Права ребенка в сказках
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Права сказочных героев Шарыпов Роман 5 класс МБОУ Зонская СОШ
Цель: на примере сказочных героев рассказать о возможных нарушениях прав детей. Задачи: познакомиться с литературой по данной теме; проанализировать взаимоотношения сказочных героев; расширить знания о правах детей Гипотеза: в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.
Документы о правах детей
Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Сказка учит нас быть добрыми, честными, справедливыми, смелыми, противостоять злу запечатлевает взаимоотношения людей высмеивает пороки встаёт на защиту обездоленных выражает мечты о торжестве добра над злом
Права сказочных героев Волк, проникнув в домик козлят, съел их. (Нарушено право на жизнь)
Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли его в тёмный лес. (Нарушено право на жизнь в семье со своими родителями.)
Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну. (Нарушено право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному отношению.)
Лиса обманула Журавля и подала ему еду так, что Журавль остался голодным. (Нарушено право на хорошее питание)
Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки. (Нарушено право на неприкосновенность жилища)
Девушку заставляли трудить с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому. Даже отдохнуть ей было некогда. (Нарушено право на отдых и досуг)
Иван-царевич, узнав, что Царевна-лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг её кожу. (Нарушено право на свою личную жизнь и на свою тайну)
Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала. (Нарушено право свободно выражать своё мнение)
У детей, как и у сказочных героев, тоже есть свои защитники. Это родители и государство. Защитники прав сказочных героев
Пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-197918
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Права и сказки. Отражение основных прав ребенка в произведениях для детей.
Равноправие детей ( статья 30 Конвенции, статья 6 Закона – все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребёнка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рождённые в браке и вне брака.):
Право на достойный уровень жизни ( статья 27 Конвенции, статья 8 Закона – каждый ребёнок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий):
Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия ( статья 19 Конвенции, статья 9 Закона – каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей) и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера, а также от привлечения ребенка к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.
Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган):
Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь):
Право на защиту ребёнком своих прав и интересов ( статьи 12, 16 Конвенции, статья 13 Закона – ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей (попечителей).
Коллегии адвокатов оказывают бесплатную юридическую помощь детям в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) в интересах детей при даче консультаций, составлении правовых документов о возбуждении дел в судах, а также в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с работой.
В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться с заявлениями в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – в суд с заявлением о защите своих прав и законных интересов, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей):
Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет):
При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.):
Право на жилище ( статья 16 Конвенции, статья 18 Закона – каждый ребёнок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь):
Право на имущество ( статья 19 Закона – каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь.
Ребенок независимо от места проживания в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.
В случае признания родителей или одного из них решением суда безвестно отсутствующими ребенок имеет право на содержание за счет их имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.):
Право на имя ( статья 7 Конвенции, статья 20 Закона – каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь);
Право на образование ( статья 28 Конвенции, статья 23 Закона – каждый ребенок имеет право на получение образования.
Детям гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в государственных учреждениях образования.
Государство поощряет развитие таланта и повышение уровня образования);
Право на труд ( защита от эксплуатации) (статья 32 Конвенции, статья 24 Закона – каждый ребенок имеет право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
По достижении шестнадцати лет дети имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подземных и горных работах, список которых утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.):
Право на отдых ( статья 31 Конвенции, статья 25 Закона – каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть учреждений внешкольного воспитания и обучения, специализированных учебно-спортивных учреждений, физкультурно-спортивных сооружений, других мест отдыха и укрепления здоровья детей, устанавливает для детей льготный порядок пользования услугами в сфере культуры и физкультурно-оздоровительными услугами.
Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, обеспечивающей организацию отдыха детей, подлежат согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.):
Дисциплина и порядок в учреждениях образования поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.
Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.):
Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательств на тайну корреспонденции ( статья 16 Конвенции, статья 28 Закона – каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений):
Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.
