Природоведческие сказки в бианки традиции фольклора и новаторство

Сказки

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Роль природоведческих рассказов В.Бианки в воспитания интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Роль природоведческих рассказов
В.Бианки в воспитания интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Молинская Галина Алексеевна

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношешоо ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Авторы книги «Детские писатели» считают, что В.Бианки использует в своих сказках-несказках приёмы, характерные для народной сказки:

В те же 20-е годы появляются рассказы и повести В.Бианки, обращённые к читателям младшего возраста. В них содержится несколько меньше познавательных сведений, чем в сказках-несказках, но и художественная задача отлична — писатель не столько разъясняет законы природы, сколько пытается показать, зачем их надо знать и как использовать (подобным образом построены «Клуб колумбов», рассказы «как дяденька Волов искал волков» и «По следам»). Большой интерес представляет повесть «На великом морском пути» написанная по результатам наблюдений за птичьими перелетами. История путешествий дикого гуся-казарки в приключенческой форме знакомит читателей с сущностью закона борьбы за существование в природе, и одновременно — вызывает с их стороны сопереживание герою в его напряженных приключениях.

В 30-е годы становится заметным стремление В. Бианки к более широкому охвату явлений, теперь писатель показывает не только отдельные биологические законы, но и их взаимосвязь, изображал как единый процесс борьбу за существование и приспособление животных к окружающей среде (таковы, например, «Сказки зверолова»). Увлекательный сюжет «Мышонка Пика» или «Где раки зимуют» построен по приключенческому принципу: каждый рассказ — своеобразная «биография» героя с подробным описанием биологических условий существования животного, реалистически точным изображением деталей «портрета». Автор не безразличен к судьбе своих героев, и легко вызывает у читателей чувство сопереживания по отношению к ним.

Во всех этих произведениях фантастика и сказка соединяются с познавательным началом, правдивыми и точными сведениями из жизни природы. Прекрасное знание особенностей детского мировосприятия позволяет писателю отмечать в первую очередь те признаки и повадки, которые будут интересны ребёнку.

Нередко в рассказах отмечается образ ребёнка-наблюдателя, который оказывается своеобразным связующим звеном между автором и его юным читателем — таков цикл рассказов «Мой хитрый сынишка». Маленький следопыт многое видит и замечает, но его выводы часто бывают ошибочными (Причём В. Бианки использует типичные для детей ложные истолкования увиденного), поэтому рядом с ребёнком появляется взрослый, знающий и умеющий объяснять герой — альтер эго автора (рассказы «Сумасшедшая птица», «Про одного мальчика», «Кузя двухвостый»).

Безусловным достоинством «газеты» является её лаконизм, доходящий порой до словесных формул (Старшие спокойно клюют зёрнышки — и ты клюй, старшие головы подняли и не шевелятся и ты замри, старшие наутёк и ты наутёк), умелое использование разговорных интонаций («Лисёнок увидал на поляне мышиные мелкие строчки. Ага, думает, сейчас закусим!»), способность воспроизводить и передавать разнообразные лесные звуки (пауки и кузнечики скрипят, дятлы — барабанят, иволги — свистят, сова хохочет, филин ухает).

Книги о природе для детей дошкольного возраста разнообразны по жанрам. пишет автор, в них в простой и занимательной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы.

Автор считает, что особое место в работе с детьми занимают сказки. раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе.

Дети очень любят сказки В. Бианки о животных с занимательным сюжетом, К ним можно отнести такие, как «Кто чем поёт», «Лесные домишки». «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Лис и мышонок». В.Бианки даёт яркие и меткие характеристики животных, знакомит детей с их приспособлениями к условиям жизни, что имеет большое воспитательное и познавательное значение. Например, не все дети знают, какой у дубоноса крепкий и сильный клюв. Он своим клювом может расколоть даже вишнёвую косточку. А дятел прекрасный мастер — без долота и циркуля выдалбливает великолепное дупло.

