Природа и человек в рассказе теплый хлеб

Сказки

Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

Разделы: Литература

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации учащихся к сказке, презентация

1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. (Слайд 2)

Ребята, мы с вами познакомились на прошлом уроке со сказкой К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомним кратко ее сюжет.

— Кто желает рассказать?

Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу “Ну, тебя” обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку.

— Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.

2. Стадия осмысления

Итак, сказка “Тёплый хлеб”. Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

— Как вы понимаете значение слова “хлеб”? (Это житейская необходимость, потребность).

— Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб”. Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Слайд 4)

Теплый от старославянского – жар, огонь. Таким образом, теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.

— Где происходят события? (В деревне Бережки)

— Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов “беречь”, оберегать”). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский.

— Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?

На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.

Определим круг героев.

2. Знакомство с характеристиками героев сказки.

Давайте охарактеризуем героев: (Слайд 7)

Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

Читайте также:  Рассказы о мифических существах в россии

Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.

Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.

— Итак, Фильку звали “Ну, тебя”.

Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?

— Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему “наплевать”.

— Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках.

3. Выразительное чтение отрывка (от “Зима в этот год стояла. ”).

4. Анализ эпизода. Составление схемы.

— Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

— Конь помешал ему есть хлеб.

— Проследим за последовательностью действий Фильки. (Слайд 8)

— Как поступил Филька?

— Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.

Как отразился поступок Фильки, на ком?

Последствия Филькиного поступка (Слайд 9)

Слеза скатилась у коня из глаз.

В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.

— В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)

— Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)

— Какую историю она рассказала? Истории чем-то похожи?

(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности)

— Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?

(страх, вину, боялся, что умрет)

— Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)

— Инсценировка эпизода. Сначала вы получите задание. (Слайд 10)

1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).

2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).

Читайте также:  Рассказ о чиновниках в тетради портрет занятия речь отношение к службе в таблице

3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?

(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).

Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?

-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).

— Изменился ли Филька в конце сказки?

— Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)

— Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.

Сравнительная характеристика эпизодов: (Слайд 11)

Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов “Зима в этом году стояла теплая. ”),

— В какой момент началась метель?

Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в произведении. Давайте найдем это в тексте.

Групповая работа. (Слайд 12)

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки: 1) “Слеза скатилась. они трещали, лопались”

2) “В морозные дни. с темной водой”.

— Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он (Филька) видит? (Слайд 13)

— Как скрипит снег? /Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. /

— Каким был воздух? / Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, как стеклянные. Воздух колет Фильке грудь.

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

Читайте также:  Рассказ о моей будущей профессии учителя

Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки. Примирению с конем).

Чтение эпизода “Филька мирится с конём”

Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку “Да ну тебя”.

Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.

— Почему же сказка о Фильке и о коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня).

— В каком значении употреблено слово «тёплый» в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово «тёплый» употреблено в значении «согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой»).

— Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.

Заключительное слово учителя. (Слайд 15)

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Звучит песня “Дорогою добра”. Одновременно идёт показ слайдов с изображением природы.

1. Ребята, вам понравился урок?

2. Как вам работалось на уроке?

3. Комфортно ли вы себя чувствовали?

Домашнее задание: выписать из текста сказочные и реальные мотивы или эпитеты

Война, раненый конь, голод, злоба

людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. Сказочное

Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.

Ответить на вопрос: Чему учит сказка “Теплый хлеб”?

Источник

Познавательное и интересное