Презентация к уроку
Цели урока:
Ход урока
1 слайд
Слово учителя
Мы источник веселья – и скорби рудник.
Мы вместилище скверны – и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир – многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик!
Омар Хайям. 2 слайд
О чём будет наш разговор сегодня, как вы думаете?
– Послушайте (звук биения сердца)
– Что это? Какие ассоциации вызывает у вас этот звук? (жизнь, чувство, любовь)
– Один из критиков писал: «Всё, что написано Буниным, – о любви». Рассказ Бунина «Лёгкое дыхание» о любви? (о любви, о смерти, о смысле жизни)
– Вот и выявилось у нас с вами первое противоречие, своего рода противопоставление. Как в литературе мы называем противопоставление? Тема урока сегодня «Антитеза как основной приём раскрытия авторской позиции в рассказе «Лёгкое дыхание». Наша задача – научиться применять литературоведческие знания к анализу произведения; раскрыть смысловую глубину рассказа “Легкое дыхание”; проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А. Бунина, его понимание мира и места человека в нем. 3 слайд
Итак, начнём. Перед вами листочки с текстом. Нам предстоит много подчёркивать, а в листочках это делать удобнее.
– Читаем первый абзац. Что-то поразило, может быть, показалось несовместимым?
4 слайд
(Кладбище – радостные глаза, дубовый крест – поразительно живые глаза)
– Мы оказались с вами на кладбище, у могилы молодой девушки. Какой вопрос напрашивается?
(Что случилось с молодой девушкой? Почему она так рано умерла?)
– Начало рассказа окутано тайной. И следующий абзац возвращает нас в прошлое, туда, где героиня была ещё жива.
На экране фрагмент из кинофильма «Посвящение в любовь» (3 мин.) 5 слайд
– Каково ваше первое впечатление об Оле Мещерской? (весела, беззаботна, жизнерадостна)
Какие краски к вашему видению героини добавляет портрет Оли у Бунина?
– Используется ли здесь антитеза? Зачем? (Оля противопоставлена другим гимназисткам, которые, словно играя заученную роль, «тщательно причёсывались, следили за своими сдержанными движениями, она в отличие от них естественная, полная жизни, настоящая. «Она ничего не боялась, – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос…)
– Никого не напомнила Оля? (Наташу Ростову – эмоциональностью, непосредственностью, неуёмной жаждой жизни)
– В отличие от Наташи Оля уже «в пятнадцать лет слыла красавицей». Только что мы услышали, что значит красивая женщина в понимании Оли, но один атрибут красоты она выделяет особо. Какой? (лёгкое дыхание)
– Как вы понимаете это выражение?
– Назовите однокоренные слова к слову «дыхание» (дыхание, дышать, вздох, душа) 6 слайд, впоследствии на слайде появляются графические объекты по ходу беседы
– Как интересно, главным в красоте женщины вдруг оказывается душа? Есть ли у Бунина указание на Олину душу? (несколько раз упоминаются живые глаза, «почему-то никого не любили так младшие классы как её»)
– Объясните это «почему-то». (она дарит тепло и свет)
– В чём, на ваш взгляд главная потребность Олиной души? (она хочет любить)
Итак, перед нами Оля Мещерская, светлая, воздушная, готовая любить весь мир. Как же принимает её этот мир?
– Интересует ли кого–нибудь из окружающих душа Оли, как вы думаете? Давайте обратимся к эпизоду разговора Оли Мещерской с начальницей гимназии. Можно ли назвать его диалогом?
Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в парах. Ребята, работающие по 1 варианту, записывают на листочках свои мысли по поводу того, как должна бы проводить беседу начальница, ребята, работающие по второму варианту, выписывают из текста слова, характеризующие ход беседы. По сигналу вы начнёте работу, по второму сигналу начнёте обмениваться информацией, в ходе этого обмена мыслями вы и сформулируете ответ на вопрос.
(Со стороны начальницы это беседа для галочки, она произносит казённые фразы, она «принуждена …говорить о поведении» гимназистки, больше увлечена вязанием, даже не поднимает глаз на Олю. Начальница не задаёт вопросов, так как ей не нужны ответы. Равнодушие и отсутствие уважения к личности превращают этот разговор в невыносимую для героини назидательную проповедь.)
Итак, мир неприветлив, у гимназисток красота Оли вызывает зависть, начальница гимназии равнодушна к душевному состоянию воспитанницы, а для мужчин Оля – всего лишь объект страсти.
– С какой целью писатель вводит в рассказ страничку из Олиного дневника? (дневник обнажает настоящие мысли и переживания героини, из него мы наконец узнаём всю правду)
В дневнике указана точная дата. Как вы думаете, почему?
«Я была так счастлива, что одна!» – напишет в дневнике Оля. Какой смысл она могла вложить в эту фразу? (Сначала работаем в статичных группах, затем в группах сменного состава – в четвёрках)
(1. Ей было хорошо в своём мире, где царила красота и гармония. Самодостаточность. «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всём мире, и я думала, так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто».
2. Одна, без Малютина. Ещё ничего не произошло, ещё была счастлива, потом будут другие мысли: «Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!»)
– Кого винит в случившемся Оля? (Формально она называет виновника в разговоре с начальницей гимназии, но внутренне обвиняет во всём себя: «Я никогда не думала, что я такая!»)
– Можем ли мы осуждать Олю?
– Стала ли Оля другой? Докажите это на примере текста.
(естественность – «казалась»беззаботной и счастливой
доброта – резкость, даже жестокость при объяснении на вокзале
потребность любить – отвращение к мужчине и к себе самой
жизнерадостность – опустошение, мысли о смерти, «теперь мне один выход»)
– Литературный критик Выготский считал, что Оля Мещерская спровоцировала казачьего офицера на выстрел, что это завуалированное самоубийство. Представим на мгновение, что выстрел не прозвучал. Как могла бы сложиться судьба Оли? (Она лишила себя будущего, отняла сама у себя возможности быть любимой, почувствовать радость материнства)
А мир? Ощутил ли он потерю Оли? Посмотрим на пейзажные зарисовки города, они выделены у вас цветом. Выпишите ключевые существительные, а рядом слова, иллюстрирующие настроение.
(город – зима, снежная, солнечная | город – весна, сереет весеннее поле |
Соборная площадь – гулянье, веселье | Соборная площадь – грязная |
сад – музыка, катанье | сад – обнесён оградой |
Оля – счастливая, беззаботная | Оли уже нет) |
– На какие мысли натолкнуло вас это сравнение? (Всё осталось на месте: и город, и сад, и Соборная площадь, жизнь продолжается, но с уходом Оли стало меньше света, меньше радости, меньше тепла.)
– Для чего классная дама приходит на могилу своей воспитанницы? Опишите своими словами те чувства, которые она испытывает, глядя на юное смеющееся лицо Оли. 7 слайд
– Какой смысл придаёт произведению заключительная фраза писателя? Почему рассказ назван «Лёгкое дыхание»? (это чья-то индивидуальность, неповторимость, уникальность)
Отрывок из кинофильма «Посвящение в любовь» (1.04 мин.) 8 слайд
Мы заканчиваем наш разговор, я попрошу вас продолжить любое из предложений: 9 слайд
– Зачем же Бунину столько противопоставлений?
Каждый из нас – это огромный мир, сложный, противоречивый, но безгранично интересный. Душа наша ранима, хрупка, она, как лёгкое дыхание, может «рассеяться в мире, в этом облачном небе, исчезнуть безвозвратно. Цените человеческую душу, берегите её, ведь она исключительна и неповторима. 10 слайд
Домашнее задание: 11 слайд
Составить синквейн по рассказу И.А. Бунина «Лёгкое дыхание».
Антитеза как основной приём раскрытия авторской позиции в рассказе «Лёгкое дыхание»
Тема урока: Антитеза как основной приём раскрытия авторской позиции в рассказе «Лёгкое дыхание».
научить применять литературоведческие знания к анализу произведения;
раскрыть смысловую глубину рассказа “Легкое дыхание”;
развить навыки анализа художественного произведения;
совершенствовать умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию.
развить эмоционально-образную область восприятия;
помочь учащимся в осознании себя как личности, в понимании себя как части большого сложного мира.
Мы источник веселья – и скорби рудник.
Мы вместилище скверны – и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир – многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик!
– сказал Омар Хайям. 2 слайд
-О чём будет наш разговор сегодня, как вы думаете?
-Послушайте (звук биения сердца)
-Что это? Какие ассоциации вызывает у вас этот звук?
( жизнь, чувство, любовь)
(о любви, о смерти, о смысле жизни)
Итак, начнём. Перед вами листочки с текстом. Нам предстоит много подчёркивать, а в листочках это делать удобнее.
-Читаем первый абзац. Что-то поразило, может быть, показалось несовместимым?
-Мы оказались с вами на кладбище, у могилы молодой девушки. Какой вопрос напрашивается?
(Что случилось с молодой девушкой? Почему она так рано умерла?)
