Признаки рождества в рассказе чудесный доктор

Сказки

1)Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению Чудесный доктор А….

Прошу писать своими словами и не копировать с этих же вопросов,уже отвеченные ответы.!
Спасибо большое …

1)Произведение А.И.Куприна «Чудесный доктор» можно назвать святочным рассказом. Во-первых, его действие происходит под Рождество. Во-вторых, в рассказе явно выражен мотив чуда, которое происходит, когда человек совсем пал духом. В-третьих, там есть обязательный для святочного рассказа счастливый конец.

2) Куприн подробно описывает витрины гастронома, которыми любуются бедные мальчики, чтобы показать контраст между жизнью их семьи и жизнью богатых людей. Проходя по улицам, Гриша и Володя Мерцаловы видят украшенные елки в окнах домов, богато одетых прохожих, экипажи.

3) Подробно описывая богато украшенные, полные вкусных вещей витрины магазина и нищее жилище семьи Мерцаловых, автор использует такой прием, как противопоставление. В сравнении с великолепной витриной, жилище Мерцаловых выглядит еще беднее.

4)Григорий, один из сыновей Мерцалова, впоследствии «выбился в люди» — выучился и стал банковским служащим. Из этого можно заключить, что Николай Иванович Пирогов стал для него примером для подражания на всю жизнь. Григорий, безусловно, последовал его совету » не падать никогда духом».

1)Рассказ Куприна описывает события накануне Рождества. Сочельник,везде наряжены ёлки,праздничные толпы народа, сверкающие новогодние деревья,украшенные витрины магазинов-всё это признаки рождественского рассказа и конечно чудеса,чудесный доктор,спасший семью,волшебные перемены в жизни главных героев.Ожидание чудес-это и есть главные признаки Рождества.

3)Куприн использует прием противопоставления,антитезы, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых.Роскошным,ярким и богатым витринам он противопоставляет нищенскую,подвальную и убогую картину жилища,гастрономическое изобилие-запаху нищеты. Противопоставление мира сытости и равнодушия,миру голода и отчаяния.Автору легко удаётся показать бедность семьи на фоне благополучия окружающих.

4)Гришка,старший сын Мерцаловых,стал Григорием Емельяновичем, после встречи с чудесным доктором,они с братом поступили в гимназию,за казённый счёт.Затем Григорий стал банкиром,занимая ответственный пост в банке,он всегда помнил о бедных людях и занимался благотворительностью,жертвовал деньги беднякам.Помня чудесного доктора,Григорий был честен со всеми и никогда не отказывал в помощи нуждающимся.

Источник

А.И. Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

специалист в области арт-терапии

Тема урока : А.И. Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

Цели урока : 1. Обучающие: обучать школьников работе в группе, индивидуальной работе, умению осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; закрепить понятие жанра рождественского рассказа. 2. Развивающие: развивать способности анализировать текст, делать выводы, развивать речь. 3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества (доброта, милосердие, сострадание, любовь)

1. Личностные: осознание и осмысление новой учебной деятельности, реализация творческого потенциала, работа в группе.

2. Регулятивные: умение поставить цель, устно формулировать ее, оценивать результаты своей работы в группе, осуществлять рефлексию по итогам работы.

3. Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнение членов группы, вести дискуссию.

4. Познавательные: овладение приемами отбора информации, формируем умение на основе анализа делать выводы.

Основные понятия: рождественский рассказ

Межпредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство, история.

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : Компьютер, мультимедийная доска, толковый словарь, выставка рождественских книг, презентация.

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

1. Пересказ ключевых эпизодов

2. Чтение и рецензирование письменных характеристик (по плану) доктора.

3. Сообщение о Пирогове.

4. Литературное краеведение: Куприн в Крыму.

III . Актуализация опорных знаний

1. Какие темы рассматриваются в рассказе?

2. Какую из тем вы считаете главной?

Беседа учителя : Умение служить людям всегда считалось высшей ценностью.

Делать добро людям- это душевная потребность, которая сохранилась в нас от далеких предков.

В нынешней жизни много зла, несправедливости, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство, бескорыстность людей.

Но добрый человек замечает в людях прежде всего хорошее, а злой- злое. Доброта слабых делает сильнее, сильных- великодушнее, а весь мир- чище и ярче. Поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Как красив человек, когда он честен, благороден, творит добро, помнит о милосердии, умеет быть благородным, помнит о хорошем и всем этим украшает свою жизнь и жизнь других людей. Человек, творя добро, делая хорошие поступки, притягивает к себе людей и учит их тоже быть хорошими- этим мы улучшаем жизнь на Земле. Все в обществе взаимосвязано. Поэтому мы так часто обращаемся к народной мудрости- поговоркам и пословицам о доброте, стихами поэтов, прославляющими лучшие качества людей. Какие же лучшие качество людей вы знаете?

