Разработка урока литературы в 8 классе. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Особенности композиции. Приемы изображения внутреннего состояния героев.
Образовательная: изучить особенности композиции рассказа, рассмотреть приемы изображения внутреннего состояния героев.
Воспитательная: способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы.
Ход урока.
Жизнь – вызов. Примите его!
Жизнь – трагедия. Преодолейте её!
Жизнь – борьба. Выдержите её!
Жизнь – счастье. Сотворите его!
Проблемный вопрос:
Л.Н.Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь.
Может ли случай изменить жизнь человека?
Сегодня мы начнем изучать одно из интереснейших произведений русской литературы – рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала».
Петр Владиславович – отец Вареньки,
Для того чтобы лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на его композиционные части.
Одним из помощников нам послужит пространство и время произведения.
— Где происходит действие?
Слайд. Описание дома у губернского предводителя.
… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный.
— Что герой видит, когда приходит в доме губернского предводителя? (Добродушного старичка, добродушную жену его, прекрасную залу, великолепный буфет…)
-Какие чувства у Ивана Васильевича, когда он попадает в это пространство? (Положительные, ему всё нравится.)
— Что слышит Иван Васильевич, когда приходит в этот дом? (Звуки музыки, которые ему нравятся).
— Какое общее впечатление у вас создалось от этой картины?
1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».
2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».
3 группа. Работа по карточке «Образ Вареньки».
Перед вами лежат таблицы. Давайте их заполним.
Приемы изображения внутреннего мира героев.(Итог работы групп)
Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа
Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала
Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата
Слова, обозначающие цвет
Белый, розовый, атласный
Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.
Слова, обозначающие звуки музыки
Танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.
Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.
Слова, обозначающие чувства
Зала прекрасная, буфет великолепный.
Без вина был пьян любовью.
Препротивный инженер Анисимов – не могу простить до сих пор…
Неучтив с немочкой.
И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…
Не видал, как прошло время.
Восторг, благодарность, весел, доволен.
Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.
Любовался, смотрел с восторженным умилением.
Носки сапог особенно умиляли меня.
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже надувшегося на меня инженера Анисимова.
Счастье моё всё росло и росло. Я её любил. И боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.
Речь героев эпизода
Ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Гневный голос полковника.
Они знали что-то такое, чего я не знал?
Слова, обозначающие действия, движение
бил по лицу солдата;
грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.
1. Не мог поступить в военную службу.
2. Любовь пошла на убыль. Так и сошла на нет.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.
Проверка работы 3 группы. (Ответы учеников.)
— Почему, глядя на Вареньку, Иван Васильевич вспоминал её отца? (и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери…).
Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович?
— Насколько хорошо он выполняет эту роль? (на 100%)
— Ещё роль полковника. Работник. (тоже на 100%)
— Небольшая роль танцора (тоже на 100%)
— А от какой роли он отказывается и тоже на 100%? (От роли знакомого Ивана Васильевича.)
— Почему он это делает? Хочет ли он, чтобы кавалер Вареньки видел его в роли жестокого полковника?
— Тогда что мы можем сказать об этом человеке? О его характере?
(Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе.)
— Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)
— Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)
А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.
Может ли случай изменить жизнь человека?
В каких случаях это может произойти? (Ответы учеников.)
Обратите внимание на эпиграф, с которого мы начали сегодняшний урок.
Жизнь – вызов. Примите его!
Жизнь – трагедия. Преодолейте её!
Жизнь – борьба. Выдержите её!
Жизнь – счастье. Сотворите его!
Какая бывает жизнь? (Она разная. Мы должны принимать её во всех проявлениях.)
Слово учителя
Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.
— А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)
— В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)
— Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)
— Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)
— А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками.
Берегите свою жизнь.
Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.
Просмотр содержимого документа
«Толстой После бала Урок Конкурс»
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».
Приемы изображения внутреннего состояния героев.
Образовательная: изучить особенности композиции рассказа, рассмотреть приемы изображения внутреннего состояния героев.
Воспитательная: способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы.
Жизнь – вызов. Примите его!
Жизнь – трагедия. Преодолейте её!
Жизнь – борьба. Выдержите её!
Жизнь – счастье. Сотворите его!
Л. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь.
