Леди и Бродяга
Леди и Бродяга | |
Lady and the Tramp | |
Премьерная афиша мультфильма «Леди и Бродяга» | |
Жанр | семейный, мелодрама, комедия |
---|---|
Сиквелы | Леди и Бродяга 2: Приключения Шалуна (2001 г.) |
Режиссёр | Клайд Джероними Уилфред Джексон Гамильтон Ласк |
Продюсер | Уолт Дисней |
На основе | Счастливый Дэн, свист собаке, Уорд Грин |
Автор сценария | Уорд Грин Эрдман Пеннер |
Роли озвучивали | Пегги Ли, Барбара Ладди, Ларри Робертс, Билл Томпсон, Bill Baucom |
Композитор | Сонни Берк Пегги Ли Оливер Уоллас |
Аниматоры | Дону Холлидей |
Студия | Walt Disney Pictures |
Страна | США |
Дистрибьютор | Buena Vista Distribution |
Язык | английский |
Длительность | 73 мин 27 сек (PAL) |
Премьера | |
Бюджет | 4 млн долл. |
Сборы | &&&&&&&093602326.&&&&&0 93 602 326 долл. |
IMDb | ID 0048280 |
BCdb | подробнее |
Rotten Tomatoes | подробнее |
Официальный сайт |
«Ле́ди и Бродя́га» (англ. Lady and the Tramp ) — 15-й полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея 1955 года, первый мультфильм в формате CinemaScope, а также первый мультфильм, распространяемый с помощью дочерней компании Buena Vista Distribution (ранее распространением мультфильмов Диснея занималась компания RKO Radio Pictures). Сюжет мультфильма базируется на двух источниках — во-первых, на рассказе Уорда Грина «Счастливый Дэн, циничный пёс» (англ. Happy Dan, The Cynical Dog ), а во-вторых — на давней задумке диснеевского аниматора Джо Гранта.
Содержание
Сюжет
Однажды зимним вечером Джим Дир (Dear, досл. пер. с англ. — дорогой) дарит своей жене Дарлинг (Darling, досл. пер. с англ. — любимая) щенка Американского кокер-спаниеля по имени Леди. Леди быстро становится членом семьи, знакомится с соседскими собаками — шотландским терьером Джоком и бладхаундом Трасти (в других версиях перевода — Верный), а через полгода получает свой первый ошейник с номерком — собачьим «удостоверением личности».
На другом конце города, около железнодорожной станции, под водонапорной башней, живёт Бродяга — обычный бездомный пёс. Однажды утром он узнаёт, что в городе началась охота на бездомных собак, и двух его приятелей уже поймали. Не без труда ему удаётся освободить их и скрыться от преследования — так он и попадает в «богатый» квартал, в котором знакомится с Леди. Леди и Бродяга влюбляются и потом начинают жить вместе, и даже заводят щенков.
Разработка
В 1943 году сюжет был переработан в соответствии с литературным произведением Уорда Грина и сконцентрировался на противоречиях между Леди и Бродягой (хотя своё имя Бродяга получил не сразу — до этого его звали Бозо, Рэгсом и Гомером). Поначалу у Леди был только один пёс-сосед по кличке Хьюберт, но позже Хьюберта заменили Джоком и Трасти.
Существует несколько удалённых сцен, которые до настоящего времени так и не увидели свет. Первая из них — «ночной кошмар Леди» — её страх по отношению к человеческому ребёнку, реализующийся в виде «парада детских башмаков» (аналогичный параду розовых слонов в «Дамбо»). Другая удалённая сцена, представляющая особый интерес — эпизод с «миром собак» — мечты Бродяги об альтернативной реальности, в которой не люди являются хозяевами собак, а наоборот, собаки являются хозяевами людей.
Некоторые второстепенные персонажи претерпели значительные изменения в ходе работы над мультфильмом. Так, сиамские коты Си и Ам изначально планировались как гораздо более зловещие персонажи с расистским подтекстом. Тётя Сара же представлялась как суровая тёща-тиран без единого положительного качества. Крыса, олицетворяющая в мультфильме зло, изначально была комическим персонажем.
Герои
Основные герои
Герой | Порода | Примечания |
---|---|---|
Леди | Американский кокер-спаниель | Домашняя собака |
Бродяга | Дворняга | Бездомный пёс |
Поддерживающие герои
Второстепенные герои
Русский дубляж [4]
Фильм дублирован студией «Пифагор» по заказу компании «Disney Character Voices International» в 2005 году.