В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, усыновление (удочерение) являющихся гражданами Республики Беларусь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление опеки (попечительства) над являющимися гражданами Республики Беларусь детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допускаются гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В этом случае за детьми сохраняются права на гражданство, имущество, жилье, иные личные неимущественные и имущественные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности устройства их на воспитание в семью подлежат устройству в детские интернатные учреждения, государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские деревни (городки).
В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях, создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций):
Право на защиту от насильственного перемещения ( статья 11 Конвенции, статья 37 Закона – государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и форме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права):
Исследовательская работа «Нарушение прав в сказках»
специалист в области арт-терапии
МАОУ «Ёгвинская ООШ»
Нарушение прав человека в сказках
— Постановка и формулировка проблемы
— Возможная область применения.
Работа представляет собой исследование детских сказок и поведения героев с точки зрения нарушения прав человека. Сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основывается на уважении к своим предкам. Так или иначе, сказочный сюжет передаёт менталитет нации, создавшей её.
Очень часто мы встречаем в сказках ситуации, в которых угнетается один персонаж другим (Колобок и Лиса, Волк и Красная Шапочка, Дюймовочка, Лягушка, Лиса и Волк и многие другие).
В процессе исследования было проведено анкетирование, результаты которого представлены в презентации. Эта работа создавалась для того, чтобы показать ребенку и его родителям, что «зачатки» юридической грамотности закладываются еще в раннем детстве во время чтения сказок.
Сказка несет в себе важную информацию, которая передается из поколения в поколение. Вера в нее основывается на уважении к своим предкам.
Так или иначе сказочный сюжет передает мировоззрение того народа, что создал ее.
Очень часто встречаются в сказках ситуации, в которых нарушаются права тех или иных персонажей
(Колобок и Лиса, Волк и Красная шапочка, Золушка и ее мачеха и многие другие)
Проблема: Сказка изначально учит добру и добрым поступкам, но и одновременно демонстрирует неосознанное нарушение прав человека.
С, права тех или иных персонажей
(Колобок и Лиса, Волк и Красная шапочка, Золушка и ее мачеха и многие другие)
в себе важную информацию, которая передается из поколения народа, что создал часто встреча
Кто из нас не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни. Можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом. Сказочные герои (Иван-дурак, Золотая Рыбка, Баба-Яга, Царевна-Несмеяна и другие) настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина».
Настолько ярок, выразителен, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, понятную даже маленьким детям, в сказках все неслучайно, все имеет особый смысл, хранит тайну.
Цель: Анализ отдельных сказок и поступков сказочных героев с точки зрения нарушения статей Конституции РФ.
— Изучить отдельные статьи Конституции РФ.
— Провести анкетирование одноклассников.
— Проанализировать взаимоотношения сказочных героев.
— Изучение справочной и художественной литературы.
— Анкетирование одноклассников по теме.
Предмет исследования: детские сказки
Объект исследования: поведение героев в сказках
Гипотеза : Предположим, что сюжеты сказок демонстрируют нарушения прав человека.
Свое исследование я начала с того, что перечитала некоторые сказки разных авторов с целью найти правовые нарушения. Сказка – это «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил».
2.Волк проглотил Красную Шапочку, притворившись бабушкой.
Покушение на жизнь ребенка
1. Мачеха невзлюбила
падчерицу и взваливала на нее много работы.
2.Сводные сестры унижали ее, насмехались над ней.
3. Спала она на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке. У её сестриц спальни были с паркетными полами, с пуховыми постелями и с зеркалами от пола до потолка.
4. Золушка нарушила время
нахождения на улице.
Ребенок имеет право жить благополучно. Нарушение
Злоупотребление трудом ребенка.
1. Хотели силой выдать замуж.
2. Мышь заставляла работать Дюймовочку.
3.Мышь угрожала жизни.
Несовершеннолетняя не имеет права выходить замуж не раньше18 лет.
Взрослые не имеют права заставлять вступать в брак без согласия детей.
1.Мачеха послала падчерицу зимой искать подснежники.
2.Сводная сестра намекнула, что если она пропадет, то никто не будет жалеть ее.
Угроза жизни ребенка.
1.Карабас Барабас угрожал куклам и Буратино.
2. Кот Базилио и Алиса лиса не дали ему пойти в школу. И хотели забрать его деньги.
3. Похищение Мальвины и Пьеро.
Покушение на жизнь
Не дали воспитание
1. Родители не позволили
Так какие же статьи Конституции РФ были нарушены?
Вместе со своим руководителем мы проанализировали отдельные поступки героев и в других сказках и сопоставили их со статьями.
Сказка «Заюшкина избушка»
Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина
Статья 105. Убийство «колобок прыг лисе на нос, а лиса его – гам! – и съела».
Статья 104.1. Конфискация имущества.
Статья 159 Мошенничество.
1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.
2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
Сказка «Волк и семеро козлят»
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь посягательства на честь и репутацию.
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 54 Дюймовочка имела право жить с родителями, но ей не давали этого права
Сказка «Красная Шапочка»
Статья 128.1 Волк обманул Красную шапочку в своих корыстных целях.
1).Как вы считаете, нарушаются ли права человека в сказках?
2) Можете ли вы привести примеры сказок, в которых нарушаются права человека?
3) Как Вы считаете, в вашей семье соблюдаются права ребенка?
На вопрос №2 смогли дать ответ – 10 человек, не смогли – 10 человек
По результатам анкетирования мы сделали выводы: 75% считают, что нарушаются права человека в сказках; 50% могут привести примеры таких сказок; 83% считают, что в их семье права ребенка соблюдаются.
В сказках ярко показаны судьбы героев, их отношения, характеры.
Они знакомят нас с правами и обязанностями. Сюжеты сказок отражают нарушения прав человека. Я считаю, что моя исследовательская работа полностью подтвердила выдвинутую гипотезу: сюжеты сказок демонстрируют нарушение прав человека.
Это исследование уже привлекло внимание учеников к умению правильно ориентироваться в различных правовых ситуациях. Перспективы исследования мы видим в изучении нарушения прав ребенка в других
литературных произведениях, а также в кино.
Работа может быть интересна и полезна учащимся школ при изучении прав
ребенка в рамках школьной программы (на уроках права, обществознания, истории), родительских собраниях, классных часах, а также всем интересующимся этой проблемой.
1.Ю.Г. Круглов. Русские народные сказки том 1. Сказки о животных. Волшебные сказки. Второе издание. Москва. Советская Россия, 1992
2. Бажов, Павел Петрович- М.: Астрель, 2014.
5. Конституция РФ. – Спб.: Питер 2013.
7. Перро, Шарль. Сказки. М.: РОСМЭН, 2014.
8. Семейный кодекс РФ.- СПб. Питер 2013.
9. Толстой А.Н. Приключения Буратино или Золотой ключик М.: Юнион, 2008
10. Трудовой кодекс РФ. СПб.: Питер 2013.
Текст книги «Права детей в сказках народов мира. Российско-американский проект»
Автор книги: Коллектив авторов
Жанр: Сказки, Детские книги
Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Права детей в сказках народов мира. Российско-американский проект
НАД КНИГОЙ РАБОТАЛИ
Лейла Намазова-Баранова, президент Европейской педиатрической ассоциации, директор Научно-исследовательского института профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей, профессор
Александр Баранов, Председатель Исполкома Союза педиатров России, директор Научного центра здоровья детей, профессор
Светлана Лазуренко, заведующая лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения Научного центра здоровья детей, доктор педагогических наук, доцент
Татьяна Остапенко, музыкальный педагог
Надежда Авдонина, дизайнер
Вероника Демченко, художник-иллюстратор
© Союз педиатров России
Вы держите в руках книгу из нового проекта Европейской педиатрической ассоциации, инициированного Союзом педиатров России и поддержанного национальными педиатрическими обществами.
