Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение
Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность, образованность и юмор, которые конечно же является исключительно добрым и позитивным.
Смешное и грустное переплетаются в рассказах этого автора так же, как и в жизни легко и не замысловато.
Если посмотреть любое из его произведений, то можно увидеть что для каждого читателя найдется момент для искренней улыбки и даже смеха. Очень часто улыбку и смех вызывает поведение героев его рассказов. Но в тоже время, если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть в их поступках и выражениях отражение личных особенностей и недостатков каждого из читающих.
Мягкий, озорной и житейский, но в тоже время грустный и заставляющий задуматься юмор – это пожалуй характерная черта, которая присуща практически всем произведениям этого знаменитого писателя. И надо справедливо заметить, что проявляться эта черта стала уже в раннем возрасте писателя, в то время как создавались первые произведения Чехова.
Смешное и веселое стоит в каждом произведении автора на первом месте, но только те люди, которые действительно задумываются и вникают в прочтение рассказов видят, что за этим всем незримо стоит грустное и обыденное.
Очень отчетливо увидеть это можно в таких рассказах, как «Хамелеон» или «Толстый и тонкий», «Злоумышленник» или «Лошадиная фамилия» и так далее.
Грустное в рассказах писателя выискивает свое убеждение в том, что сама жизнь то по сути сама не совершенна.
Однако нельзя не отметить, что данный писатель учит каждого из своих читателей исправлять это несовершенство, направляя его к доброму, искреннему, мягкому и чистому юмору.
Сам Антон Павлович, по рассказам и воспоминаниям его современников, очень много любил шутить, зачатую над самим собой, однако, в каждой его прослеживались грустные моменты, которые нельзя было не увидеть.
Антон Павлович очень часто применяет приём так называемой грустной иронии во многих своих произведениях. Но, стоит справедливо заметить, что именно эта ирония обладает некими целительными свойствами сама по себе. Прежде всего она создается с целью помочь читателю посмотреть на окружающий его мир человеческих взаимоотношений о человеческих ценностей как бы со стороны, помогает лучше понять других людей, показывая что все люди равны, и просто грешно подразделять их на какие-то группы, учить чувствовать и любить самого себя, и окружающих людей, впрочем не только людей, но и весь окружающий мир.
Зачастую специалисты и профессионалы в области литературы и поэзии сопоставляют смешные, веселые и грустные, печальные рассказы данного писателя с осколками вдребезги разбитого зеркала, имя которому даже выдумывать не стоит, ведь имя ему сама жизнь. А если задуматься, то на самом деле вся наша жизнь состоит из осколков или неких пазлов, складывая которые мы самостоятельно выстраиваем свою жизнь.
Читая художественные произведения, в частности и этого писателя, мы зачастую узнаем или представляем в них самого себя, свою жизнь, свои трудности и проблемы. Ведь не зря же говорят, что читая и перечитывая произведения русских писателей, мы становимся мудрее и опытнее на целую жизнь, чужую жизнь, эпизоды которой мы с уверенностью используем и в своем будущем. А своё прошлое воспринимаем совершенно по другому, смотря на него другими глазами.
Не стоит пренебрегать чтением, ведь оно позволяет нам иногда уходить от реальности, застревая в которой люди становятся более жестокими и озлобленными, а проводя время за чтением мы наоборот становимся открытие и доброжелательней.
Вариант 2
Чехов Антон Павлович без преувеличения является мастером слова, гением коротких, высмеивающих человеческие пороки, рассказов. Невозможно найти человека, который смог бы лучше, чем Чехов описать такие различные, но знакомые всем характеры людей. Именно это и делает Антона Павловича знаковой фигурой русской литературы.
Показательный пример смешного и одновременно грустного в творчестве писателя можно найти в известном рассказе «Смерть чиновника». Произведение читается легко, воспринимается даже самыми маленькими читателями, носит юмористический характер, ведь это странно и забавно, когда человек бесконечно извиняется перед другим за то, что чихнул на него, причём извиняется даже тогда, когда своими извинениями уже раздражает незнакомца. Однако заканчивается всё не так добро и весело – главный герой умирает. Ещё менее смешно становится тогда, когда проецируешь ситуацию из рассказа на жизнь. Раболепство, желание казаться лучше перед вышестоящими людьми, жалкое поведение – всё это свойственно простому человеку, любому из нас. Все эти истины легче доходят до человека именно через юмор, он их спокойнее принимает, когда его не учат, а лишь мягко указывают ему на недостатки, и может исправиться.