Леди и Бродяга
Леди и Бродяга | |
Lady and the Tramp | |
Премьерная афиша мультфильма «Леди и Бродяга» | |
Жанр | семейный, мелодрама, комедия |
---|---|
Сиквелы | Леди и Бродяга 2: Приключения Шалуна (2001 г.) |
Режиссёр | Клайд Джероними Уилфред Джексон Гамильтон Ласк |
Продюсер | Уолт Дисней |
На основе | Счастливый Дэн, свист собаке, Уорд Грин |
Автор сценария | Уорд Грин Эрдман Пеннер |
Роли озвучивали | Пегги Ли, Барбара Ладди, Ларри Робертс, Билл Томпсон, Bill Baucom |
Композитор | Сонни Берк Пегги Ли Оливер Уоллас |
Аниматоры | Дону Холлидей |
Студия | Walt Disney Pictures |
Страна | США |
Дистрибьютор | Buena Vista Distribution |
Язык | английский |
Длительность | 73 мин 27 сек (PAL) |
Премьера | |
Бюджет | 4 млн долл. |
Сборы | &&&&&&&093602326.&&&&&0 93 602 326 долл. |
IMDb | ID 0048280 |
BCdb | подробнее |
Rotten Tomatoes | подробнее |
Официальный сайт |
«Ле́ди и Бродя́га» (англ. Lady and the Tramp ) — 15-й полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея 1955 года, первый мультфильм в формате CinemaScope, а также первый мультфильм, распространяемый с помощью дочерней компании Buena Vista Distribution (ранее распространением мультфильмов Диснея занималась компания RKO Radio Pictures). Сюжет мультфильма базируется на двух источниках — во-первых, на рассказе Уорда Грина «Счастливый Дэн, циничный пёс» (англ. Happy Dan, The Cynical Dog ), а во-вторых — на давней задумке диснеевского аниматора Джо Гранта.
Содержание
Сюжет
Однажды зимним вечером Джим Дир (Dear, досл. пер. с англ. — дорогой) дарит своей жене Дарлинг (Darling, досл. пер. с англ. — любимая) щенка Американского кокер-спаниеля по имени Леди. Леди быстро становится членом семьи, знакомится с соседскими собаками — шотландским терьером Джоком и бладхаундом Трасти (в других версиях перевода — Верный), а через полгода получает свой первый ошейник с номерком — собачьим «удостоверением личности».
На другом конце города, около железнодорожной станции, под водонапорной башней, живёт Бродяга — обычный бездомный пёс. Однажды утром он узнаёт, что в городе началась охота на бездомных собак, и двух его приятелей уже поймали. Не без труда ему удаётся освободить их и скрыться от преследования — так он и попадает в «богатый» квартал, в котором знакомится с Леди. Леди и Бродяга влюбляются и потом начинают жить вместе, и даже заводят щенков.
Разработка
В 1943 году сюжет был переработан в соответствии с литературным произведением Уорда Грина и сконцентрировался на противоречиях между Леди и Бродягой (хотя своё имя Бродяга получил не сразу — до этого его звали Бозо, Рэгсом и Гомером). Поначалу у Леди был только один пёс-сосед по кличке Хьюберт, но позже Хьюберта заменили Джоком и Трасти.
Существует несколько удалённых сцен, которые до настоящего времени так и не увидели свет. Первая из них — «ночной кошмар Леди» — её страх по отношению к человеческому ребёнку, реализующийся в виде «парада детских башмаков» (аналогичный параду розовых слонов в «Дамбо»). Другая удалённая сцена, представляющая особый интерес — эпизод с «миром собак» — мечты Бродяги об альтернативной реальности, в которой не люди являются хозяевами собак, а наоборот, собаки являются хозяевами людей.
Некоторые второстепенные персонажи претерпели значительные изменения в ходе работы над мультфильмом. Так, сиамские коты Си и Ам изначально планировались как гораздо более зловещие персонажи с расистским подтекстом. Тётя Сара же представлялась как суровая тёща-тиран без единого положительного качества. Крыса, олицетворяющая в мультфильме зло, изначально была комическим персонажем.
Герои
Основные герои
Герой | Порода | Примечания |
---|---|---|
Леди | Американский кокер-спаниель | Домашняя собака |
Бродяга | Дворняга | Бездомный пёс |
Поддерживающие герои
Второстепенные герои
Русский дубляж [4]
Фильм дублирован студией «Пифагор» по заказу компании «Disney Character Voices International» в 2005 году.
10 занятных фактов о съёмках фильма «Леди и бродяга»
1. «Спагетти-цена» из мультфильма на сегодняшний день является одной из самых знаковых, цитируемых и пародируемых… Однако сам Дисней был готов вырезать её из фильма, думая что романтическая сцена с собаками будет уж сильно глупо смотреться.
Найдены возможные дубликаты
Это было трудное время, каждый зарабатывал как мог
Магия классической анимации.
«Леди и бродяга» в реальной жизни =D
3. «Леди и Бродяга» – первый полнометражный мультфильм, сделанный в широкоэкранном формате «Синемаскоп». Из-за этого нововведения аниматорам пришлось решать ряд новых, специфических проблем: насыщать панорамы дополнительными деталями и второстепенными персонажами, а крупные планы почти полностью исключить. Кроме этого приходилось всё время верстать картинку так, что бы потом было безболезненно резать кадр для демонстрации фильма в обычных кинотеатрах.
Странно, что не указан этот факт «Первоначальный финал мультфильма был гораздо более трагическим — Трасти умирал, пытаясь остановить экипаж с Бродягой, направляющийся в собачий приют».
Вот же делали раньше.
Референсы, примеры, реальные животные, детали, декорации.
Ко всему подходили серьезно и получалось реально что-то стоящее.
А сейчас лишь бы наклепать быстрее и сбагрить в кинотеатры, чтобы собрать денег :\
Это кинг чарльз спаниель
Мультфильм не является вторым по сборам. 93 млн. против 267 млн. Бэмби. И вышла Бэмби за 10 полнометражек до Леди и Бродяги.
Почти у всех мультфильмов дисней есть убогая вторая часть, изданная только на VHS\DVD\Bluray, минуя кинотеатры. А иногда даже и третья.
Сейчас, впрочем, они отказались от такой практики
сцена же. ну пропустил чувак букву, с кем не бывает
Так это были не волосы?!
По-моему, в мультиках Диснея пошлая рисовка и дешёвые эмоции.
После этого коммента у меня настоящий ступор. А как снимали эти старые мультики?
Вот таким агрегатом послойно ставится изображение (фон, предметы на фоне, персонажи, бегущие облака и т.д.), затем покадрово снимается. Анимируется вручную. Затем каждый отдельный кадр склеивается в ленту, образуя фильм. Миллионы рисунков для одного простого мультфильма. На «Пластилиновую ворону» вроде как порядка 3 тонн пластилина ушло.
Хм, то есть съёмки обычного нарисованного и пластилинового мультика, по сути, ничем не отличаются? Я думал там как-то всё более автоматизированно (неправильное слово, да, но другого подобрать не могу) что ли. Спасибо, интересно!
Вы только представьте, сколько, например, вот тут кадров, которые должны сходиться с предыдущим и следующим. Вы бы смогли быть аниматором в то время? Я бы точно нет.
Мультфильмы Уолта Диснея, которые мы ждали целую неделю: вспомним детство 90-х
«Приключения мишек Гамми» (1985)
«Утиные истории» (1987)
«Новые приключения Винни-Пуха» (1988)
Этот мультсериал не входил в список моих любимых. И такой вариант истории о плюшевом медвежонке мне не очень по душе. Всё же я обеими руками за нашего Винни Пуха, который поёт песенки голосом Евгения Леонова. Тем не менее, мы смотрели и этот мультсериал с большим удовольствием, да и саундтрек про «мишку, плюшевого мишку» засел где-то там же, в глубинах мозга.
«Чип и Дейл спешат на помощь» (1989)
«Чудеса на виражах» (1990)
Этот мультфильм я плохо помню. Почему подзабыл?
В «Русалочке» мне очень нравились рыбка Флаундер и краб Себастьян (почему-то подозрительного красного цвета). А вот Ариэль почему-то подбешивала. Но серии были очень интересными и мелодия такая красивая была. По-моему она практически визитная карточка диснеевских мультфильмов.
Почему-то кажется, что этот мультфильм шёл под другим названием, что-то вроде «Хвостатого детектива» или «Хвостатого полицейского». Вообще очень плохо помню, о чём там. Наверное потому что не интересно было смотреть про расследования.