«Почему сказки? – возможно, недоумеваете вы. – И при чем здесь права детей?» Но ответ очень прост! Мы, педиатры – признанные адвокаты детства! А дети во всем мире продолжают нуждаться в защите взрослых – от голода и насилия, стихийных бедствий и социальных потрясений и, к сожалению, иногда от действий (или бездействия) собственных родителей. Но мы верим в то, что добро всегда побеждает зло, что гадкий утенок в один прекрасный день превратится в прекрасного лебедя, и даже мальчик-с-пальчик сможет победить великана! И не сомневаемся, если люди будут больше знать о правах детей, эти права будут лучше соблюдаться. А значит, веселых и счастливых детей станет больше – на радость нам, педиатрам!
Конвенция о правах ребенка была ратифицирована 25 лет назад, но до сих пор широкие слои общества совершенно с ней незнакомы. Профессиональная ассоциация детских врачей страны – Союз педиатров России – решила внести свой вклад в изменение сложившейся ситуации. Реализуя этот проект, мы сможем достичь трех целей. Во-первых, читая своим малышам сказки, родители будут узнавать о правах собственных детей и проникаться идеей о необходимости их соблюдения в повседневной жизни. Во-вторых, те, кому сегодня эти сказки адресованы, очень скоро, в свою очередь, станут родителями, и будут ориентированы в проблеме прав детей уже очень хорошо. Ну и, наконец, немаловажен тот факт, что книга двуязычная – русско-французская, и этот проект, несомненно, будет способствовать повышению интереса маленьких читателей к изучению иностранных языков!
Нет лучшего способа передать детям, ради которых мы трудимся, и которыми когдато были сами, культурные традиции и ценности от поколения к поколению, чем сказки. Эти истории напоминают нам, что каждый ребёнок заслуживает право повзрослеть и стать тем, кем ему или ей предначертано. Как мировое сообщество педиатров и педиатрических организаций, мы должны отстаивать право каждого ребёнка на медицинскую помощь, образование, здоровое питание и безопасные, обучающие окружающую среду и общество. Мы должны стать мощным голосом нашей наиболее уязвимой популяции и открыто говорить о бедности и всех других проблемах, которые влияют на жизненный путь детей и подростков. Нет более важного призвания в мире – как нет и более значимого воздействия, которое мы можем оказать на мир – чем заботиться о детях.
С наилучшими пожеланиями,
Конвенция о правах ребенка
Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,
напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,
признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,
считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,
принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,
признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,
учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, согласились о нижеследующем:
Часть I
Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства и в рамках возможного, знать своих родителей и быть ими воспитанным. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
КАЖДОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОЗРАСТА 18 ЛЕТ, СЧИТАЕТСЯ РЕБЕНКОМ И ИМЕЕТ ПРАВО НА ИМЯ
Русская народная сказка. Снегурочка
Старик со старухой долго не имели детей. Ждали их не один десяток лет. Однажды зимой слепили старик со старухой из снега девочку. Получилась она красивая, стройная, совсем как живая. Так хотелось старику со старухой, чтобы эта девочка стала им дочкой! Стали они ей имя придумывать. Думали-думали и назвали девочку Снегурочкой. Как только назвали они ее, ожила девочка, подошла к старику со старухой, обняла их, поцеловала. Обрадовались старики, отвели девочку в дом.
Снегурочке очень нравилось жить у стариков. Они ее окружили теплом и заботой, а она отвечала им любовью и трудолюбием. Выполняла работу по дому, вышивала, пряла да готовила. Была Снегурочка кроткого нрава, скромна да стыдлива. Редко удавалось девчатам уговорить ее выйти с ними погулять.
В конце зимы русский народ празднует Масленицу, прощается со стужей. Все девушки в ярких нарядах собрались на высоком пригорке вокруг жаркого костра песни петь, хороводы водить. Снегурочка согласилась пойти к костру. Прыгнула она с подружками через огонь и от его сильного жара растаяла.
