Признаки народной сказки в повести о том как мужик двух генералов прокормил

Сказки

Анализ «Как один мужик двух генералов прокормил»

сочинение по литературе 7 класса

История создания

Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».

Смысл названия

Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.

Главная тема «Повести» — источник благополучия социальных верхов.

Салтыков-Щедрин использует сказочный жанр, чтобы наглядно показать противоестественность отношений между помещиками и простыми крестьянами. Изображенные вельможи (штатские генералы, действительные статские советники) — настоящие паразиты. Проведя всю жизнь на службе, они ничему не научились и «ничего не понимали», но имели право на солидную пенсию и собственную кухарку. Генералы пользуются уважением и почетом в обществе. Только фантастическое попадание на необитаемый остров обнажает их истинное лицо.

Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».

Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена. В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии. Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.

Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.

Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».

Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.

Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.

Проблематика

Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.

«Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.

Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.

Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.

Чему учит автор

В иносказательной форме Салтыков-Щедрин резко осуждает паразитарную жизнь представителей высших сословий. С самых первых строк чувствуется неприязнь автора к генералам. Своего спасителя они называют «лежебоком», «тунеядцем», «канальей», чем вызывают к себе еще большее отвращение.

Источник

Разработка урока: Особенности жанра и герои сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

специалист в области арт-терапии

Тема: Особенности жанра и герои сказки Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

показать значение и роль художественных приемов;

совершенствовать навыки характеристики героев;

доказать актуальность «Повести» Салтыкова – Щедрина;

развивать творческие способности учеников;

привить детям любовь к труду.

выставка разных изданий произведений Салтыкова-Щедрина;

иллюстрации к его произведениям;

выставка: жизнь и творчество Салтыкова – Щедрина

беседа по вопросам;

элементы анализа текста;

Тема: Особенности жанра и герои сказки Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Оформление выставки « Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина».

Подготовить инсценировку отрывка сказки.

Выучить наизусть стихотворение В. Лифшиц. «И мы трудиться будем».

Сжатый пересказ сказки.

Подготовить иллюстрации к сказке.

Подготовить сообщение: «Значение творчества Щедрина».

Читайте также:  Рассказ о современной музыке на английском

Сочинить сказку в стиле Салтыкова-Щедрина.

Сочинить стихотворение к сказке Салтыкова-Щедрина.

I . Организационный момент

–Здравствуйте. Наш урок – урок по творчеству Салтыкова – Щедрина. Тема нашего сегодняшнего урока это – «Особенности жанра и герои сказки Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Цель нашего сегодняшнего урока – показать значение и роль художественных приемов; совершенствовать навыки характеристики героев; доказать актуальность «Повести» Салтыкова-Щедрина. Но прежде чем приступить к уроку, мы выясним, что, же значит актуальность? Как дети понимают значение этого слова?

Для этого мы обращаемся к словарю, и раскрываем значение этого слова.

Актуальность – (лат. А ctualis ). Важность для данного момента, значительность в настоящее время чего-л., злободневность.

Теперь, когда мы знаем значение этого слова я думаю мы на нашем сегодняшнем уроке сможем доказать актуальность «Повести. » Салтыкова – Щедрина.

Так как мы сегодня будем говорить о сказке, то и эпиграфом к нашему уроку будет сказочное выражение. «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок».

При чтении текста мы с вами встречались со словами, которые уже не употребляются в современной речи, но весьма характерны для художественных произведений. Давайте найдем в тексте эти слова и зачитаем отрывки (Чтение отрывков).

Давайте обратимся к компьютеру, правильно ли вы нашли все устаревшие слова? (5 слов)

В каких сказках или художественных произведениях вы встречались точно такие же выражения?

1. Мы в 5 классе читали «Лошадиную фамилию» Чехова

-Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай Бог здоровья доктору! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!

2. В сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке». Чего тебе надобно, старче? Так каждый раз рыбка обращается к старику.

3. В сказке о царе Солтане Пушкина « Кабы я была царица, третья молвила сестрица»

Подберите к этим словам синонимы

1 . Ваше превосходительство господин

4. Злоумышляли замышляли

IV . Особенности жанра сказки Щедрина.

Все сказки и народные и литературные содержат сказочные выражения, значит и наш текст содержит сказочные выражения. Здесь в компьютере записаны сказочные выражения из «Повести…». Вам предстоит найти в «Повести…» сказочные выражения. Потом мы сравним сказочные выражения, которые вы нашли и выражения, записанные в компьютере, и определим, все ли сказочные выражения вы нашли.

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды.

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед – пиво пил, по усам текло, в рот не попало!

Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Давайте, сравним сказочные выражения, которые вы нашли с теми выражениями, которые записаны в компьютере. Слайд 11

Молодцы вы нашли все сказочные выражения. Теперь ответьте на вопрос:

В чем особенность употребления сказочных формул в произведении Салтыкова – Щедрина? Давайте предоставим первое слово экспертной группе.

(В сказке эти выражение сопровождает волшебство, имеют определенное место: в зачине, в концовке, при соединении эпизодов. Сказочные зачин и концовка условны, писатель использует их для того, чтобы поместить героев в условное сказочное пространство

По щучьему велению – так иронически или шутливо говорят о каких-нибудь желаниях, намерениях, которые исполняются легко, без всяких затруднений и усилий, когда все появляется само собой. Выражение перешло в речь из русской народной сказки о Емеле-дурачке.

Салтыков использует выражение «Сказано – сделано», хотя на самом деле генералы могут только говорить, а делать ничего не способны.

Долго ли, коротко ли в сказке это выражение имеют определенное место, служит для соединения эпизодов.

Традиционная сказочная концовка «он там был, мед – пиво пил, по усам текло, в рот не попало» находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл: мужику действительно ничего не досталось.

Дважды Щедрин применяет одну сказочную формулу, лишь немного видоизменяя ее: «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «того ни в сказке сказать, ни пером описать». Причем эти выражения стоят в тексте рядом, в конце «Повести…» Они употреблены для выделения действий генералов: «сколько они ругали мужичину за его тунеядство» и «сколько… денег загребли».)

Это то, что касается сказочных выражений, а теперь давайте послушаем литературоведов. Литературоведение утверждает, что народные сказки говорят о том, что было, басни – о том, что бывает, а сказки Щедрина обращены в настоящее, в них рядом фантастическое и приметы обычного «несказочного времени».

Назовите приметы обычного несказочного времени.

Что в сказке реально? (реальное в сказке это генералы, регистратура, пенсия, мужик.)

А что в «Повести…» не вписывается в сказочный сюжет?

(Не вписывается в сказочный сюжет описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Не сказочка и причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: «оба были легкомысленны».)

Мы с вами читали текст сказки, но мы все знаем поговорку «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте прислушаемся к поговорке и вместе с вами перенесемся на необитаемый остров и со стороны понаблюдаем, как ведут себя генералы, оказавшись на необитаемом острове. А покажут нам этот отрывок группа юных актеров.

Читайте также:  Про что сказка новое платье короля

Какое произведение вы вспоминаете при упоминании о необитаемом острове?

(По телевизору шел телесериал «Остаться в живых».

Вспомним роман Даниеля Дефо о Робинзоне Крузо. Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет освоил остров, сделал своё жилище уютным и безопасным).

В чем отличия ситуации романа и «Повести…»?

(В обоих произведениях ситуация – борьба за выживание – одинакова, но поведение действующих лиц противоположны. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает. Генералы с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают. Генералы не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать плодов, наловить рыбы и дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров, и не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику.)

VI . Художественные особенности

Все писатели и поэты, чтобы придать образность и красоту своим творениям, используют художественные средства выразительности. Я сейчас назову приметы выразительных средств, а вы по приметам определите, какое это выразительное средство, и мы заполним небольшой кроссворд. Слайд 12.

1. Мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе фактов реальной жизни.

2. Изображение людей и явлений в фантастически причудливом, уродливо-комическом виде.

4.Изображение отвлеченной идеи посредством образа.

А тетерь давайте найдем в учебнике просмотренный нами отрывок и найдем в этом отрывке эти художественные средства. Слайд 13

Аллегория – генерал не может сам сорвать яблока с дерева, то есть он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам.

Гротеск – генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

Гипербола – генералы уверены были, что пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились…

Фантастика – генералы попадают, заснув, на необитаемый остров.

С какой целью используются в «Повести…» эти приемы? (Чтобы обличить пороки современного автору общества, высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют и не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику).

Так это у нас критика. Критика каких-либо явлений в жизни путем осмеяния называется сатирой. А сказка, служащая этой цели, называется сатирической сказкой. Так как наша сказка содержит критику современного автору общества, и автор использует сатиру, то наша сказка сатирическая. Давайте запишем определение сатиры и сатирической сказки. (Определение появляется на экране, дети записывают эти выражения). Слайд 14.

Мы с вами просмотрели отрывок сказки. Так, что же генералы знали о пище до того, как попали на необитаемый остров? (Генералы были уверены, что пища в том виде на свет родится, в каком ее на стол подают).

Да, генералы думали, что пища в том виде на свет родится, в каком ее на стол подают. Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые доказывают обратное. Пословицы нам подготовили следующая группа – это поисковики. (Пословицы и поговорки на русском и родном языке).

Улажьэм лыжь пшхынщ, умылажьэм лажьэ бгъуэтынщ.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

VII . Рассказ о литературных героях.

а) рассказ о генералах.

О генералах нам сейчас расскажет первая группа – группа рассказчиков.

Какими вы себе представляете генералов? (Устное словесное рисование).

А теперь посмотрим, какими нарисовали наших генералов художники-мультипликаторы. Какие отрывки изображены на экране? Слайд 15-16.

б) рассказ о мужике.

А теперь давайте послушаем рассказ о мужике – это сделает вторая группа – группа рассказчиков.

А каким вы себе представляете мужичину?

А теперь посмотрим, каким нарисовали мужика художники-мультипликаторы. Какие отрывки изображены на экране? Слайд 17-19.

VIII . Работа с иллюстрациями. Слайд 20-22.

А теперь давайте посмотрим, как наших героев нарисовали иллюстраторы и ученики. Эту работу выполнили художники – копиисты. Им было дано задание, найти иллюстрации известных художников и нарисовать копии этих рисунков. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Повести…»

Чем интересны иллюстрации, кто из иллюстраторов ярче подчеркнул сатирическую направленность сказок?

Кто из художников, по вашему мнению, изобразил героев такими, какими они представляются, когда мы читаем сказку?

Какой рисунок вам понравился больше и почему?

А теперь работают все группы. Мы прослушали характеристику наших героев. Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?

(Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков – Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями. Мужик – редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.

Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и что он должен на них работать. Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется.)

Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил веревку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? (экспертная группа)

(После отмены крепостного права крестьянин формально стал свободен. Но он не только не победил рабскую психологию, а даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он приспособлен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда).

Читайте также:  Рассказа кира булычева можно попросить нину читать

IX . Выразительный пересказ концовки сказки.

Давайте вспомним, как же заканчивается наша сказка.

Сжатый пересказ концовки сказки.

А теперь экспертная группа прокомментирует концовку сказки.

Возвращение генералов в Петербург – триумф тунеядцев: «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!» Генералы – часть государственной системы, узаконившей существование одних сословий за счет других.

Развязка сказки, как и ее, начало, выдержаны в фольклорной манере. В русской сказке герой награждается за добрые дела. Генералы вспомнили о своём спасителе: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

«Награда» явно не соответствует затраченным усилиям мужика, но ему и того довольно, по мнению генералов и его самого. Щедрин понимает бесплодность усилий народа, покорно принимающего «рюмку водки да пятак серебра» от тех, кого он кормит.

