Природа «необычного» в литературе. Литературное чтение (2-й класс)
Разделы: Литература
Класс: 2
Содержание урока
Организация класса.
Сегодня мы вновь отправляемся по дороге открытий в литературе. Работаем под девизом “Все на свете знать хочу, открытия мне по плечу”. Какая работа кажется вам более интересной – писателя или ученого? (высказывания детей ). На этом уроке вы будете учеными, которые исследуют стихотворение, небылицу, высказывают предположения, делятся своими мыслями. Семафорами вы будете сигналить согласны или нет с ответами товарищей: зеленый цвет – согласны, красный цвет – не согласны.
Сообщение темы урока.
Работа над стихотворением Б.Заходера “Приятная встреча”.
Стихотворение Б.Заходера называется “Приятная встреча”, подумайте, можно ли эту встречу назвать приятной?
Заслушивание чтения стихотворения (3–4 учеников).
Заслушивание чтения стихотворения (5–6 учащихся).
Физкультминутка.
Учащиеся делают движения по тексту стихотворения Б.Заходера, имитируя поведение маленьких и больших рапунов.
Заслушивание чтения нескольких учащихся.
Творческая работа учащихся.
— Ребята, перед вами первые два четверостишия стихотворения Э.Успенского “Память”. Послушайте их, подумайте и попробуйте угадать, что написал поэт в третьем и четвертом четверостишии. Подсказка: Э.Успенский использовал прием “Обычный персонаж совершает необычные действия”.
“Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.”
Игра на закрепление пройденного.
— Какой из приемов использован в этой игре? (Высказывания детей).
— Проявите свою фантазию, воображение и сочините продолжение игры. (Высказывания детей: Воробей клюет зерна. Зерна клюют воробья. Кошка поймала мышку. Мышка поймала кошку. Маша поливает цветы. Цветы поливают Машу.)
Домашнее задание.
— Дома вы прочитаете немецкую небылицу Братьев Гримм “В стране небывалой” и определите по памятке какими приемами пользовались авторы для создания необыкновенных образов. Читая второй раз, обратите внимание на знаки: тире, точки, восклицательный знак, попробуйте прочитать по-разному: удивленно, загадочно, необыкновенно.
Итог урока, оценивание работы учащихся.
Ваша активность, выразительное чтение, сообразительность доставили мне огромное удовольствие.
I. Повторение изученного материала
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Дремота и Зевота»
(Основное внимание уделяется выразительности чтения текста. Хороший эффект достигается в процессе чтения по ролям.)
Словесное иллюстрирование текста
Учитель. Ребята, какие еще иллюстрации вы нарисовали бы к этому тексту?
(Дети фантазируют, придумывают иллюстрации, описывают их словами.)
II. Работа над новым материалом
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Чудеса». Наблюдения над текстом
Учитель. Мы продолжаем читать о том, чего не бывает. Сейчас мы прочитаем стихотворение, которое называется «Чудеса», и посмотрим, о каких чудесах рассказывает автор и что в этом тексте необычно: герои или события.
(Текст прочитывается вслух учителем или хорошо читающими детьми.)
Учитель. А теперь скажите, что здесь вымышленное?
Ученики. — Я думаю, что здесь вымышленные герои: корова не имеет крыльев.
—А я думаю, что события необычны: птицы не умеют лаять, и бабочки не вьют гнезд из прутьев.
—А мне кажется, что автор нарисовал все, чего не бывает. В конце стихотворения он пишет: «Все чудеса увидел наяву».
Учитель. Давайте разберемся. Сначала поиграем в игру «Веришь — не веришь».
(Учитель делит доску на две части. В одной записывает «Герои», а в другой — «События». Ребята прочитывают текст медленно, по предложениям, и говорят, во что они верят, а во что — нет. Ответы детей фиксируются на доске:
Работа над стихотворением Б. В. Заходера «Приятная встреча»
Учитель. А сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение В. В. Заходера «Приятная встреча» и скажете, соответствует ли название тому, о чем в нем рассказывается.
(Дети читают стихотворение про себя, после чего проводится беседа по содержанию.)
