Признаки народной сказки 5 класс по литературе

Сказки

Что такое сказка и какими они бывают

Сказка — это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. На страницах сказочных книг живут говорящие звери и драконы, смелые богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Сказки призывают не только верить в чудеса, но и учат добру, отзывчивости, не пасовать перед трудностями, слушать родителей и не судить других по внешности.

Какие бывают сказки

Сказка — это повествование с выдуманными героями и сюжетом, носящее бытовой, героический или волшебный характер. Они бывают фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Фольклорные

Прежде чем дойти до читателя, они проходят длинный путь. В устной форме передаются из поколения в поколение до тех пор, пока какой-нибудь собиратель сказаний не запишет их на бумаге. Считается, что героями первых повествований были Земля, Солнце, Луна и другие природные явления, а образы людей и животных стали использовать позже.

У народных сказаний довольно простая структура: присказка, зачин и конец. Текст легко читается и не содержит сложных слов. Но при кажущейся простоте сохраняет все богатство русского языка. Фольклорные сказки легко воспринимают даже малыши, что делает их лучшим выбором для чтения перед сном. Это не только подготовит ребёнка ко сну, но и ненавязчиво обучит жизненным ценностям.

Основные признаки сказки:

Бытовые

Действие происходит в повседневной жизни, не «в тридевятом царстве», а обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости.

Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться. Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».

О животных

Часто персонажами выступают животные. Они живут и общаются как люди, разговаривают и проказничают, ссорятся и мирятся. Среди персонажей нет чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждый из них наделен одной отличительной чертой, которая и обыгрывается в сюжете сказки. Хитрый лис, злой волк, трудолюбивый заяц, а филин мудрый. Такие образы понятны детям, и дают представления об уме и глупости, о трусости и отваге, о жадности и доброте.

Волшебные

Что такое волшебная сказка? Это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. Композиция более сложная, включает в себя вступление, завязку, центральный сюжет, кульминацию и развязку. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».

Мир персонажей необычайно разнообразен. Главные герои обладают всеми положительными качествами, а то есть такими как доброта, щедрость, отзывчивость, смелость. Противостоят им злые, жадные и корыстные отрицательные герои. В борьбе против недругов положительным героям помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Развязка непременно счастливая. Герой с почестями возвращается домой, преодолев все невзгоды и препятствия.

Литературные

Имеет определённого автора, но тесно связана с фольклором. Литературная сказка отражает взгляд автора на мир, его идеи и желания в то время, как народные сказания демонстрируют обобщённые ценности. Писатель сопереживает главным героям, выражает симпатию отдельным действующим лицам и откровенно высмеивает отрицательных героев.

Основой зачастую служат сюжеты народных сказок.

Для подражания народным сказкам применяются те же принципы: сказочная обстановка, говорящие звери, троекратные повторения и просторечия. Нередко используются и образы главных героев народных сказок: Иван-дурак, Баба-Яга, Царь Кощей и другие. Автор стремится к большей детализации, характеры и личностные качества героев подробно прописаны, окружение приближено к реальности и обязательно присутствуют два поколения: старшее (родители) и младшее (дети).

К ярким примерам литературной сказки можно отнести произведение А. Пушкина «Золотая рыбка», Г. Андерсена «Снежная королева» и Ш. Перро «Кот в сапогах».

Какая бы ни была сказка, её цель научить ребёнка не отчаиваться, смело браться за выполнение задач, уважать чужое мнение. Рассматривая яркие иллюстрации, легко придумать свой сюжет на уже знакомую историю. Даже взрослому будет полезно оторваться от обычного круговорота дней и погрузиться в прекрасный мир волшебства.

Источник

Что такое сказка простыми словами и какими бывают сказки в литературе

Привет из самого далекого прошлого.

Сказка – это жанр устного народного творчества. Все сказки повествуют о вымышленных событиях, герои в них делятся на положительных и отрицательных. Позднее появились литературные сказки – когда писатели, как наш Пушкин, стали сами их писать.

Три типа народных сказок

Бытовые. Описывают через какую-то историю жизнь и быт человека. В них есть три подтипа:

Волшебные. Отличаются от бытовых тем, что в них есть волшебные герои: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Или в них происходят какие-то волшебные события, например, лягушка вдруг превращается в царевну. Мы читаем и понимаем, что так на самом деле не может быть. Два типа:

О животных. Есть сказки про обычных животных, например, про лису, которая выгнала зайца из избы. И есть про необычных (волшебных) животных, например, сказка Ершова про конька-горбунка.