Антон Павлович с помощью своего творчеств пытается поставить людей на путь истинный, он смешивает в своих рассказах смешное и грустное, одновременно и «качает головой» на поступки описываемых людей, и смеётся над ними, и пытается исправить их, как бы по-доброму подталкивая на эти самые перемены. Грустное и смешное в произведениях Чехова неразрывно связано, так автору легче достучаться до читателя и обратить его внимание на поведение, как своё, так и других людей.
Смешное и грустное в рассказах Чехова
Несколько интересных сочинений
В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей
Зима в деревне не такая, как в городе. Куда ни посмотри, кругом белым-бело. Поля укрылись белым пушистым одеялом и спят до весны. Чем больше снега на полях, тем больше будет влаги весной
Моє життя – це низка білих і чорних смуг. Моє майбутнє завжди залишалося для мене загадкою, або принаймні, до певного віку. Що буде в майбутньому? Не завжди хочеться про це думати занадто серйозно, хочеться припускати, мріяти, але зовсім не діяти
В романе Л.Н. Толстова мы может наблюдать эпизод Шенграбенского сражения, когда русские войска, под давлением превосходящих сил противника, начинают паническое отступление. Шенграбенское сражение было одним из ключевых этапов войны 1805 года
Конечно, я подумал, что на этой картине будет настоящая стрекоза – с крылышками и огромными глазами, а тут девочка…
Вн. чт. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник».уро в 7 классе.
Конспект урока отвечает всем требованиям ФГОС. Урок прост в применении, опробирован в школе.
Просмотр содержимого документа
«Вн. чт. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник».уро в 7 классе.»
Вн. чт. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник»
Целевые результаты на достижение результата:
Предметные: понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; оценивать действия героев, объяснять значение художественной детали в раскрытии характеров героев.
Оборудование: иллюстрации к рассказу, портрет А.П.Чехова
2. Проверка домашнего задания.
Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П. Чехова и окунулись в его творчество, прочитав рассказы «Хамелеон».Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым.Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.
Чехов-писатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.
— Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.
4.Работа по теме урока.
— Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.
Наша задача понять – почему?
— Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?
-прочитали рассказ «Злоумышленник». Назовите слова из текста, лексическое значение которых вы не поняли.
— пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);
— знамо – конечно, естественно;
— выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;
— учинить – сделать, совершить;
— недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;
— умысел – заранее обдуманное намерение;
— «чаво» – простонародное – что;
— верста – 1,06км. старая русская мера длины.
— Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:
— седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)
— Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)
— Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)
— Над чем вы смеялись в рассказе?
— Что смешно, а что грустно в рассказе?
— Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.
— Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.
— Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?
— Вспомните содержание произведения. ( Краткий рассказ сюжета)
— Виноват ли Денис в своём проступке?
Характеристика литературного героя.
а) Место, занимаемое героем в произведении.
б) Положение героя в обществе.
в) Портретная характеристика.
г) Речевая характеристика.
— А.П.Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!
— Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?
— Найдите в толковых словарях значение этого слова. ( Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе; положительные качества).
— Таким образом, слово « достоинство» синонимично слову какому слову? (самоуважение).
— Уважает ли себя Денис Григорьев? ( Нет).
Физкультминутка. Упражнения для глаз.
— Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.
-Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?
— Считает ли его злоумышленником следователь? (Да).
— А автор? Почему рассказ так называется?
« ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!»
5.Сообщения учащихся. ( рассказы А.П.Чехова)
-вопросы на восприятие текста.
1.«Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание!»
2 «Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»
3. «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»
4. «Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»
8 Подведение итогов урока.
-что смешного и грустного в рассказах А.П.Чехова?
9 Домашнее задание: составить по три вопроса по рассказам А.П. Чехова(на выбор)
10.Рефлексия. Синквейн об уроке.
5 Теория литературы
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.