреннего конфликта могут возникать конфликты с руководством, когда работник будет «отстаивать» свои права, пересматривать список обязанностей и заработную плату, чтобы выйти из этого состояния. Также может быть и другой вариант — конфликт с коллегами, когда их позитивное эмоциональное состояние будет превалировать над чувством стагнации по типу — «у меня все плохо, а они радуются/веселятся».
Сценарий «Без чувств». Прототипом этого сценария из фольклористики может стать образ «Снежной Королевы». Она не чувствовала ничего к другим, «автоматизировано» руководила своим королевством и учила этому других — чтобы чувства не брали вверх или их нужно было в принципе исключить из своей жизни.
Благодаря такому сценарию человек не может выстроить адекватные границы во взаимоотношениях, он уходит в рационализм, считает себя «умнее всех». Чаще всего, на фоне такого сценария возникает адаптационный конфликт, причем он связан как с внутренними переживаниями, так и с внешними обстоятельствами.
Первый случай, когда работник первый раз приходит на новое рабочее место — ему тяжело вырваться в лидеры, показать, что он способен на большее и знает все, способен этому научить других. Второй случай может возникнуть, когда такой человек уже прошел адаптационный период, а в коллектив приходит такая же личность, которая пытается преуспеть и «перебить» успех первого.
На фоне описанных ситуации могут возникнуть конфликты, которые в большинстве случаев достаточно трудно разрешить и одному из сотрудников приходиться искать новое рабочее место.
Сценарий «После». Эта установка предполагает то, что за все хорошее, как правило, нужно платить. В этом контексте стоит вспомнить сказку «Золотая рыбка», когда Старик сначала получил «все», а после того, как «остался у разбитого корыта» даже и не пытался что-то исправить. У таких людей после крупной неудачи в карьере возникает ощущение «неизбежного», они не могут радоваться моментам, находится в состоянии абсолютного счастья, ожидая, что скоро придет время «расплаты».
На этом фоне они начинают завидовать свои коллегам, что они радуются, более успешны, получают постоянно положительные эмоции и тому подобное. Внутренний конфликт, в такой ситуации, играет не последнюю роль — он может быть как нравственным, так и ролевым, когда в человеке борется «две личности», тот, кто чувствует положительные эмоции и тот, кто боится, что это состояние продлится недолго и на его смену придет негативная ситуация.
Поводя общий итог, можно сказать, что все конфликты, которые возникают в офисной среде, построены на внутренних конфликтах самих индивидов. У каждого человека есть те «непроработанные» ситуации, негативные эмоции, которые в любой момент могут проявиться в тех спорных случаях, которые способствуют зарождению конфликтов.
Для того чтобы устранить вышеописанные конфликты необходимо регулярно проходить коллективные тренинги, общаться с психологами и уметь находить компромиссы, которые чаще всего, наилучшим образом разрешают конфликтные ситуации без привлечения специалистов.
Помогите,Срочно.
ВПРОЧЕМ,КАК ВСЕГДАНАЧАЛСЯ «УЧЕБНЫЙ ГОД»,МАТЬ ВАШУ. ВОТ,ВРЕМЯ К ПОЛУНОЧИ,А МЫ УРОКИ ДОДЕЛЫВАЕМ….
С кумом сегодня поспорила,ещё..Он говорит,что педагог,которая к его сыну и к моему Ване ходит-очень сложные задания даёт,»зачем ребёнка так грузить,составом числа,например…..В школу пойдёт-всему научат»…Ню-ню,наивный,блин…….Я его не переубедила..а они, в след. году, в 1 класс пойдут….мы-то,ещё,через 2 года
а,вот,часть «переписки» с моей «знакомой»,которые 2 года,тут,жили,теперь,»на контракте» в Питере…Сын во втором классе учится….Тут,на одной программе был,там-на другой-«более лёгкой»,как отзываются….
