Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
Читательский дневник по русской народной сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
Название произведения: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Жанр произведения: народная волшебная сказка.
Второстепенные герои: братья Ивана, три жены Чуда-юда, мать-змеиха.
Характеристика главных героев:
Иван — Отважный, сильный и находчивый.
Один справился со всеми чудищами.
Чудо-юдо — три змея.
С разным числом голов.
Характеристика второстепенных героев:
Братья — ленивые и сонливые. Доверчивые.
Старая змеиха — коварная, находчивая и ловкая.
Жёны змеев — злые, отвратительные.
Краткое содержание сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Повадилось летать на русскую землю Чудо-юдо.
Решили братья пойти на бой с ним и защитить родную землю.
Добрались они до деревни разрушенной, а там только старушка выжила.
Благословила она братьев на подвиг.
Остановились братья у моста через реку Смородину.
Решили по очереди караулить.
Но уснули старшие братья и караулил один Иван.
В первую ночь победил он трёхголового змея.
Перед третье ночью предупредил братьев, чтобы не спали те, а на помощь шли.
Тяжело пришлось Ивану в битве.
Кидал он рукавицы и шапку в избушку и разбудил братьев.
Выпустили те коня Ивана и победил богатырь змея с двенадцатью головами.
Но отправился Иван за реку на разведку.
И подслушал планы змеихи-матери и её невесток.
По дороге к дому разрубил Иван колодец, яблоню и ковёр, в которых жёны змеев превратились.
Спас тем самым братьев.
Но мать змеев превратилась в свинью, и за братьями бросилась.
С почётом и славой вернулись братья домой.
План произведения:
1. Зло на русской земле.
2. Братья едут в поход.
3. Спалённая деревня.
7. Предупреждение Ивана.
8. Решительная битва.
9. Подслушанный заговор.
10. Колодец, яблоня и ковёр.
11. Битва со свиньёй.
Основная мысль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Главная мысль сказки заключается в том, что не только сила и храбрость нужны для того, чтоб одержать победу над врагом, но и изобретательность и хитрость.
Основная идея сказки в том, что много на Руси богатырей и всегда найдётся кому защитить её от врагов.
Чему учит сказка
Сказка учит рассчитывать только на себя и не бояться встретиться лицом к лицу с врагом.
Учит думать о дальнейшем и предугадывать действия соперника.
Учит любить свою Родину и защищать её от нападок лиходеев.
Учит быть храбрыми, отважными, мудрыми и дальновидными.
Краткий отзыв о сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была поражена мудростью обычного деревенского паренька, который сумел не просто порубить трёх змеев, но раскрыть коварные замыслы их родни.
Иван показал себя настоящим былинным богатырём, готовым грудью встать на защиту рубежей Родины.
Он был сильным, смелым, решительным. Проявил хитрость и смекалку.
Это очень интересная сказка, в которой действуют волшебные существа, есть превращения.
Поэтому она относится к жанру волшебных сказок.
Больше всего в ней мне понравился главный герой, младший брат.
Его братья были добрыми молодцами, честными и смелыми, но Иван оказался решительнее и дальновиднее.
И он не позволил сну сморить себя.
Только благодаря его усилиям удалось победить огромных змеев.
Я всем советую прочитать эту сказку, и научиться честно выполнять свои обязанности, не лениться и не перекладывать их на чужие плечи.
Пословицы к произведению:
Противник силён, пока не повален.
Не всякие глаза видят врага.
Где смекнёт боец, там врагу конец.
Чья храбрость, того и победа.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Подошёл он к ковру и давай мечом ковёр да подушки на мелкие лоскутки рубить.
Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
— Напрасно вы, братцы, ворчали на меня!
Ведь и колодец, и яблонька, и ковёр этот — все чудо-юдовы жёны были.
Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО» КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА ГЕРОИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА СКАЗКИ
специалист в области арт-терапии
Учитель: Оолак Аялга Омак-ооловна
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО»
КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА ГЕРОИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА СКАЗКИ
Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о русских народных сказках; сообщить, что данная сказка относится к волшебным сказкам героического содержания; пробудить интерес и желание обращаться к фольклорным произведениям в будущем; научить отличать виды сказок, их жанровые особенности, составлять схему построения волшебной сказки.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
I. Вступительное слово учителя.
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем. — писал А. М. Горький. — Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремились и с чем боролись.
«Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, — советовал А. М. Горький. — Вникайте в прелесть простонародной речи, строение фразы вы увидите здесь поразительное богатство образов, мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту».
Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигал необычайной выразительности. Народ-творец кропотливо, веками совершенствовал форму и содержание сказок. В таких произведениях нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний, без нужды затягивающих действие. Добро всегда торжествует в сказке, Зло — наказывается.
II. Чтение сказки учащимися.
III. Беседа, выясняющая, насколько интересна и понятна сказка учащимся.
1. Понравилась ли вам сказка? Почему?
2. Назовите положительных и отрицательных героев.
3. Кто из героев понравился больше? Почему? (Кто и почему не понравился?)
4. Как народ называет главного героя на протяжении всего действия сказки?
5. Можно ли Ивана назвать героем?
6. В чем заключается его подвиг?
7. Какие особенности сюжета вы можете назвать?
Домашнее задание: прочитать сказку, ответить на вопросы.
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ
В ОЦЕНКЕ АВТОРА-НАРОДА
Цели деятельности учителя: учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
I. Анализ текста сказки.
1. Понравилась ли сказка?
3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?
4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?
В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)
Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.
Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?
И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.
Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван-крестьянский сын.
Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
3. Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
4. Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)
В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.
— Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:
• В каком народе живешь, того и обычая держись.
• Своя земля и в горсти мила.
• Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.
• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
• На Руси не все караси — есть и ерши.
• В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.
Домашнее задание: чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).