Нет, ну тут надо пропеть!
Добрый путник войди в славный город Багдад,
Ты своим не поверишь глазам.
Ждёт тебя впереди приключений каскад.
Ты готов? Открывайся — сезам!
Здесь чары и месть, отвага и честь,
О дивный востооооок! О сказочный краааай!
Хоть лукав и жесток, но прекрасен восток,
Наточи свой клинок и вперёд,
Пусть ковёр-самолёт от забот унесёт
На восток куда сказка зовёт!
Гуфи и его команда (1995)
На этом сериале то ли закончилось моё детство, то ли закончился показ Диснея. Но после Гуфи я ничего не смотрел. И почему-то казалось, что Дисней уже не тот. Наверное всё же вырос.
Ариэль
Ариэль
Автор: ROY THE ART (roytheart_)
Тёмная королева
Черный и Пошлый юмор Диснея
Навеяло постом о мультике, где утки едят утку.
У Диснея вообще своеобразный юмор. Который, временами, граничит на грани фола.
Вот Вам, к примеру, кадр из мультфильма »The Three Little Pigs» (1933 года).
И, кроме этого, есть явные непонятки с датой «рождения» этого ушастого маскота. Официальным дебютом мышонка на экране принято считать мультик «Пароходик Вилли». Однако перед «Пароходиком» были созданы еще две ленты, «Plane Crazy» («Безумный самолет») и «The Gallopin’ Gaucho» («Скачущий гаучо», адаптивный перевод — «Верхом на страусе»).
У Диснея были проблемы с раскруткой этих короткометражек — первые два мультика про Микки не внушали инвесторам доверия, и только «Параходик Вилли» получил добро и Микки официально «родился». Но это все лирика, а суровая правда выглядит так: в «Верхом на страусе» Микки Маус обстоятельно курит сигару, со смаком употребляет пиво и лихо танцует с Минни, у которой на месте предполагаемого бюстгальтера непонятные белые пятна. Можете сами ознакомиться. Выкладываю мульт 1928-го года.
Вообще, в мультфильмах Диснея ярко прослеживается идея алкоголизма и курения. Пусть и в воспитательных целях, но всё же не все дети могут понять оригинальный посыл автора. К примеру сцена из мультфильма Дамбо (Dumbo, 1941 год), где мышь и слонёнок набухиваются до «розовых слонов» может быть понята детьми более старшего возраста.
НО, если в раннем Диснее просматривается тяга к зависимостям, то в более поздних картинах студии доминирует уже юмор с явно сексуальным подтекстом. Вот вам, к примеру, обложка к изданию мультфильма «Русалочка» (The Little Mermaid, 1989 год). Смотрим все внимательно. Что это у нас там за странная такая башня у замка. Что-то мне это напоминает. Студия, конечно, отрицала всё. Но обложку всё-же сменили.
«Дорога в Эльдорадо», 2000.
«Холодное сердце», 2013
В оригинальной версии Джуди тоже говорит о том, что зайцы хороши в умножении. Только вот «multiplying» — это еще и размножение. Ник никак не ожидал от вроде как приличной робкой девушки услышать такую пошлость.
И это только то, что я бегло вспомнил про Диснея. А есть еще десятки других произведений этой студии, в которых можно обнаружить не менее черные и пошлые шутки. Но о них расскажу как-нибудь в другой раз.
. и пример ну совсем не джентельменского обращения с Дональдом Даком.
Помни
Стар против сил зла.Комикс(Я съем тебя живьем, малыш)
Стар против сил зла.Комикс(Лучше утреннего кофе)
Стар против сил зла.Комикс(Правда)
«Падал прошлогодний снег»
чьи чувства оскорбил этот мультфильм по версии советской цензуры
Новогоднюю «пластилиновую» сказку, созданную в 1983 году, любит не одно поколение детей и взрослых. Реплики из мультфильма ушли в народ сразу после премьеры и стали крылатыми фразами. Однако советские чиновники были не в восторге от картины – по их мнению, она могла обидеть сразу несколько народов, проживавших на территории страны.