Инсценировка одного из эпизодов повести (заранее подготовленные дети).

На сцене отец Мерцалов и врач.

Текст от слов: «Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку», до слов «По рецепту профессора Пирогова».

IV . Понятие о рождественском рассказе.

1. Рассказ учителя (о жанре рождественского рассказа).

Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых были обусловлены сферой их бытования- карнавальными и религиозными представлениями.

Признаки рождественского рассказа:

2. Материальный и духовный кризис героев рассказа, для разрешения кризиса требуется чудо.

3. Чудо- это не только вмешательство внешних сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

4. Светлый и радостный финал рассказа.

5. Социальная тематика рассказа.

Задание 1. Слова, присущие Рождественскому рассказу.

Задание 2. Ассоциативная цепочка «Из жизни рождественского города».

Задание 3. Ассоциативная цепочка «Из жизни семьи Мерцаловых».

IV . Все вы любите играть. Играем в литературную игру. Работа в группах.

Задание: составить диаграмму Вена. Что общего в характеристиках А.И. Куприна и врача Пирогова

Источник

Урок » А.И.Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ»

специалист в области арт-терапии

Тема урока : А.И. Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

Цели урока : освоение учащимися идеи рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» через анализ образов-персонажей и содержания ;

развивать способности учащихся анализировать текст, делать выводы, развивать речь; воспитывать нравственные качества, готовность помочь ближнему.

образовательные : способствовать формированию исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать, обобщать;

развивающие: развивать умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, формировать умение аргументировать свою позицию;

воспитывающие: развивать в детях чувство доброты, сострадания, участия к другим людям, содействовать развитию умения общаться между собой.

1. Личностные: осознание и осмысление новой учебной деятельности, реализация творческого потенциала, работа в группе.

Читайте также:  Рассказы крапивина для детей список лучших

2. Регулятивные: умение поставить цель, устно формулировать ее, оценивать результаты своей работы в группе, осуществлять рефлексию по итогам работы.

3. Коммуникативные: умение учитывать мнение других учеников, вести дискуссию.

4. Познавательные: овладение приемами отбора информации, формируем умение на основе анализа делать выводы

А как вы понимаете добро, что это такое?
(ответы учащихся)


Действительно, бесценно это человеческое качество – доброта, без неё невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподала нам урок доброты, милосердия. Это рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

( учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока)

Чудесного и необыкновенного достаточно много в этом рассказе, не обычен для нас и сам жанр данного произведения.

(Запись в тетрадях определения «святочный рассказ», с последующей записью признаков рождественского рассказа)

Признаки рождественского рассказа, нахождение данных признаков в рассказе:

Трехуровневая организация пространства рассказа (ад- земля- рай).

— Что, по вашему мнению, символизирует ад?

— Что символизирует землю?

(праздничный город, витрины магазинов)

— Давайте проследим путь наших юных героев с земли в ад;

«Освещённая яркими лампами витрина магазина», «ёлки в окнах, звуки весёлой польки», «всё малолюднее и темнее становились улицы», «пустыри, кривые узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры», «покосившийся ветхий дом, стоящий особняком», «грязный двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой», «подвал – подземелье».

Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления.

— Давайте в тексте найдем примеры приема контраста.

— Как вы считаете, почему автор строит рассказ на данном приеме?

— Найдите и зачитайте эпизод, характеризующий рай.

(с.15, последний абзац)

2. Материальный и духовный кризис героев рассказа, для разрешения кризиса требуется чудо.

— Какие материальные проблемы испытывала семья Мерцаловых?

— В чём причина этих проблем?

— Какие пути выхода из материального кризиса находил Мецалов? Привели они к успеху?

— Прочтите отрывок, свидетельствующий о духовном кризисе главного героя.

— Почему мысль о добровольном уходе из жизни не пугает Мерцалова?

(герой понимает, что уже ничего оне может изменить в жизни своей семьи, лн совершенно беспомощен)

(легче никому не станет, их жизнь сала бы ещё тяжелее, возможно, в скором времени все умерли бы от голода).

3.Чудо- это не только вмешательство внешних сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

— Что же в реальности произошло в жизни Мерцалова- чудо или случайная реальность?

— Кто совершил чудесное преобразование?

— Приходилось ли вам раньше в жизни слышать о докторе Пирогове?

