Какими средствами удается Чехову выдержать соотношение юмора и сатиры в произведении Толстый и Тонкий
Смешное и одновременно трагическое начало читатель находит в рассказе «Толстый и тонкий». Сюжет завязан на встрече друзей детства Миши и Порфирия на вокзале Николаевской железной дороги. Друзья, как и все нормальные люди, радуются, целуются и даже плачут от приятных воспоминаний. Эта встреча для них была как возвращение в свое далекое и такое милое детство. Разговаривали, вспоминали прошлое, интересовались, кто, как жил и чего достиг. Порфирий на вокзале был со своей семьей, женой и сыном. Жену звали Луиза, а сына Нафанаил. Тонкий рассказал, о том, что у него плохое жалование и, чтобы прокормить семью, он изготавливает на продажу портсигары, а жена преподает музыку. На вокзале они были по причине перевода Порфирия на новое место службы.
Общение Миши и Порфирия было дружеским, пока они не заговорили, кто какой имеет чин. Узнав, что Порфирий служит коллежским асессором, его друг на это не реагирует, продолжал относиться к нему с той же теплотой, как и в начале разговора. Но Порфирий весь побледнел, узнав, что друг детства обогнал его на несколько рангов, и стал теперь тайным советником. Он перед собой уже не видел друга, с которым только что обнимался. Перед ним стоял только большой чиновник. Порфирий резко поменял тон голоса, и стал называть своего друга на «вы», чем неприятно поразил Мишу.
Это и смешно, и грустно одновременно. Смех вызывает сама ситуация, при которой нет повода для чинопочитания, а грустно то, что человек потерял свое достоинство и честь, пресмыкаясь не перед человеком, а перед чином. Унижался перед своим другом, хотя тому была отвратительна эта сцена чинопочитания. Мишу неприятно удивили благоговение перед ним и натянутая улыбка на лице Порфирия. Так же, как и Порфирий, вели себя и его жена с сыном. Мальчишка, воспитанный на примере своих отца и матери, быстро застегнул пуговицы на мундире, также проявляя чинопочитание.
Автор рассказа, показывая смешную сцену преклонения одного друга детства перед другим, заставляет читателя задуматься и проанализировать моральные ценности главных героев произведения. Чехов осмеивает чинопочитание и с присущей ему иронией показывает поведение «маленького человека». Читая рассказ и понимая как странно ведет себя Порфирий, читатель не сможет сдержать смеха, но понимает, что вся ситуация показанная в нем и смешная, и грустная. Друзья повстречались на вокзале, и по глупому предубеждению тонкого снова разошлись.
А. П. Чехов в своем рассказе хотел показать людям на примере Порфирия, как смешно и нелепо может выглядеть чинопочитание. Притом, что такое поведение не означает в действительности ни уважения, ни почитания. Если встретив друга, Порфирий выражал свои истинные чувства, то после того, как он узнал о его чине, от хороших и теплых отношений и следа не осталось, только зависть и притворное чувство чинопочитания и преклонения.
Анализ рассказа Чехова «Толстый и Тонкий»
Автор: Guru · Опубликовано 07.03.2017 · Обновлено 08.10.2017
Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.
О чем рассказ?
Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий — Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.
Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил — тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».
Главные герои
Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.
Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.
Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».
Главные темы
Основная мысль и смысл рассказа
Автор хотел высмеять пороки, чтобы людям стало стыдно так себя вести. Общество должно было выдавить из себя лицемерие, которое, увы, стало неотъемлемой частью карьерного роста и преуспеяния в жизни. Тонкий лицемерит уже на автомате, он даже не осознает этого, как и вся его семья. Это уже не частный недостаток, это глобальная проблема, которую надо решать. Идея рассказа «Толстый и Тонкий» заключается в том, что лицемерие, скорее, погубит человекаА, а не поможет ему. Оно всегда заметно и противно смотрится. Люди отворачиваются от лицемера, как Михаил отвернулся от Порфирия. Они видят, что неискренность для лжецов – обычное дело, и не хотят быть обманутыми. Кроме того, лицемер смешон и ничтожен, его не за что уважать и тяжело любить. Своим поведением он перечеркивает свою репутацию.
Надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Главная мысль в произведении Чехова заключается в том, что жизнь лицемера перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга, но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.
Чему учит Чехов?