Яркие образы героев-животных надолго сохраняются в памяти детей. Это и красноголовый воробей, и ласточка-береговушка, и сова. Из сказки В.Бианки «Лис и мышонок» дети узнают о том, лисьи охотятся за мышами, а мыши живут в норках, в которых есть спаленки и кладовочки с боковыми ходами-отнорочками. Сказки В. Бианки помогают детям ответить на многие вопросы: «для чего нужны зверям хвосты?», «Какие птицы выводят птенцов зимой?» и д.р.

С.Н. Николаева в своей книге «Методика экологического воспитания в детском саду» рекомендует в старшей группе на протяжении всего учебного года систематически использовать литературные произведения В. Бианки. Автор считает, что сюжеты произведений В. Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относится ко всему, что существует и живёт рядом.

С.Н. Николаева в своей методике значительное место отводит творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию детьми иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки и изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению детьми рассказов о природе с их последующим оформлением в книжечки организации воспитателем совместно с дошкольниками выставок.

В 1986-м году на съезде писателей СССР, когда речь пошла о защите природы, о необходимости формирования нового экологического сознания, имя старейшего писателя-анималиста нашего времени — В. Бианки вспомнилось неоднократно: «Жил среди нас удивительный, уникальный писатель Виталий Валентинович Бианки, его всю жизнь упрекали, что пишет он не о главном — пишет о птичках, цветах и деревьях. Для воспитания экологического сознания наших современников, а вернее сказать — для воспитания нравственного отношения к природе, он сделал больше, чем кто- либо другой…»

Источник

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

контрольная работа Значение творчества В.В. Бианки в развитие научно-художественной природоведческой книги

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.05.13. Год: 2013. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Министерство образования и науки РФ
ФГБОВПО «Сочинский государственный университет»
Социально-педагогический факультет
Кафедра общей и профессиональной подготовки

Читайте также:  Рассказ про железную дорогу для детей

по дисциплине «Детская литература»
на тему «Значение творчества В.В. Бианки в развитие научно-художественной природоведческой книги»

Выполнила:
Студентка 2 курса,
спец. 050707, 10 ЗДП
Церцвадзе Р.Г.
Проверила:
доцент Шапкина С.А

Введение 3
1.Тематика жанра и своеобразие произведений
В.В. Бианки адресованное детям. 5

2.Своеобразие природоведческих сказок В.В. Бианки связь их
с народной традицией отличие от народных произведений 7

3. Образ охотника в контексте рассказов
В.В. Бианки адресованных детям. 10

4. История создания художественная структура и содержание
«Лесной газеты» 12

5. Моральный аспект природоведческой литературы 15
Заключение 17
Список литературы 19

2. Своеобразие природоведческих сказок В.В. Бианки связь их с народной традицией отличие от народных произведений

3 Образ охотника в контексте рассказов В.В. Бианки адресованных детям.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Творчество В.В. Бианки

Традиции устного народного творчества и классической литературы в произведениях писателя В. Бианки. Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Умение в произведениях для детей дать представление о закономерностях явлений природы.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.03.2014
Размер файла 27,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Многообразие жанров в творчестве В.В. Бианки

Богатство сведений о жизни природы, занимательность изложения материала

Традиции устного народного творчества и классической литературы в произведениях писателя В. Бианки

Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Умение в произведениях для детей дать не только сведения о повадках и образе жизни животных, но и первое представление о закономерностях и взаимосвязи явлений природы

Анализ сказки «Первая охота»

Список использованной литературы

бианки творчество литература природа

Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Большое влияние на его творчество оказали известные русские писатели Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков, д.Н. Мамин-Сибиряк, американский писатель Э. Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были мастера научно-познавательной книги для детей М. Ильин, К.Г. Паустовский, В. Житков и другие.

Многообразие жанров в творчестве В.В. Бианки

Задачей детской литературы 20-х годов, на заре творчества В.В. Бианки была создание новой детской литературы. Вот как об этом писала в те годы Н.К. Крупская: «Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмыслить окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми».

То есть, нужно было строить детскую литературу заново. В то время появилось много писательских группировок, каждая из которых пыталась отстоять свои представления о развитии детской литературы.

Бианки участвовал наравне с другими писателями в создании новой детской литературы. Он писал научно-художественные книги для детей, где главной темой была тема природы и человека. Если сравнить его творчество с творчеством других писателей, работавших по этой же теме, то можно увидеть много отличного, но в тоже время и общее, а именно, привитие понимания и любви к родной природе. Такими писателями были: В. Арсеньев («Дерсу Узала»), М. Пришвин, И. Соколов-Микитов. В. Бианки пытался решить проблему «человек и природа» по-иному, создавая научно-художественные сказки. Он облекал сложные научные вопросы о жизни животных в необыкновенные, увлекающие детей приключения обитателей лесов, полей и рек.

В 1928 году вышла «Лесная газета», ставшая уникальным произведением в мировой детской литературе.

В 30-х годах вышли новые произведения В. Бианки: «Приключения муравья», «Сказки зверолова», «Маленькие рассказы». Писатель развивал в своих произведениях идеи воспитания радостью в процессе общения детей с окружающим миром животных, птиц, насекомых и растений.

Виталий Васильевич Бианки был оригинальным художником, педагогом, натуралистом. В своем творчестве он был верен, навсегда выбранной теме природы. Писатель понимал детскую душу и, обращаясь к детям, стремился передать им самое значительное из своих огромных знаний.

Богатство сведений о жизни природы, занимательность изложения материала

Бианки обладал редким даром понимания детской души. Обращаясь к детям, он наблюдал жизнь как бы их глазами. Он знал и видел очень много, но лишь самое драгоценное и значительное стремился передать читателям. В его книгах мы встретим смешные сказки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья.

В рассказах Бианки меньше выдумки, меньше игры, а роль человека совсем другая, потому что он становится охотником, наблюдателем, натуралистом.

Образы животных более конкретны. Ведь то, что происходит в рассказах, случается и в конкретной, реальной жизни. Ребенок посредством чтения рассказов учится видеть. Рассказы очень реальны, правдивы, отражают правду жизни. В рассказах Бианки появляется описание пейзажа. Но автор вводит его в произведение осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж дает представление о душевном состоянии и настроении героев. Понятия в описании используются знакомые детям.

Бианки начал писать «Лесную газету» еще в Бийске. Он задумывал книгу как собрание новостей из ленинградской области, но со временем она обогатилась информацией из Сибири и Алтая, из Средней Азии и заполярной тундры.

«Лесная газета» продолжает жить и сегодня. Ее читают дети, она часто используется педагогами ДОУ.

Бианки писал: «Я написал «Лесную газету». Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но и тогда, и теперь у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать и рассказывать, кричать, петь людям о радости той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из нее, как цыпленок из яйца».

Традиции устного народного творчества и классической литературы в произведениях писателя В. Бианки

Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Умение в произведениях для детей дать не только сведения о повадках и образе жизни животных, но и первое представление о закономерностях и взаимосвязи явлений природы

Творчество Виталия Бианки имело огромное значение в воспитании детей, в становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разработал новые жанры в детской литературе: новые формы детской сказки, рассказа о природе, художественной книги-энциклопедии. Бианки был художником слова, ученым и зорким наблюдателем. Его произведения дышат свежестью, современностью. Автор сумел отобрать научный материал, незаметно, но последовательно воспитывающий в юных читателях понимание и любовь к природе, ее закономерности, постижение окружающего мира.

Читайте также:  Сказки подготовительной группы детского сада

Также в творчестве Бианки есть рассказы для старшего возраста, которые вошли в сборник «Нечаянные встречи». Это рассказы для старших дошкольников и школьников, которые образуют циклы: «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине». Эти произведения отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой. Главными героями являются дети (школьники) и взрослые, играющие активную роль в жизни детей. Причем автор обязательно указывает профессию взрослого, который зачастую и является рассказчиком. Описываемые события происходят в разных уголках страны: на Кубани, в Западной Сибири, в Хакасии. Рассказы, которые не очень сложны по сюжету, заставляют задуматься. В них часто заключена неразгаданная загадка. Во всех произведениях писателя видно глубокое знание природы и ее обитателей.

Последователями Бианки стали: писатель натуралист Т. Скребицский, ученый-энтомолог и писатель П. Мариковский. Бианки сыграл большую роль в судьбе детского писателя С.В. Сахарнова, который считал Виталия Бианки своим учителем. Учеником и последователем Бианки является также Н.И. Сладков, автор множества книг о природе.

Его произведения имеют для детей познавательный (получение большого количества новых знаний) и воспитательный (привитие доброты, любви, понимания и сострадания) характеры. Мир в его произведениях реален, поэтому он учит детей принимать жизнь реально, такой какая она есть.

Бианки прекрасно это понимал и через его произведения познают эту истину и дети, начиная с младшего дошкольного возраста. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». В своих произведениях он старался раскрыть главную мысль в общении с природой. Об этом он писал в своей статье для взрослых «Воспитание радостью»: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы». Ведь ребенок и правда во всем живом чувствует друга, пытается найти родственную душу.

Анализ сказки «Первая охота»

Ш Переплетение сказки с реальностью

Ш Образы и портреты животных

Писатель рисует красочные и характерные портреты. Выпь в камышах: «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена». Удод: «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка: «в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит». Щенок ещё неопытен, поэтому каждое встреченное им животное легко ускользает от горе-охотника. Образ щенка из сказки забавен, он близок детскому восприятию, вызывает улыбку и сочувствие читателя: «Удивился щенок: «Куда же Удод девался? Неужели я эту пеструю тряпку за него принял? Пойду поскорей маленькую птичку поймаю»».

Благодаря сказочному сюжету читатель хорошо усваивает вполне конкретные научные знания. Под талантливым пером писателя самые обыденные явления превращаются в яркие и запоминающиеся.

Список использованной литературы

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М., 2001.

2. Бианки В.В., Сладков Н.И., Ливеровский А.А. Рассказы об охоте. М., 2013.

3. Бианки Е.В. Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки. Л., 1992.

4. Бианки Е. Он писал про лес. Л., 1984.

5. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1993.

6. Гуревич Л. Знакомство со сказками Виталия Бианки. М., 1991.

7. Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В. Бианки. М., 1981.

8. Зурабова К. Сказки, «перевод» с лесного: Виталий Валентинович Бианки. М., 2002.

9. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. М., 1995.

10. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков: Очерки. М., 1990.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Создание Студии детской литературы при Институте дошкольного образования в Ленинграде в 1922 году. Основные жанры в творчестве писателя В.В. Бианки: детская сказка, рассказы о природе, энциелопедия. Познавательный и воспитательный характер произведений.

реферат [26,8 K], добавлен 06.04.2012

Значимость хлеба в жизни человека на протяжении тысячелетий. Виды хлеба разных народов, традиции народа. Образ хлеба в произведениях устного народного творчества. Значимость его в годы Великой Отечественной войны. Отношение современников к хлебу.

презентация [1,8 M], добавлен 27.05.2014

Традиции устного народного творчества в Киевской Руси. Жанры русского устного народного творчества: сказки, песни, былины, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты.

презентация [1,1 M], добавлен 14.02.2014

Влияние фольклора на творчество Н.В. Гоголя. Источники фольклорных элементов в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий». Изображение народной жизни в произведениях Гоголя. Формировавшие нравственных и художественных воззрений писателя.

курсовая работа [87,0 K], добавлен 23.06.2011

Биография Ивана Алексеевича Бунина. Особенности творчества, литературная судьба писателя. Тяжёлое чувство разрыва с Родиной, трагедийность концепции любви. Проза И.А. Бунина, изображение пейзажей в произведениях. Место писателя в русской литературе.

реферат [74,7 K], добавлен 15.08.2011

Источник

Урок внеклассного чтения «Сказки-несказки В.В. Бианки»

1. Вступительное слово. (Слайд №1)

– Вспомните, как называется тема, которую мы изучаем на уроке чтения?

– Как вы понимаете эти слова?

– Что вы подразумеваете под словом “живое”?

– Каким вы себе представляете человека, любящего все живое?

(Добрый, отзывчивый, сердечный)

– Вот с творчеством такого человека мы и будем сегодня знакомиться. Это В.В.Бианки.

– Вы уже читали много его произведений. Поднимите руку, кому понравились ого рассказы и сказки?

– Посмотрите на его портрет. (Слайд №2)

– Каким человеком он вам кажется?

(Грустным, задумчивым–может в этот момент он обдумывает сюжет своего нового

рассказа, переживает о судьбе Муравьишки, доберется ли он до своего дома вовремя).

– В каких рассказах и сказках есть повод для печали и грусти о своих героях?

– Веселым – рад своим наблюдениям, радуется за каждого обитателя леса, которого в конце пути ждет удача.

– Когда вы радовались читая книги Бианки?

Учитель читает текст со слайдов №2.

– Виталий со своими братьями часто бывали в залах музея. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как же хотелось маленькому Виталию найти волшебное слово, которое бы “оживило” музейных зверей. Настоящие звери были дома: в квартире хранителя разместился маленький зоопарк.

Летом вся семья уезжала на дачу в Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее путешествие. Ему тогда было 5 лет. С тех пор лес для него стал волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. А еще он очень любил поэзию, играл в футбол, занимался гимнастикой.

Своим главным “лесным” учителем Бианки считал своего отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Виталий не любил наблюдать за природой из окна. Всю жизнь он много путешествовал, собирая и записывая свои наблюдения в дневник.

Через много лет они преобразились в увлекательные произведения для детей. Первый рассказ был напечатан, когда писателю было 29 лет. Он назывался “Путешествие красногрудого воробья”, а следом за ним вышла его первая книжка “Чей нос лучше?”. Но самой замечательной книгой стала “Лесная газета”, которая переведена на многие языки мира.

35 лет писал Бианки о лесе. (Слайд № 3,4 + текст со слайда).

Это слово часто звучало в названиях его произведений.

– В каких названиях есть это слово?

(“Лесные домишки”, “Лесные разведчики”, “Лесная газета” и т.д.) (Слайд № 5)

Повести, рассказы, сказки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последнее он даже называл по-особенному “Сказки–несказки”. В них нет волшебных палочек и сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается – тот не так прост. Удалось-таки писателю найти такие волшебные слова, которые “расколдовали” лесной мир.

– Вот сегодня на уроке мы и подумаем, почему же эти произведения так называются “Сказки-несказки”, вроде бы сказки, а вроде бы нет.

На доске – карточка со словом: “Сказки”.

Дети называют признаки сказки: герои разговаривают, появляются новые герои, повторяются сюжеты.

На доске – карточка со словом “ Несказки”

Дети называют признаки несказки: узнаем много новых научных знаний о природе, о жизни ее обитателей.

Герои какой сказки пожаловали к нам в гости?

– Слышишь какая музыка гремит в лесу?

(Фонограмма голосов птиц).

– Что вы себе представили?

А). Работа с текстом (Слайд № 8).

– Вспомните, в какой последовательности они появлялись в сказке? Кому трудно вспомнить, может открыть текст в книге. Он поможет вам восстановить сюжет произведения.

1. Лягушка – чем она поет? Найдите в тексте

2. А кто услышал песню лягушки? Почему он прилетел на болото?

(Завтракать, будет мне чем поживиться)

–Почему же он забыл про завтрак?

(Увлекся своей песней).

– Почему о пении аиста Бианки так говорит: “Трещотка трещит деревянная”?

– Какой звук оно напоминает?

(Сухой треск дерева).

3. Кто услышал песню аиста?

4. О каком лесном музыканте говорится дальше?

– Какую же музыку исполнил дятел? Чем?

5. Кого разбудил он своей песней?

6. Где же исполнял свою песню шмель?

