Пришвин для дошкольников рассказ об авторе

Сказки

Михаил Пришвин

краткая биография

Роль и место в литературе

Имя Михаила Михайловича Пришвина ассоциируется, прежде всего, с русской природой, которая была центральной темой его творчества. Его охотничьи рассказы, повести, произведения для детей, написанные в своеобразном философско-натуралистическом стиле, пополнили золотой фонд детской литературы и издаются на многих языках мира.

Произведения автора проникнуты призывом любить и оберегать природу. При прочтении его рассказов у детей развиваются самые лучшие качества, необходимые в жизни, расширяется кругозор. В рассказах Пришвина присутствуют ситуации, которые вполне могут произойти в реальной жизни. Поэтому, кроме бережного отношения к природе, необходимо ее изучение и понимание, отсюда и его собственный подход к ней не только как писателя, но и ученого.

Любовь писателя к родной природе произросла в нем из любви к отечеству как в целом, так и к его непременным составляющим – народу и земле, на которой он родился, жил и работал. Доброта, которой пронизаны его произведения, говорит о человеке, которому присуще единение с природой, так как это качество является обязательным условием этого явления.

Происхождение и ранние годы

Михаил Пришвин появился на свет 4 февраля 1873 года в Орловской губернии, в имении Хрущево-Левшино, принадлежавшем ранее его дедушке, очень богатому, знатному купцу. Его мать, Мария Ивановна, была приверженцей старообрядческой веры, отличалась тихим, спокойным нравом и занималась домом и воспитанием пятерых детей. Отца, Михаила Дмитриевича, все знали, как заядлого игрока на скачках и страстного охотника.

Мама писателя Мария Ивановна

Непреодолимая привычка главы семейства делать ставки привела в итоге к полному банкротству семьи – был проигран конный завод, все состояние и родовое имение деда. Осознав все происшедшее, отец слег, настигнутый параличом. Вскоре он умер, оставив на жену пятерых детей и проблемы, связанные с полным отсутствием средств. Сложно представить, как справлялась с ситуацией разорившаяся вдова, но она смогла не только преодолеть ее, но и дать своим детям хорошее образование.

Образование

Начальное образование Миша получил в простой деревенской школе. Через год, в 1883 году, он поступил в Елецкую классическую гимназию. В отличие от своих преуспевающих братьев, учился он слабо и несколько раз оставался на второй год. Кроме того, у него был конфликтный характер, что приводило к ссорам с учителями. В результате в 1889 году, по прошествии шести лет, Михаил все еще оставался четвероклассником. Было принято решение об исключении его из школы.

С юными читателями

После этого Михаила отправили в Тюмень, к бездетному дяде со стороны матери. Дядюшка Миши был купцом, человеком слова и дела, поэтому он решительно взялся за перевоспитание племянника. Под его контролем Пришвин окончил Тюменское Александровское реальное училище. По совету того же дяди, решившего приобщить Михаила к коммерции, юноша поступил в Рижский политехникум. Во время учебы он увлекся идеями марксизма и вступил в студенческий кружок, за что получил год ареста и два года ссылки.

После всех злоключений Михаилу, в 1902 году, наконец, удалось получить профессию инженера-землеустроителя в Лейпцигском университете. После этого последовало возвращение в Россию и женитьба на Ефросинье Павловне. В этом первом браке у Пришвина родилось трое детей.

Вплоть до 1905 года Пришвин работал на должности агронома в Луге. В это же время он начал писать заметки и статьи с научным уклоном, постепенно делая переход к художественному направлению. Первый его рассказ «Сашок» был издан уже в 1906 году.

Творчество

Под впечатлением от первого успеха Пришвин принимает решение все свое время посвящать творчеству. Он прекращает агрономическую деятельность и становится корреспондентом газеты. Но любовь к природе не дает начинающему писателю покоя, и он отправляется в путешествие на Север. В результате этой поездки, на берегах Северного Ледовитого океана и Белого моря появились его «Рассказы и сказки о природе».

Вскоре имя Пришвина становится известным литературному сообществу. Он знакомится с Мережковским и Горьким. Отношения с Блоком не сложились в результате несовпадающих взглядов на политику.

В течение всего периода потрясений, вызванных Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной, Пришвин работал военным корреспондентом. Он с глубокой достоверностью описывал все, что происходило на фронте. После войны он устроился учителем в сельскую школу. Внезапное увлечение автомобилями подвигло его к покупке собственного фургона, на котором он снова отправился в путешествие.