Может ли случай изменить жизнь человека?
Сегодня мы начнем изучать одно из интереснейших произведений русской литературы – рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала».
Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.
Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
Почему этот текст по жанру является рассказом? (Т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение)
— Почему рассказ называется «После бала»? (основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).
— Назовите действующих лиц рассказа.
Петр Владиславович – отец Вареньки,
Для того чтобы лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на его композиционные части.
На сколько частей можно разделить этот рассказ? (Две – основные; или 1 – как бы экспозиция, 2 – 3 –основные (до и после бала), 4 – как бы эпилог).
А на сколько частей делит текст автор произведения? (Не делит. Одна часть). Почему?
Есть ли какая-нибудь особенность в построении произведения? (Есть. Это рассказ в рассказе (литературный прием).)
В каком литературном направлении употребляли такую структуру произведения? (В романтизме. Лермонтов, Пушкин.)
Одним из помощников нам послужит пространство и время произведения.
— Где происходит действие?
Слайд. Описание дома у губернского предводителя.
… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный.
— Что герой видит, когда приходит в доме губернского предводителя? (Добродушного старичка, добродушную жену его, прекрасную залу, великолепный буфет…)
-Какие чувства у Ивана Васильевича, когда он попадает в это пространство? (Положительные, ему всё нравится.)
— Что слышит Иван Васильевич, когда приходит в этот дом? (Звуки музыки, которые ему нравятся).
— Какое общее впечатление у вас создалось от этой картины?
1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».
2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».
3 группа. Работа по карточке «Образ Вареньки».
Перед вами лежат таблицы. Давайте их заполним.
Приемы изображения внутреннего мира героев. (Итог работы групп)
Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа
Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала
Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата
Слова, обозначающие цвет
Белый, розовый, атласный
Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.
Слова, обозначающие звуки музыки
Танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.
Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.
Слова, обозначающие чувства
Зала прекрасная, буфет великолепный.
Без вина был пьян любовью.
Препротивный инженер Анисимов – не могу простить до сих пор…
Неучтив с немочкой.
И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…
Не видал, как прошло время.
Восторг, благодарность, весел, доволен.
Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.
Любовался, смотрел с восторженным умилением.
Носки сапог особенно умиляли меня.
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже надувшегося на меня инженера Анисимова.
Счастье моё всё росло и росло. Я её любил. И боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.
Речь героев эпизода
Ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Гневный голос полковника.
Они знали что-то такое, чего я не знал?
Слова, обозначающие действия, движение
Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;
бил по лицу солдата;
грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.
1. Не мог поступить в военную службу.
2. Любовь пошла на убыль. Так и сошла на нет.
Вывод: Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.
Проверка работы 3 группы. (Ответы учеников.)
— Почему, глядя на Вареньку, Иван Васильевич вспоминал её отца? (и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери…).
Как Варенька чувствует себя на балу?
Как она относится к Ивану Васильевичу?
Может ли она понять, по какой причине их взаимоотношения с Иваном Васильевичем «сходят на нет»?
Можно ли Вареньку назвать жертвой обстоятельств? Почему?
Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович?
— Насколько хорошо он выполняет эту роль? (на 100%)
— Ещё роль полковника. Работник. (тоже на 100%)
— Небольшая роль танцора (тоже на 100%)
— А от какой роли он отказывается и тоже на 100%? (От роли знакомого Ивана Васильевича.)
— Почему он это делает? Хочет ли он, чтобы кавалер Вареньки видел его в роли жестокого полковника?
— Тогда что мы можем сказать об этом человеке? О его характере?
(Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе.)
— Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)
— Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)
А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.
Может ли случай изменить жизнь человека?
В каких случаях это может произойти? (Ответы учеников.)
Обратите внимание на эпиграф, с которого мы начали сегодняшний урок.
Жизнь – вызов. Примите его!
Жизнь – трагедия. Преодолейте её!
Жизнь – борьба. Выдержите её!
Жизнь – счастье. Сотворите его!
Какая бывает жизнь? (Она разная. Мы должны принимать её во всех проявлениях.)
Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.
— А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)
— В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)
— Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)
— Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)
— А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками.
Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.
Слайд Нравственность по Толстому.
«Нравственность не может быть ни на чем другом основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы» (Из «Дневников»)