Композиция сказки

Сказки обычно начинаются с «зачина»: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были». Дальше композиция не отличается от таковой в других произведениях литературы:

После развязки еще может быть концовка. Например, у Пушкина: «И я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».

Для композиции русских и славянских сказок характерны трехкратные повторы. Например, Иван-царевич трижды выходит на бой с чудом-юдом на реке Смородине, старик трижды забрасывает невод в море.

В чем смысл сказок

Я один раз был на конференции по фольклору, там выступала студентка, и ей задали вопрос: «Вот есть сказка про курочку рябу. Как она снесла золотое яичко, дед его не разбил, бабка не разбила, а мышка бежала и разбила. В чем смысл?»

Читайте также:  Рассказы витя малеев в школе и дома слушать аудио

Она не ответила. И никто из студентов не ответил. Мне был 21 год, но я поймал себя на том, что никогда раньше не думал: «А правда, в чем смысл?»

Есть точка зрения, что в сказках через сложные символы передается определенная мораль. Например, золотое яичко – это счастье. Дед и бабка живут и все время ругаются по мелочам – пробуют счастье на прочность. Но оно все-таки не разбивается. А потом вдруг проникает в их жизнь сплетня, как серая мышь, в доме поселяется недоверие – и счастье разбивается.

Курочка сносит второе яичко, но уже не золотое, а простое. Дед и бабка продолжают жить вместе, но прежнего счастья у них уже нет, обычная невзрачная жизнь.

А как вы думаете, в чем смысл сказки «Гуси-лебеди»? Почему мальчика похищают именно гуси (и вообще, откуда гуси-лебеди, как это понимать), а не волки, не змей-горыныч? Почему у бабы Яги ребенок не орет от страха, а сидит, как зачарованный и играет золотыми яблоками?

Источник

Разработка урока по литературе на тему «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок» ( 5 класс )

специалист в области арт-терапии

Разработка урока по литературе 5 класс

Тема: Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

— научить определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок.

— развивать коммуникативные умения;

— развивать речемыслительные умения;

— расширять кругозор учащихся.

— прививать любовь к литературе

— создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;

— воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: записи на доске о сказке, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной, литературоведческий словарь.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Сказка – ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок.

I .Организационный момент

2) Запись в тетради даты, темы урока и эпиграфа.

II . Актуалицация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания, артикуляционная разминка
Определяем, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.
Колыбельная. Закличка. Скороговорка.
2. Беседа:

_ Что мы называем фольклором?

— Какие свойства фольклора вы знаете?

Назовите малые жанры фольклора.

III . Объяснение нового материала

1.Работа с эпиграфом.

— Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.

— повторить жанры УНТ;

— узнать о видах сказок;

— научиться определять вид сказки, находить особенности русских народных сказок. (Прием «Домысливание»)

Работа с учебником: стр. 8-10.

Чтение статьи учебника (с. 8—10) и коллективное составление плана этой статьи.

Определение сказки выпишем в тетрадь.

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике ( с. 10 ), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).

1.Сказки о животных : «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».

2.Бытовые сказки : «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».

3.Волшебные сказки : «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

Самыми древними являются сказки о животных . В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника) : «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».

Фольклорные (много вариантов, автор – народ)

Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)

— Приведите примеры сказок:

фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и Кривда», «Петух и жерновки», «Гусли-самогуды»)

литературных( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Вас.Андр.Жуковский «Три пояса», «Спящая царевна», ДжанниРодари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в сапогах», Мальчик-с-пальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)

Назовите приметы сказки. ( Запись в тетраде )

-добро всегда побеждает зло;

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван : Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка.

Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты : «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), г иперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии».

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов, употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

V .Закрепление материала

а) разговор двух или нескольких лиц

б) построение произведения

в) устное народное творчество

Читайте также:  Рассказ яичко главная мысль шмелев

Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

Кто является автором фольклорных произведений?

Что такое русская народная сказка?

а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

б) памятник исторической прозы Древней Руси

в) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях

5. Литература происходит от слова litera , что в переводе означает:

6.Герои волшебных сказок

б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости

в) разговаривают и ведут себя как люди

7.Сказка «Василиса Премудрая» является

9.Назовите автора строк:

Добрым молодцам урок.

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Ганс Христиан Андерсен

10. К малым жанрам фольклора относятся:

— Посчитайте количество правильных ответов.

устная рефлексия «Закончи высказывание».