В начале 1930-х годов Пришвин решил посетить Дальний Восток. Там он написал книгу «Дорогие звери». Впечатленный строительством Беломоро-Балтийского канала, Михаил Михайлович пишет роман-сказку «Осударева дорога». В 1935 году Пришвин вместе с сыном совершил еще одну поездку на Север. После этого длительного путешествия появились очерки «Берендеева чаща» и повесть-сказка «Корабельная чаща».

Читайте также:  Рассказ о барабане для 3 класса

В 1940 году, в возрасте шестидесяти семи лет Пришвина посетила любовь. Он женился на Валерии Лиорко, которая до конца дней была ему верной помощницей, другом и музой. Впоследствии она много времени посвятила архивам писателя, издала несколько книг о его жизни и творчестве и много лет руководила музеем Пришвина.

Памятник в Сергиевом Посаде

С 1941 по 1943 годы писатель жил в эвакуации в Ярославской области. Здесь он участвовал в компании, протестующей против уничтожения лесов торфоразработчиками. Вернувшись в Москву, он предоставил издательству «Советский писатель» свои рассказы «Фацелия» и «Лесная капель», которые сразу были опубликованы. Его знаменитая повесть «Кладовая солнца» увидела свет в 1945 году. С 1946 по 1953 годы писатель жил и работал на своей летней даче, в деревне Дунино, расположенной в Звенигородском районе Московской области. Сейчас там функционирует музей М.М. Пришвина.

Главные произведения

«Кладовая солнца» по жанру определена самим Пришвиным как сказка-быль. В ней повествуется о двух детях, осиротевших в военное время. Главная тема произведения – дружба и взаимовыручка. Символичны в сказке образы врага, которого олицетворяет неуловимый волк, и друга – верной и преданной собаки, принявшей участие в спасении мальчика.

Музей Пришвина в Дунино

Так же, как и в других произведениях, Пришвин большое внимание уделяет неразрывной связи человека с природой, искусно прорисовывая мельчайшие детали, понятные детям даже на интуитивном уровне.

В рассказе «Берестяная трубочка» звучит призыв автора проявлять внимание к природе, относиться к ней так же, как к любому другому живому существу, что ярко показано на примере березы с сорванной берестой. Несмотря на объем, этот маленький, легкий для чтения рассказ несет в себе огромный поучительный смысл.

Надгробие на могиле Пришвина

Повесть «Жень-шень» была написана Пришвиным после посещения Урала и Дальнего Востока. Название произведения соответствует его теме – поиску человеком корня жизни. Несмотря на то, что значительная часть повествования посвящена описания природы, в ней также присутствует тема войны, смерти, поиска смысла жизни. Исходя из этого, произведение можно рассматривать, как философскую сказку о человеке и его пути от войны до «новой, лучшей жизни людей на земле».

Последние годы

В последние годы жизни Пришвин, как и всегда, очень много трудился. Свое последнее произведение «Глаза змеи» напечатанным он уже не увидел. Оно было опубликовано через три года после его смерти, в 1957 году.

На пороге восьмидесятилетнего юбилея у писателя был диагностирован рак желудка. Жить ему оставалось всего полгода. Михаил Михайлович умер 16 января 1954 года. Похороны писателя состоялись на Введенском кладбище Москвы.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1873 Год рождения Михаила Пришвина
1882 Окончание сельской школы
1883 Поступление в гимназию
1888 Исключение из гимназии за дерзость и неуспеваемость
1889 Переезд к дяде в Тюмень
1892 Окончание реального училища в Тюмени
1893 Поступление в политехникум
1894 Поездка на Кавказ на виноградники
1896 Участие в марксистских кружках
1897 Арест и заключение в тюрьму
1898-1900 Высылка в Елец
1900 Поступление в Лейпцигский университет
1902-1905 Работа агрономом
1936 Выход первого рассказа «Сашок»
1907 Поездки в Норвегию и Карелию
1908 Знакомство с А. Блоком и А. Толстым
1909 Публикация «Адам и Ева» и «Черный араб»
1910 Работа над «Крутоярским зверем» и «Птичьим кладбищем»
1911 Начало переписки с М. Горьким
1913 Поездка в Крым
1915-1916 Работа военным корреспондентом на фронте
1918-1919 Работа учителем русского языка в гимназии Елецка
1922-1924 Переезд с семьей в Подмосковье
1926 Начало работы над «Журавлиной родиной»
1927-1930 Публикация произведений в семи томах
1932 Работа над повестью «Жень-шень»
1935 Выход очерков «Берендеева чаща»
1939 Награждение орденом «Знак почета»
1944 Окончание «Повести нашего времени»
1945 Выход сказки «Кладовая солнца»
1946 Работа над «Осударевой дорогой»
1948 Сборники «Золотой луг» и «Моя страна»
1950 Выход сборника «Заполярный мед»
1953 Выход сборника «Весна света»
1954 Не стало Михаила Михайловича Пришвина

