Пришвин кладовая солнца сказка или быль

Сказки

Почему рассказ называется кладовая солнца. Почему сказка-быль называется «Кладовая солнца»

В произведении «Кладовая солнца» тема природы раскрывается особым образом. М. М. Пришвин показывает взаимоотношения человека с окружающим миром путем применения метода олицетворения всего, что находится вокруг персонажей. Благодаря деревьям, траве, изменениям погоды передается состояние детей, которые отправились в лесную чащу. Без всего этого сказка была бы неполной.

Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»

: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»;

2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;

4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.

: художественный текст, иллюстрации к произведению

урок – анализ художественного текста

частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа

А) Приветствие и посещаемость;

Б) Готовность к уроку;

В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели)

2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу — активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы.

— Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение?

— Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.

«Правдивый сказочник», художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник.

Почему «Кладовая солнца названа «сказка – быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.

Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.


Какое историческое время описывается в произведении?
— Что вам о нем известно?

— Кто является главным героем в произведении и почему?

Действующие лица

Главные герои рассказа — Настя и Митраша. Они являются сестрой и братом. Насте 12 лет, она очень умная и хозяйственная девочка. На ней лежит следующая работа:

Дети рано осиротели, поэтому Насте пришлось стать главой семьи. Она очень любит брата, и он всегда готов ей помочь. Митраше всего 10 лет, он любознательный и трудолюбивый мальчик, но в силу возраста немного торопливый. Брат Насти мастерит деревянную утварь и выполняет мужскую работу по дому. Митраша немного безрассудный, но очень решительный.

В рассказе есть и второстепенные герои:

Повествование ведется от лица рассказчика. Он исследователь болотных ресурсов. Именно он помог найти сироток. Пришвин написал произведение в жанре сказка-быль и в нем переплетаются правда и вымысел.

Краткое содержание «Кладовой солнца» для читательского дневника знакомит только с основными событиями сюжета. Для лучшего понимания произведение лучше прочитать самостоятельно.

почему рассказ называется кладовая солнца?

Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.

Возможно, вы имели ввиду: Почему потом автор переименовал рассказ из «Друг человека» в «Кладовую солнца»

Если бы автор назвал произведение «Друг человека», то основная мысль заключалась бы в верности и преданности людям собаки Травки. Но этот рассказ немного не об этом. Место действия происходит возле болота. Там ученые добывают уже не помню что и этого материала там очень много. Поэтому это место является кладовой. И по-моему его там много потому что на поляне много света и солнца.

Враг или друг человека

В произведении Пришвина описание природы выполнено в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы в точности передать взаимоотношения человека и жителей леса. Так, когда Митраша оказывается по собственной невнимательности в болоте, все в мире начинает меняться и хмуриться, сожалея вместе с ним о таком поступке. Когда же мальчик освобождается из оков трясины — начинает светить солнце. Болото под названием Слепая Елань является настоящимврагом для ребенка и всех тех, кто ранее в нем утонул.

Собака настолько предана своему хозяину, что не может смириться с его смертью и продолжает искать черты Антипыча в каждом встречном человеке. Именно благодаря Травке Митраша смог выбраться из трясины.

Волк же предстает перед читателем хитрым существом, которого никто не может поймать. Других представителей рода в этих краях нет, остался только Серый помещик.

Для человека хищник стал настоящим врагом. Он один за лето уничтожал столько скота, сколько вся его стая раньше не убивала.

Идея этого противостояния вполне понятна. Волк и собака происходят из одного вида животных. Но первые являются врагами людям, а вторые — преданными друзьями.

Читайте также

сказки-были «Кладовая солнца.» Объем сочинения- 1 стр.

Название: Приключения «Мужичка в мешочке и Золотой курочки» План: 1. Главные герои сказки «Кладовая солнца» 2. Поход Насти и Митраши на сказочную полестинку за клюквой а) Рассказ о ели и сосне растущих вместе б) Ссора детей у лежачего камня в) Опасный путь «Мужичка в мешочке» г) Трудные испытания «Золотой курочки» д) Великая сила любви 3. Отношение автова к «умным детишкам» Помогите пожалуйста, второй день думаю, написать не могу. Пожалуйста напишите, но по плану

Спасение Митраши

Те, кто поверили, взяли веревки и сани, поехали на указанное место и привезли мертвого Серого помещика. А Настя всю свою ягоду отдала больным детям.

почему рассказ называется кладовая солнца?

Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.

Возможно, вы имели ввиду: Почему потом автор переименовал рассказ из «Друг человека» в «Кладовую солнца»

Если бы автор назвал произведение «Друг человека», то основная мысль заключалась бы в верности и преданности людям собаки Травки. Но этот рассказ немного не об этом. Место действия происходит возле болота. Там ученые добывают уже не помню что и этого материала там очень много. Поэтому это место является кладовой. И по-моему его там много потому что на поляне много света и солнца.

Поход за клюквой

Немного пройдя по лесу, охотники за клюквой начали класть себе в рот ягоды. А потом вдруг заспорили, куда идти — по большой тропе, где все люди ходят, или на север, где, по словам отца, и находилась эта палестинка.

В итоге Настя пошла по известной дорожке, а Митраша по своей тропке, к таинственной полянке.

Персонажи-животные и их роль в повествовании

Параллельно миру людей в сказке существует другая реальность. Ее представляют животные, которых автору удается представить живыми и одухотворенными, со своими мыслями, логикой, благородными порывами, потребностью в любви.

А теперь, когда его не стало, ей пришлось, как и всякому дикому зверю, жить для себя. И скучая по нему, она все чаще и чаще начинала выть. Этим воем она звала к себе Антипыча. И к нему уже давно прислушивался Серый помещик, ведь сторожка находилась совсем недалеко от Сухой речки, где обитал волк.

Добрая собака решила добыть еду именно для этих детей, чтобы получить в награду за это кусок хлеба и ласку человеческих рук, чтобы обрести в них вновь хозяина, Антипыча.

Затерянный в болоте

А тем временем Митраша пробирался по своей тропке. Земля у него под ногами становилась не просто мягкой, а полужидкой, с каждым шагом становясь все тоньше и тоньше. Природа, зная, чем может закончиться поход на болото, предупреждала об этом Митрашу. Но мальчик, хоть и слышал все эти предупреждения, не обращал на них внимания. Он просто шел прямо, время от времени поглядывая на компас.

Читайте также:  Рассказы о проделках животных для 3 класса отрывки

Недалеко он увидел высокую траву белоус. Она росла около чистой хорошей поляны. Это показывало, что он шел по правильному пути. И он смело двинулся вперед, пересекая чистую полянку. Вначале Митраша довольно твердо ступал по елани (так называется топкое место в болоте). Однако постепенно его нога стала утопать все глубже, гиблая топь засасывала его.

Митраша, уже почуяв опасность, все равно пробирался вперед. Но настал момент, когда он увяз так сильно, что при малейшем движении его тянуло вниз. Мальчик успел сообразить, что в таких случаях надо отдыхать и беречь дыхание, чтобы не выбиться из сил. Откуда-то издалека до него донесся крик Насти: «Митраша!». Он ей ответил, но ветер унес его голос в другую сторону.

Настя находит палестинку

Девочка шла по лесу, на ходу собирая клюкву. Ей так хотелось ягоды, что она не думала ни о чем другом. И так, собирая ощупью клюкву, девочка сошла с набитой тропы. Увидев это, она сначала бросилась в одну сторону, потом в другую, и вдруг увидела ту саму палестинку, к которой так стремился Митраша. Девочка, видя это изобилие клюквы, начинает без промедления ее собирать. Она не заметила ни лося, стоявшего посередине палестинки, ни змеи, свернувшейся кольцом на клюкве. Поэтому она дернула за ту самую плеть, где лежала змея.

Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в щеку, а потом встала и громко завыла.

И этот вой услышал Серый помещик. Поняв местоположение собаки, он быстро помчался на палестинку.

Главные герои

Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.

Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Отзывы читателей

Интересная и необычная работа Пришвина. Она привлекает внимание необычным названием. Повествование ведется от лица рабочих, которые готовили болота для добычи торфа. Главная мысль текста — всегда важно поддерживать друг друга. Только это помогло брату с сестрой выжить.

