Пришвин рассказ как я научил своих собак горох есть
Как я научил своих собак горох есть
Сегодня я вышел из дому и крикнул:
Лада уже лет восемь знает это и теперь даже любит горох; горох ли, малина, клубника, черника, даже редиска, даже репа и огурец, только не лук. Я, бывало, ем, а она, умница, вдумывается – глядишь, и себе начинает рвать стручок за стручком. Полный рот, бывало, наберет гороху и жует, а горох с обеих сторон изо рта сыплется, как из веялки. Потом выплюнет шелуху, а самый горох с земли языком соберет весь до зернышка.
Вот и теперь я беру толстый зеленый стручок и предлагаю его Травке. Ладе, старухе, уж конечно, это не очень нравится, что я предпочитаю ей молодую Травку. Лохмушка берет в рот стручок и выплевывает. Второй даю – и второй выплевывает. Третий стручок даю Ладе. Берет. После Лады опять Травке даю. Берет. И так пошло скоро: один стручок Ладе, другой – Травке. Дал по десять стручков.
Как ромка переходил ручей
Мы собрались переходить ручей и пустили Ромку вперед. Он подошел к струящейся воде и вдруг отпрыгнул назад. Потом крайне осторожно подошел опять и, когда убедился, что вода течет, струится, значит, вода ж и в а я, – снова отпрыгнул, раз, и два, и пошел потрясать воздух своим басом.
– Ромка, Ромка! – убеждали мы. – Не будь дураком, иди, иди.
Он послушался, подкрался. Ручей струился по камушкам только посредине, а по сторонам застойная вода его была подернута слоем зеленоватой тины. Ветер подогнал края этой тины к берегу и развесил на прутиках, как большую зеленую тряпку.
Вот Рома, подумав, что все дело в этой тряпке, схватил за край тины и потянул. Он рвал траву и, не успевая проглатывать, выбрасывал, и зеленая тина мокрыми усами свисала из его пасти.
Но вот обнажился в воде какой-то черный ком, и тут Ромка, решив, что не в тряпке дело, а что ком во всем виноват, схватился зубами за ком и потащил. Но ком был только началом затопленной коряги, и когда она, большая, черная из воды показалась, Ромка бросил ком и со всего маху в страшном испуге шарахнулся назад на берег и там уже так забрехал, так забрехал!
И даже когда я на глазах его перешел ручей, он не сразу пошел за мной: он увидел меня на том берегу, завизжал сначала, потом набрался храбрости и скакнул таким быстрым гигантским скачком, что живая вода не успела схватить его за ногу.
После того мы перешли в жидкое, топкое болото, и Ромка тут работал безукоризненно. Правда, он ходил по воде несколько бурно, но как только причуивал след, начинал тихо подкрадываться, и бекасы иногда его подпускали совсем близко.
Жулька, моя молодая мраморно-голубая охотничья собака, носится как угорелая за птичками, за бабочками, даже за крупными мухами до тех пор, пока горячее дыхание не выбросит из ее пасти язык. Но и это не останавливает ее.
Вот нынче была у всех на виду такая история.
Желтая бабочка-капустница привлекла внимание. Жизель бросилась за ней, подпрыгнула и промахнулась. Бабочка замотыляла дальше. Жулька за ней – хап! Бабочке хоть бы что: летит, мотыляет, как будто смеется.
Хап! – мимо. Хап, хап! – мимо и мимо.
Хап, хап, хап – и бабочки в воздухе нет.
Где наша бабочка? Среди детей началось волненье. «Ах, ах!» – только и слышалось.
Бабочки нет в воздухе, капустница исчезла. Сама Жизель стоит неподвижная, как восковая, повертывая удивленно голову то вверх, то вниз, то вбок.
В это время горячие пары стали нажимать внутри Жулькиной пасти, – у собак ведь нет потовых желез. Пасть открылась, язык вывалился, пар вырвался, и вместе с паром вылетела бабочка и, как будто совсем с ней ничего не было, – замотыляла себе по-над лугом.
До того измаялась с этой бабочкой Жулька, до того, наверно, ей трудно было сдерживать дыхание с бабочкой во рту, что теперь, увидев бабочку, вдруг сдалась. Вывалив язык, длинный, розовый, она стояла и глядела на летящую бабочку глазами, ставшими сразу и маленькими и глупыми.
Дети приставали к нам с вопросом:
– Ну, почему же это нет у собаки потовых желез?
Мы не знали, что им сказать.
Школьник Вася Веселкин им ответил:
– Если бы у собак были железы и не надо было бы им хахать, так они бы давно уже всех бабочек переловили и скушали.