Интересные факты

Память о писателе

В октябре 1982 года был открыт астероид, названный в честь писателя.

В 2015 году в Сергиевом Посаде был открыт памятник Пришвину.

Читайте также:  Рассказ о городах америки на английском

В отрогах Главного Кавказского хребта находится пик Пришвина.

На одном из островов Курильской гряды есть мыс Пришвина.

Множество улиц разных городов России названы его именем.

Орловская областная детская библиотека носит имя М. Пришвина.

Источник

Конспект ООД Литературный калейдоскоп «Путешествие в мир Пришвина» в старшей группе

Ольга Отто
Конспект ООД Литературный калейдоскоп «Путешествие в мир Пришвина» в старшей группе

Конспект ООД Литературный калейдоскоп «Путешествие в мир Пришвина» в старшей группе.

Цель: Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

-Продолжать знакомить детей с творчеством М. Пришвина.

-развивать речь, внимание, память, выдержку, усидчивость.

-воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, стремление оберегать природу и ее обитателей.

Ознакомление с художественной литературой:

-повышать интерес к произведениям художественной литературы;

-Развивать умения анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль прочитанного;

-воспитывать интерес к творчеству писателей, к книге.

Социально- коммуникативное развитие:

-развивать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу, и умение слушать товарища, не перебивать.

-формировать у детей основы безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих в обществе, на природе.

-повышать умение изображать сюжетную картинку, которую можно было бы использовать для альбома, с приемами регулирования силы нажима на карандаш;

-развивать инициативу и творческие способности детей;

-формировать эмоциональное отношение к своей работе.

Материалы и оборудование: портрет М. М. Пришвина, презентация о жизни и творчестве М. М Пришвина. Книги с рассказами Пришвина.

Беседа по произведению

Вопросы к детям по содержанию произведений

Художественное слово (загадки)

Наглядный: Показ иллюстраций

Практический: Игровая деятельность (Танец утят)

Раскрашивание иллюстраций, создание альбома

Ход занятия:

-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, поприветствуем их в нашей группе. Видите, какие у нас гости.

— Доброе утро солнцу и птицам,

— Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера.

-Я очень рада видеть вас в нашей литературной гостиной. Сегодня здесь прозвучат отрывки из литературных произведений, мы сможем полюбоваться иллюстрациями к любимым книгам, созданными художниками. Устраивайтесь поудобнее и давайте вместе начнём этот день со встречи с прекрасным – с литературой!

— Дети, вы любите книги? Чему учат нас книги? А кто пишет книги? Сегодня ребята, я хочу познакомить вас с очень интересным человеком, автором многих рассказов, былин и сказок.

Вырос он в бедной семье, в которой было 5 детей. С самого раннего детства Миша рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес.

У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык.

Запомнился с детства и опытный охотник, знаток повадок птиц и животных. Много исходил с ним мальчик по лесам, лугам, много услышал рассказов о природе.

Учился Миша в разных учебных заведениях, даже в других странах.

Когда вырос, даже участвовал в 1 Мировой войне в качестве медбрата и корреспондента.

Работал и учителем и агрономом и много путешествовал. Писать рассказы он начал, когда стал совсем взрослым.

Много он написал книг о природе и животных.

Это и был писатель Михаил Михайлович Пришвин!

Результатом всех наблюдений Пришвина за природой стали его произведения,объединенные общими названиями: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Лесной хозяин», «Лесная капель», «Охотничьи были» и др.

«И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята»,- писал М. М. Пришвин.

Всю свою жизнь Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл «охотой за находками».

Вот давайте сегодня мы с вами и рассмотрим некоторые находки Пришвина. А помогут нам в этом прочитанные вами рассказы М. Пришвина и знания, полученные ранее.

Слушайте задания, если вы отгадаете, то увидите правильный ответ на экране.

1. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел).

2. Какая птица в лесу выдаёт зверей человеку, а человека зверю? (Сорока).

3. Лесной зверь, которого в сказке-были «Кладовая солнца» называли Серым помещиком. (Волк).

4. Как звали собаку старого лесника Антипыча в сказке-были «Кладовая солнца». (Травка)

5. О каком лесном зверьке идёт речь: «Пробилась сквозь снег и мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку…»? (Белка).

Читайте также:  Проект по литературе сочиняем волшебную сказку для 3 класса

6. Как называется рассказ, отрывок которого я вам прочитаю?

И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. (Журка)

Под соснами, под ёлками

Лежит клубок с иголками. (Ёж).

— Про ежа у Пришвина тоже есть рассказ «Ёж». Узнаем, насколько хорошо вы знаете этот рассказ.

— Вспомните, где автор нашёл ежа? (на берегу ручья).

— На что было похоже, когда ёжик «тукал»? (Автомобиль).

— В чём автор нёс ежа до дома? (В шляпе).

— Из чего ёжик смастерил себе подстилку для гнезда? (Из газеты).

— Что ночью ёжик таскал в гнездо? (Яблоки).

Музыкальная разминка «Ежик» (Коротая)

8.-Сегодня вы послушаете еще одно из произведений этого автора. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение.А поможет вам загадка:

Вдоль по речке, по водице,

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет. (Утка с утятами.)

-послушайте рассказ «Ребята и утята»

(Презентация со словесным сопровождением)

Вопросы к детям:- Что случилось с утятами во время путешествия?

— Какое состояние было у мамы утки? (взволнованное, бегала с открытым ртом)

-Какими были мальчики по отношению к утке с утятами? (злые, бессердечные.)

— Хорошо ли мальчики поступили?

— Кто помог утке в данной ситуации?

— Как бы вы поступили на месте мальчиков?

-Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

-Сейчас я предлагаю отдохнуть вместе с утятами и станцевать «Танец маленьких утят»

-Сегодня я вам приготовила раскраски произведений Пришвина. Посмотрите и скажите героев каких рассказов вы узнали на раскрасках. (Ответы детей). Предлагаю вам раскрасить их цветными карандашами, а после сделать альбом рисунков по произведениям Пришвина.

Пока дети рисуют говорю:

…За силу великую эту,

Сокрытую в слове простом,

Вожу я по белому свету

Волшебника Пришвина том».

Пришвин мечтал «создать сказку жизни, чтобы читали мой детский рассказ, как сказку, все возрасты».

Мечта сбылась, книги замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина стали друзьями человека с ранних лет и до глубокой старости.

В одном из своих рассказов М. М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».

— Оцените свои действия на занятии с помощью «тучек» и «солнышек».

-Кому сегодня было не комфортно поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.

Прикреплённые файлы:

Конспект ОД в старшей группе «Путешествие в страну здоровья» Цель: Закрепить знания детей о пользе и применении лекарственных растений Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных.

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Чтение рассказа М. Пришвина.

Фотоотчёт с выставки поделок и аппликаций «Осенний калейдоскоп» в старшей группе «Колокольчик» Выставка поделок и аппликаций в группе»Колокольчик»на осеннюю тематику»Осенний калейдоскоп»была организована для украшения приёмной комнаты.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в подводное царство» Цель: Систематизтровать знания детей о подводном мире. Прививать устойчивый интерес к нетрадиционному рисованию. Задачи: Развивающие:.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну Любознайку» Цель: воспитание интереса к познанию окружающего мира; обобщение знаний детей об электричестве; развитие коммуникативных умений. Задачи:.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну сказок» Программное содержание: Цель: Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: 1. Учить узнавать сказку.

Конспект НОД «Безопасное путешествие» в старшей группе Конспект НОД по ОБЖ в старшей группе Тема «Безопасное путешествие» Подготовила и провела Морозова Н. С. Интеграция образовательных областей:.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Произведения Михаила Пришвина» «ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИХАИЛА ПРИШВИНА»- ко дню рождения Михаила Михайловича Пришвина. Цель: Вспомнить с детьми рассказы Михаила Пришвина, любимые.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие Росинки» ПУТЕШЕСТВИЕ РОСИНКИ Цель: продолжать развивать способность видеть красоту природы и воспитывать любовь к ней, воспитывать культуру поведения,.

Источник

Познавательное и интересное