Сатирик высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Автор остроумно показал, как оно разрушает дружбу и превращает товарищей в Тонкого и Толстого, разделяя их навеки. Такое деление по чинам неоправданно, ведь хорошие люди есть везде, независимо от того, какое место они занимают и сколько у них оклад. Писатель понимает, что лизоблюдство, или его противоположность – презрение только вредят обществу, а не упорядочивают его, поэтому эти пороки он предает осмеянию.
Автор завещает своим потомкам всем известную мудрость: «Каждый день по капле выдавливай из себя раба». Этому труду стоит посвятить всего себя, иначе условности, предрассудки, общественное мнение или самодуры на пост выше могут сломить волю, искоренить индивидуальность и оставить бесхребетного человека на милость победителя. Свободная же личность гармонично развивается и обретает независимость взглядов и суждений, что позволяет ей выбирать свой путь.
Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)
Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».
История создания
Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:
Направление и жанр
Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.
Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.
«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.
Смысл названия
Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.
В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.
Композиция и конфликт
Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.
Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.
В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.
Суть: о чем рассказ?
На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.
Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.
Главные герои и их характеристика
Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:
герои рассказа «толстый и тонкий» | характеристика |
михаил | тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними. |
порфирий | коллежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком. |
Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:
Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.
Проблемы
Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.
Основная идея
Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.
Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».
Чему учит?
Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.
Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.
Критика
Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.
Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.
Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:
«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)
Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы.
«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.)
Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев.
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей.
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.
«Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание,
угодливость в рассказе.
Приемы создания характеров персонажей.
Просмотр содержимого документа
«Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей.»
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.
«Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание,
угодливость в рассказе.
Приемы создания характеров персонажей.
Учитель русского языка и литературы
Марунич Татьяна Александровна,
Эпиграф 1.»Краткость-сестра таланта»
Эпиграф 2.Человек – это то, во что он верит.
Формирование УУД и технология
Организация деятельности урока
На данном уроке: мы выясняем особенности стиля А. П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое;
учимся видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Максимальный уровень- решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет? (Приложение 1)
Вспомним некоторые факты биографии писателя, знакомые вам. Какие слова удалось расшифровать в буквенном квадрате?.( чехов, ялта, псевдоним, юмор, сахалин, таганрог, врач, чехонте, мелихово). Какое из слов является ключевым, обозначающим тему всего квадрата? (Чехов).
Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?
Послушаем сообщение об Антоне Павлович Чехове.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 по проверке домашнего задания).
Погружение в тему урока.
2. Анализ текста до чтения.
3. Анализ текста во время чтения.
4. Работа с текстом после чтения
– В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно.
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.
Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом из сборника «Пёстрые рассказы». Рассказы Чехова невозможно спутать ни с какими другими. Обращение к эпиграфу 1 о краткости. Отсюда их особенности:
нет подробного описания пейзажа, портрета
яркие художественные детали
основа рассказа – диалог
Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор.
(3 слайд) Изображение: Толстый и тонкий.
Посмотрите на эту иллюстрации, как вы думаете, как может называться рассказ?
О ком или о чем может идти речь в рассказе? Давайте предположим, каким будет содержание рассказа А.П. Чехова? Предположите, с какой целью написан рассказ?
Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает?
(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)
1.Работа со словарем
Рассмотрите словари (приложение 3)
Словарик (на каждой парте):
херес — сорт дорогого вина;
2. Выразительное чтение эпизода
– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг. Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
– В начале урока мы предположили, как могут выглядеть герои.
Совпало ли наше представление с авторским?
– Описывает ли Чехов внешность героев? Как, с помощью чего?
– Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?
3) Работа с таблицей (по 2-й части).
“Толстый” во 2-ой части рассказа
“Тонкий” во 2-ой части рассказа
1. Глаголы внутреннего состояния героев.
2. Мимика, жесты, поза.
3. Знаки препинания в конце предложений.
4. Обращение героев друг к другу.
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
“Толстый” во 2-ой части рассказа
“Тонкий” во 2-ой части рассказа.
1. Глаголы внутреннего состояния героев.
“Захихикал”, “приятно ошеломлён”.
2. Мимика, жесты, поза..
“Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.
“Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.
“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”
3. Знаки препинания в конце предложений.
4. Обращение героев друг к другу.
“..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”
Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий».
Какое качество характера осуждает автор? Давайте проверим, правы ли мы? Заполнив кроссворд, получим ответ.