Последний рассказ будет не о Жульке, а о моем большом гладкошерстном пойнтере Кадо. Это очень добрый, ленивый и толстый пес, и если не охотится, то спит где-нибудь на полу в солнечном пятне.
Этим летом спать Кадо мешали комары, – у Кадо такая короткая шерсть, что от укусов не защищает. То и дело слышим: огромный Кадо лязгает зубами на комаров. Мало пришлось поспать этим летом Кадо!
Но вот деньки стали короче, лето пошло на убыль, комары исчезли.
Кадо вышел на крыльцо, огляделся, его широкая рыжая морда выражала полное довольство, и по ней мы прочли: «Кажется, больше не будут кусаться: за лето я всю эту дрянь начисто переловил».
Урок литературного чтения в 4 классе на тему «Раздел 4. «Оглянись вокруг». Рассказы. М.М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»
специалист в области арт-терапии
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
Конспект урока чтения в 4 классе
УМК «Гармония» учебник для 4 класса в 4 частях ч. 2
Издательство Смоленск Ассоциация XXI век;
год издания – 2014 г.
МБОУ «Школа №3» г. Богородска
Федякова Надежда Дмитриевна
Дата проведения урока: 16.11.2015 г.
Краткая характеристика класса:
Общие сведения о классе
Уровень развития: высокий уровень – 5 чел., средний уровень – 18 чел., низкий уровень – 3 чел.
Тема: Раздел 4. «Оглянись вокруг». Рассказы. М.М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»
Цель урока: знакомство детей с рассказом М.М. Пришвина «Как я научил своих собак горох есть», повторение и обобщение знаний о рассказе.
— Обобщить знания детей о рассказе с использованием кластера
— Познакомить детей с биографией М.М. Пришвина
— Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Как я научил своих собак горох есть»
Метапредметные: формировать и развивать УУД:
Регулятивные: контроль и коррекция, прогнозирование, планирование, целеполагание, оценка, самооценка
логические: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, доказательство
общеучебные: информационный поиск
знаково-символические действия – моделирование
учить умению управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
обеспечить умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
План урока с указанием времени на каждый этап:
1) Оргмомент – 1 мин.
3) Ознакомление с новым материалом – 30 мин
5) Обобщение полученных знаний – 10 мин
6) Домашнее задание – 1 мин
7) Целеполагание – 2 мин
8) Рефлексия – 1 мин
— Проверьте, пожалуйста, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, тетрадь с печатной основой, пенал.
Проверяют, готовы ли к уроку.
Ознакомление с новым материалом
— Откройте учебник на стр. 26. Мы приступаем к изучению нового раздела. Ваня, прочитай, как он называется.
— Что вы уже знаете о рассказах?
— Мы вместе сейчас познакомимся с материалом учебника о рассказах. Читаем по цепочке, начиная с 1 ряда.
— Встретились ли непонятные слова?
— Ребята, а вы знаете, что такое кластер?
— Да, Алена, верно, кластер – это схема. Чем отличается кластер от таблицы?
— Да. И сейчас мы все вместе составим кластер по прочитанному тексту.
— Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. В середине страницы пишем крупно слово «Рассказ» (учитель показывает на доске), а от него ставим стрелочки. Прочитайте сами про себя первый абзац и выделите из него самое основное. Итак, какие главные слова вы выделили?
-Ребята, вам не кажется, что прозвучало что-то лишнее?
— Почему эта информация лишняя?
— Итак, как мы можем назвать все то, что мы сказали, одним словом?
— Почти. Слышали слово «признаки»?
— Записываем слово «признаки» под первой стрелкой. Мы нашли много признаков, поэтому от этого слова мы еще рисуем стрелочки, а под ними пишем конкретные признаки. Алина, повтори, что мы выделили из 1 абзаца.
— Кластер будет легче читать, если в нем будет как можно меньше длинных и сложных слов. Мы из запишем короче.
Учитель на доске записывает признаки, комментируя детям.
— Ребята, читаем про себя 2 абзац и выделяем главные слова, которые можем занести в кластер
— Как мы можем назвать это одним словом?
— Верно. Записываем. Что сказано о познавательных рассказах?
— Верно. Пишем. А что сказано о художественных рассказах, что мы могли бы занести в кластер?
— Да, это мы не будем вписывать в кластер. Читаем 3 абзац.
— Что можем взять отсюда?
— Так какая тематика у рассказов?
— Верно. Ставим стрелку от слова «художественные» и пишем под ней «тематика», а от нее ставим много стрелок и подписываем то, что назвали.
— Ребята, теперь вы знаете, что такое рассказ, а если что-то забудете, всегда сможете посмотреть в кластере. Обычно кластеры разукрашивают, подчеркивают там главные слова. Дома вы этим займетесь. А сейчас мы открываем 27 страницу учебника. Кто автор рассказа?