«……………Сейчас дела более-менее, начал по русскому и математике приносить 4, а так в основном 3, иногда даже 2. Это при всем том, что я «гениев» и не думала растить, т.е. смотрю «сквозь пальцы» на успеваемость, а получается, что на уроки у нас уходит по 5ч. в день со всеми разъяснениями, повторами и т.п. Мы перестали просто гулять. Вешаться иногда хочется, чеснслово! Оххх… выговорилась… правда, еще не все сказала… (нехорошие слова опустила))))……….
……. «Программа-одна из самых простых. »… жжжжесть просто… прям руки опускаются ниже плинтуса… Всего, вроде, три программы — перспективка (которая не учит школьника самостоятельно писать в тетради), «школа Р.» и «2100». Мне кажется на фиг нужно такое образование, которое ребенок (среднестатистический, не киндер-вундер) не может самостоятельно постигать. Ну ведь БРЕД! С нами родители не сидели по несколько часов кряду (побросав дом.дела и работу), чтобы выучить уроки и допетрить (то бишь, усвоить) то, что должен разжевать в школе УЧИТЕЛЬ. Я не права, Маш. Я не могу пойти на работу, т.к. понимаю, что все — контроля над уроками не будет! Не могу отдать в продленку (в которую он просится), потому что там не будут объяснять домашку, и он будет это делать как попало, а потом ночью вместе с ним переделывать… ставят родителей в такие бредовые рамки: «Ваш ребенок ДОЛЖЕН это знать, ДОЛЖЕН это уметь». А что ДОЛЖЕН на данный момент учитель?! Быстренько пройти тему, не зацикливаясь — понял ли школьник материал?! Я не учитель и не педагог, у меня нет навыков объяснять правильно, я воспитываю своих детей, а обучать — прерогатива школы, и не моя вина в том, что школа с этим не справляется — значит виноваты не родители, а нынешняя система образования. Школа не справляется — на фиг такое образование. ……..
Маша. Да где же позитив-то. Я устала от школы… хочу каникулы… На всем этом фоне «учебы» и «делания уроков» я покрылась жуткой аллергией, начиная как раз с 17.09. и по сей день… прошла (и еще прохожу) кучу обследований, сижу на сумасшедшей диете и глотаю таблетки((( — НИЧЕГО не меняется… как уроки — так все насмарку. Сплошной стресс… и не только мой, еще и Сане (бедному моему ребетенку) достается жестко — я становлюсь просто неуправляемой, эмоции через край, бешусь жутко и страшно, а потом дикие волны чувства вины перед ним. Машка! Это просто невыносимо, ЖУТЬ. »…..
Конфликтология в сказке
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:59, творческая работа
Краткое описание
Жили-были лиса да заяц.
Судя по выбору героев для сказки, нам будет представлен классический конфликт субъектов, у которых разные взгляды на жизнь, разные ценности, разный цвет шкуры (а у некоторых героев есть даже перья!), наконец, и разные пристрастия в питании.
У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика ― лубяная. Пришла весна красна ― у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Вложенные файлы: 1 файл
сказка конф.docx
Жили-были лиса да заяц.
Судя по выбору героев для сказки, нам будет представлен классический конфликт субъектов, у которых разные взгляды на жизнь, разные ценности, разный цвет шкуры (а у некоторых героев есть даже перья!), наконец, и разные пристрастия в питании.
У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика ― лубяная. Пришла весна красна ― у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Скорее всего, автор намекает на давно ожидаемое потепление климата Земли. Современная конфликтология рекомендует: не следует спешить при разборе конфликта ― сначала нужно найти его причины, а не торопиться разбирать последствия. Как видим, в дальнейшей трагедии героев виноват, скорее всего, человек со своими неугомонными желаниями жарить на открытом огне на природе шашлык, безжалостно сжигая кислород, и держать водочку в холодильнике с фреоном, то есть портить таким образом земную атмосферу.
Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.