Какова же основная тема сказки?

Основная тема сказки это народ и господствующие классы.

Генералы олицетворяют в сказке мир угнетателей, мужик – народ и его судьбу.

Каков идейный смысл сказки?

Обличие дармоедов – эксплуататоров, осуждение народной пассивности и покорности, призыв к тому, чтобы народ сбросил со своих плеч угнетателей, уничтожил несправедливый и бесчеловечный строй,- таков идейный смысл «Повести…».

Тестирование по тексту сказки.

(Дети заранее приготовили сигнальные карточки, на вопросы теста они отвечают при помощи карточек). Слайд 23-36.

XI . Проверка домашнего задания.

А теперь пора проверить домашнее задание. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на три группы.

1 группа – художники они рисуют иллюстрации к одному из эпизодов «Повести…»

2 группа – сказочники и поэты.

Сказочникам было дано задание, представить себе, как будто Щедрин живет в наше время, работает в какой нибудь современной школе, как бы тогда звучала его сказка?

Чтение сказки по ролям

А теперь давайте послушаем стихотворение, которое сочинили наши юные поэты.

Выразительное чтение стихотворения. Слайд 37-38

3 группа – эксперты они должны были подготовить сообщение: «Значение творчества Щедрина».

Думаю, о значении творчества Щедрина лучше всего скажут его книги. Здесь на нашей книжной полке всего одна капля из всего того, что издается у нас в стране. Это книги Щедрина разных изданий и книги о нем.

Сказка Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» вышла в свет в1869 г. После выхода в свет « Повести…» прошло более 140 лет. Сменилось много поколений. Это не мало. Как вы думаете, есть ли в 21в. место «генералам»? Есть ли такие люди, которые готовы воспользоваться не только чужим трудом, но и распоряжаться чужими судьбами?

Можно ли сказать, что высказанные писателем в сказках мысли актуальны и сегодня?

Вот мы и ответили на главный вопрос нашего урока.

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока и скажем, какой же урок дает нам эта сказка? На этот вопрос ответит Тлицукова Рузана, которая специально подобрала к нашему уроку стихотворение. Слайд 39

Стихотворение В. Лифшиц. «И мы трудиться будем».

Стол, за которым ты сидишь,

кровать, в которой ты уснешь,

тетрадь, ботинки, пара лыж,

все это создано трудом,

а не свалилось с неба!

За все, что сделано для нас,

мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час –

и мы трудиться будем!

1.Заключительное слово учителя

Салтыков Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. Мы с вами доказали, что его произведения актуальны до сих пор, что его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется им и терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны. Против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания. Важно, что в основе язвительных, остросатирических произведений Салтыкова – Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.

Генералы, заснув, оказались на необитаемом острове. Представьте себе, что вы уснете, сегодня вечером, и во сне перенесетесь на 15 лет вперед. Какими вы представляете себя через 15 лет? Чего вам удалось достичь в жизни? Ответ на этот вопрос будет и вашим домашним заданием. Запишите

« Я в 2030 году». Я надеюсь, что вы не будете похожи на наших генералов, будете умелыми, трудолюбивыми как мужик, но в отличие от мужика, вы не будете подчиняться чужой воле. И в трудных жизненных тропах вы выберите правильный путь.

Если за этот урок вы научились уважать чужой труд, если вы никогда не обидите слабого человека, если будете учиться хорошо, и не будете такими невежественными как наши «генералы» значит, наш урок не прошел зря.

Сегодня все хорошо подготовились к уроку. Видно, что все вы умные и хорошие ребята, значит, и оценки будут добрыми и хорошими. Комментированное выставление оценок.

В.Я. Коровина. Литература 7 класс. Методические с оветы.

Источник

Познавательное и интересное