Сложная история о «простом мужике»
У создателя «Прошлогоднего снега» Александра Татарского отношения с цензурой всегда были сложными. Еще во время работы над другим известным мультфильмом – «Пластилиновой вороной» – он был вынужден доказывать, что его работа не является вредной и безыдейной. Снять мультфильм удалось только благодаря былым заслугам: в 1980 году Татарский создавал анимационные заставки для трансляций летней Олимпиады. Мультипликатор получил всеобщее признание, когда в Книгу рекордов Гиннеса вошла другая воплощенная им заставка – для детской передачи «Спокойной ночи, малыши!». Вдохновленный этим успехом, Татарский принялся за создание мультфильма «Падал прошлогодний снег» по сценарию Сергея Иванова. Начать работу долго не давали. Александру Татарскому навязали другую тему – про пионеров, собирающих металлолом. Тогда он пригрозил чиновникам, что сделает юмористический мультфильм, посвященный Ленину. Партийные функционеры сдались и позволили Татарскому заниматься «Прошлогодним снегом». Правда, сначала мультфильм носил рабочее название «Ёлки-палки, лес густой».
История начинается с того, что жена посылает наивного и глуповатого мужа в лес, найти и принести новогоднюю елку. Но запутавшись в чудесах, неоднократно потеряв и снова обретя собственный облик, он возвращается домой ни с чем. «Маловато, понимаешь. Маловато будет!», – причитает на протяжении всего мультфильма мужичок. Как только цель начинает приближаться и кажется, что герой вот-вот достанет злополучную елку, наступает весна. «Он и в третий раз ходил за елкой, и добыл ее. Но это было уже весной, и он отнес елку обратно», – рассказывают зрителю. «Падал прошлогодний снег» изначально предназначался для просмотра людьми разных возрастов. Он полон культурных отсылок, которые по силам понять только, пожалуй, взрослому. Здесь звучат цитаты из русской классики – «Ох уж эти сказочники!» из «Бедных людей» Достоевского, «Карету мне, понимаешь! Карету!» из «Горя от ума» Грибоедова. Создатель мультфильма обратился и к мировой живописи: кадр, где главный герой сидит в центре стола, окруженный 12 персонажами, является пародией на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи.
Поиск тайных смыслов
Мультфильму Александра Татарского пришлось столкнуться с массой претензией еще до выхода на экраны. Проблема возникла с актером Станиславом Садальским, работавшим над озвучкой мультфильма. Дело в том, что перед сдачей картины до председателя Гостелерадио Сергея Лапина дошли сведения, что Садальский был задержан в ресторане гостиницы «Космос» с иностранной гражданкой. Эта подозрительная женщина оказалась двоюродной бабушкой актера, которая еще в 1917 году эмигрировала в Германию, а теперь захотела повидаться с внуком. На тот момент ей было 75 лет. Садальский очень обрадовался знакомству с новоиспеченной родственницей, однако платой за их общение стали ограничения актера в правах. На несколько лет он стал невыездным, а его фамилию исключили из титров мультфильма.
«Падал прошлогодний снег» был как будто специально сделан для того, чтобы каждый при желании мог найти в нем тонкие намеки, анекдоты про действующую власть или оскорбительные образы. Каждый кадр мультфильма придирчиво изучали на партсобрании. Со скандалами пропустили фразу: «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого?! Так я первый буду!». Мультфильм был разобран на отдельные эпизоды, раскритикован и отправлен на доработку. Режиссера пристыдили за то, что, дескать, в картине «всего один герой – русский мужик, и тот идиот». Александр Татарский рассказывал, что перед сдачей «Прошлогоднего снега» находился в предынфарктном состоянии – настолько зыбким казалось будущее его работы из-за цензурных ограничений. Композитор Григорий Гладков вспоминал: «Цензоры считали его дурачком, недоумком, а мультфильм насмешкой над русским народом, ну заодно и над украинским и татарским, потому что режиссер из Киева, а фамилия у него Татарский. У чиновников в голове смешались украинцы, татары и русские». Хотя главный герой мультфильма ужасно не понравился партийным работникам, в народе он приобрел невероятную популярность и встал в один ряд с культовыми новогодними персонажами советского кино.