— Что вы знаете о Михаиле Михайловиче?
— Да. Внимание на экран.
Учитель показывает презентацию о М.М. Пришвине
— Итак, вам знакомы какие-либо рассказы?
— Сейчас мы с вами вместе прочитаем рассказ М.М. Пришвина. Алина, читай название.
— О чем говорит название? Как думаете, о чем будет рассказ?
— Итак, читаем по цепочке, начиная с 3 ряда.
— Ребята, докажите, пожалуйста, что это произведение – рассказ. Можете воспользоваться кластером.
— Ребята, а вам понравился рассказ? Чем?
— А что у вас вызвало улыбку при чтении рассказа?
Учитель устно проверяет паспорта героев.
— В тексте есть фраза «и пошли жернова молоть горох». О чем написано? Что такое жернова?
— Каким вы видите автора рассказа? Почему?
— Оглянись вокруг. Рассказы
— Рассказ – это как сказка, но правда
— Рассказы бывают о жизни
Дети читают материал на с.26 – 27.
— В кластере есть стрелочки
Дети следуют инструкциям учителя
— Описывает кратковременное событие
— Единство главной мысли
— Которая за ним стоит
— Небольшое число действующих лиц
— Незначительный объем текста.
— Да, «которая за ним стоит»
— Непонятно, что стоит, это всего лишь продолжение предложения
— Да, это будут признаки
Алина повторяет, дети записывают.
Дети рисуют кластер в тетрадях и записывают признаки рассказа.
-Познавательные и художественные
— Это статьи и очерки.
— Передают личный взгляд писателя, его ощущения
— О родине, о подвигах, о природе, о детях, философские, юмористические, исторические, фантастические.
Дети пишут, потом проверяют, что написали, учитель записывает все на доске, дети дописывают.
— Он автор детских рассказов
Дети внимательно слушают и отвечают потом на вопросы учителя.
Дети рассказывают, какие рассказы они читали.
— «Как я научил своих собак горох есть»
— О собаках, которые едят горох
— Может о хозяине, который кормил собак горохом.
Дети читают рассказ
— Это произведение короткое, описывается одно небольшое событие, мало главных героев, одна главная мысль.
— Да, потому что я люблю собак
— Да, потому что он смешной
— То, что собаки едят горох
— Лада старше Травки
Дети заполняют таблицу в тетради
Ребята дописывают свои таблицы.
— Жернова перемалывают крупу
— Автор сравнивает собак с жерновами
— Они едят быстро, торопливо
— Он добрый, по-доброму относится к собакам
— Заботливый, т.к. ухаживает за 2 собаками
— Веселый, потому что говорил о соревнованиях по поеданию гороха
Коммуникативные УУД (+ в течение всего урока)
Познав. логич. УУД – сравнение
Познав. логич. УУД – обобщение, классификация (+на протяжении составления кластера)
Познав. логич. УУД – анализ, синтез
Познав. общеуч. УУД – информационный поиск
Знаково-символич. дейст. – моделирование (+на протяжении составления кластера)
Регул. УУД – контроль и коррекция
Регул. УУД – прогнозирование
Познав. логич. УУД – сравнение
Познав. логич. УУД – сравнение
Регул. УУД – контроль и коррекция
— Молодцы! Дома вам предстоит познакомиться еще с одним рассказом М.М. Пришвина «Глоток молока», но уже самостоятельно. Записываем домашнее задание.
Дети записывают домашнее задание
— Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?
Все верно! Как же много мы успели! А зачем нам нужно было это делать?
— Говорили о рассказе
— Записывали кластер в тетради
— Смотрели презентацию о М.М. Пришвине
— Составляли паспорта собак
— По кластеру легче узнать, что такое рассказ
— Для того, чтобы узнать больше об авторе
— Чтобы мы знали больше рассказов
— Можем посмотреть паспорта животных и сразу о них все скажем
Регул. УУД – целеполагание, планирование
Познав. логич. УУД – анализ и синтез
— Оцените, пожалуйста, свою работу по 5-балльной шкале и покажите столько пальцев, сколько соответствует вашей оценке.
— Все ли согласны с мнением товарищей?
(Идет обсуждение оценок за урок самым активным, учитель ставит оценки в дневник и журнал)
— Спасибо за урок! Можете идти на перемену.
— Много отвечали Настя, Катя, Карина, Олеся
— Ася тоже работала на уроке и все правильно сделала в тетради, и ей тоже можно поставить 5.
Регул. УУД – оценка и самооценка
Номер материала: ДВ-297934
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.