Признаки по которым сопоставляются сцены из рассказа после бала

Сказки

Разработка урока литературы в 8 классе. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Особенности композиции. Приемы изображения внутреннего состояния героев.

Образовательная: изучить особенности композиции рассказа, рассмотреть приемы изображения внутреннего состояния героев.

Воспитательная: способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.

Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы.

Ход урока.

Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Проблемный вопрос:

Л.Н.Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь.

Может ли случай изменить жизнь человека?

Сегодня мы начнем изучать одно из интереснейших произведений русской литературы – рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала».

Петр Владиславович – отец Вареньки,

Для того чтобы лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на его композиционные части.

Одним из помощников нам послужит пространство и время произведения.

— Где происходит действие?

Слайд. Описание дома у губернского предводителя.

… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный.

— Что герой видит, когда приходит в доме губернского предводителя? (Добродушного старичка, добродушную жену его, прекрасную залу, великолепный буфет…)

-Какие чувства у Ивана Васильевича, когда он попадает в это пространство? (Положительные, ему всё нравится.)

— Что слышит Иван Васильевич, когда приходит в этот дом? (Звуки музыки, которые ему нравятся).

— Какое общее впечатление у вас создалось от этой картины?

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».

2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

3 группа. Работа по карточке «Образ Вареньки».

Перед вами лежат таблицы. Давайте их заполним.

Приемы изображения внутреннего мира героев.(Итог работы групп)

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа

Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала

Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата

Слова, обозначающие цвет

Белый, розовый, атласный

Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.

Слова, обозначающие звуки музыки

Танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.

Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.

Слова, обозначающие чувства

Зала прекрасная, буфет великолепный.

Без вина был пьян любовью.

Препротивный инженер Анисимов – не могу простить до сих пор…

Неучтив с немочкой.

И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…

Не видал, как прошло время.

Восторг, благодарность, весел, доволен.

Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

Любовался, смотрел с восторженным умилением.

Носки сапог особенно умиляли меня.

В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже надувшегося на меня инженера Анисимова.

Счастье моё всё росло и росло. Я её любил. И боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.

Читайте также:  Рассказы про деревню русских писателей читать

Речь героев эпизода

Ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Гневный голос полковника.

Они знали что-то такое, чего я не знал?

Слова, обозначающие действия, движение

бил по лицу солдата;

грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

1. Не мог поступить в военную службу.

2. Любовь пошла на убыль. Так и сошла на нет.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.

Проверка работы 3 группы. (Ответы учеников.)

— Почему, глядя на Вареньку, Иван Васильевич вспоминал её отца? (и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери…).

Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович?

— Насколько хорошо он выполняет эту роль? (на 100%)

— Ещё роль полковника. Работник. (тоже на 100%)

— Небольшая роль танцора (тоже на 100%)

— А от какой роли он отказывается и тоже на 100%? (От роли знакомого Ивана Васильевича.)

— Почему он это делает? Хочет ли он, чтобы кавалер Вареньки видел его в роли жестокого полковника?

— Тогда что мы можем сказать об этом человеке? О его характере?

(Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе.)

— Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)

— Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)

А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.

Может ли случай изменить жизнь человека?

В каких случаях это может произойти? (Ответы учеников.)

Обратите внимание на эпиграф, с которого мы начали сегодняшний урок.

Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Какая бывает жизнь? (Она разная. Мы должны принимать её во всех проявлениях.)

Слово учителя

Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.

— А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)

— В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)

— Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)

— Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)

— А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками.

Берегите свою жизнь.

Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.

Просмотр содержимого документа
«Толстой После бала Урок Конкурс»

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».

Приемы изображения внутреннего состояния героев.

Образовательная: изучить особенности композиции рассказа, рассмотреть приемы изображения внутреннего состояния героев.

Воспитательная: способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.

Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы.

Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Л. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь.

Может ли случай изменить жизнь человека?

Сегодня мы начнем изучать одно из интереснейших произведений русской литературы – рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала».

Читайте также:  Путешествие по сказкам а с пушкина викторина

Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.

Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?

Почему этот текст по жанру является рассказом? (Т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение)

— Почему рассказ называется «После бала»? (основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).

Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).

— Назовите действующих лиц рассказа.

Петр Владиславович – отец Вареньки,

Для того чтобы лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на его композиционные части.

На сколько частей можно разделить этот рассказ? (Две – основные; или 1 – как бы экспозиция, 2 – 3 –основные (до и после бала), 4 – как бы эпилог).

А на сколько частей делит текст автор произведения? (Не делит. Одна часть). Почему?

Есть ли какая-нибудь особенность в построении произведения? (Есть. Это рассказ в рассказе (литературный прием).)

В каком литературном направлении употребляли такую структуру произведения? (В романтизме. Лермонтов, Пушкин.)

Одним из помощников нам послужит пространство и время произведения.

— Где происходит действие?

Слайд. Описание дома у губернского предводителя.

… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный.

— Что герой видит, когда приходит в доме губернского предводителя? (Добродушного старичка, добродушную жену его, прекрасную залу, великолепный буфет…)

-Какие чувства у Ивана Васильевича, когда он попадает в это пространство? (Положительные, ему всё нравится.)

— Что слышит Иван Васильевич, когда приходит в этот дом? (Звуки музыки, которые ему нравятся).

— Какое общее впечатление у вас создалось от этой картины?

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».

2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

3 группа. Работа по карточке «Образ Вареньки».

Перед вами лежат таблицы. Давайте их заполним.

Приемы изображения внутреннего мира героев. (Итог работы групп)

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа

Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала

Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата

Слова, обозначающие цвет

Белый, розовый, атласный

Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.

Слова, обозначающие звуки музыки

Танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.

Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.

Слова, обозначающие чувства

Зала прекрасная, буфет великолепный.

Без вина был пьян любовью.

Препротивный инженер Анисимов – не могу простить до сих пор…

Неучтив с немочкой.

И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…

Не видал, как прошло время.

Восторг, благодарность, весел, доволен.

Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

Любовался, смотрел с восторженным умилением.

Носки сапог особенно умиляли меня.

В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже надувшегося на меня инженера Анисимова.

Читайте также:  Рассматривание иллюстраций к сказке мойдодыр цель

Счастье моё всё росло и росло. Я её любил. И боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.

Речь героев эпизода

Ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Гневный голос полковника.

Они знали что-то такое, чего я не знал?

Слова, обозначающие действия, движение

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;

бил по лицу солдата;

грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

1. Не мог поступить в военную службу.

2. Любовь пошла на убыль. Так и сошла на нет.

Вывод: Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.

Проверка работы 3 группы. (Ответы учеников.)

— Почему, глядя на Вареньку, Иван Васильевич вспоминал её отца? (и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери…).

Как Варенька чувствует себя на балу?

Как она относится к Ивану Васильевичу?

Может ли она понять, по какой причине их взаимоотношения с Иваном Васильевичем «сходят на нет»?

Можно ли Вареньку назвать жертвой обстоятельств? Почему?

Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович?

— Насколько хорошо он выполняет эту роль? (на 100%)

— Ещё роль полковника. Работник. (тоже на 100%)

— Небольшая роль танцора (тоже на 100%)

— А от какой роли он отказывается и тоже на 100%? (От роли знакомого Ивана Васильевича.)

— Почему он это делает? Хочет ли он, чтобы кавалер Вареньки видел его в роли жестокого полковника?

— Тогда что мы можем сказать об этом человеке? О его характере?

(Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе.)

— Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)

— Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)

А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.

Может ли случай изменить жизнь человека?

В каких случаях это может произойти? (Ответы учеников.)

Обратите внимание на эпиграф, с которого мы начали сегодняшний урок.

Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Какая бывает жизнь? (Она разная. Мы должны принимать её во всех проявлениях.)

Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.

— А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)

— В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)

— Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)

— Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)

— А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками.

Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.

Слайд Нравственность по Толстому.

«Нравственность не может быть ни на чем другом основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы» (Из «Дневников»)

Источник

Познавательное и интересное