Статья 2. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка или каких-либо иных обстоятельств. Государства-участники предпринимают все необходимые меры, чтобы ребенок был эффективно защищен от всех форм дискриминации или санкций, обоснованных юридической ситуацией, мероприятиями, заявленными мнениями или убеждениями его родителей, представителей закона или членов его семьи.
ОБЩЕСТВУ ДОРОГ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК
Британская сказка. Мальчик-с-пальчик
Жили-были муж с женой, и не было у них детей. Они очень расстраивались, но не теряли надежды.
Однажды резала жена капусту и случайно отрубила себе мизинец. Взяла она свой палец, завернула его в тряпку и положила в корзинку. Проснулись утром муж и жена и слышат, что кто-то плачет. Удивившись, они подошли к корзинке и увидели там крошечного мальчика, ростом с мизинчик. Поэтому они и назвали его Мальчик-с-пальчик. Теперь они были счастливы и показали ребенка всем соседям, но никто не поверил, что Мальчик-с-пальчик родился таким образом, и посмеялись над мужем и женой.
Пошел раз отец землю пахать, а Мальчик-с-пальчик решил ему помочь. Залез он в ухо лошади и начал команды подавать. Лошадь все поле и вспахала. Ехал мимо барин, увидел, как лошадь сама землю пашет, удивился такому чуду. Стал просить продать ему эту умную лошадь, большие деньги предлагал. Рассказал честный мужик барину, что это сынок его лошадью управляет, но барин ему не поверил, рассердился: «Не может быть сынок таким маленьким!» Купил у мужика лошадь и к себе в конюшню поставил.
Ночью, когда барин уснул, Мальчик-с-пальчик пробрался в конюшню и приказал лошади домой возвращаться. Так и деньги у мужика появились, и лошадь осталась.
С тех пор все в деревне поверили, что у мужа с женой действительно настоящий сын есть, хоть и очень маленький.
Статья 3. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статья 4. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и в рамках международного сотрудничества.
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ЗАБОТУ, НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ
Ганс Христиан Андерсен. Принцесса на горошине
В одном королевстве жил принц. Захотелось ему жениться, но только на настоящей принцессе. Никак он не мог найти себе подходящую невесту. Однажды вечером во время страшной грозы в дверь замка постучалась девушка. Она была вся мокрая и дрожала от холода, но при этом утверждала, что она самая настоящая принцесса. «А вот это мы и проверим!» – подумала старая королева, мать принца. Она поспешила в спальню, приготовленную для девушки, и положила на доски кровати маленькую горошину. Сверху слуги положили двадцать перин и двадцать одеял на лебяжьем пуху. На эту кровать и уложили принцессу, а утром королева спросила, как та провела ночь. «Очень плохо! – ответила девушка. – У меня все болит, как будто в моей постели был огромный камень!» Теперь принц убедился, что перед ним самая настоящая принцесса. Ведь только настоящая принцесса может почувствовать горошину сквозь двадцать перин и двадцать пуховых одеял.
Принц тут же предложил ей руку и сердце, а также полцарства в придачу. Они быстро сыграли веселую свадьбу, а горошину поместили в красивую хрустальную шкатулку, как напоминание о том, какой должна быть настоящая принцесса.
Статья 5. Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
РОДИТЕЛИ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕБЕНКА
Русская народная сказка. Волк и семеро козлят
Жила-была коза, и было у нее семеро козлят. Они жили в маленьком доме на опушке леса. Однажды пошла коза на базар, а козлят одних дома оставила. Она заперла дверь на ключ и приказала никому не открывать.
А в лесу неподалеку прятался злой серый волк. Узнал волк, что козлята одни в доме остались, и пошел к избушке козы. Подкрался он к избушке, поскребся в дверь и заговорил тонким голосом: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла, молочка принесла!» Козлята были маленькие, наивные. Они подумали, что это мама вернулась, и дверь открыли. Вбежал волк в домик, переловил всех козлят, посадил в мешок и унес к себе домой. Только один козленок успел спрятаться за печкой.