Источник

Презентация по литературе «Особенности русских народных сказок» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Содержание 1. Определение «сказки» 2. Особенности сказок 3. Виды сказок 4. Сказки о животных 5. Бытовые сказки 6. Особенности волшебных сказок 7. Художники – иллюстраторы сказок 8. Задания по сказкам

Определение «сказки» Сказка – один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Особенности сказок Вымысел Занимательность Поучительность Приметы : присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты.

Виды сказок Бытовые Сказки Волшебные сказки о животных сказки «Каша из топора» «Колобок» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Волшебные сказки Положительные герои – Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, младший сын и брат, гонимая сиротка Враги – фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Морской царь, Баба Яга

Волшебные сказки Животные – помощники героя: конь, волк, лягушка Чудесные предметы: скатерть- самобранка, кошелек-самотряс, гусли-самогуды, волшебный клубок Герой одерживает верх с помощью чародейства Волшебные сказки длиннее остальных видов сказок

Особенности сказки Присказка – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка.» Постоянные эпитеты –красочные определения, признаки предмета: живая вода, добрый молодец, красная девица.

Особенности сказки Зачин – начало сказки, рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке, например: «Жил да был крестьянин…» Концовка – последние слова сказки, обращение к слушателю: «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец».

Особенности сказки Повторы: «жил-был», «ехали-ехали» Словесные формулы: ни в сказке сказать, ни пером описать. Добро побеждает зло Герои вознаграждаются за верность и бескорыстие, доброту и трудолюбие

Художники-иллюстраторы сказок Иван Яковлевич Билибин Билибин рисовал сюжеты к таким сказкам: «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Перышко Финиста Сокола», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он также создал графические серии по мотивам русских былин «Вольга и Микула», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. Все эти работы способствовали тому, что за Билибиным утвердилась слава первого на Руси художника книги.

Иван Яковлевич Билибин Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». Иллюстрация к « Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке»

Виктор Михайлович Васнецов «Иван-царевич на Сером волке» «Снегурочка»

Сказки о животных Главные герои – животные Присказка Зачин Концовка Троекратные повторы В образах животных показаны отрицательные качества характера человека

Бытовые сказки Главные герои – люди Бытовые ситуации Отсутствие волшебства Герой одерживает верх благодаря уму, смекалке, хитрости Высмеиваются пороки людей

Задания по сказкам Подберите к словам постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках: поле, девица, молодец, вода, земля, море, волк, лиса, заяц. Угадайте название сказки по иллюстрации.

Задания по сказкам Назовите известные зачины сказок. Угадайте название сказки по иллюстрации.

Задания по сказкам Назовите известные вам концовки сказок. Угадайте название сказки по иллюстрации.

Задания по сказкам Приведите примеры сказок, где Иван-дурак – положительный герой. Угадайте название сказки по иллюстрации.

Домашнее задание 1. Нарисовать 1 волшебный предмет и представить его. 2. Подготовить пересказ небольшого фрагмента сказки. 3. Составить кроссворд «Герои сказок» (8-10 слов)

Номер материала: ДБ-156716

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературы в 5 классе по теме «Русские народные сказки»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Аннотация.doc

Данный мультимедийный продукт состоит из конспекта урока и презентации, включающей теоретический и иллюстративный материал по теме, практическое задание для учащихся.

Учитель ставил перед собой следующие задачи:

2. Помочь в овладении учащимися художественными образами и выразительными свойствами сказки;

3. Воспитывать лучшие человеческие качеств на примере положительных сказочных героев.

Материалы презентации позволяют не только продуктивнее использовать время урока, но и более эмоционально и содержательно излагать тему, дают возможность, расширить объем информации в области литературы.

Выбранный для просмотра документ Дид.мат..doc

«Жили-были дед да баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги. А я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет целый воз…»

«Жили-были кот, петух и дрозд. Кот и дрозд уходят в лес дрова рубить и петушку наказывают: «Ты, петушок, оставайся домовничать, а в окошко не выглядывай, а то…»

Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезем…»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…»

Читайте также:  Рассказ о празднике в россии на английском языке с переводом 10 предложений

Выбранный для просмотра документ Продолжить название.doc

Выбранный для просмотра документ Русские народные сказки.doc

МОУ «СОШ с. Зубовка»

Конспект учебного занятия (литература)
с использованием ИКТ

Тема учебного занятия: «Русские народные сказки ».

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Эпиграф: Волшебные сказки, волшебные мысли,

Волшебные звуки, волшебные числа…

Цели учебного занятия:

Повторить и обобщить пройденный материал;

развивать умение анализировать поступки и характер героев;

провести проверочную работу с целью диагностики усвоения содержания произведения;

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать память, речь, внимание, логическое мышление, творческие возможности детей.

Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию:

1. Игровые уроки по литературе. 5 класс. О.Г. Черных, М.: «Вако», 2008

2. Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. М.: «Русское слово», 2009.

3 Карточки- задания по теме.

5. Презентация, выполненная учителем.

-Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Ирина Викторовна.

В некотором районе, в некотором селе стоит в дороге теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

— Что сейчас я вам сказывала?

— Как вы уже поняли, наш сегодняшний урок посвящен русской народной сказке.

3. Сообщение целей и задач урока (2 слайд)

Сегодня мы обобщим знания о фольклоре, а в частности о русских народных сказках, продолжим развивать умение анализировать поступки и характеры героев, урок должен способствовать воспитанию любви к чтению, к сказкам, воспитывать в вас самые лучшие человеческие качества на примере положительных сказочных героев, а также мы будем развивать память, внимание, речь, мышление.

Но прежде чем мы остановим наше внимание на сказках, давайте разгадаем кроссворд и вспомним какие же существуют жанры и виды фольклора.

— Я буду читать вам фольклорные произведения, а вы угадывать, что это такое?

1. Чай пить, не дрова рубить (пословица)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать. (скороговорка)

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (частушка)

Кричал маму! (дразнилка)

Где были? – У бабушки.

Что пили? – Бражку. (потешка)

6. Через речку лег, пробежать помог (загадка)

7. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» (сказка)

— Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль.

— Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.

— Давайте прочитаем несколько слов о сказках (ученик) (3 слайд)

— А какие сказки вы знаете? (4 слайд)

(Бытовые, волшебные, сказки о животных)

— Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)

— Для чего нужна присказка?

— А как называется начало сказки?

Начало. Зачин (Зачинать: начинать, начало).

— А какие зачины вам известны?

— В некотором царстве, в некотором государстве…

— В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

-Может и мы вспомним концовки (Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая.(Помощники)

— Для чего нужны присказки, зачины, концовки?

— Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир.

-Давайте прочитаем все вместе приметы сказки (вымысел, занимательность, поучительность).

— Каковы же сказочные премудрости? Давайте вспомним особенности сказок. (7 слайд).

5. Сказочные формулы.

-А сейчас давайте вспомним, прочитанные нами сказки, и проведем Литературную игру. (8 слайд)

Послушайте отрывок из сказки

1 – найти среди сказочных героев отрицательных

2 – в каких сказках живут эти предметы? (9 слайд)

-Все мы знаем, что в сказках есть чудеса или чудесные превращения.

— Следующее задание называется «Из каких сказок эти чудеса?»

Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)

У двора дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)

Царевич ударился об пол и сделался перышком. Она положила перышко в коробочку и отворила дверь.. (Финист – ясный сокол)

Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем (Марья Моревна)

Потом обратилась Баба Яга к воротам и вскрикнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь». (Василиса прекрасная)

Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. («Царевна Лягушка»)

Гимнастика для глаз

— А сейчас давайте немного отдохнем и проведем гимнастику для глаз.

Встаньте, пожалуйста, закройте глаза, откройте, поморгайте, еще раз закройте, откройте, посмотрите наверх, теперь вниз, направо, налево, еще раз закройте, расслабьте глазки, они отдыхают, откройте, теперь можете садиться.

3 – к каким иллюстрациям сделали художники иллюстрации? (презентация)

А сейчас творческое задание: «Смешные названия сказок».

Я вам говорю смешное название сказок, а вы правильное.

1. Уточка Ряба (Курочка Ряба)

2. Крошечка-Терешечка (Крошечка-Хаврошечка)

4. Царевна-квакушка (Царевна-лягушка)

5. Сугробочка (Снегурочка)

7. Василиса Мудреная (Василиса Премудрая)

8. Финист – ясный ворон (Финист – ясный сокол)

-А сейчас задание по карточкам «Вспомните сказку»

(каждому – подписать сказку, и Ф.И.)

4 – выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты.

5 – выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.

Следующее задание называется «Дополни имя»

Если есть время, то каждому на стол, они дописывают, а если нет, устно

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую:

-Задание «Загадки из сказки»

А корзинка – нелегка,

Съесть пирожок. (Маша и медведь)

А от тебя, лиса и подавно уйду. (Колобок)

Дам тебе горошка. («Кот, петух и лиса»)

Наш урок подходит к концу, понравилось вам наше сегодняшнее занятие?

-Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к сказке (по выбору)

Источник

Познавательное и интересное