Дети. — Я считаю, что название стихотворения не соответствует тому, о чем рассказал автор: их встреча на самом деле не была приятной.
— Да, герои очень неприятные: Бяка и Бука.
Учитель. А они настоящие или придуманные?
Дети. — Конечно, они придуманные, — в жизни их не
— А я думаю, что автор дал им вымышленные имена, а
на самом деле это настоящие люди.
— Да, иногда так называют плохих людей.
Учитель. Каких
Дети. — Бякой называют не только нехороших людей, но и все плохое. Когда я была маленькой, мне мама часто говорила: «Не трогай, это — бяка».
— А меня папа и бабушка часто называют букой, когда
я вредничаю и ни с кем не разговариваю.
Учитель. Значит, ситуация узнаваемая? И взята она из жизни?
Учитель. А почему же автор так назвал свое стихотворение: «Приятная встреча»?
Дети. — Наверное, он придумал такое заглавие в шутку.
— А может быть, он этим хотел сказать, что не бывает приятной встреча двух плохих людей.
Учитель. Может быть и так, ведь автор всегда вкладывает главную мысль в заглавие. Значит, здесь необычная жизненная ситуация, рассказанная автором: ничего приятного нет, если встретятся два плохих человека. Попробуем представить себе этих героев и нарисуем их образы выразительным чтением.
(Ребята сначала читают текст, подбирают интонацию для изображения героев и их настроения, затем стихотворение читается по ролям.)
Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворений.
Достоверность в изображении фантастических образов и картин.
1. Знакомство учащихся с главным способом достоверного изображения фантастического в художественном тексте.
2. Формирование начальных представлений учащихся о способах создания характера героя художественного произведения.
Материал для чтения
Д. Биссет «Орел и овечка».
М. Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется».
Географическая карта полушарий. Таблица «Словарь характеристик».
I. Постановка учебных задач
Учитель. Мы продолжаем наблюдать за мастерством авторов, пишущих о том, чего не бывает. Сегодня мы прочитаем еще одну удивительную историю. Чем она удивительна, вы скажете позже, а сейчас мы познакомимся со словами, которые встретятся в тексте и будут вам не совсем понятны.
II. Работа над сказкой Д. Биссета «Орел и овечка»
1. Работа по разделу «Предварительное чтение*
(Объясняя значения слов «Африка», «Арктика», «Уэльс», учитель использует географическую карту полушарий и показывает местонахождение территорий, о которых будет идти речь в текстах.)
2. Чтение текста учителем
Учитель. Ну а теперь послушайте текст. Написал его английский писатель Д. Биссет. После того как вы прослушаете эту историю, разберемся, что в ней могло быть на самом деле, а что — нет.
3. Беседа после чтения
Учитель. Как вы поняли: история реальная или нет?
Ученики. — Я думаю, что нет, автор описал то, чего не может быть на самом деле: ведь действие происходит на звезде.
—А я считаю, что история настоящая: может быть, действие происходило на другой планете, где живут инопланетяне, и писатель о них написал.
—И я считаю, что история настоящая, потому что автор даже нам конкретную страну указал.
Учитель. Мнения разделились. Давайте сделаем так: еще раз обратимся к тексту. Вы будете читать текст медленно и вдумчиво, по предложениям, и определять, что может быть на самом деле, а чего не бывает.
(Ребята работают в парах: поочередно, по предложениям читают текст, обсуждают друг с другом достоверность событий в каждом предложении и на полях карандашом ставят значки «+» или « —».)
Выборочное чтение
Учитель. А сейчас выберите из текста и прочитайте места, которые вы обозначили минусом, — где описывается то, чего не может быть на самом деле, — и обоснуйте своими словами.
Дети. — Здесь фантастическим является место действия. (Читают.) «И однажды залетел так высоко, что попал на звезду.
На звезде стоял маленький домик. В нем жила Мэри со своей овечкой».
— А я считаю, что этот текст — сказка, потому что только в сказках животные могут говорить и думать. А здесь автор пишет: «Хм, нет, спасибо, — ответил Дэвид. — Я бы лучше съел овечку». И еще: «Нет, спасибо, — ответила овечка. — Пожалуй, я бы лучше съела орла».
