Приставкин золотая рыбка читать полностью рассказ 6 класс

Сказки

Технологическая карта урока родной литературы 5 кл по теме «А.Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка»

специалист в области арт-терапии

Технологическая карта урока родной литературы (5 класс)

Учитель: Тыняная Лилия Федоровна

Тема урока: А.И. Приставкин. Нравственная проблема рассказа «Золотая рыбка».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Создание условий для осмысления нравственной проблематики рассказа А.И.Приставкина «Золотая рыбка»

— Познакомить с фактами биографии А. И. Приставкина, реальной основой рассказа;

— Способствовать пониманию авторского замысла;

— Способствовать формированию навыков анализа художественного текста, развитию умений анализа, синтеза и обобщения, а также развитию связной устной речи;

— Содействовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, милосердие.

Планируемые результаты обучения

— Знать факты биографии А. И. Приставкина, реальную основу произведения и сюжет рассказа;

— Понимать смысл названия рассказа, авторский замысел.

— Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать учебные задачи, планировать пути достижения целей;

— Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

— Уметь анализировать, систематизировать учебный материал, делать выводы, строить логическое рассуждение;

— Уметь работать в паре и индивидуально.

— Проявлять ответственное отношение к учению, соотносить поступки героев и события рассказа с общепринятыми нормами поведения, высказывать своё отношение к героям, оценивать их поступки в соответствии с определённой ситуацией, проявлять эмпатию.

Портрет А. И. Приставкина, раздаточный материал.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Словесные: рассказ, работа с текстом, беседа, частичная дискуссия.

Методы проблемного обучения: проблемно – диалогическое изложение материала,

Проблемное обучение, технология развития критического мышления,

учебной деятельности (1 мин)

Устное сообщение учителя, настрой на деловой ритм урока

Рада приветствовать вас на нашем уроке. Улыбнитесь друг другу широко-широко. Настроитесь на работу. Пожелайте друг другу справиться с заданиями. Пожмите друг другу руки.

Настраиваются на серьёзную работу

— планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Читайте также:  Рассказ на экологическую тему для дошкольников

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (8 мин)

3. Постановка учебной задачи (3 мин)

4. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Послушайте куплет песни, подумайте, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?( о добре)

Что обозначает приставка со- в этих словах?

От каких слов образовано «милосердие»?

А зачем помогать кому-то, разве надо? Хорошо подумайте. Я знаю одного персонажа, который считал по-другому.(просмотр видеофрагмента)

Итак Старуха Шапокляк готова с вами поспорить…И все же помогать или не помогать? Платон говорил : «Не помогайте людям, которые о помощи не просят».

Итак, на какой же вопрос мы сегодня должны дать ответ? (Нужно ли быть милосердными?)

Какое произведение нам поможет разобраться в этом вопросе? («Золотая рыбка»). Попробуйте сформулировать тему урока.

–Откройте тетради запишите: дату и тему урока: А.И. Приставкин. Нравственная проблема рассказа «Золотая рыбка».

Эпиграф: Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.
Как вы понимаете это выражение? И снова мы вернулись к вопросу: зачем в жизни делать добро?

Давайте наметим план действий, которые помогут нам ответить на вопрос. Сформулируйте задачи урока:

1. Познакомиться с биографией писателя

2. Прочитать рассказ

3. Дать характеристику героям

4. Выявить идею текста

«Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук»

Высказывают свое мнение,

После обобщения всех ответов

предлагают варианты темы урока, ставят цель и задачи урока,

намечают план действий

— планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

5. Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин)_

1. Индивидуальное сообщение учащегося по биографии А.И. Приставкина

3. А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».

Читайте также:  Рассказ воробьева обрывок провода текст рассказа читать

Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?

6. Составьте синквейн о милосердии

7. Аналитическая беседа по выявлению идеи текста.

В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.

Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.

Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.

Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.

Какую мысль автор хотел донести до нас, читателей (Нужно быть внимательнее к окружающим)

Физкультминутка. Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

5.Напишите письмо от имени одной из девочек. в котором она просит прощение у Люсеньки за свое равнодушие.

В тетрадях записывают ключевые слова рассказа ученика.

Обсуждают вопрос в парах,

высказывают свое мнение

Высказывают свое мнение,

обобщают высказывания, делают выводы.

Планирование учебного сотрудничества

— поиск и выделение необходимой информации

— построение логической цепи рассуждения

— оценка процессов и результатов деятельности

построение логической цепи рассуждения

— умение структурировать знания

— оценка процессов и результатов деятельности

Вспомните свой добрый поступок, запишите. (на листочках- сердцах). О добрых делах не принято говорить, поэтому я не буду просить вас озвучить то, что вы записали. Я раздам вам конверты –копилки, куда вы вложите свой листок. Записывайте свои хорошие поступки в течение недели для начала и складывайте в конверт, Через неделю подведите итоги.

Высказывают свою позицию

Планирование учебного сотрудничества

— поиск и выделение необходимой информации

— построение логической цепи рассуждения

Читайте также:  Рассказ о хлестакове из комедии ревизор по 2 действию

— оценка процессов и результатов деятельности

оценка процессов и результатов деятельности

10.Дифференцированное домашнее задание

Творческий пересказ рассказа от лица одного из героев (Обязательное)

Выполнить иллюстрацию к рассказу

Записывают в дневники

11. Итог урока. Выставление оценок

Чтение с остановками.

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.

И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум

И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.

Источник

Познавательное и интересное