Вернулась вечером домой коза, смотрит – а дома никого нет. Стала она плакать, кричать, своих деток звать. Вышел к ней из-за печки маленький козленок и рассказал, что случилось.
Пошла коза к волку своих детей выручать. У козы рога острые, копыта крепкие. Уколола она волка рогами, ударила копытами. Испугался волк и отдал ей козлят.
С тех пор коза никогда не оставляет маленьких козлят одних дома.
Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ
Русская народная сказка. Колобок
Жили-были старик со старухой. Детей у них не было. Вот и говорит старик старухе: «Испеки-ка ты мне колобок!» Испекла старуха колобок – румяный, красивый и поставила его студить на окошко. Скучно стало Колобку сидеть на окошке, спрыгнул он и покатился по дорожке.
Катится Колобок, а навстречу ему заяц. Увидел Колобка и захотел его съесть, но Колобок перехитрил зайца – спел ему песенку и покатился дальше. Тут навстречу Колобку волк идет. Увидел румяного Колобка и тоже захотел его съесть. Колобок и волка перехитрил. Спел ему свою песенку: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел и от тебя уйду». Катится дальше Колобок, а навстречу ему медведь. И медведю захотелось съесть Колобка, но ничего у него не получилось. Колобок спел свою песенку и укатился от медведя.
Катится Колобок дальше. Вот навстречу ему идет хитрая лиса и говорит: «Ой, какой красивый, какой смелый Колобок! Спой мне песенку, а я послушаю!» Понравились Колобку такие слова, спел он лисе песенку. А лиса говорит: «Стара я стала, ничего не слышу. Сядь ко мне на носик и спой еще разок!»
Сел Колобок на нос лисе, запел песенку, а лиса его – ам! – и съела.
Статья 8. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА СОХРАНЕНИЕ СВОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Ганс Христиан Андерсен. Русалочка
У морского царя было шесть дочерей. Все они были красавицы, особенно младшая. У нее были синие глаза, как озеро, нежная кожа, как лепестки розы, а вместо ног – хвост, как у рыбы. Русалочка была такой же мечтательной, как и ее сестры, она любила смотреть на оранжевое солнце сквозь толщу вод. Она ждала, когда ей исполнится пятнадцать лет, чтобы подняться на поверхность и увидеть мир, который так ее интересовал. Наконец этот долгожданный день наступил, она поднялась на поверхность, устроилась на большом валуне и оглянулась вокруг на мир людей. Вдалеке она увидела корабль, с палубы которого раздавались музыка и пение. Она подплыла ближе и увидела очень красивого молодого человека, которого сразу же полюбила. Вскоре начался шторм, и корабль под ударами волн не выдержал, развалился на части.
Все матросы утонули, но Русалочке удалось спасти своего принца. Она осторожно вынесла его на берег.
Вернувшись в царство своего отца, в глубину морей, Русалочка стала еще более грустной и задумчивой. Она тосковала о своем принце. Наконец, она решила стать его невестой. Тогда сама морская ведьма сварила Русалочке снадобье, от которого ее рыбий хвост превратился в две маленькие беленькие ножки. Но за это колдунья взяла себе ее прекрасный голос, и Русалочка, которая так прекрасно пела, стала немой.
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое решение может быть необходимо в ряде особых случаев, например, когда родители плохо обращаются или пренебрегают ребенком.
2. Во всех случаях, предусмотренных в параграфе 1 настоящей статьи, все заинтересованные стороны должны иметь возможность участвовать в обсуждении и довести до сведения свои взгляды.
3. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Статья 21. Государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов, и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;
b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанными с этим лицами;
e) содействуют достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений, в случае необходимости, и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось со стороны властей или компетентных органов.
РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НЕ РАЗЛУЧАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