Пришвин осеннее утро тема рассказа

Сказки

Урок чтения по теме: «М.Пришвин «Осеннее утро». 2-й класс

Класс: 2

Наглядность: репродукции картин И.Левитана, А.Саврасова, И.Грабаря и др. художников; таблица по выразительному чтению; запись на доске цветными мелками; “Люблю природу русскую. Осень. Осенние листья”. Учебник Л.Ф. Климановой “Родная речь”

Выпрямили спинки, потянулись к небушку, солнышку, расправили позвонки и позвоночники и так же ровно сели и легли на свои рабочие места.

Начинаем урок чтения.

Какую большую тему мы сейчас проходим?

Люблю природу русскую.

А какая более узкая тема входит в эту большую тему?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями об осени и будем совершенствовать навыки чтения.

Вы видите на доске репродукции картин И.Грабаря, И.Левитана, А. Саврасова. Художники, как и поэты, по-разному относятся к осени. Кто осень любит, изображает ее в радостных, теплых, светлых тонах, а кому-то осень навевает тоску и печаль.

Перечислите, пожалуйста, поэтов, которые посвятили свои стихи осени.

Ученики называют авторов пройденных произведений.

Стихотворения каких поэтов вызывают печаль, тревогу тоску?

К. Бальмонта, А.Фета, А. Плещеева, А. Толстого, В Брюсова.

А кому из поэтов осень нравится?

С.Есенину, И. Токмаковой, В. Берестову.

Проверка домашнего задания.

Веселое, шутливое, игривое.

Сейчас мы проверим, как вы подготовили дома выразительное чтение этого стихотворения. Вы должны прочитать друг другу стихотворение, передав настроение автора. Вы читаете и оцениваете. Отметку показываете поднятием вверх пальчиков. Потом мы посмотрим, совпадет ли оценка вашего товарища по парте с оценкой всего класса. При чтении не забывайте о составляющих выразительного чтения, которые указаны в нашей таблице: это темп, интонация, паузы, логическое ударение, тембр.

Ученики читают друг другу стихотворение, поднимают вверх пальчики, соответствующие оценке товарища.

Учитель: (После прочтения учениками стихотворения)

Кто не согласен с оценкой товарища?

Ученики поднимают руки.

Кто не согласен с оценкой товарища, прочитает выразительно стихотворение всему классу. Класс оценит ваше чтение, прокомментирует ошибки. Мы сравним оценку товарища и оценку всего класса.

Читают ученики, не согласные с оценкой и 2-3 ученика по усмотрению учителя. Ученики всего класса поднимают вверх пальчики, оценивая читающих, комментируя их чтение.

Экзамен выразительного чтения вы выдержали, но чтение не бывает выразительным, если допускаются ошибки. Какой вид чтения помогает эти ошибки устранять?

Какое же чтение называется орфографическим?

Читаем, как пишем: по слогам, четко проговаривая орфограммы, гласные, согласные.

Дома вы должны были подготовить орфографическое чтение научного текста “Грибы”. Проверим, как вы справились с этим заданием.

Ученики читают текст орфографически вслух по одному предложению, оценивают поднятием пальчиков, комментируют допущенные ошибки.

Научиться красиво читать нам помогает скорочтение. Этот же научный текст “Грибы” вы прочитаете друг другу скороговоркой по одному абзацу, не забывая при этом, что необходимо четко проговаривать слова, не допускать ошибки. Паузы делаете только тогда, когда необходимо вдохнуть.

Ученики читают текст друг другу скороговоркой, оценивают друг друга.

1-2 ученика читают скороговоркой всему классу отрывки научного текста на оценку.

Мы очень хорошо поработали. Вы показали, что умеете читать выразительно, поработали над техникой чтения, читая орфографически и скороговоркой.

А теперь мы отдохнем. Дежурные ученики выходят к доске и проводят физминутку.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели, (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели. (садятся)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели, (поднимаются, кружатся, машут руками)
И на землю снова сели. (садятся за парты)

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя-прозаика М. Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы, что вызывает у читателей чувство любви к Родине.

Читайте также:  Рассказ про праздник крещение на английском языке

Откройте учебники на стр. 78 и найдите рассказ М. Пришвина “Осеннее утро”.

Прочитайте текст произведения про себя и ответьте на вопросы:

— Какие чувства вызывает у писателя осень? Докажите это строчками текста.

— Можно ли этот рассказ отнести к нашей теме? Докажите.

Учитель пишет эти вопросы на доске.

Кто первым прочитает и выполнит задание, подходит к учителю, шепчет ответы и при правильном ответе становится “учителем”, опрашивает своих товарищей.

Чтение рассказа про себя. Ученики, выполнившие задание, поднимают сигнальную карточку (светофорик), подходят к учителю, ответив, становятся “учителями” и подходят к детям, которые тоже выполнили задание и которые при правильном ответе тоже становятся учителями. Так в работу включается весь класс.

О каких приметах осени рассказывает автор? Ответьте строчками текста.

Об отлете птиц, о листопаде и о том, что “долго день пробуждается”.

Какие чувства вызывает у Пришвина осень? Чему радуется писатель? Чем огорчается? Подтвердите словами автора.

“И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь и тихонько:

Автор радуется “. хорошему теплому дню. ”, огорчается “. уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится. ”

Рассказ М. Пришвина “Осеннее утро” можно отнести к теме урока, т.к. в нем говорится о приметах осени, о листопаде.

Можно ли сказать, что Пришвин любит родную природу? Прочитайте строчки, подтверждающие это.

“Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь”.

Прочитайте строчки, в которых описывается, как летят осенние листья. С чем сравнивает писатель летящие листья?

“Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.”

“и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками”

Сколько чувств, любви, сердечности, красоты вложил автор в этот рассказ об осени. И мы должны прочитать этот рассказ так, чтобы донести до слушателей всю красоту родной природы. Послушайте, как нужно читать этот текст.

Образец чтения текста учителем.

А сейчас вы самостоятельно будете готовить выразительное чтение этого рассказа. Простыми карандашиками можете подчеркнуть главные значимые слова, наметить паузы. Не забывайте об интонации радости, восхищения, восторга, грусти, удивления. Подумайте, какие строчки нужно прочитать погромче, а какие потише. Не забудьте о темпе чтения.

Самостоятельная работа учащихся над выразительным чтением текста.

Теперь вы проверьте друг друга, соблюдает ли ваш товарищ при чтении все составляющие выразительного чтения. После проверки оцените, подняв вверх пальчики, соответствующие отметке. А также прокомментируйте чтение своего товарища.

Дети в парах по очереди читают друг другу рассказ, поднимают вверх пальчики.

Кому понравилось чтение вашего товарища?

Кто заметил какие-то ошибки при выразительном чтении? Какие это ошибки? Кто не согласен с отметкой товарища?

Идет обсуждение чтения в парах.

Сегодня на уроке мы познакомились с новым произведением писателя М.Пришвина, который глубоко любит русскую природу. Дома вы так должны прочитать этот рассказ, чтобы мы все прочувствовали эту любовь.

М. Пришвин сравнивает полет листьев с полетом парашютика, мотыльком, винтиком. Понаблюдайте и вы, как летят осенние листики при ветре или при тихой погоде. С чем вы можете сравнить летящие листья?

Ответьте также на вопрос: сколько раз в рассказе М. Пришвина “Осеннее утро” повторяется слово “утро”?

Примечание: на протяжении всего урока проводится аукцион знаний. За каждый ответ на вопрос дети получают определенное количество очков в виде фишек. Если вопрос трудный, то ставка очков (фишек) увеличивается, пока не найдется желающий ответить на этот трудный вопрос. В конце урока подводятся итоги. У кого больше всего очков, тот получает соответствующий приз.

Читайте также:  Рассказ пожарного о своей профессии для детей

Источник

Открытый урок М. Пришвин «Осеннее утро»

специалист в области арт-терапии

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;

развивать умение работать в группе;

воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование : репродукции картин И.Левитана, А.Саврасова, И.Грабаря

учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»

1 Организационный момент.

-Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком сне пойдёт речь?

Между летом и зимой

— Подтвердите словами из текста, что это осень. (Между летом и зимой бывает осень)

— Какие осенние месяцы вы знаете? ( Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

— А какой сейчас идёт месяц? ( Сейчас октябрь.)

— Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

— Почему? (Правильно, потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья)

Какие еще вы знаете признаки осени? (Дожди, утром на траве роса…..)

А вы знаете приметы осени?

2.Подготовка к восприятию нового материала.

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

-А какая узкая тема входит в эту большую тему? (Осень)

Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)

Краски осени волновали сердца художников, поэтов, писателей, музыкантов. Посмотрите, какие картины написали художники.

Апполлинарий Михайлович Васнецов « Осень»

Исаак Ильич Левитан «Осень»

Иван Иванович Шишкин «Золотая осень»

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

Игра «Собери название»

— А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

(2 ученика у доски, буквы на листьях,

— Как вы думаете, о чем пойдет речь?

— Кто из вас знает автора этого текста?

Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям слайд

— Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.

-– М.Пришвина – большого знаток природы и он любил русскую природу, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.(садятся)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Работа с текстом. Анализ.

Чтение рассказа учителем.

К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ

Какое настроение вызвало у вас это произведение? (Стало грустно)

-Можно ли этот рассказ отнести к нашей теме? (Да, здесь говорится об осеннем утре)

-Нравится ли вам наблюдать, как падают листья.)

Чтение рассказа учащимися про себя

Мало-помалу Учитель : объясните (медленно по чуть-чуть)

— Что такое парашютик, винтик, мотылек?

— Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.

— Как летит парашют ( медленно)

— Как вращается винт? (быстро)

Читайте также:  По щучьему велению ведра сами пошли в гору что это за сказка

— Что такое винтик? (маленький винт)

— Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся пробуждается

Работа с текстом. Анализ.

Деление текста на абзацы

Чтение 1 абзаца учащимися вслух

— Как летят листики с липы?

— Прочитайте, как автор описывает падение листьев?

— Найдите второе предложение и прочитайте.

-Как вы понимаете слова автора «день открывает глаза» (описывается утро, солнце ярче светит лучами)

-С чем сравнивает автор летящие листья? ( листики летят как парашютики, мотыльки, как винтики, сравнивает с перелётными птицами)

-Прочитайте про себя второй абзац и скажите: сколько здесь предложений?(1)

— Правильно, одно предложение, но посмотрите, как много оно нам говорит! Прочитаем его вслух.

— Как вы думаете, кто стоял на берегу? (Стоял человек. Стоял М. Пришвин)

-Автор стоял один? Как он стоял? Покажите.

— А вы видели, когда люди так делают? Когда? (Когда болит сердце, человек переживает из-за чего-нибудь)

-Давайте положим руку на сердце и подумаем, почему Пришвин так сделал? (Болит сердце, но не физически, а от грусти)

Как автор говорит о душе?

-Говорят, что у каждого человека есть душа.

-Её никто не видел, но как будто бы она живёт у нас в сердце.

Говорят, что когда человек умирает, душа остаётся.

Прочитайте на доске фразеологизмы:

Душа нараспашку. (очень простой)

Душа в душу. (хорошо)

Душа болит. (неспокойно)

Да, душой автор как бы улетает вместе с листьями и птицами.

-Как вы думаете, какое у него было настроение? (У автора было грустное настроение)

-А вам бывает грустно? Когда?

-А как автор прощается с листьями? (Он как бы шепчет: «Летите, летите!»)

Работа с 4 абзацем.

Чтение вслух. Выборочное чтение

— А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

— Какие птицы улетят последними? (грачи)

-А почему Пришвин назвал рассказ «Осеннее утро»?

Какие слова нам подсказывают об этом? ( День открывает глаза, долго день пробуждается)

. Ребята представьте что вы художники. Закройте глаза и представьте как вы представляете осеннее утро. Нарисуйте.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аносинская средняя общеобразовательная школа имени

Выберите листок, чтобы оценить свою работу на уроке

си стемно – деятельностного урока литературного чтения

во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого.

учитель начальных классов.

Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить

анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

П р е д м е т н ы е : умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,

составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует

автор для описания и характеристики героя.

Л и ч н о с т н ы е : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание

и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

М е т а п р е д м е т н ы е :

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за

помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Источник

Познавательное и интересное