Пришвин умело описывает природу, показывая, какой красивой она может быть. С особой теплотой он описывает сирот в своем произведении. Это трогательная и интересная сказка-быль. Да, брат с сестрой поссорились, но они смогли осознать свои ошибки и все исправить. Это произведение можно читать не только детям, но и взрослым.
Маргарита

Источник

В 1953 году в рабочих материалах к сборнику «Весна света» Пришвин развивает свое понимание сказки: «сказка. есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым», «настоящая сказка, по моему определению, связывающая людей и поколения», «мы делаем попытку не разлагать настоящее, а в синтетической форме сказки стремимся в будущее и верим в него».

Пришвин понимает сказку как реальную творческую силу и отмечает «общественный интерес» к сказке: «Мы ходим вернуться к истокам творчества, к богатству народной детской души, у которой все в будущем». В 1945 году эта вера в будущее была как никогда ранее актуальна: Пришвин выразил веру и надежду победившего в Отечественной войне народа на изменение жизни.

В русле культурной традиции ХХ века, Пришвин «задался целью написать современную сказку» со сказочным содержанием настоящего дня, и это удалось ему в полной мере.

Оригинальность «Кладовой солнца» состоит именно в том, что писатель на материале современной жизни (быль) создает настоящую сказку, полную чудесных превращений, но не волшебных и не мистических; ему удалось в единстве обыденной реальности, человеческой природы и окружающей зеленой природы обнаружить сказочный (духовный) смысл, художественно осмыслить его и создать иной мир с иными законами.

Кроме того, «Кладовая солнца» тяготеет к мифу. Мифологичен образ лесника Антипыча, который не только выражает в сказке идею всечеловека, но и сам является всечеловеком. Образ Антипыча вносит в сказку идею бессмертия, идею преодоления пространства и времени.

В дневнике есть очень важное свидетельство писателя: «не документальная точность, а мифичность – вот что, весьма вероятно, даст нам литература ближайшего будущего. А между тем я этим занимаюсь уже полстолетия, и никто не хочет этого понимать».

Попробуем разобраться в том, каким образом все это происходит.

«Кладовая солнца» начинается былью – описанием трудной сиротской жизни Митраши и Насти. Оставшись одни, дети стараются вести себя в точности как некогда мать и отец, справляются со своим большим хозяйством, и в дружбе их царит «прекрасное равенство». Их жизнь просто и органично связана с природой. Однако полученный в наследство от родителей и принятый как простая и ясная истина стиль жизни, не выдерживает испытания, возникающего, как только дети покидают привычный, до мелочи знакомый, устроенный родителями домашний мир и попадают в Блудово болото. Тут и начинается сказка.

Природа встает перед ними в своей могучей силе. Все в этом мире живет единой жизнью: стон сплетенных деревьев вызывает отклик собаки, лисицы, волка и зайца – злой ветер носит по Болоту их вой: «ему все равно, кто воет», и это ветер замутил прекрасное утро; все живое с напряжением ожидает восхода «великого солнца». Природа принимает Митрашу и Настю – «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку». Они оказались в мире природы, внутри жизни, совершающейся здесь, и отныне каждый их поступок связывается с реальностью более значительной, чем реальность их прежней, обыденной жизни. Ведь даже великое солнце «со всеми его живительными лучами» закрылось серою хмарью, когда дети, поссорившись, разделились и пошли каждый своей тропой.

«Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил», – говорит Митраша. «Достигнуть» становится даже не мечтой, а долгом, который ставит перед собой сам человек.

Что же так страшно предстало Настеньке в облике ядовитой гадюки? Что с ней произошло и что значит «забыла сама себя и все вокруг»? Может быть, то неверие в палестинку, которое пустила в свою душу девочка, так далеко увело ее и разделило с любимым братцем Митрашей? Она опомнилась, увидела свою душу без любви и ужаснулась. Нет, стать прежней Золотой курочкой невозможно: свет притчи о вороне, вызывающий личность к действию, коснулся девочки – любовь требует личных усилий, и так просто в само собой разумеющемся, естественном родовом чувстве, ее уже не найдешь – к прошлому не вернешься.