-Начало рассказа окутано тайной. И следующий абзац возвращает нас в прошлое, туда, где героиня была ещё жива.
На экране фрагмент из кинофильма «Посвящение в любовь» (3 мин.) 5 слайд
— Каково ваше первое впечатление об Оле Мещерской?
Какие краски к вашему видению героини добавляет портрет Оли у Бунина?
-Используется ли здесь антитеза? Зачем?
-Никого не напомнила Оля?
(Наташу Ростову – эмоциональностью, непосредственностью, неуёмной жаждой жизни)
— В отличие от Наташи Оля уже «в пятнадцать лет слыла красавицей». Только что мы услышали, что значит красивая женщина в понимании Оли, но один атрибут красоты она выделяет особо. Какой?
— Как вы понимаете это выражение?
— Назовите однокоренные слова к слову «дыхание»
( дыхание, дышать, вздох, душа) 6 слайд, впоследствии на слайде появляются графические объекты по ходу беседы
— Как интересно, главным в красоте женщины вдруг оказывается душа? Есть ли у Бунина указание на Олину душу?
(несколько раз упоминаются живые глаза, «почему – то никого не любили так младшие классы как её»)
— Объясните это «почему-то».
( она дарит тепло и свет)
— В чём, на ваш взгляд главная потребность Олиной души?
Итак, перед нами Оля Мещерская, светлая, воздушная, готовая любить весь мир. Как же принимает её этот мир?
— Интересует ли кого–нибудь из окружающих душа Оли, как вы думаете? Давайте обратимся к эпизоду разговора Оли Мещерской с начальницей гимназии. Можно ли назвать его диалогом?
Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в парах. Ребята, работающие по 1 варианту, записывают на листочках свои мысли по поводу того, как должна бы проводить беседу начальница, ребята, работающие по второму варианту, выписывают из текста слова, характеризующие ход беседы. По сигналу вы начнёте работу, по второму сигналу начнёте обмениваться информацией, в ходе этого обмена мыслями вы и сформулируете ответ на вопрос.
(Со стороны начальницы это беседа для галочки, она произносит казённые фразы, она «принуждена …говорить о поведении» гимназистки, больше увлечена вязанием, даже не поднимает глаз на Олю. Начальница не задаёт вопросов, так как ей не нужны ответы. Равнодушие и отсутствие уважения к личности превращают этот разговор в невыносимую для героини назидательную проповедь.)
— С какой целью писатель вводит в рассказ страничку из Олиного дневника?
(дневник обнажает настоящие мысли и переживания героини, из него мы наконец узнаём всю правду)
В дневнике указана точная дата. Как вы думаете, почему?
(1. Ей было хорошо в своём мире, где царила красота и гармония. Самодостаточность. «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всём мире, и я думала, так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто».
2. Одна, без Малютина. Ещё ничего не произошло, ещё была счастлива, потом будут другие мысли: «Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!»)
— Кого винит в случившемся Оля?
(Формально она называет виновника в разговоре с начальницей гимназии, но внутренне обвиняет во всём себя: «Я никогда не думала, что я такая!»)
— Можем ли мы осуждать Олю?
-. Стала ли Оля другой? Докажите это на примере текста.
(естественность – «казалась»беззаботной и счастливой
доброта – резкость, даже жестокость при объяснении на вокзале
потребность любить – отвращение к мужчине и к себе самой
жизнерадостность – опустошение, мысли о смерти, «теперь мне один выход»)
— Литературный критик Выготский считал, что Оля Мещерская спровоцировала казачьего офицера на выстрел, что это завуалированное самоубийство. Представим на мгновение, что выстрел не прозвучал. Как могла бы сложиться судьба Оли?
(Она лишила себя будущего, отняла сама у себя возможности быть любимой, почувствовать радость материнства)
А мир? Ощутил ли он потерю Оли? Посмотрим на пейзажные зарисовки города, они выделены у вас цветом. Выпишите ключевые существительные, а рядом слова, иллюстрирующие настроение.
( город – зима, снежная, солнечная город – весна, сереет весеннее поле
Соборная площадь – гулянье, веселье Соборная площадь – грязная
сад – музыка, катанье сад – обнесён оградой
Оля – счастливая, беззаботная Оли уже нет)
— На какие мысли натолкнуло вас это сравнение?
(Всё осталось на месте: и город, и сад, и Соборная площадь, жизнь продолжается, но с уходом Оли стало меньше света, меньше радости, меньше тепла.)
— Для чего классная дама приходит на могилу своей воспитанницы? Опишите своими словами те чувства, которые она испытывает, глядя на юное смеющееся лицо Оли. 7 слайд
— Какой смысл придаёт произведению заключительная фраза писателя? Почему рассказ назван «Лёгкое дыхание»?