— Профессор Пирогов – светило медицины, талантливый врач и очень хороший человек.

У ребят было дополнительное домашнее задание – подготовить сообщение о докторе Пирогове. Давайте их послушаем

— Где происходит встреча Мерцалова и доктора?

— Давайте прочитаем описание природы. Найдите метафоры, олицетворения, эпитеты.

— Можем ли мы сказать, что здесь автор опять использует приём контраста? Что противостоит красоте природы?

— Связаны ли между собой окружающая красота и мысли Мерцалова о «вечном сне»?

— Как появляется незнакомец?

— Какие чувства испытывает Мерцалов к нему?

Чтение по ролям диалога в парке.

— Что больше всего возмутило Мерцалова?

— Почему Мерцалов всё же доверился собеседнику?

4. Светлый и радостный финал рассказа.

— Давайте ещё раз прочитаем финал рассказа.

— Найдите в этом отрывке «рождественские слова»

— Вместе со смертью доктора умерло ли то добро, которое он дарил людям?

(нет, оно живёт в людях, в детях тех людей, которым доктор подарил чудо)

5. Социальная тематика рассказа.
— О чем заставляет задуматься рассказ?

— Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Умение служить людям всегда считалось высшей ценностью.

Делать добро — людям- это душевная потребность, которая сохранилась в нас от далеких предков.

В нынешней жизни много зла, несправедливости, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство, бескорыстность людей.

Но добрый человек замечает в людях прежде всего хорошее, а злой- злое. Доброта слабых делает сильнее, сильных- великодушнее, а весь мир- чище и ярче. Поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Как красив человек, когда он честен, благороден, творит добро, помнит о милосердии, умеет быть благородным, помнит о хорошем и всем этим украшает свою жизнь и жизнь других людей. Человек, творя добро, делая хорошие поступки, притягивает к себе людей и учит их тоже быть хорошими- этим мы улучшаем жизнь на Земле.

— Какими современными средствами можно мысли о добре донести сотням людей?

( Через телевидение, Интернет, баннеры, плакаты, через рекламу ).

Запишите текст о доброте, милосердии, любви к ближнему для социальной рекламы.

Пирогов Николай Иванович – один из самых знаменитых врачей – анатом, основатель анестезии, член Санкт-Петербургской академии наук.

Будущий доктор появился на свет 13 ноября 1810 года в Москве. Семья Пирогова выглядела следующим образом: отец Иван Иванович был казначеем. Дед Иван Михеич – военным, происходил из крестьянского рода. Мать Елизавета Ивановна из купеческого рода. У младшего Николая было 5 братьев и сестер. Всего у родителей было 14 детей, но многие умерли очень рано. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.
Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря.

Мальчик рано научился читать, и к восьми годам прочитал не один десяток книг и журналов на разных языках.

биография Пирогова Николая Ивановича как врача начинается с того, что в четырнадцать лет он был зачислен в Московский институт на медицинский факультет. Научная база была скудной, и за время обучения будущий врач не сделал ни одной операции. Но учитывая энтузиазм подростка, мало кто из преподавателей и однокурсников сомневался, что Пирогов – хирург. С течением времени желание врачевать только усилилось. Для будущего доктора лечение людей стало смыслом всей его жизни. Дальнейшая деятельность В 1828 году институт был успешно закончен. Восемнадцатилетний лекарь отправился за границу для дальнейшего обучения и получения профессорского звания. Всего через восемь лет он получил желаемое и стал во главе хирургического отделения университета эстонского города Дерпт (настоящее название – Тарту).

Читайте также:  Рассказ сладкова о природе 4 класс

Шестнадцатое октября 1846 года – знаменательная дата в истории. Впервые для человечества была проведена операция с использованием полного общего наркоза. Усыпляющим веществом выступил эфир. Краткая биография Пирогова Николая Ивановича не может не упомянуть, что именно врач дал научное обоснование и впервые успешно применил наркоз.

Великий врач также перешел от несовершенных крахмальных повязок к наложению гипса в 1852 году. По настоянию Пирогова, в военных лечебных учреждениях появились женщины-медсестры. Благодарю врачу обучение данного вида медицинского персонала получил мощное развитие.

Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-56 годах. Позднее это движение стало называться Общество Красного Креста.

В девятнадцатом веке еще не было сформировавшейся науки про витамины. Пирогов был твердо уверен, что морковь и рыбий жир помогает в ускорении выздоровления. Миру представлен термин «лечебное питание». Своим больным доктор прописывал «прогулки на свежем воздухе». Немалое внимание уделял гигиене.

Не стало Николая Ивановича 23 ноября 1881 года в его имении возле Винницы. Тело забальзамировали (также открытие Пирогова) и поместили в стеклянный саркофаг. В настоящее время отдать дань памяти ученому можно в цокольном этаже местного православного храма.

В военно-медицинском музее Санкт-Петербурга можно увидеть личные вещи врача, рукописи и предсмертную записку с диагнозом. Благодарные потомки увековечили память гения в многочисленных съездах, чтениях, названных в честь Николая Ивановича. Во многих городах разных стран открыты памятники и бюсты. Имя хирурга носят институты и университеты, больницы и госпитали, станции переливания крови, улицы, хирургический центр им. Н.И. Пирогова, набережная и даже астероид. В 1947 был снят художественный фильм «Пирогов». Болгария свою память выразила печатью почтовой марки в 1977 году с названием «100 лет с прибытия академика».

Источник

Рождественский (святочный) рассказ как литературный жанр (на примере рассказа А.И. Куприна “Чудесный доктор “)

специалист в области арт-терапии

Урок литературы в 6 классе

Тема : Рождественский (святочный) рассказ как литературный жанр (на примере рассказа А.И. Куприна “Чудесный доктор “)

— формирование понятия рождественский (святочный) рассказ

— развитие коммуникативной и культурологической компетенции учащихся

— воспитание чувств сострадания к ближнему.

Основные виды деятельности.

Различны виды пересказов. Устный монологический рассказ. Работа с листочками. Нравственный смысл рассказа. Нравственная оценка героев.

Анализируют условия и требования задачи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

1.Экскурс в историю

2.Поход к новой теме

Учитель: Что это за жанр и, так ли безвозвратно он ушел в прошлое?
-Что такое рассказ?
Ученик: Рассказ- то эпическое произведение небольшого размера.
Учитель: Можно ли назвать рассказ «Чудесный доктор» рассказом?
Ученик: Можно, так как это небольшое произведение.
Учитель: Когда произошло это чудо?
Ученик: Чудо в рассказе происходит на Рождество.

Показывается слайд Рождественские рассказы.
Основателем этого жанра был Чарльз Диккенс.
А, теперь благодаря А.И. Куприну, мы окажемся накануне Рождества в очень бедной семье Мерцаловых.

Учитель: Что мы знаем об этой семье?
С чего начинается рассказ?
Ученик: С описания витрины, гастрономического магазина. (Зачитать)
Учитель: Что чувствовали мальчики, глядя на витрину?
А куда приходят ребята после этой «сказки»?
Ученик: Домой.
Учитель: Где живут Мерцаловы? Как?
(Прочитать)

Учитель: Какое впечатление производит на вас изображение мальчиков и обстановка их дома? Как одеты? (легко, в заплатах одежда)
-Как автор изображает настроение героев, их отчаяние?

Анализ эпизода «Уход Мерцалова»

Учитель: Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагическая безысходная ситуация. Ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия- готовность помочь. Глава семейства видит выхода из сложившейся ситуации, он уходит из дома.
-Почему автор так подробно рассказывает, о чем думал Мерцалов, сидя на скамейке в саду?

Анализ эпизода «Встреча с чудесным доктором»
Учитель: Что подтолкнуло сдержанного, воспитанного человека Мерцалова к беспорядочным и озлобленным крикам?
-Почему старик не обиделся на грубость Мерцалова?
— Что мы можем сказать о докторе по портрету написанному автором?
-Оскорбил ли доктор нищих своими дарами?
-Как он ведет себя, почему не называет своего имени?
-Какой завет доктора усвоил Гриша на всю жизнь?
Ученик: Завет Пирогова: Главное не падать духом.
Учитель: Как вы понимаете слова Мерцалва: «Просто чудо свершил этот святой человек»
-Какое чудо происходит в рассказе?
Ученик: Чудо милосердия, чудо, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся.
Чудо деятельного сострадания, без ожидания благодарности за него должно стать естественным для каждого человека.

Вывод.
События в рассказе автор располагает не в хронологическом порядке, это нужно ему, чтобы создать определенное настроение рассказа(печальное, мрачное, угнетающее) эмоциональное движение сюжета от настроения трагизма и безнадежности к счастливому радостному финалу.
Значит, то, что изображено в рассказе «Чудесный доктор» и есть рождественский рассказ.

Источник

Журнал Педагог

Автор: Овчинникова Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №3»
Населённый пункт: город Ступино Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «А. И. Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ»
Дата публикации: 22.02.2019
Раздел: среднее образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока литературы в 6 классе

«А. И. Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ»

Овчинникова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и

МБОУ «СОШ №3» г. о. Ступино

Тема урока: «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций

с приложением на электронном носителе. В 2 частях. (В.П. Полухина, В. Я.

Читайте также:  Рассказ шолохова судьба человека заставил меня задуматься

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель урока: определение темы и идеи произведения, дать понятие о жанре

самостоятельной работы, монологической речи, выразительного чтения; учить

давать характеристику героев, описывать иллюстрации.

рассказа; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского

рассказа; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в

тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока,

оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию, готовности

ыставка книг «Рождественские рассказы русских писателей»; эпиграф к уроку

«Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица)

I. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания (пересказ произведения от лица разных

героев, устное рецензирование выступлений.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по содержанию рассказа

Что мы узнаём о семье мальчиков из описания «подземелья» и его

— Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении?

— Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?

2. Составление кластера

Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:

1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли

вокруг дёсен. » (Емельян Мерцалов)

2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от

горя лицом…» (Елизавета Ивановна)

3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя

образцом честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)

4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем,

идем… Нечего тут…» (Володя)

5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие

глаза смотрели пристально..» (Машутка)

6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и

захлебываясь..»? (Грудной ребёнок)

3. Роль пейзажа и портрета в произведении

Прочитайте пейзажную зарисовку на стр. 10. С помощью каких средств А. И.

Куприн передаёт красоту зимнего пейзажа? ( С помощью возвышенных слов,

метафор, олицетворений, эпитетов)

— Какова роль пейзажа?

— Какую роль играет портрет Мерцалова?

— Как Куприн создаёт портрет «чудесного доктора»?

— В чём проявляется «чудесность» доктора?

«неожиданного благодетеля» становится известна из аптечного ярлыка. Это,

оказывается, был сам Пирогов.)

— А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н. И. Пирогове, писал о реальном

человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите о нём узнать?

4. Сообщение о Н. И. Пирогове (один из обучающихся выступает с заранее

подготовленными сведениями о докторе Пирогове)

– Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание,

сочувствие? Запишите их значение в свою тетрадь.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью

Вопросы для беседы:

– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить

сочувствие людьми рождаются или становятся?

– Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или

сочувствия? Расскажите об этом.

– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не

ответил, сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали. Возвращайтесь-ка домой

– Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен

любой человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют

фамилии. Я очень рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на

добрые дела и поступки.

– Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с

подзаголовком «Истинное происшествие». Почему он это сделал?(Хотел

подчеркнуть то, что история реальная, жизненная, а не придуманная.)

Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот,

кто думает более о других, чем о себе.

– Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими

словами называет его? (Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор,

неожиданный благодетель, святой человек.)

Благодетель – лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь,

– Как Мерцалов все же узнал настоящее имя «чудесного доктора?

6. Особенности рождественского рассказа.

В тетрадях обучающиеся записывают определение рождественского рассказа

и его особенности.(работа с учебником стр 4, 5)

Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр,

относящийся к категории календарной литературы ихарактеризующийся

определенной спецификой в сравнении страдиционным жанром рассказа.

Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой – ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

– Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»?(1, 2, 3

особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного

превращения как такового не произошло, а вот жизнь после вмешательства

прекрасного доктора изменилась к лучшему. Назидательности, ярко

выраженной морали в рассказе нет, но есть нравственный урок добра и

писателей» (проводит учитель).

IV. Закрепление изученного материала

проблемы, которые поставлены автором в рассказе. Мы поняли, что в основе

рассказа лежат реальные события, взятые из жизни. Познакомились с жанром

рождественского рассказа и его особенностями. Узнали, что и другие русские

писатели обращались в своем творчестве к святочным рассказам. Урок показал,

что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает. Его пытливый ум и взгляд

на мир нам интересны.

— Как бы вы определили тему рассказа «Чудесный доктор»? (Тема служения

— Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого рассказа? (Никогда не надо

отчаиваться: на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать

настоящим чудом. Добро, отзывчивость, которые получил человек, он должен

нести другим. Служение людям — самая благородная цель человека.)

2. Работа с иллюстрацией (Описание иллюстрации Н. Салиенко к рассказу

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете

выбрать сами. Оно перед вами:

1. Быть «чудесным доктором» – это значит.

4. Милосердие я понимаю так.

5. Рассказ заставил меня задуматься.

6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что.

7. Рецепт профессора Пирогова в том, что.

8. Актуальность рассказа заключается в том, что.

9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только.

Источник

Познавательное и интересное