Да, судя по всему, мы отгадали. Действительно сказка о конфликте. Напомним классику: конфликт возникает тогда, когда есть некое целое ― неделимый объект (здесь ― лубяная избушка) и как минимум две стороны (здесь ― лиса и заяц), которые на этот неделимый объект претендуют одновременно. Это конфликтная ситуация. Но конфликт происходит тогда, когда к конфликтной ситуации добавляется еще инцидент, в данном случае ― это когда лиса прогнала зайца.
Идет зайчик да плачет,
Однако для конфликта необходимо, чтобы у одной из сторон появилось понимание, что не просто невозможно решить проблему, а есть виновный в этом ― другая сторона. В данном случае причину своих невзгод заяц ошибочно связывает не с потеплением климата на земле, а именно с лисой. Возникает такое психологическое явление, как фрустрация. Отметим, что фрустрация бывает двух видов: реальная, когда вторая сторона действительно является виновной, и воображаемая. Причем воображаемая причина, как видно из сказки, может в конце концов послужить развитию уже вполне реального конфликта.
а ему навстречу собаки:
― Тяф-тяф-тяф! Про что, зайчик, плачешь?
Как видим, появляются новые герои сказки ― собаки. При этом, предположительно, собаки обладают большим эмоциональным интеллектом ― понимают эмоции зайца. Напомню: эмоциональный интеллект предполагает такие качества, как понимание чужих эмоций, с одной стороны (собаки жалеют зайца), и, с другой стороны, понимание своих эмоций (собаки возмущены поведением лисы, но понимают ли они свои эмоции?). Но главное все-таки ― понимание эмоций партнера по коммуникации (собаки понимают, что заяц горюет по своей избушке). Однако эмоциональный интеллект предполагает также умение управлять своими эмоциями. Так ли это ― узнаем дальше.
А зайчик говорит:
― Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорят собаки. ― Мы ее выгоним.
Как видим, с управлением эмоциями у собак в сказке не очень. Вместо того чтобы успокоить зайца, они без раздумий готовы на конфликтные действия ― «Наших бьют!». Причем вместо того чтобы выслушать вторую сторону. Быть может, лиса еще больше обижена на зайца, ведь, покинув избушку, он оставил лису голодать. Хорошо ли это? С точки зрения лисы, думаю, почти безнравственно. Тем более что, судя по описанию, заяц ― самец, то есть мужчина, а лиса ― самочка, то есть слабая женщина (речь в сказке не идет про лиса, а именно про лису, и не про зайчиху, а определенно про зайца).
Представьте, если бы по приходу в суд одной стороны судья сразу бы выносил решения. Я уж не говорю о том, что лисе нужно было зачитать ее права, в частности лиса могла пригласить в качестве адвоката знакомого волка. Мы же наблюдаем сплошное нарушение процессуального кодекса. Ну да ладно, посмотрим, что будет дальше.
― Нет, не выгоните!
―Нет, выгоним!
Подошли к избенке:
―Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
Как видим, собаки, вместо того чтобы разобраться в ситуации объективно, отправляют лисе так называемый конфликтоген («Тяф-тяф-тяф», что означает «Сам дурак!»), который, несомненно, приведет к соответствующему конфликтогену другой стороны, что мы и наблюдаем. Обмен конфликтогенами обычно приводит к эскалации конфликта. А ведь можно было начать разговор по-умному: сделать лисе комплимент, похвалить ее шкурку например.
А она им с печи:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Собаки испугались и убежали.
Налицо развитие конфликта, где лиса выбрала стратегию принуждения. (Напомним, что еще есть стратегии компромисса, уклонения от конфликта, уступки и разрешения конфликта к радости обеих сторон.) Известно, что в случае выбора такой стратегии выигрывает только одна сторона. Однако такую стратегию управления конфликтом можно применять, если вторая сторона уверена в своем превосходстве. Как видим, лиса соразмерно учла свои возможности и вышла победителем.
Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь:
О чем, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
― Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорит медведь. ― Я выгоню ее.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Что мы наблюдаем? Классическое развитие событий. Когда конфликт не разрешен, стороны начинают подключать к своему конфликту все большее число участников со своей стороны. В конце концов вместо конфликта двух личностей мы наблюдаем конфликты между группами и даже иногда между странами, причем разных конфессий. В сказке, правда, наблюдается другой феномен: на первой стадии конфликта зайчик подключает к конфликту не большее число участников, а все более крупных по размеру участников.
Пошли гнать.
Медведь:
― Поди, лиса, вон!
А она с печки:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушел.
Правда, подключение медведя не привело к созданию группы конфликтующих, вероятно, по причине острой болезни, известной в народе, как медвежья.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:
― Про что, зайчик, плачешь?
― Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Подошли к избенке:
― Поди, лиса, вон!
А она с печи:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Бык испугался и ушел.
Да, бык тоже оказался не очень умным и выдержанным ― сразу встал на тропу войны, поверив зайцу на слово. А ведь можно было бы не спешить, спросить у лисы документы на жилплощадь. Быть может, по договору найма (заяц же пустил лису погреться добровольно) лиса имела все права и дальше проживать в лубяной избушке зайца (к слову, прописку никто не проверял не только у лисы, но даже у зайца).
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой:
― Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
― Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, бык гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Петуху, судя по всему, также не известна современная технология разрешения конфликтов с помощью третьей стороны. И потому вместо поиска вариантов примирения конфликтующих сторон он тоже решил использовать принуждение, выступив со стороны зайца.
Подошли к избенке. Петух:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она услыхала, испугалась, говорит:
― Одеваюсь.
Где вы видели, чтобы лиса боялась петуха? Судя по всему, просто у лисы истек срок договора найма лубяной избушки (наверняка он был, и заяц «заливает», что лиса вела себя нечестно), и она решила, как и положено, исполнить условия договора со своей стороны.
Петух опять:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она говорит:
― Шубу надеваю.
Как видим, конфликт исчерпан ― лиса решила оставить помещение в пользу зайца.
Петух в третий раз:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Лисица выбежала, а он ее зарубил косой и стал с зайчиком жить да поживать.
Батюшки! Где это видано, чтобы за захват помещения, да еще на небольшой срок, было такое неправомерное наказание?
Как видим, описанные в сказке события похожи не на заслуженное наказание, а на убийство по заказу (заказчик ― заяц). Расплата с киллером-петухом (автор сказки нам с самого начала намекал, что петух был с косой, понятно с чем ассоциирующейся) произошла, бартером ― предоставлением последнему помещения для проживания.
Надеюсь, что после публикации данной интерпретации сказки прокуратура России заинтересуется этим делом, произошедшим в русском лесу.
Как часто мы предполагаем за других то, что они думают, и в большинстве случаев ошибаемся. Именно так поступил в сказке заяц, обвиняя лису в неблагодарном поведении: он ее пустил в свою избушку погреться, а она его самого из избушки выгнала.
А давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны. Дело происходит в голодный период, ранней весной, лиса замерзла (а звери замерзают, когда они голодные). Заяц пустил лису погреться. Лиса отогрелась и, само собой, могла бы беззащитного зайца слопать. Она же в качестве благодарности за приют «выгнала» зайца, чтобы он мог спрятаться и, таким образом, остаться живым.
Спрашивается, почему бы лисе самой не уйти из избушки, когда она отогрелась? Здесь все просто: лиса уже знала место жительства питательного зайца и понимала, что если она уйдет сама, то, когда инстинкт голодного зверя сработает, она все равно вернется к избушке, подкараулит зайца и съест его. Заяц же, предполагая со стороны своего компаньона только худшее, лишил лису самого ценного ― жизни.
Вот так и происходит большинство конфликтов ― от недопонимания. И потому рекомендация сказки топ-менеджерам: чтобы уменьшить число конфликтов, задавайте вопросы, не стесняйтесь узнать истинные мысли своих коллег по общению.