— А еще здесь фантастическим является то, что овечка пожелала съесть орла, а ведь овечки — не хищники.
Учитель. Есть еще в тексте фантастические элементы?
— Остальное все как в жизни.
Учитель. Итак, что же получается: мы смогли отметить в тексте всего лишь три фантастических элемента, остальное узнаваемо, как в жизни. Значит, мы еще раз убедились, что авторы свой вымысел помещают в знакомую, обычную жизненную обстановку, чтобы читателям легче было все представить.
А сейчас нам предстоит еще одна важная задача: определить, для чего автор рассказал нам эту историю, какова главная мысль этого сказочного произведения. Но сначала поговорим о его героях, постараемся их охарактеризовать.
(В помощь детям к доске прикрепляется «Словарь характеристик», из которого учащиеся могут выбрать слова, характеризующие героев повествования.
Словарь представляет собой лист ватмана, на котором в три столбика записываются слова-характеристики: в первый столбик — положительные качества характера, во второй— отрицательные, а в третий — нейтральные. Например:
Урок литературного чтения УМК «Перспектива» 1 класс
Урок литературного чтения на тему «Как общаются люди»
Класс 1 «Б» Учитель И.П.Садчикова
Дать понятие значения слова «вежливость»
Обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и учить применять их в разговорной речи.
Развивать выразительное чтение посредством интонации;
Развивать воображение, внимание, умение в обыкновенном обнаруживать чудесное;
Отрабатывать навык работы в парах и коллективно.
Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям: честность, вежливость, трудолюбие.
общеучебные – формулирование ответов на вопросы; употребление вежливых слов в речи; составление рассказов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; Логические – построение рассуждений.
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать действие в соответствии с поставленной задачей.
уметь: выстраивать коммуникативно – речевые действия, направленные на учёт позиции собственника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Учебник «Азбука» Л.Ф. Климанова
Ну, ребята, был звонок.
Повернитесь все назад,
Гости там у нас сидят.
И тихонечко садитесь!
— Начинаем урок литературного чтения.
2. Актуализация знаний (Подготовительный этап)
1. Чтение (хором) на одном дыхании слогов. по таблице.
2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: “Колокол”, “Вкусное варенье”, “Лошадки”.
3. Дыхательная гимнастика. Неслышно и глубоко вдохнули воздух, выдыхаем его очень медленно и чувственно на свою ладонь, представляя себе, что это …. (додумайте сами).
4. Чтение на одном дыхании записи на доске:
Учитель: Отгадайте кроссворд и вы узнаете куда мы с вами сегодня отправимся.
Когда человек хочет пройти между людьми.
Вы друг другу говорите, когда прощаетесь.
Желаете перед сном родителям.
Можно сказать вместо спасибо.
Утром всем говорите, когда входите в класс.
С праздником любым …
Всем говорите утром.
Если это слово добавляем, когда просим.
Хотим пройти мимо и говорим.
Мама говорит, когда вас провожает в дорогу.
Вы говорите друг другу по дружески утром.
Прощаетесь со мной после уроков и говорите.
Можно заменить слово простите.
Учитель: Мы отправляемся в Школу вежливости. А как можно назвать все слова в кроссворде? (Вежливыми).
— Когда они нам нужны? (Когда общаемся)
— Какая тема нашего урока? (Как общаются люди)
— Какие цели мы поставим сегодня на уроке?
Дети: Узнать новые вежливые слова и учить применять их в разговорной речи. Учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
Учитель: Для чего человеку нужно общение?
Давайте познакомимся ещё с несколькими словами.
На столе у вас лежат карточки со словами.
Слова на карточках:
отзывчивость, понимание, жадность, умение прощать, грубость, внимание, ябедничество.
Задание: поделите их на группы
Прочитайте слова каждой группы.
Почему так поделили?
Что общего между словами в каждой группе? Они же являются и качествами характера человека, если этот человек вежливый и воспитанный
Учитель: Первый учитель в Школе вежливости С. Иванов рассказал такую ситуацию из своей школьной жизни.
“Разговор про вежливость”
Задание. Прочитайте текст. Найдите ошибки, которые допустили ребята при разговоре.