(это чья-то индивидуальность, неповторимость, уникальность)
Отрывок из кинофильма «Посвящение в любовь»(1.04 мин.) 8 слайд
Мы заканчиваем наш разговор, я попрошу вас продолжить любое из предложений: 9 слайд
— Зачем же Бунину столько противопоставлений?
Каждый из нас – это огромный мир, сложный, противоречивый, но безгранично интересный. Душа наша ранима, хрупка, она, как лёгкое дыхание, может «рассеяться в мире, в этом облачном небе, исчезнуть безвозвратно. Цените человеческую душу, берегите её, ведь она исключительна и неповторима. 10 слайд
Домашнее задание: 11 слайд
Составить синквейн по рассказу «Лёгкое дыхание».
История написания
Новелла была написана в марте 1916 года, когда Бунин находился в имении Васильевском Орловской губернии. Всё началось с того, что московское издательство «Русское слово» попросило его выслать короткую историю для пасхального выпуска своей газеты. Поделиться своими новеллами Иван Алексеевич был не против, поскольку дорожил дружескими отношениями и щедрыми гонорарами, но готовых работ у писателя не оказалось. В результате он решил быстро воплотить на бумаге давно томившуюся у него историю любви о гимназистке Оле.
Сама идея произведения пришла к Бунину намного раньше. Однажды он гулял по кладбищу на Карпи, где неожиданно наткнулся на могилу незнакомой девушки. Фотография цветущей, жизнерадостной особы создала резкий контраст с гнетущей атмосферой этого места, что потрясло писателя до глубины души. Воображение сразу же нарисовало ему картину жизни этой девушки — так и родился в его голове план создания произведения под названием «Лёгкое дыхание».
По признанию самого Бунина, были и более глубокие предпосылки для написания новеллы. В глубоком детстве он стал свидетелем гибели своей сестры Саши, которую вся семья очень любила. Детская травма глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его голове образы зимы, облачного снега, невинной девочки и смерти, которые нашли отражение в будущем произведении искусства.
Краткое содержание
Рассказ начинается с описания кладбища, где находится могила гимназистки. Повествование сразу останавливается на описании внешности героини — живых глаз, радостной улыбки. Из первых строк читатель сразу понимает, что рассказ пойдёт о весёлой, жизнерадостной, оптимистичной девушке. Затем рассказ переходит к детству и юности Оли — до 14 лет она была обычной ученицей, но затем «расцвела», став одной из самых популярных гимназисток среди парней и однокурсников.
В начале новеллы Мещерская предстаёт как очень благополучная и счастливая личность — она лучше всех танцует на балу, отлично катается на коньках, имеет много подруг и ухажёров. В последнюю зиму жизни она практически «сходит с ума от веселья», за что её вызывает на разговор начальница гимназии. В процессе беседы девушка признаётся, что она «уже женщина» благодаря Малютину.
После откровенного разговора следует сцена на вокзале, где казачий офицер стреляет в Олю. В суде он приводит аргументы о том, что она сама довела его до такого, поклявшись быть его женой и нарушив обещание, а также предложив прочесть дневник, где совращала другого мужчину. Затем следует история её «падения» с Малютиным. В конце действие снова переносится на кладбище, где могилу Мещерской посещает классная дама.
Тема новеллы
Центральной темой художественного произведения является любовь. Она раскрывается читателю сквозь призму поступков и поведения персонажей — прежде всего, главной героини Оли Мещерской. Интересно, что роль любви в новелле отходит от классических канонов — она выступает разрушительной, губительной, неконтролируемой силой, а не добрым, чистым и светлым чувством. Женская притягательность Оли почти доводит молодого гимназиста Шеншина до суицида, а сама она гибнет от руки отвергнутого любовника.
Бок о бок с любовью в произведении раскрывается тема ценности и красоты жизни. Через образ Мещерской Бунин пытается показать, что нужно наслаждаться миром в сегодняшнем дне, смотреть на всё проще и не ограничивать себя правилами. Но в этом важно не переборщить, встав на путь безнравственности и безответственности, иначе можно разделить печальную судьбу Оли, чья непосредственность и открытость привела к её смерти.
Важным шагом в раскрытии этой темы выступает введение образа классной дамы и противопоставление её главной героине. Эта «пожилая девушка» и «идейная труженица» скована правилами и традициями, но в глубине мечтает научиться жить так же легко и непосредственно, как Оля. Это становится её недостижимым идеалом и предметом одержимости. Противопоставление её мечты и реальности в «Лёгком дыхании», контраст безрадостного существования с короткой, но яркой и полной удовольствий жизнью Мещерской лучше всего раскрывает тему скоротечности бытия и важности наслаждения сегодняшним.