– Как же звучала его песня?

7. Кого разбудил жук?

– Как же поёт саранча?

8. Почему Бекас так долго не вступал в общий хор?

– Но он не возражал: “Эх, была не была! Полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!”

– Чем же запел Бекас?

– Голос какого животного был слышен с земли?

Б). Работа в группах

– Возьмите конверты. Вытащите из них задание.

– Вам нужно будет сейчас распределить как пел каждый обитатель леса. Можно совещаться.

– Что помогло вам правильно распределить карточки?

– Какие слова рассказа помогают нам чётко понять, кто чем поёт?

(Аист, дятел, шмель, саранча)

– Слово имеет звуковой рисунок. Давайте прислушаемся к тому, как поёт аист.

– Какие звуки повторяются? И т.д.

Мы не можем услышать такое разнообразие голосов в природе. А вот В.Бианки помог нам одновременно услышать многоголосие обитателей леса.

Он придумал, как это сделать. Он услышал эту музыку в словах и передал её путем повторения звуков в словах.

И оказалось, что даже безголосые обитатели леса могут создать необыкновенный лесной хор.

– А теперь, давайте, подумаем, сказка это или не сказка?

Не сказка 1. Животные разговаривают Узнаём новое о живой природе 2. Всякий раз появляется новый герой Имеем возможность прислушаться к лесному хору 3. И как в сказке, самый последний герой – самый необычный (поёт хвостом) Как выглядит то или иное животное (описание) 4. Получаем знание о природе

Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одной сказкой В.В. Бианки (“Сова ) (Слайд №9).

(Чтение учителем сказки до слов “…ночь пришла”)

– Как же будут развиваться события дальше в этой сказке?

– К чему приведёт ссора старика и Совы?

(Ответы детей, их творческие фантазии)

– А вот что же думает об этом Виталий Бианки, мы сейчас прочитаем…

(Чтение учащихся “цепочкой” сказки “Сова”)

– Ради чего написана эта сказка? О чем хотел рассказать в ней автор?

(Что в природе всё взаимосвязано, даже если этого и не видно с первого взгляда)

– Какая беда могла бы случиться, если бы не помирились старик с Совой?

– Какую русскую народную пословицу употребил автор в сказке?

(“Дружно не грузно, а врозь хоть брось”)

– Напоминает ли вам это произведение сказку? Чем?

(Герои – человек и сова. Они между собой пытаются договориться. Как в сказках о животных, люди и животные составляют единый мир. Автор даёт меткие характеристики героев: “ Сова – отчаянная голова”… Много употребляет В.Бианки выражений из русских народных сказок.).

–Узнаём ли мы что-нибудь новое о природе? Что?

– Можно ли назвать её сказка – несказка?

– Таких произведений у В. Бианки очень много.

– Как вы поняли, что же такое сказки – несказки Виталия Бианки?

(Произведения, которые очень похожи на сказку, но дают познавательный материал о природе).

– Какие произведения из тех, что вы причитали можно назвать сказки – несказки? Почему?

В.В. Бианки так необычно писал о природе, как до него ещё никто не писал.

Многие писатели учились у В.Бианки интересно и занимательно писать о природе. (Слайд № 11)

– Посмотрите сколько замечательных книг написали другие писатели о природе. Все эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.

– Какие же маленькие открытия вы сделали для себя на уроке? Что неожиданного было для вас?

(Узнали новое из биографии писателя, услышали “лесной хор”, познакомились со сказками – несказками и др.)

– Ребята, на уроке чтения мы завтра начнём читать отрывки из сказки В. Бианки “Мышонок Пик”. Может кто-нибудь из вас прочтёт начало сказки дома и расскажет с чего же всё началось?

А в заключении урока я хотела бы вам показать отрывок (слайд № 12) из мультфильма, который снят по сказке В.В. Бианки “Приключения Муравьишки”.

(Демонстрации мультфильма до звонка)

Весь фильм вы сможете досмотреть во второй половине дня.

Источник

Познавательное и интересное