Читайте также:  Про репку носов чему учит рассказ

С образом Антипыча связан основной смысл слов о «большой человеческой правде», которую Антипыч «перешепнул своему другу – собаке». Перешепнул, умирая, как основную нажитую им мудрость, не человеку, а собаке, и можно лишь предполагать, догадываться, что это были за слова; так с интонацией предположения и догадки они появились в «Кладовой солнца»: «мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

Но на самом деле весь мир Блудова болота организован внутри смысла этих слов: с одной стороны «большого полукруга» Блудова болота несется «печальный плач», «живой стон», «призыв к себе нового человека», «собачья молитва» Травки, с другой – вой Серого помещика, как злейшего врага человека; и все пространство оказывается ареной борьбы добра и зла.

С раннего утра, с того момента, как дети вошли в лес, начинается в сказке движение природы – «мучительное и прекрасное» – к человеку, к слову, к соединению. И своим встречным вниманием человек обнаруживает в лесных звуках слово.

«Мы, охотники, давно, с детства своего слышим эти звуки, и знаем их, и различаем. Мы радуемся и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово: «Здравствуйте!» И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто тогда они тоже все и подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого. И закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосам этими ответить нам: – Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!»

И это движение природы подошло к своей высшей точке во встрече Травки с Митрашей и – на мгновение – воплотилось.

«И вдруг. Ни гром, ни молния, ни солнечный восход со всеми победными звуками, ни закат с журавлиным обещанием нового прекрасного дня – ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки на болоте: она услышала слово человеческое и какое слово!»

Так создается единство художественного мира «Кладовой солнца», в котором все персонажи невидимо связаны с глубиной жизни, и потому их поведение создает новую символическую реальность.

Источник

Научно-исследовательская работа «Кладовая солнца» моей малой родины

Главные герои

Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.

Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.

Обратите внимание, ещё у нас есть:


Сюжет

В небольшом селе возле Блудова болота жили брат с сестрой – Митраша и Настя. Они были круглыми сиротами: мать недавно умерла от болезни, а отец погиб на войне. Поначалу им помогало все село, но очень быстро дети стали очень самостоятельными и научились своими силами управляться с хозяйством.

Однажды Настя и Митраша решили отправиться к Блудову болоту собирать клюкву. В лесу они принялись спорить о том, как дорогой идти. В результате каждый из них пошел своей тропинкой. Митраша, решив сократить путь, пошел по неизвестной дороге, и вскоре угодил в болотные топи и начал тонуть. Он звал на помощь Настю, но та его не слышала, увлеченно собирая клюкву. Когда же Настя, наконец, вспомнила о брате, она принялась звать его, но брат не откликался.

«Кладовая солнца» краткое содержание по главам

«Кладовая солнца» краткое содержание по главам сказки Пришвина можно прочитать за 10 минут. Также вы можете ознакомится с пересказом «Кладовая солнца»

«Кладовая солнца» краткое содержание по главам

«В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне».

Дети были очень милые. «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый… Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

«После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен».

Все соседи старались помочь осиротевшим детям, но они и сами неплохо справлялись с хозяйством. Да еще и помогали во всех общественных работах.

Дети жили дружно. Настя хлопотала по хозяйству, а Митя взял на себя «всю мужицкую работу» да научился вытесывать деревянную утварь — и ее охотно у него брали. Благодарили добром. II

«Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом ».

Отец объяснил ему когда-то, для чего нужна стрелка.

Настя берет с собой большую корзину — а вдруг отыщут в лесу заветное местечко («палестинку»). Про нее еще отец рассказывал.

Еще отец говорил про страшное место Слепую елань. Это очень топкое место в болоте. Много там погибло животных, люди тоже пропадали…

И вот возле этой Елани и есть «палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На палестинке еще никто не бывал!»

Взяли с собой молока, хлеба и вареной картошки. III

Дети перешли Блудово болото. Поднялись на холм под названием Высокая грива. Оттуда виднелась борина (холм, поросший лесом) Звонкая. У тропы стали попадаться первые клюквины. Дети бросали ее в рот и повторяли:

Эта весенняя клюква была сладкой только по сравнению с осенней, но деревенские дети были привычные.

Брат пугает сестру:

— Отец говорил, тут есть страшный волк Серый помещик.

— Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.

Митраша, «охотник с двойным козырьком», говорит, что их-то волк

Дети слышат голос птиц и зверей — все они хотят выговорить «какое-то общее всем, единое прекрасное слово!».

Выпь, бекас, заяц — все выговаривают свое «Здравствуй!».

Читайте также:  Сказки фэнтези приключения книги

А вот послышался и журавлиный клич — значит, скоро взойдет солнце.

Но слышен и вой — не Серый ли помещик это воет?

Митраша уговаривает сестру идти к палестинке по стрелке компаса, а не той широкой тропой, которой ходят все люди. IV, V

«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.

Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…»

Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей послушали токование тетеревов.

И опять Митраша уговаривает сестру идти по узенькой тропке — не по той, что большинство людей протоптало.

Дети поссорились. Брат пошел по слабенькой тропке, сестра — по более плотной.

У Митраши не было с собой еды — припас остался в корзинке у Насти.

Травка «стала жить в лесу, как и всякий зверь. Только очень трудно было Травке привыкать к дикой жизни. Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя.

Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет, и, часто вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца…»

«К этому вою давно уже прислушивается волк Серый помещик…» VI, VII

Рассказчик описывает, как бригада по отстрелу волков — он был в ее составе — вместе с деревенскими крестьянами перебила волчий выводок, окружив его логово флажками. Волки боятся красного цвета.

«Волки шли очень осторожно. Загонщики нажали. Волчица пошла на рысях. И вдруг…

Она повернула в другую сторону и там тоже:

Загонщики нажимали все ближе и ближе. Старая волчица потеряла волчий смысл и, ткнувшись туда-сюда, как придется, нашла себе выход и в самых воротцах была встречена выстрелом в голову всего в десятке шагов от охотника.

Так погибли все волки…»

Только опытный Серый махнул через флаги.

Этот одинокий раненый волк «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая».

Серый помещик охотился и за собаками. Он «сделался грозой края».

Травка, гончая, учуяла запах хлеба. Люди! Хлеб! Может, это новый хозяин? Пусть «маленький Антипыч» — но хозяин. Вот такому хозяину и носить бы зайцев — в обмен за заботу, за ласку…

Травка побежала по следу Насти — ведь хлеб был у нее. VIII, IX

«Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Митраша пробирается по компасу. Елки и другие деревца кажутся ему старушками-колдуньями.

Митраша «ничуть не струсил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шел такой же человек, как и он, — значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти».

Только решил он пройти более прямым путем. И провалился в болото.

Внезапный порыв ветра принес ему пронзительный Настин крик:

Он ей ответил. Но ветер был с той стороны, где Настя, и уносил его крик в другую сторону…»

А «Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достается хоть раз в жизни своей увидеть…

Место, спрятанное между кустиками можжевельника, и было как раз той самой палестинкой, куда Митраша стремился по компасу».

Столько было клюквы, что Настя поползла за ней, забыв не только о брате, но и обо всем на свете.

— Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!

И тут вспомнила о брате — и заплакала. X, XI

Услышав лай и вой собаки, Серый бросился на голос. Он ведь охотился на собак. А собака решила принести Насте зайца и бросилась за ним.

Собака подползла к мальчику. Он схватил ее за лапы — и она вытащила его из болота!

Да, мальчик схитрил — но так он спасся. А потом уже радостным голосом опять позвал обескураженную собаку.

«Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

Так Антипыч «вернулся» к своей собаке в облике нового хозяина. XII

Митраша выбрался из болота. Собака стала гнать ему навстречу зайца. На этот шум выскочил Серый помещик — и нашел свою погибель.

«Увидев серую морду от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил почти в упор.

Серый помещик окончил жизнь свою без всяких мучений».

Дети приготовили зайца на костре, поделились с собакой и заночевали в лесу.

На указанном месте односельчане нашли мертвого Серого помещика. «Сколько тут было разговоров! И трудно сказать, на кого больше глядели, — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком».

А Митраша из «мужичка» вытянулся с годами в высокого стройного парня.

Рассказчик добавляет в конце повести еще несколько слов:

«Нам остается теперь сказать еще несколько слов о себе: кто мы такие и зачем попали в Блудово болото. Мы — разведчики болотных богатств. Еще с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего — торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей».

Источник

Познавательное и интересное