Учитель: Учитель: Чтобы общение между людьми достигло своей цели они должны быть вежливые..
«Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало
повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими»
Работа над стихотворением А.Барто «Вовка – добрая душа»
4) Вам было грустно читать это стихотворение? Почему?
5) Какой характер был у мальчика?
6) Назовите слова, которые вызвали у вас улыбку, подняли настроение, развеселили.
Учитель: Чтобы общение между людьми достигло своей цели они должны быть добрые.
Выразительное чтение стихотворения вслух.
Работа над стихотворением Б. В. Заходера «Приятная встреча»
Учитель. Кстати, здесь недалеко живут два молчуна. Их т привел Борис Заходер. Найдите стихотворение «Приятная встреча». Послушайте стихотворение и скажете, кто эти молчуны, соответствует ли название тому, о чем в нем рассказывается.
Дети. — Я считаю, что название стихотворения не соответствует тому, о чем рассказал автор: их встреча на самом деле не была приятной.
Учитель : Как вы представляете себе Бяку и Буку?
Дети: Они злые и неразговорчивые, вредные.
Учитель : Как вы думаете, на что хотел обратить ваше внимание автор, когда писал это стихотворение – на их внешность или на их характер?
Дети: На характер, потому что внешность можно придумать по-разному, а характер мы знаем из их имен.
Учитель. А они настоящие или придуманные?
Дети. — Конечно, они придуманные, — в жизни их не бывает.
Учитель: А я думаю, что автор дал им вымышленные имена, а на самом деле это настоящие люди. Иногда так называют плохих людей. Когда используют слово
Дети. — Бякой называют не только нехороших людей, но и все плохое. Когда я была маленькой, мне мама часто говорила: «Не трогай, это — бяка».
Учитель. Значит, ситуация узнаваемая? И взята она из жизни?
Дети. — Да!
Учитель: Прочитайте стихотворение про себя.
Обратить внимание на написание слов Бука и Бяка по-разному (собственные и нарицательные имена)
Дети: С большой буквы, когда это имена, с маленькой – когда говорят про характер людей.
Бука – это обидчивый человек, молчаливый.
Бяка – это вредина и злюка.
Учитель. А почему же автор так назвал свое стихотворение: «Приятная встреча»?
Дети. — Наверное, он придумал такое заглавие в шутку.
У.: — А может быть, он этим хотел сказать, что не бывает приятной встреча двух плохих людей, ведь автор всегда вкладывает главную мысль в заглавие. Значит, здесь необычная жизненная ситуация, рассказанная автором: ничего приятного нет, если встретятся два плохих человека. Попробуем представить себе этих героев и нарисуем их образы выразительным чтением.
Работа в паре
Почитайте стихотворение вдвоем: один первую часть, другой – вторую.
Какую часть интереснее читать? Почему?
Вторую часть, потому что можно читать по ролям.
(Затем стихотворение читается по ролям.)
Учитель: Чтобы общение между людьми достигло своей цели они должны быть дружелюбные, открытые.
— Итак, давайте вспомним, с какими словами мы сегодня познакомились?
-Вы достигли поставленной цели?
-Что необходимо человеку для общения с окружающими?
— Что мы можем сказать всем на прощанье?
Самооценка в еженедельнике.
Стр. 83 Поработать и закончить стихотворение “Приятная встреча”, исправить характер героев.
– У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем
вырабатывается сильная воля и твѐрдый характер. Про такого говорят:
– Этот человек умеет сам себя воспитывать. Чтобы общение достигло своей цели надо быть тактичным, терпимым, относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Я думаю, вы все это примите к сведению. Поиграем в игру.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого. (спасибо).
Зазеленеет старый пень, Когда услышит. (добрый день).
Если больше есть не в силах Скажем маме мы. (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь. (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, Говорим. (простите пожалуйста).
И во Франции, и в Дании На прощанье говорят. (до свидания).
Приятная встреча
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака —
Молчали Бука и Бяка.
И Бука
Думал со скукой:
«Чего он так смотрит — букой?»
А Бяка думал:
«Однако
Какой он ужасный
Бяка…»
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.