Основная проблематика
«Лёгкое дыхание» раскрывает взгляд писателя на многие современные проблемы. Основные из них:
Мельком автор останавливается на проблеме важности семьи. Некоторые цитаты Мещерской намекают на проблемы с родителями, а её воспитание говорит о заброшенности и неприспособленности к жизни в жестоком внешнем мире. Никто из старших не научил героиню ответственности и нормам приличия.
Образ Оли Мещерской
Самым проработанным и раскрытым в новелле является образ главной героини — гимназистки Оли Мещерской. Она воплощает в себе идеал женского очарования Бунина. Присущие ей черты характера:
Большое внимание автор уделяет внешности героини. Она очень красива, стройна и изящна, из-за чего в юном возрасте имеет много ухажёров. Подобной лёгкости и грациозности соответствует и внутренний мир Оли — её не сковывают никакие правила, она делает то, что хочет, не задумываясь о мнении окружающих. Несмотря на неоднозначность и некоторую аморальность поступков, её практически невозможно осуждать из-за наивности и открытости.
Фатальным недостатком Оли является её неспособность найти баланс между чувствами и разумом, свободой и скованностью, реальностью и мечтами. Она слишком откровенна и не стесняется говорить жестокую правду, за что в конце концов расплачивается жизнью. Трагедия героини заключается в том, что её определяющие черты характера — непосредственность, жизнелюбие, вера в мечту — в итоге приводят к её смерти. Она действует по воле чувств, а не разума, за что и расплачивается в конце истории.
Характеристика остальных героев
«Лёгкое дыхание» — короткая новелла, которая не может похвастаться богатым составом персонажей. Большинство из них в какой-то мере противопоставляются образу Мещерской:
Своеобразие каждого персонажа новеллы состоит в неоднозначности его мотивов. Психология и глубокие размышления героев оставлены за кадром, что позволяет читателю понимать их по-своему.
Особенности композиции
Главная особенность композиции рассказа — отсутствие хронологической последовательности. Текст начинается с описания могилы Оли, затем перескакивает к описанию её детства, затем переходит последней зиме. После всего этого следует разговор с начальницей, где раскрываются некоторые из ключевых деталей сюжета, включая связь героини с Малютиным. Затем произведение возвращается к новостям о смерти гимназистки. Концом служит незначительный на первый взгляд эпизод из повседневной жизни Мещерской, где она рассказывает подругам-гимназисткам о смысле женской красоты.
Благодаря резкой перемене места и времени действия, автору удалось сохранить ощущение лёгкости. Несмотря на несправедливые удары судьбу и множественные сомнительные или трагические события, новелла не нагружает читателя тяжёлыми мыслями — он становится отрешён, дистанцирован от героев и их проблем.
Другая особенность композиции — стремительность всего происходящего, которая подчёркивает живую и непосредственную натуру главной героини. События происходят настолько быстро, что у читателя практически не остаётся времени проанализировать сочинение — он, как и Мещерская, воспринимает его чувствами, а не холодным разумом. Это соответствует картине жизни Оли — она всегда «жила настоящим», не задумываясь о долгосрочных последствиях своих действий.
Ещё одна интересная деталь — автор фактически начинает своё произведение с развязки, лишая его неожиданного поворота в виде смерти героини. Читатель знает, что печальный итог неизбежен, потому лучше концентрируется на причинах и событиях, ведущих к трагической концовке. Предрешённая обречённости Оли, неважность её действий и решений помогают донести идею и смысл «Лёгкого дыхания» — именно желание жить на полную, веселиться и не обращать внимания на последствия привели девушку к печальному итогу.
Отзывы читателей
Произведение вызывает бурю эмоций, несмотря на небольшую длину. Настолько хорошо прописаны женские образы, что просто оживают перед глазами. Прочтение помогло мне лучше понять себя и окружающих.
Новелла рассказывает о девушке, которая впуталась в слишком большие передряги для своего возраста и интеллекта. Но несмотря на то что героиня та ещё «молодец», ей искренне сопереживаешь. Текст отлично балансирует между лёгкостью и мрачностью.
Красивая и печальная история, затрагивающая темы быстротечности жизни, разрушительности страсти и опасности женской притягательности. Образ героини пробирает до мурашек, особенно когда сопоставляешь её с некоторыми знакомыми из реальной жизни.