6 фактов о мультсериале «Чип и Дейл спешат на помощь»
65-серийный мультсериал «Чип и Дейл спешат на помощь» входит в топ-100 лучших анимационных лент всех времен и народов. И конечно, он навсегда остался в сердцах детей 90-х, которые со всех ног бежали к телевизору при первых же аккордах заглавной песни, исполненной группой The Jets. Милая изобретательница Гайка, которая может сконструировать хоть самолет из пластиковой бутылки, хоть арбалет из карандаша и вантуза; рассудительный Чип и безалаберный Дейл; любитель сыра Рокфор и его верный друг Вжик; злодей Толстопуз и сумасшедший ученый профессор Нимнул не забыты и сейчас. Теперь они стали героями многочисленных мемов, фан-артов и фестивалей косплея.
1. Чип и Дейл начинали с эпизодов в других мультсериалах
Впервые Чип и Дейл появились на экране в мультфильме «Рядовой Плуто» в 1943 году и за последующее десятилетие стали героями еще 23 анимационных лент. Тогда у них не было их знаменитых нарядов – куртки, шляпы и гавайской рубашки, а занимались они в основном тем, что делали пакости Дональду Даку. В мультике 1952 года под названием «Два бурундука и одна мисс» они борются за сердце прелестной бурундучихи Клариссы, а никакой Гаечки еще и в помине нет.
2. По первоначальному сценарию главным героем мультсериала должен был стать мышонок
По замыслу автора идеи Тэда Стоунса команду спасателей должен был возглавить мышонок по имени Кит Колби, а состояла она из хамелеона, близорукого орла, ящерицы и парочки мышей — первоначальных вариантов Рокфора и Гаечки. Но эти персонажи не понравились продюсерам, и было решено заменить их на уже существующих героев — Чипа и Дейла. Бурундуков очеловечили, подарив им голоса и одежду, а нескольких участников команды заменили новыми.
3. Всех героев, кроме Чипа и Дейла, на самом деле зовут по-другому
Имена Чипа и Дейла появились благодаря фамилии знаменитого мебельного мастера XVIII века Томаса Чиппендейла, и русские переводчики не стали изменять их. А вот Гаечку в оригинале зовут Гаджет Хакренч (Gadget Hackwrench), что переводится примерно как «гаджет, отвинчивающий гайки»; усатую австралийскую мышь, известную нам как Рокфор, — Монти, или Монтерей Джек (Monterey Jack) — по названию популярного в США сорта сыра. Вжика по-настоящему зовут Зиппер (Zipper), а Толстопуза — просто Толстый кот (Fat Cat).
В остальных странах бурундукам дали другие имена: Пиф и Пуф — в Швеции, Тико и Теко — в Бразилии, Тик и Так — во Франции, а в Нидерландах и вовсе Кнаббел и Баббел. В Германии их назвали Чипом и Чапом, а вот Толстопуз в немецкой версии получил элегантное прозвище Аль Катцоне (Al Katzone) — от Аль Капоне.
4. Создатели Чипа и Дейла вдохновлялись образами известных киногероев 80-х
До того, как парочка бурундуков получила свой собственный мультсериал, Чип и Дейл почти не носили одежды. Но затем создатели нарядили Чипа в летную куртку и широкополую шляпу, как у легендарного героя приключенческих фильмов Индианы Джонса, а Дейла — в гавайскую рубашку детектива Магнума из одноименного телешоу 80-х.
5. У Гаечки тоже есть прототип
Прототипом для Гаечки послужил образ талантливой юной изобретательницы Джордан из фильма «Настоящий гений» 1985 года. По сюжету героиня постоянно придумывает и совершенствует разные технические приспособления, чтобы помочь своим столь же гениальным друзьям предотвратить попадание изобретенного ими мощного лазера в руки злодеев-военных.
6. Профессор Нимнул срисован с реального человека
И наконец, безумный ученый в белом халате и в очках с толстыми линзами, который мечтает уничтожить спасателей, а заодно и весь мир, — шарж на актера и сценариста Брюса Толкингтона, одного из создателей «Утиных историй», «Робокопа» и «Винни-Пуха».
Почему атомы взаимодействуют между собой, или как работает химия.
Всем привет. В своё время меня просто поразило, когда я узнал, почему же атомы взаимодействуют между собой. Вот сегодня, я хочу с вами этим поделится.
Дело в том, что атомы несовершенны. И они, стремясь к гармонии, ищут того, с кем они это могут сделать. Звучит поразительно, но на деле всё так и есть, а теперь подробней.
Для начала давайте посмотрим, как устроен атом. Он довольно сильно похож на солнечную систему. Внутри у него массивное ядро, а вокруг летают относительно маленькие электроны. Поподробней рассмотрим самый простой атом во вселенной – атом водорода. Ядро у него в подавляющем большинстве случаев представляет обычный протон. Массивную положительно заряженную частицу. А электрончик заряжен отрицательно, вспомнив что разноимённо заряженные частицы притягиваются, понимаем почему электрон вокруг протона крутится, он попросту притягивается кулоновскими силами.
Теперь частности. Порой, это происходит довольно редко, в ядре водорода присутствует не только протон, но и ещё одна массивная частица – нейтрон. Она не имеет заряда, а имеет только массу, примерно такую же, как и протон. И мы получаем атом водорода, который весит вдвое больше, чем его собрат из первого примера, но обладает теми же химическими свойствами.
Такие атомы одно и того же элемента которые отличаются только массами называются крутым словом – изотоп. Обычно для них не придумывают отдельных названий, просто говорят уран 235 или уран 238. Но для водорода сделали исключения и все три его возможных изотопа имеют свои имена, протий – одинокий протон, дейтерий – протон + нейтрон, и тритий – протон + два нейтрона.
О том сколько и каких изотопов на нашей земле, мы можем примерно узнать из таблицы Менделеева, достаточно посмотреть на относительную атомную массу, которая написана рядышком с каждым элементом
Для водорода это 1,00794. Атомная масса чистого протона + электрон немного меньше. Разница получается от того, что в природе есть изотопы. Взяли миллион атомов взвесили их, но не в килограммах, а в относительных атомных массах, которая равна кстати 1/12 массы изотопа углерода С12, а потом результат разделили на миллион и получили 1,00794. Другими словами, это число сумма масс изотопов, умноженных на их процентное содержание на земле.
Теперь подробней об атомах. Электроны крутятся вокруг ядра, но не где захотят, а только на особых орбитах, которые называются энергетические орбитали. И вот здесь начинается самое интересное. Орбитали представляют собой концентрические сферы, т.е одна внутри другой, как матрёшки, а внутри есть ещё такая штука как подуровень. И у каждого подуровня есть максимальное количество атомов, которые он может уместить внутри, также есть определённые правила заполнения. Если атом имеет полностью завершённую внешнюю орбиталь, то он – совершенный. Ему вообще ничего не нужно, он и сам по себе крутой. Он вообще не будет участвовать в химических реакциях (ну или делает это крайне неохотно). В химии такие атомы называют – благородными, или инертными. Это, например гелий, неон аргон.
Остальным атомам, которые имеют незавершённые подуровни энергетических орбиталей, тоже хочется совершенства, и они начинают взаимодействовать друг с другом. Самый простой пример может нам показать атом тот же атом водорода, у которого вокруг ядра болтается одинокий электрон. Его внешняя энергетическая орбиталь может вместить два, а потому он несовершенен. И он ходит вокруг, ищет такого же бедолагу, с которым можно задружится. При встрече с другим атомом водорода, они соединяются. Их электроны теперь не принадлежат одному, а одновременно обоим атомам, и вроде теперь на энергетической орбитали каждого из них по два электрона. Они теперь счастливы. Они теперь не атомы, вместе они стали молекулой. Это молекула довольно гармонична и каждый атом участник обладает одинаковыми правами, потому что тянет к себе электрон с одинаковой силой. Такая связь атомов называется ковалентная неполярная.
Я немного слукавил, говоря о том, что кислороду нужно раздать 6 электронов, я не упомянул о подуровнях. У него есть возможность отдать только два электрона чтобы получить завершённость подуровней. Но таких профитов как при полностью завершённой внешней орбитали он не получит, поэтому делает так крайне неохотно.
Ещё более жестокий пример, когда атому не хватает всего одного электрона на внешней орбитали и он хочет принять этот электрон очень сильно, а другой так же сильно хочет его отдать. В этом случае мы получаем ситуацию, когда один атом совсем отбирает электрон у другого, и два этих атома держатся друг около друга за счёт электромагнитных сил. В этом случае говорят о ионной связи. Самый яркий пример такой связи — это молекула обычной соли NaCl.
В целом желание атомов завершить свою орбиталь и образует всё многообразие химических реакций, дальше частности.
Не путайте химические реакции с реакциями синтеза или распада, при которых получаются не новые химические вещества, а новые элементы таблицы Менделеева. Об этом я обязательно расскажу ка нибудь в другой раз.