А.Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка».
Просмотр содержимого документа
«А.Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка».»
ЧИТАЕМ С ОСТАНОВКАМИ
Рассказ «Золотая рыбка»
Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум
И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.
Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
— Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
И Инна ответила:
— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет. Теперь мы уследим.
А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти». Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?
В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.
3.Почему автор называет Люсеньку маленькой? На что указывает это определение?
4.Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ?
5.Напишите письмо от имени одной из девочек. в котором она просит прощения у Люсеньки за свое равнодушие.
Фрагмент урока родной литературы по рассказу А. Приставкина «Золотая рыбка» ( 5 класс)
специалист в области арт-терапии
Фрагмент урока родной литературы ( 5 класс).
Комарова Елена Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 7 г. Владивостока»
Тема: « Рассказ А.И. Приставкина «Золотая рыбка».
Нравственная проблематика рассказа».
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование умений и навыков.
Цель: на примере героев рассказа показать, как проявляются чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном в условиях войны.
Задачи конкретного фрагмента: улучшение качества чтения и контроль общего понимания прочитанного.
Планируемые результаты: учащиеся знают содержание рассказа; анализируют поступки героев; обозначают проблемы, поднятые автором.
1.Знакомство с названием рассказа. Чтение текста. Рефлексия.
2. Фрагмент занимает центральную часть урока. ( 25 минут).
3. Чтение рассказа, ответы на вопросы.
4. Учащиеся читают рассказ, отвечают на вопросы, направленные на проверку понимания текста и прогнозирование содержания последующих отрывков.
5. Антиципация, чтение с остановками.
Учебно-методические материалы: распечатанный текст рассказа.
Ход урока (фрагмента).
1.Рассказ Анатолия Приставкина называется « Золотая рыбка». Как вы думаете, о чём идёт речь? Какие ассоциации вызывает у вас это название?
Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
Как вы думаете, чем занимались девочки в свободное время?
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
Кто занимался маленькой Люсенькой? Что она кушала?
Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
Как вы думаете, куда девались рыбки? Кто их воровал и съедал?
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
Как вы думаете, кого увидели девочки?
Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
— Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
Маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.
Что могло так поразить девочек? Какое сходство они увидели?
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
— Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
Подумайте, что ответила Инна няне?
— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадёт….Теперь мы уследим.
3. Вопросы для обсуждения.
— Как вы думаете, что будет дальше с Люсенькой?
— Можно ли надеяться, что отношение к Люсеньке будет другим?
— Какую мысль хотел донести автор до читателя?
Рефлексия. Напишите сочинение на одну из тем: