Рассказ «Ребята и утята»
Кто является главными персонажами рассказа «Ребята и утята» Михаила Пришвина можно понять из названия. История показывает ребёнку, как не нужно относиться к окружающей природе и животному миру. Простым деревенским мальчишкам-шалунам как-то встретилось утиное семейство. Ребята решили развлечься и стали ловить утят, которые вместе с мамой переходили дорогу, направляясь в первый раз к пруду. Мальчишки бездумно развлекались, не задумываясь, что могут нанести огромный вред беззащитным существам, разлучив их с мамой. Обижать маленьких, кого ты намного сильнее, нельзя. И неважно, что это всего лишь утка и утята. Птицы заслуживают хорошего отношения, как и люди.
Ребята и утята
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаза человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.
Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
Иллюстрации Д. Хайкина
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие рассказы.
Презентация по литературе «М.М.Пришвин. «Ребята и утята» 2 класс
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ пояснительная записка.docx
Автор дает согласие использовать данный ресурс только для ознакомления и проведения уроков.
Нельзя присваивать себе авторство данного ресурса, даже если будут внесены изменения.
Нельзя публиковать данный ресурс без согласия автора.
В случае частичного использования ресурса, ссылка на источник обязательна.
Автор (ФИО, должность)
Матющенкова Людмила Ивановна
Михаил Михайлович Пришвин
Литературное чтение. УМК «Школа России»
Цель и задачи ресурса
Цель: создание условий для совершенствования навыка чтения.
Познакомить с произведением М.М. Пришвина «Ребята и утята»;
развивать устойчивость внимания, зрительное восприятие;
воспитывать интерес к чтению литературных произведений и потребности в использовании и применении компьютерных программ в обучении.
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс
Программа, в которой создан ресурс
Методические рекомендации по использованию ресурса
Данный ресурс можно использовать при фронтальной работе.
Источники информации (обязательно!)
Иллюстрации к рассказу М. Пришвина «Ребята и утята»
Выбранный для просмотра документ ребята и утята.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор презентации: Матющенкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №44» г. Калуги 2015 г. Речевая разминка Хрюшка Нюша мышку Машу Пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше Принесла кусочек груши. FokinaLida.75@mail.ru
Михаил Михайлович Пришвин родился в Орловской губернии. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Он стал писать о природе. FokinaLida.75@mail.ru
Отгадайте ребус Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 грамм. КА Т FokinaLida.75@mail.ru
Словарная работа В обход деревни Верста Вода спала Кузница Паровое поле Места открытые для глаз человека обходя стороной, не заходя в деревню старая русская мера длины, равная 1,06 км меньше стало воды мастерская для подковывания лошадей поле, на котором не стали сажать растения; отдыхающее поле видно кругом далеко FokinaLida.75@mail.ru
Составление плана рассказа Приказ взрослого Семья продолжает путешествие Дорога к озеру Встреча с ребятами FokinaLida.75@mail.ru
Пословицы Всякий человек в деле познаётся. Кто скоро помог, тот дважды помог. За правое дело стой смело. Любить природу – это наблюдать И помогать ей. FokinaLida.75@mail.ru
«Будь другом природе» FokinaLida.75@mail.ru
anna-du.blogspot.ru clubs.ya.ru worldbirds.ru www.labirint.ru мышка утка утка Обложка книги lusana.ru Иллюстрации к рассказу М. Пришвина «Ребята и утята» www.plus7-db.com kot-saymona.ru sergey-sk78.bestpersons.ru FokinaLida.75@mail.ru М
Выбранный для просмотра документ урок литературы 2 класс.docx
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Матющенкова Людмила Ивановна
Класс 2. Дата: 26.11.2015 г. Предмет: литературное чтение.
Тема урока: Пришвин «Ребята и утята».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового произведения в разделе «О братьях наших меньших…».
Технологии проблемного обучения.
— по основной дидактической цели: урок формирования новых знаний, комбинированный урок.
— по способу проведения: сочетание различных форм работы (фронтальная, в парах, индивидуальная).
Цель урока : организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности по содержанию произведения М.М.Пришвина «Ребята и утята».
Личностные: создание условий формирования у учащихся ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды; мотивация к обучению и познанию;
Метапредметные – создание условий для формирования следующих УУД:
Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрациям к тексту.
Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, проявлять любовь к животным, природе.
Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения (работа в парах).
Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
прогнозировать содержание текста по его заглавию;
выразительно читать, воспринимать на слух прочитанное произведение.
Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы : учебник, презентация, карточки для проверки пройденного материала, презентация, наглядность к уроку.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
Включение в деловой ритм. Устное сообщение.
Подготовка к работе.
Мотивация к деятельности.
Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
— Как называется раздел, который сейчас познаем?
— «О братьях наших меньших».
Как вы понимаете его название, кто такие братья наши меньшие?
— Произведения, каких авторов мы уже узнали?
— Кто их главные герои?
Уточняет понимание учащимися жанров произведений, понимание поставленных целей урока, создает эмоциональный настрой, побуждает к высказыванию.
Анализируют собственные знания по разделу.
Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности.
К: согласовывать усилие по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.
Л: применять навыки сотрудничества..
П: анализировать, обобщать полученные ранее знания.
III . Первичное усвоение новых знаний.
Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек .
— Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
— Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
(на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
Знакомит учащихся с новым писателем
Дети ставят учебные задачи
Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию
IV . Работа над новой темой.
Знакомство с автором и его произведениями.
— М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина.
— Это герой нашего произведения.
Прочитайте его название «Ребята и утята».
— Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?
Ответы учащихся. Варианты ответов
В рассказе говорится о ребятах и утятах
Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.
Говорится о взаимоотношениях человека и животных.
Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.
Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.
— А как проверить ваши предположения?
— Прочитать, понять, что – то взять для себя.
— Итак, какова основная цель нашего урока?
— Познакомиться с текстом рассказа Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”, внимательно прослушать рассказ, следя за чтением учителя, понять, о чём произведение, какая главная тема, мысль.
Работа с текстом до чтения
А) Словарная работа
В обход деревни- обходя стороной, не заходя в деревню
Паровое поле – ( невспаханное поле с осени, пары)
Б) читает учитель произведение
В) первичное восприятие текста
— Какие чувства у вас возникли?
— Какую ошибку совершили дети?
— Исправили ли они свою ошибку?
— Кто им помог её исправить?
— Что вы можете сказать об этом человеке?
— А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?
— Не захотелось ли бы вам поймать утят? Почему?
Поддержка интереса, активности обучающихся, постановка проблемного вопроса.
Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.
Ребята и утята — Пришвин М.М.
Рассказ про нелегкое путешествие к озеру утки с выводком утят. На пути могут подстерегать ястребы и лисы. Но встретились ребята, которые сначала закидали утят шапками, но потом помогли им вернуться к маме утке.
Ребята и утята читать
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.
И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
–Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Вот то-то “пустим”! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята: